Виктор Пелевин - Generation "П"Еду я в трамвае, смотрю в окошко - и понимаю, что всё, прогрузился мне в мозги Пелевин на всех своих мегагерцах и мегабитах, а потом еще и обратно выгрузился, необратимо изменив реальность. Перед окном трамвая стоит пыльный грузовик с надписью "подбор персонала Romashka", а в голове у меня немедленно начинает шевелиться, ёрзать маленький такой Вавка Татарский, затирающий в "потном валу вдохновения" про удачный заход в коллективное бессознательное таргет-групп на гадания по ромашке, заигрывания с псевдославянским стилем и еще какую-то грибную дичь с берёзовым Спрайтом.
Хотя, если вдуматься - Вавка-то всегда тут был, это мне книга в руки раньше не попадала.
И тогда, в девяностые, приходилось ходить в школу мимо горящих мерсов и кровавых пятен как будто без Вавки. А на самом деле - с Вавкой. А потом, несколько лет спустя - толочься у полочки с благовониями в "Пути к себе", не зная, что в очереди может быть рядом он, Вавка. Вон там, между стеллажом с руническими шаманскими путешествиями и аппаратом для фотографирования ауры.
Книга, что характерно, продолжает шагать в ногу со временем. Наверняка Вавка и сейчас где-то рядом - снимает дикую предвыборную похабщину про "геев на передержке", так как чем больше рекламных денег улетело в ведро - тем, оказывается, лучше.
А покуда книжка об меня как-то дочитывалась, оказалось, что под заголовком "солидный господь для солидных господ" есть статьи у РПЦ.
Наверное, соратник Татарского на поле сражения за умы потребителя, Саша Бло, в том же богемном тоне, теперь пишет в интернет-издания статьи про какую-нибудь культурную аппроприацию и взгляд на глобальное потепление с точки зрения постколониальной номадической феминистической гласиологии.
Можно, можно было бы написать, что герои книги близки к народу, а реалии и дух времени схвачены просто до ужаса хорошо. Но это как-то плоско и пошло выходит, к тому же Вавка и сам говорит, что главное в нем - культурный код. И он пойдет, как родной пойдет этот код на вашей культурной операционке, если вы выросли в этой стране и в это же время.
Болезненно хорошо в происходящую в книге гиперреалистичную фантасмагорию вписаны и критика бездумного потребления, и предупреждения про то, то важно не путать личность с identity, и огромная, искреняя грусть про то, что происходит с информационным обществом в эпоху постправды.
Пелевинские книги хочется не то, чтобы обнять и плакать. Скорее, обнять и смотреть с ними в одну точку расфокусированным, потухшим взглядом, в темной глубине которого плещутся древние змеи, дух Че Гевары, крепкий чай, время глубоко за полночь и zeitgeist.
Виктор Пелевин - Empire V.Чем дальше в лес, тем больше вампиры "хорошеют". Начав свой путь из неприглядной мифологической ниши, которую они делили со всякими вурдалаками и утопцами, вампиры со временем обросли аристократической утонченностью, нажитой за века уединения интеллигентностью и нездоровым блеском элитизма, отвоевав себе место на киноэкранах и в девичьих грезах.
Вас тоже уже допекла романтизация паразитов? Тогда роман Пелевина EmpireV имеет шансы вам понравиться: вампиры тут мерзкие. Пелевин давит не на физическое омерзение, а на моральное, свободно исследуя, насколько пустой, потребительской, манипулятивной напыщенной тварью можно изобразить в прошлом человеческое существо, прежде чем картина распада всего человеческого в человеке станет читателю совершенно невыносима.
Роман построен в основном на диалогах, в которых старые и опытные упыри учат новичка Раму, главного героя, примудростям вампирской жизни. И чем старше упырь, тем у него гаже взгляд на мир, на людей, на науку или на отношения. Иногда получается очень едко и тогда даже обидно такое читать. А иногда сразу полный абсурд, вроде уроков секс-маскировки, где герою объясняли важность битья партнерши во время секса, во имя честности отношений, чтобы, значит, не привязывалась и не строила иллюзий.
Мир романа крайне тягостный - в нем всё действие происходит в придонном душевном иле, в котором копошатся раздутые вампиры-пиявки, и никакого луча света в этом темном царстве нет. Главный герой на фоне всех остальных выглядит почти невинно, но это от недостатка опыта, а не от достойной моральной позиции или каких-либо принципов.
Пелевин и раньше нещадно бичевал общество потребления, но в EmpireV он в этом бичевании едва ли не в боевое безумие впадает - мол, нету ничего у человека, кроме этих актов потребления. Всё общение сводится к демонстрации собеседнику элитности своего потребления, а вся культура - к поддержанию в человеке чувства собственного бесконечного убожества, отвлечься от которого можно, опять-таки, только через потребление. Открытия - даже они являются результатом желания сделавших их ученых потреблять больше благ или власти.
Понятно, что это совершенно упыриный взгляд на мир, но зато очень последовательный и мрачно-реалистичный. Зачем автор подвёз читателю эту цистерну цинизма, я, правда, не совсем понимаю - никакой альтернативы упыриному взгляду в романе нет, только немного различаются сорта упырей.
При этом всем книга мне понравилась, но это странное такое понравилось, читаешь и всё вроде очень-очень плохо, но зато узнаваемо и жизненно, что автоматически порождает приятное теплое чувство.
М. Дж. Алтер - Наука о гибкости.Растяжку часто воспринимают как что-то очень лёгкое, простое, доступное, безопасное, всем нужное. Видимо, срабатывает когнитивная эвристика, что силовые тренировки - это сложно, и для качков, и можно гирю на ногу уронить, а растяжка - поставил себе две табуретки и тренируешь шпагат, как у Ван Дама. И это как будто бы совершенно безопасно, и без тренера можно заниматься, и без знания анатомии.
Этой же проблемы касался Броуд в своей замечательной книге
"Научная Йога". Про йогу тоже часто думают, что это проверенная веками целительная гимнастика, в то время, как ничего из этих утверждений не верно. Но книга Броуда читается легко и даже практически детективно, а "Наука о гибкости" - сложная для чтения книга, ближе к обзору имеющейся литературы и исследований, чем к тонкому и звонкому научпопу.
Автор очень подробно и методично останавливается на всех понятиях - и что такое гибкость, и что такое растяжка, и что такое мышцы, связки и фасции, как это устроено на клеточном уровне и как механически работает. От главы про белковые комплексы в мышечных клетках и вовсе глаза на лоб лезут, а ведь я люблю, в принципе, биологию. Но это не плохо - просто надо понимать, что у книги достаточно высокий порог вхождения.
Так что если вещи вроде "дегенерация проприорецепторов с возрастом повышает риски потери равновесия, также снижается периферическая вестибулярная возбудимость" - выглядят для вас абракадаброй, то книгу я не рекомендую, а вот если более-менее понятно, то можно читать.
Главы про запас движения в суставах замечательные и иллюстрированы очень подробно и наглядно, а в конце книги приводятся упражнения на растяжку.
И еще там очень важная, на мой взгляд, глава про гипермобильность, которой уделяют незаслуженно мало внимания, и которая серьезно повышает риск травм.
Автор также анализирует, какие из популярных упражнений на растяжку травмоопасны, причем, опять же, с наглядными картинками, где ущемляются нервы, где страдают межпозвоночные диски.
В итоге: растяжка рекомендована не всем, и не везде. Хорошо бы понимать, как работают суставы и связки и могут ли они вообще данный объем движения обеспечить. Излишняя растянутость повысит риск травмы, а красивый и фотогеничный шпагат по жизни не особенно кому-то нужен. Ну и совсем здорово было бы консультироваться с хорошо разбирающимися в биомеханике специалистами, прежде чем что-то где-то тянуть, чтобы потом не консультироваться с травматологами.
https://julia-denisova.livejournal.com/1150347.html