• Авторизация


books 19-06-2018 10:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Джозеф Конрад - Юность.
К концу моей юности я, кажется, прочитала уже не один десяток рассказов или повестей с названием "Юность".
"Юность" Конрада - совершенно дивная история про катастрофически неудачную транспортировку угля, причем если бы мне кто-то сказал, что история про транспортировку угля может быть такой остросюжетной и познавательной, я бы ему не поверила.
Самая удивительная штука, что уголь может спонтанно возгораться, причем это становится более вероятно, если уголь намок, а потушить горящий в трюме уголь никак нельзя, так как он становится только более мокрым и горючим.

И так, у вас в трюме горит уголь, вы должны были привезти его в Бангкок уже несколько месяцев назад, под вами практически разваливается ваше судно, и вам, главное, очень весело, ведь это Юность. Время, когда любые самые катастрофические или объективно страшные события воспринимаются, как закаляющие дух испытания и удивительные приключения.

Джозеф Конрад - Тайфун.
Капитан Мак-Вир обладает характером нордическим, стойким. И некоторой узколобостью. и полным, что уж там, наиполнейшим отсутствием воображения. Когда-то, когда он был юным капитаном Мак-Виром, он читал про тайфуны в морских книгах, ну так и что ж, что барометр шалит, и широта подходящая, и сезон самый тот - мало ли, что люди в книгах пишут, всё ерунда.

А ты, читатель, с затаённым дыханием следи, как швыряет теперь судно, как стихия разносит в щепки хрупкие деревянные людские скорлупки спасательных шлюпок, как команда сходит с ума от ужаса, не теряя при этом как-то юмора и героического настроя.

Рассказ-катастрофа - явление, пожалуй, не уникальное, но вот экспозиция героев - она аж до мурашек хороша. Тут и храбрый в виду полной стоеросовости капитан, и отчаянные помощник Джакс и механик Саломон, письмами которого зачитывается дома его восторженная жена. Да так, что соседи, и даже пастор, считают её немного блаженной, так как все фразы она начинает с "Саломон говорит".

Герои такие живые, что ты их видишь, голубчиков, прямо глазами - вот огромные руки, вот мясистые уши, вот поджатые неразговорчивые рты. И если, например, Сапковский любит добавлять в свои тексты запахи, то Конрад не стесняется на всяческие кинестетические подробности, да так, что хочется выжать промокшую от морской воды рубаху после чтения, да вылить по стакану воды из каждого тапка. Люблю такое.

"Ураган ревел, потрясая маленькую рубку, казавшуюся непроницаемой для воздуха. Огонь в нактоузе все время трепетал.
- Тебя не сменили, - продолжал капитан Мак-Вир, не поднимая глаз. - Все-таки я хочу, чтобы ты стоял у штурвала, пока хватит сил. Ты приноровился к ходу. Если на твое место встанет другой, может случиться беда. Это не годится. Не детская игра. А у матросов, должно быть, хватает работы внизу… Как ты думаешь, сможешь выдержать?
Рулевая машина отрывисто звякнула и тут же остановилась, окутавшись паром, как залитый костер; а неподвижный человек с остановившимся взглядом страстно проговорил, словно вся жизнь его сосредоточилась в губах:
- Ей-богу, сэр, я могу стоять у штурвала хоть вечность, если никто не будет со мной говорить.
- О да! Хорошо!
Капитан впервые поднял глаза на этого человека: Хэкет.
"

Виктор Пелевин - Проблема верволка в средней полосе.
Организуя себе туристический досуг по передовым российским деревням, по возможности избегайте:
- сельских кинотеатров
- вечерения вокруг
- сбиваться с пути при возвращении к станции
- сборищ людей в странной одежде, слушающих странную музыку
иначе в вашей жизни может появиться совершенно новый, волчий смысл.

Случайно завалившаяся за другие файлы непрослушанная "модель для сборки" - что, тут спрашивается, вообще может быть лучше. Начитка как всегда дивная, и если вы твердо уверены, что аудиокниги это медленно, скучно и не ваше - попробуйте этот рассказ послушать, а вдруг всё-таки понравится?

Виктор Пелевин - Желтая стрела.
Проснувшись солнечным и немного пыльным утром, позавтракав комковатой манкой и отстояв своё в очереди в туалет, герой рассказа с трудом, но вспоминает - он в поезде. Но куда тот идет, никто не знает. И поезд никогда не делает остановок. А сегодняшний день - такой же, как пять лет назад, только что там было, эти пять лет назад, реальны ли они?

В этой постмодернистской притче есть то, за что мне нравится Пелевин - неуловимое ощущение общего контекста, когда ты читаешь про манку и крошки на скатерти и объемно ощущаешь этот образ самим своим существом. А автор играет симфонию узнаваемой обыденности, вот тут растянутые спортивные костюмы, вот тут схемы с валютой, вот тут гранёный стакан в подстаканнике.

Ну и все это становится даже лучше в начитке любимой МДС.

Генри Лайон Олди - Путь Меча.
На турнире весельчак и непревзойденный фехтовальщик, высший Чен Анкор теряет правую руку, а с ней и два своих главных свойства характера.
Чен тоскует, пъёт и подумывает вскрыться традиционным семейным ножом Анкоров, но дальше в сюжет вовлекается мистика, живая сталь и даже оказывается, что руку Чену отрубили не просто так, а с особенным, философским смыслом.
Заодно Чен узнает, что параллельно на земле существует цивилизация разумного оружия, которая себя-то и считает единственной разумной, а людьми это оружие вертит как хочет, и зовёт их просто придатками.

Восточный колорит, небанальный сеттинг, полигамия напропалую, экшен и стихи в этой книге так заманчиво обещали сделать её интересной. Но хрупкие ростки нетривиальности оказались раздавлены пятой оринтированности этой книги на подростков.
Я разгадывала резкие да дерзкие повороты сюжета на пол книги вперед и скрепя сердце читала философствования главного героя о жизни, которые, увы, совсем не соответствуют его книжному возрасту в тридцать с чем-то лет, зато здорово соотвествуют young adult, и даже видимо специально для этого написаны частично большими буквами и с постоянными повторениями.

Я и с первого раза запомнила, что ты Один Против Неба, Чен, а на второй десятке упоминаний об этом мне захотелось сделать из этого какую-нибудь аббревиатуру, ОПН, для краткости.
Пафос здорово портится об то, что на самом деле Чен не один - почти всю существующую в книге движуху организует его многочисленная свита, в процессе повествования только прирастающая по принципу "поконфликтовали-помирились-теперь друзья".

Идею фехтования с читателем на боевых клише ловко дополняют и женские персонажи, которые хотя и описываются всего двумя параметрами - размером глаз и размером груди, зато не преминут упасть в объятия главного героя без всяких усилий с его стороны. Правильно, зачем они вообще еще нужны, персонажи эти ваши женские. Личностью что ли обладать или волей. Вот размер груди и привычка в любой непонятной ситуации рассказывать герою, что он жеребец - это да!

Воли тут и герою не то, чтобы отсыпали - его куда-то несет через полкниги обстоятельствами и неугомонными друзьями, чтобы, когда наконец настанет решительный момент, он собрался бы и сделал... ничего. А потом все побратаются и пойдут пить и пировать.
Не знаю, почему таким безволием поражены герои едва ли не половины отечественного фентези - фраевскую серию про Макса я тоже читать не смогла, там тоже свита суетится, герой не делает ничего, потом всё хорошо устраивается как-то само и все пьют вместе кофе.
Читать про такую сюжетообразующую прокрастинацию, на мой взгляд, безгранично скучно.

Можно было бы расслабиться и, раз герои с героинями не удались, понаблюдать за миром, но и не тут-то было.
Мир описан настолько схематичными штрихами, что читатель все время бьётся своей головой недоверия о притолоку сомнения.

Если в этом вашем Кабире все от мала до велика такие мастера меча и прекрасно фехтуют, то откуда у них время и лишние калории на тренировку? Что они едят, на каких землях пируют так, что даже крестьяне или писцы могут себе позволить роскошно владеть оружием?
Откуда столько стали в стране и кто и где её добывает?
Если в обычаях брать много жен, но женщины вроде как равноправны - то им зачем вообще сдалось толпой за кого-то замуж выходить? Как они там предохраняются, в этом древнем мире, да так отлично, что главный герой спит с девицей из благородного дома годами, не будучи на ней женат и ничего им за этого не случается? И почему девочек вообще больше, чтобы было несколько жен на одного мужчину, если войны, например, нет?

И таких вопросов все больше и больше с каждой страницей, так что в какой-то момент любое удовольствие от погружения в другой мир становится недоступно.
Культуры тоже не доложили - ну ладно Чен вырос в Кабире, вдали от родного Мейланя, но почему даже в Мейлане все ведут себя точно так же, как в Кабире, видимо так же одеты и вообще совершенно культурно гомогенны?
Ну что стоило проиллюстрировать, что вот приехал такой чужестранец Чен в родной Мейлань и не знает, ни как оби подвязать, ни как в гэта ходить, раз Мейлань - это тут такая Япония?

У книги был потенциал, но ей в итоге не хватило ни логичности и осязаемости сеттинга, ни интересных героев. В общем хотели как лучше, а получилось как всегда, классика.

https://julia-denisova.livejournal.com/1145889.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник books | lj_julia_denisova - Мультимодальный олдфаг | Лента друзей lj_julia_denisova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»