Зеленоградск подарил мне удивительный опыт – посещение выставки частной коллекции. Раньше мы были в Кириллове на тематическом показе русского церковного барокко, где выставлялись экспонаты из различных музеев и частных коллекций. Тогда выставка произвела очень сильное впечатление (о ней здесь https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post498133499).
А тут выставляется одна коллекция. Как это происходит? Что и как показано? Очень интересно.
Выставка «Старинные игрушки. Частная коллекция» расположилась хоть и в туристическом районе, но в стороне от основных маршрутов. Двухэтажная прусская вилла не бросается в глаза среди себе подобных. Обращаешь внимание сначала не на здание, а на вот такой раритет, стоящий рядом.
И уже потом замечаешь удивительные часы. Каждые полчаса начинает звучать мелодия и паровозик с четырьмя вагончиками (второй – платформа с часами) отправляется в путешествие из Красноярска в Кранц.

Из Красноярска, потому что именно там начала собираться коллекция. А на заднем плане мелькают названия городов – Турин, Париж, Филадельфия, Нью-Йорк, Лондон… Оттуда приехали куколки в этот дом. Но это я пойму потом, уже после посещения экспозиции, занимающей два этажа (8 залов). А пока очарованно любуюсь малышами, едущими в путешествие.
Одна поёт, другой смеётся, третий язык показывает, двое разговаривают… Вагончики качаются, отчего куклы, кажется, оживают…
Внутри встречают гостей две большие куклы (90 см).
В белом платье – прусская королева Луиза, выпущенная фабрикой Армана Марселя в Германии в 1910 году, к 100-летию со дня смерти королевы.
Очень красивая фарфоровая кукла с приоткрытым ротиком и тёмными мигающими глазами, в антикварной одежде, расшитой жемчугом, и даже в меховой мантии! Хотя, конечно, портретного сходства с Луизой, самой красивой королевой всех времён и народов, у куклы немного, но она, бесспорно, королева среди кукол.

А вторая встречающая – Саша, Александра,
выпущенная к 300-летию дома Романовых (1913 год) фабрикой Адама Шрайера. Кукла в богатом народном костюме – собирательный образ русской красавицы.
Глядя на этих кукол, понимаешь, что чувствовала Козетта из «Отверженных» Гюго перед витриной с великолепной игрушечной «дамой».
Здесь, в первом выставочном зале, разные экспонаты. Вот авторские куклы и игрушки 2009-2016 годов, выполненные в единственном экземпляре.
Их сделали современные кукольники, вложив в них своё видение роли куклы в нашем мире.
Есть портретные куклы.
Андрей Миронов в образе Остапа Бендера.
А рядом – напоминание о том, что куклы, как и люди, страдают во времена великих потрясений. Это осколки куколок и фигурок, оставшиеся после войны в разрушенных и оставленных домах Южного Сахалина (Карафуто)

и Восточной Пруссии.
И вот ещё слегка повреждённая статуэтка начала ХХ века, символизирующая дружбу российского крестьянина и прусского рыбака.

Очень изысканно, с большим вниманием к деталям оформлены витрины. Куклы стоят в окружении милых вещиц, открыток и фотографий соответствующей эпохи. Так гораздо легче представить, в какое время появилась кукла, нежели просто увидев дату.
А какие замечательные старые фотографии! На этой, например, милые девочки с такой любовью вписали в композицию куклу, чтобы и она осталась на памятной карточке. И кто-то же заботливо связал одинаковые воротнички и девочкам, и кукле.

Этот первый зал как введение в книге. Он готовит посетителей к основной экспозиции, создает настроение.
Следующий зал посвящён русско-советским игрушкам, если можно так выразиться. В XIX веке в России кукол выпускали фабрики Журавлёва и Кочешкова, Дунаева, Морозова, Шрайера и Фингергута… Для меня эти имена новые, я вообще ничего не знаю о кукольниках.
Вот эти красавицы выпущены артелью Гудкова и Федосеева в конце XIX века.
А это уже 1913 год, фабрика Журавлёва и Кочешкова.
Маленькие текстильные куклы на проволочном каркасе в крестьянских костюмах разных губерний России.

А это уже советский период, серия «Дружба народов».

Такими куклами советские дети не играли, потому что вся продукция артели "Всехудожник" была экспортной и представляла нашу страну за рубежом в 1930-1960 годах.
Для внутреннего рынка были куколки попроще. Вот такие, с формованной головой и текстильным телом, набитым ватой или опилками.
А это – знаменитая (благодаря Агнии Барто) резиновая Зина.
Это даже не куколка, а резиновое личико. Можно было ему тельце сшить из ткани или вырезать из бумаги, или соорудить «конвертик» с спеленатым младенцем.
Кукольная коляска! Я такую только в кино видела. Её можно потрогать и даже покатать. Она металлическая.

Это уже моё детство. Пупсики, ванночки, заводные куры, весы, пластмассовые монетки…
Уголок позднего СССР. Тут есть что поразглядывать!

А вот это – самая дорогая кукла. Она стоила 125 граммов хлеба в блокадном Ленинграде. Таких куколок шила из лоскутков мастерица, чтобы спасти от голодной смерти своих детей. Одна осталась в семье на память. Сейчас она в музее.

Отдельный зал посвящён Новому году.
Деды Морозы когда-то у всех были такими.

Вон какие ватные красавцы!
Внучки Снегурочки,
ещё не превратившиеся в снежных принцесс.
Ёлочка со звездой на макушке и стеклянными игрушками, среди которых и «Сказки Пушкина», и «Кукуруза», и «Космос» – все этапы жизни страны.
Сколько здесь всего: флажки, мишура, серпантин, бусы, жестяные упаковки новогодних подарков, открытки, хлопушки и маски… Всколыхнулась в памяти целая эпоха зайчиков-снежинок…
Родиной кукол и игрушек считается Германия, и следующий зал посвящён немецким игрушкам 1870 – 1920 годов.
Тут куколки и из папье-маше,
и фарфоровые,
и даже куклы-экзоты.

Так называют куколок с нестандартной внешностью. Вот это кукла – китаянка, выпущенная в Германии в 1898 году.
Железная дорога 1900 года.
На паровозики с вагончиками поглядывают разные куколки. Здесь интересны и игрушечные атрибуты – кроватки, креслица, клетки с пушистиками
и фарфоровая кукольная посудка. С ума сойти, на каждой чашечке (размером с напёрсток) ещё и рисунок!
А крышечку от чайника удержать смогут только детские маленькие пальчики.
Куклы и игрушки к началу ХХ века производились во всех странах. Причём кукольники старались создать оригинальные модели, которые бы пользовались популярностью.
Вот тряпичные литографические куколки из США.
Рядом с ними – Изанка, реплика куклы Изанны Уокер, получившей патент на изготовление своих безопасных для детей куколок (в отличие от французских с фарфоровой головой). Такой подружкой можно было не только любоваться, её можно ронять, поднимать за одну руку, обнимать, «кормить», спать с ней, одевать и очень-очень любить. Нельзя было только купать...
Процесс изготовления куклы был очень сложным: многослойные прессованные молды (формы для изготовления), различные ткани, папье-маше, спецпропитка, клеевая масса… Секрет Изанны Уокер до сих пор не разгадан, для реплик её кукол используется лишь приблизительный рецепт.
Чернокожая подружка из прессованного текстиля, раскрашенного вручную.

Вот у этих двух куколок разных производителей один прототип – Лилибет, будущая королева Великобритании Елизавета II.
Когда известные кукольники попросили разрешения у королевской семьи сделать куколку с лицом трёхлетней принцессы, сначала получили отказ: идея показалась родителям «безвкусной». Но, посовещавшись, Королевский дом дал такое разрешение. Для этого была проведена фотосессия принцессы (фотографии можно увидеть рядом с куклами).

Но куколка, по условиям монархической семьи, должна быть непременно одета в платьице с оборками, а на шее у неё должна быть нить жемчуга. Так что с 1931 года все кукольные Елизаветы выпускались в красивых платьях с воланами (иногда с дополнительным платьицем того же фасона, но другого цвета) и натуральным жемчужным ожерельем. Они пользовались огромной популярностью, хотя и стоили очень дорого.
Это ещё одна знаменитость. Кукла Ширли Темпл, изображающая популярную маленькую актрису 30-х годов в США.

Мама Ширли завивала девочке волосы, и пышные кудряшки стали «фишкой» и девочки, и игрушки.
А вот эти куклы сами знаменитости. Чарли Маккарти, кукла чревовещателя с подвижной нижней челюстью.

Плюшевые медведи – любимцы детей. Первые медведи появились в США в начале ХХ века (их называли Тэдди в честь президента Теодора Рузвельта, по легенде, отказавшегося убить связанного медвежонка, специально для его охоты приготовленного егерями). Они были сделаны из мягкого плюша и наполнены хлопком или другими мягкими материалами.
В Германии фабрика "Steiff" в 1902–1903 годах начала производить плюшевых медведей с подвижными лапами. Их называли "Steiff Bears", и они быстро завоевали популярность в Европе.
Мебельный гарнитур. Все ящички выдвигаются, чтобы куколкам было куда складывать одёжку и косметику.

А одежды могло быть очень много. Потому что с 1920 года начали выпускать детские швейные машинки. У меня тоже была, но не такая красивая, зелёненькая (шьёт до сих пор).
Дальше путь лежит в Город, населённый куколками 1870-1930 годов.
На площади перед кирхой свадьба.
Счастливые жених с невестой стоят на помосте,

Длинный шлейф невесты поддерживают подружки.
На балконы домов вышли жители городка. Им есть чем полюбоваться.
Приехали артисты с марионетками в деревянной повозке. Тореадор сражается с разъярённым быком. Карусели заманчиво мигают яркими огнями.
Детский хор репетирует песенку. Прогуливаются дамы с колясками.
Надо же, у этой дамы сынок темнокожий.
А это, видимо, самые модные горожанки.
Вон какие нарядные!

Здесь всё как у людей: магазин игрушек и лавка цветов, ателье, уютное кафе, рынок…

Жизнь кипит и на пристани, где встречают корабль с войлочными итальянскими и французскими моряками (фирм Lenci 1919-1975 и Raynal 1927-1930 годов).
А встречают их немецкие текстильные куклы Kathe Kruse (1910 год) и копии её кукол, выпущенные корпорацией игрушек Bing (1930 год).

Сейчас встретят морячков и отправятся с ними в цирк.
Деревянные цирковые артисты и звери работы американского производителя Альберта Шонхута, известного своим цирком Шалтай-Болтай (1930-е).
Тут и дрессированные (механические) обезьяны, и шарманка, и аттракционы, и клоуны, и гимнасты.
Дальше второй этаж, где располагаются самые ценные и редкие экспонаты коллекции.

Сопровождают гостей старые фотографии. Так долго по лестнице я ещё не поднималась, но невозможно пройти, не полюбовавшись каждой фотографией.
Между ними помещена грустная и точная цитата немецкого искусствоведа Карла Гербера:
«Каким бы страстным ни было воображение взрослого, оно никогда не вернет себе то богатство видений, которые проплывают перед глазами погружённого в свои игрушки, не замечающего никого вокруг ребёнка.
Ничтожнейшие предметы вырастают в миры, а тончайшие намёки – в целые сказки. И только иногда душу взрослого, взявшего в руки невзрачный обломок своей старой игрушки, озаряет смутная, призрачная вспышка памяти. Сквозь просвет между плотными, скрывающими прошлое завесами он различает давно исчезнувшую волшебную страну детства. Мгновение, и всё это великолепие снова проваливается в серый туман, и не то сладость, не то тоска окутывает сердце. Попасть в этот рай невозможно, и только игрушка в сжатой руке – немой свидетель ушедшего счастья...»
Итак, сокровища.

Вот самые "старенькие" куколки в коллекции – француженки эпохи ампир (1800-1825, Франция).

Голова и руки у них деревянные, они прибиты к телу гвóздиками. И хотя кукла могла двигать ручками, процесс был не из лёгких. Да и сами куколки были тяжёлыми. Понятно, почему у них отбиты носики и обломаны пальчики.

Одежда на куколках оригинальная. Именно такими были кукольные наряды во времена Наполеона.
Сначала куклы изображали взрослых дам.
И «работа» у них была взрослая. Многие служили манекенами в витринах модных магазинов, как эти французские модницы 1850-1900 годов.

Шить одежду для манекенов ростом с человека было дорого. Поэтому на витринах модных бутиков стояли куклы, которые демонстрировали миниатюрную версию новой коллекции.


Вот эта куколка – представительница будуарных, или салонных, кукол.
Будуарные куклы довольно большие – от 50 до 120 см, у них мягкое туловище, которое может легко принимать любую позу. Служили такие красавицы модным аксессуаром интерьера. Иногда их брали в путешествие для создания уюта в дороге или гостинице.
В начале ХХ века во всем мире были очень популярны французские салонные куклы в одеждах разных эпох

и национальностей. Особенно ценились куколки в русских костюмах (Россия тогда была популярна).
Особая разновидность будуарных кукол – портретные куклы. Выпускались изображения популярных актёров и актрис, которые можно было прикрепить на стену.
В этой коробочке символически показан процесс превращения кукол-дам в кукол-девочек, называемых «Bebe».
Очень интересны куклы-солдаты времён первой мировой войны.


и сёстры милосердия.

Эта сестричка очаровала своим взглядом.

А здесь музыкальный салон,

в котором собрались мировые звёзды кукольного производства — французские куклы фирм Jumeau, Gaultier, Bru ,Barrous, AndreThullier, Moothereau, Rabery & Delphieu...
Красивые и редкие европейские куклы, причём у каждой – своя история и свой «паспорт».
Особый раздел выставки – механические игрушки и автоматоны.
Рядом с этими девушками ключики, которыми их заводят. И куклы двигают ручками, поворачивают головку, кланяются.
Музыкальный автомат "Пряха", эта куколка поёт.
А этот клоун ходит.
Такой малышок обычно одет в ползунки, и механизма, заставляющего его ползать, не видно.
А у этой куколки сложный механизм, позволяющий разговаривать. Она демонстрирует то, чего обычно не видно, – свой речевой аппарат.
Ещё есть куклы, которые очень удивили.
Вот это кукла-священник. Ну, если подумать, должны же куклы исповедоваться и молиться. Хотя представить, что РПЦ одобрила бы куколку попа, невозможно.
А вот чудо чудное. У этой куколки три лица. В зависимости от ситуации можно выбрать любое – кукла спит, улыбается или серьёзная.
Вот этот пупсик удивил, в него можно наливать воду. То ли он служил для домашнего макета фонтана, то ли реалистично писался в кроватке.
Можно увидеть, в каких коробках продавали кукол в прежние времена. Они не только обиты материалом, но ещё и запираются.
Ну и лежать куколкам в таких коробках удобно.
Это, видимо, Дюймовочка. Совсем крошка, кроваткой которой служит не ореховая скорлупка, а прелестная шкатулочка.
Деревянная японская куколка Ичимацу, покрытая специальным составом из толчёных устриц, чтобы «кожа» была здоровой и блестящей.
На стендах очень много информации. Здесь и сведения о кукольниках,
и информация о куклах. Вот любопытный стенд – причёски немецких кукол.
На скромной небольшой фотографии человек, который потратил 30 лет, чтобы собрать эту потрясающую коллекцию, и с такой любовью оформил выставку, – Наталья Сафонова.
Рядом с фотографией в рамочке рассказ о том, как родилась идея собирать кукол. Сначала для украшения магазина товаров для рукоделия. А потом невозможно было остановиться. В Красноярске сейчас находится частный музей «Игрушки и рукоделия». Так что выставка в Зеленоградске – уже второй кукольный проект Натальи Сафоновой.
У В. Пелевина есть такие слова: «Куклы не умирают – в них просто перестают играть». Как хорошо, что перестают играть не все, есть люди, которые продлевают куклам жизнь.
Мне понравилось всё: и куклы, о которых я узнала много нового, и интерьер, и композиция, и атмосфера. И я точно знаю, что, если судьба занесёт меня ещё раз в Зеленоградск, я непременно приду сюда, к этим восхитительным куклам в гости.
Они уже ждут…