«Битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона…» Англичане любят повторять эту фразу, сказанную когда-то герцогом Веллингтонским. Наиболее чтимый своими соотечественниками полководец подчеркнул в ней роль подобных школ в формировании элиты общества. Назначение такой школы – воспитать джентльмена; назначение джентльмена – возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний. Так принято трактовать крылатую фразу «железного герцога». Об Итоне и других публичных школах слышал всякий, кто читал «Театр» Сомерсета Моэма или знаком с английской культурой по любым другим источникам. Но, возможно, не все видят в известном словосочетании некоторое противоречие, о котором я и хочу рассказать. Дело в том, что слово «публичный» в нашем, да и в английском, понимании – это, конечно, принадлежащий публике, обществу, общественный, открытый, гласный. Однако «публичная школа» в Англии отнюдь не так доступна населению, как следует из названия. В книге «Корни дуба» Всеволод Овчинников пишет: «Уже самое название сбивает с толку своей парадоксальностью. Если «публичный дом» означает в Англии просто-напросто пивную, то «публичная школа» – это не что иное, как частная школа». Ответ на вопрос, почему частная школа называется публичной, следует далее: «Публичные школы существовали в Англии со Средних веков. Они давали классическое образование, необходимое для публичной карьеры, какой в ту пору считалась деятельность служителя церкви или государственного чиновника». Такое непосредственное отношение к публике, к народу имеют престижные дорогостоящие публичные школы Англии, мечтая о которых для своего чада, английский отец или мать обивают пороги Итона или Винчестера, Харроу или Регби. |