Бывает у вас такой особый зуд, который возникает раз в несколько лет и требует - давай, ну давай уже ставь Морровинд, перепройди 'Тени Амна', а еще срочно нужен Арканум, ну и Клинок Армагеддона давай уже, давай, ну или хотя бы пересмотри режиссёрскую версию "Властелина Колец"?
Если да, заскакивайте в наш паровозик имени славных добрых деньков, следующий по маршруту ностальгических нулевых с остановками в "Icewind Dale", "Baldur's Gate", "Alpha Centauri" и “Neverwinter Nights”.
Ох этот Невервинтер! Никогда не замерзающий город, омываемый теплым течением. Жемчужина в сердце севера. Оплот цивилизации, город высоких магических башен, просторных и светлых храмов, набитых сокровищами дворянских особняков, а уж бордели-то... Ну да я отвлекаюсь. Красивый, в общем, город, только вот трупы на улицах несколько портят общий вид. Но ничего не поделаешь - чума, чума на оба ваших дома накрыла обожаемый лордом Нашером город. Денно и нощно работая над возможным лекарством, архимаги смогли его найти, но только ценные компоненты прямо из под их носа похитил какой-то загадочный культ...
Спасти город придется лично нам, приключенцу, которому эту миссию в ультимативном порядке поручает паладинка леди Арибет. Отказаться и свалить в закат не выйдет - зачумленный город всё равно на карантине.
И мне хотелось бы дальше написать, что нас ждёт сложный и глубокий
сюжет, неоднозначные персонажи с трагической судьбой, тягостные моральные выборы с неоднозначными последствиями и, конечно, яркие, запоминающиеся злодеи. Хотелось бы. Но я не могу. Ничего этого в игре нет.
За этим всем в “Baldur's gate”, вышедшую на четыре года раньше. Её сюжет не устаёт меня поражать своей изящной подачей и своей сложностью даже спустя годы. Когда маленькая бутылка с зельем, найденная в шахте, в итоге приводит нас сначала к узлу сложных политических интриг, за которым оказывается у два раза более запутанный узел интриг божественных. И всё это время у нас есть личный мотив для мести злодею, который постепенно раскрывается - от загадочной фигуры в черных доспехах до... а впрочем, вы или сами знаете, или не стоит спойлерить.
Но “Невервинтер” не может предоставить ничего похожего. Мы просто охотимся за дурацким культом. Арибет просто страдает монологами о своём - при ближайшем рассмотрении раздражающе инфантильном - кризисе веры. Мол, зачем быть паладином бога справедливости, когда мир такое несправедливое место, а вся жизнь - такая борьба. Пойду назло Тиру отморожу уши. Сопереживать ей как-то трудно, а сказать, что она перепутала небо со звёздами, отражёнными ночью в поверхности пруда - не позволяют диалоговые опции. Да и вообще, товарищ эльфка, вы бы сходили к верующим в Ао, позаливали им, как вам трудно жить и находить смысл в религии. Которые всю жизнь сидят в пустыне, прислушиваясь к Его великому молчанию, а Ао просто продолжает молчать.
Спутники не лучше - у них хоть и есть атавистические личные истории и квесты на лояльность, но они требуют только нахождения на локациях определенных предметов и не предлагают какого-то выбора. Ничего похожего на маленькие трагедии в Балдуре, когда тебе предлагалось выбрать между тем, что ты останешься без паладина в партии и тем, что детишки этого паладина останутся без бати. А девочку с ампутированными крыльями помните?..
Неплох только злой монах Гримгно, бывший соратник аж самого Бренора Боевого Топора, проникновенно рассказывающий всякие страшилки про свой зловещий-зловещий орден Долгой Смерти, в которую он уверовал после очередной безнадёжной и кровавой битвы за Мифрил Холл. Да и то я ценю эти баечки в основном потому, что мне ностальгически дороги отсылки к историям про Тёмного Эльфа и его соратников, которых были прочитаны несчётные тома. Пятнадцать или семнадцать, это не точно.
Тут даже есть
романы. Но по сравнению, скажем, с Mass Effect-том они похожи на древних рыб, которые пробуют как-то ходить плавником, но следующие миллионы лет это будет получаться не очень. Нам даётся один диалог, в котором можно признаться во внезапных чувствах персонажам противоположного пола, после чего они немедленно соглашаются, что вы их судьба. В принципе, я даже призналась всем - эльфке-паладину Лину, бардессе Шарвин и, конечно, леди Арибет - (проходила за мужского персонажа) - их это не смутило. Ну ладно, притворимся, что это не плохие скрипты, которые не проверяют, что у тебя нет параллельно другого романа, а просто широкие взгляды разработчиков.
Самое досадное, пожалуй, что тут даже
злодея никакого нет - только боссы локаций, к которым наша история даже не всегда имеет толковое отношение. Сходи в тот лес, там глубокая нора, в ней темнейшая дыра, там в глуби во тьме печальной - дракон, наверное его надо больно застрелить из арбалета в хвост, это почти наверняка продвинет сюжет.
Дизайн локаций тоже напоминает о том, как сейчас уже не делают - огромные и диковинно пустые леса, скучные подземелья в три-четыре уровня и с пачками одинаковых мобов, куча беганья туда-сюда, чтобы нажать, например, нужный рычаг и очень минималистичный фаст-тревел - в общем, пробитые через консоль “сапоги скорости” - это не только средство передвижения, но и способ не уехать кукушечкой от скуки, пока ваш персонаж куда-то бежит.
Короче, не за эти все штуки фанаты любили игру.
А за волшебное чувство, когда ты первый раз открываешь сине-черное меню генерации персонажа и из колонок играет прекрасный Джереми Соул. За атмосферу. За тонны лора по миру Забытых Королевств, выпрыгивающие на тебя из каждого утюга. За в общем-то вкусную для своего времени
боевую систему с кучей классов, престиж классов, всяких навыков, перков и тонкостей.
Можно было сделать своего персонажа рейнджером и завести ручную пантеру! Или волшебником и расколдовывать запертые сундуки вместо того, чтобы возиться с отмычками. А можно было сделать плута, выпить зелье невидимости, тихонько подкрасться к дракону, обложить его в три слоя ловушками и только потом завести с ним разговор, заканчивающийся взрывом всей зверушки.
Любили и за красивую по своим временам
графику... Эх. Ну тогда и Морровинд казался изумительным, а разве сейчас на него взглянешь без слез? Не всем дано стареть с достоинством, и тут игры со старым 3d проигрывают нетленно прекрасной изометрии.
Храмовый Квартал Врат Балдура навсегда останется волшебно красив, Горящая Библиотека в "Тирании" никогда не потускнеет, Третьи Герои всегда будут радовать глаз. Но вот Ульфрику Буревестнику уже из относительно свежего Скайрима не взглянешь в глаза без сожаления о том, какой он, Ульфрик, страшный буратина.
И то, что перед нами “улучшенное издание”, которое “улучшали” аж два года - в плане графики ничего не решает - нормальное масштабирование интерфейса не работает, 3d модели такие же незатейливые, текстур при переделке, кажется, новых не завезли. Изменили эффекты освещения, но общую картинку это мало меняет.
Ах да, сделали пачку
платных премиум-модулей, но разорви меня коcмический хомяк, если я притронусь к чему-то за авторством команды, ответственной за “Осаду замка Драгонспайр”, аддон, который должен был служить сюжетным мостом между BG1 и BG2, но служит только средством вывиха мозга.
И вот почему я думаю, что сейчас уже
не стоит проходить Невервинтер, если вы его не проходили тогда. Вау-эффект от ручной пантеры больше не работает. Солнечные лучи в лесу Невервинтера - не поражают. Да и битвы с боссами не такие уж и тактически интересные… Я уже не говорю про паззлы. В аддоне Hordes of Underdark прекрасная вторая глава в городе добрых дроу, но вот от третьей, в ледяном аду, почти физически больно, такая она скучная. Ад должен быть весёлым!
Все шестьдесят часов, что у меня ушли на прохождения игры и двух её дополнений, мне было сиротливо и тускло, как стоять на трамвайной остановке в феврале. Магия ушла в песок. И только музыка не постарела.
У этой мантикоры такое лицо, что её даже жалко. Кажется, она когда-то давно уже допросилась кирпича.

Казалось бы, за два года можно было как-то поиграть со шрифтами. Но нет.

Старая картинка меню была лучше!

Световые эффекты не очень спасают...

4...

На героя набегает шерстяной волчара:

Это могло бы быть даже уютно, не будь так угловато.

Дракоша ничего:

знаешь, Грымжа, нам тут не рады...


Вампиры.

Драколич, грозный соперник:
https://julia-denisova.livejournal.com/1180222.html