Город Валдай производит довольно странное впечатление. Здесь много интересных мест и зданий, дизайнерских решений и природных красот, но вот все эти разрозненные элементы в цельную картину никак не складываются. И несколькими словами Валдай не охарактеризуешь. Хотя попытаться стоит.
Начать, наверное, надо с краеугольного камня.
Точнее, с памятного камня, установленного 15 июня 1995 года в честь 500-летия основания Валдая.
В 1495 году в переписной оброчной книге Деревской пятины Новгородской земли были упомянуты крестьяне Якушка и Климка Демиховы, проживающие в деревеньке Валдайское Селище в составе Короцкого погоста. Они пахали землю, держали скот и отдавали в год пятую часть урожая и гривну деньгами (примерно столько стоили три барана) владельцу этих мест Василию Есифову — представителю одной из богатейших боярских фамилий, занимавшему в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост «степенного тысяцкого» («степень» — помост на вечевой площади).
Этот год принято считать точкой отсчёта «возраста» города. Более раннее упоминание о Валдае в новгородской берестяной грамоте № 740, датируемое 1140—1151 годами (речь в ней идёт о долге Валдая в 15 кун), проигнорировано, потому что историки не смогли прийти к единому мнению, упоминается тут населённый пункт или вся местность. А о том, что берег Валдайского озера был заселён, по археологическим данным, с каменного века (4 — 5 тысяч лет назад), вообще речи не было.
Где стояли дома Демиховых, неизвестно. Поэтому для установки памятного камня выбрано место, где он будет органично смотреться, – развилка дорог у Цынарёвой Луки (глубокого залива, названного по фамилии жительницы Валдая Ольги Семеновны Цынарёвой, занимавшейся организацией лодочных катаний и катка на льду залива). Здесь когда-то проходила Большая Московская дорога, вокруг которой и образовался город, а сейчас сосредоточена большая часть исторической застройки.
Правда, самый старый архитектурный объект находится не в городе, а на Рябиновом острове – Иверский монастырь (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post505219955 ), основанный патриархом Никоном в 1653 году.
Валдай был монастырской вотчиной. Способствовало ли это развитию города, однозначно сказать сложно, потому что его расцвет начался как раз после освобождения от монастырской власти в XVIII веке. Именно в это время появились на Екатерининской горке Церковь святой великомученицы Екатерины, Путевой дворец, казначейство и Летний сад (подробно тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post504664207 )
В начале XIX века появилась у дороги расписная часовня Иакова Боровичского (1826 год),
построенная в память императора Александра I. Сейчас она действующая, принадлежащая Иверскому монастырю.
За ней слева виден этот белый домик.
С чьей-то лёгкой руки он известен как «Дом Пушкина», мол, великий поэт останавливался в нём, проезжая из Петербурга в Москву и обратно. Это, конечно, миф. Потому что постоялый двор, принадлежавший мещанке Марфе Ивановне Пашковой, был построен во второй половине XIX века. В доме размещалась галантерейная лавка, а во флигеле мастерская серебряных и золотых дел. Может быть, если б здесь и в самом деле останавливался Пушкин, это здание, не имеющее аналогов в валдайской застройке и являющееся объектом культурного наследия, не стояло бы, разрушаясь, с заколоченными окнами…
Гораздо больше повезло постройкам, которые сейчас оказались занятыми какими-нибудь организациями. Например, зданию реального училища начала XX века,
в нём сейчас Музейный колокольный центр (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post504792979 ).
А это здание Валдайского вольного пожарного общества,
построенное в 1899–1901 годах при содействии Иоанна Кронштадтского. Городское управление решило строить так, чтобы здание не только было базой пожарных, но и приносило доход, который впоследствии мог бы вернуть в казну затраченные на его возведение средства. В результате на первом этаже располагалось пожарное депо с обозами, оборудованием и помещением для дежурных, а на втором этаже находился самый крупный в Валдае зал для театральных представлений и банкетов. Помимо зрительного зала на 120 человек, здесь работали библиотека, буфет, столовая. Сейчас в отреставрированном и утратившем свой прежний декор здании функционирует Дом культуры Валдайского района.
А вот здание Земской управы (1903 г.) в основном сохранило свой декор.
Двухэтажный каменный особняк с куполами, изящной рустованной кладкой, цветными изразцовыми вставками по межоконным простенкам, коваными решётками
сразу после постройки был признан самым красивым зданием в городе. А сохранился благодаря тому, что после 1917 здесь размещался Валдайский уездный исполком, затем райисполком, а с 1991 года здесь располагается районная библиотека. Большой её назвать нельзя – фонд 60 тысяч книг, 3000 читателей. Но здесь регулярно проводятся встречи с известными поэтами, писателями, учёными и кинематографистами, посещающими Валдай (а их тут за сезон бывает гораздо больше, чем во многих областных городах за год).
Для таких встреч, на которых иногда присутствует и пресса, памятник архитектуры регионального значения очень подходит.
Рядом с ратушей-библиотекой к 200-летию Бородинской битвы на пожертвования горожан установлен памятный знак «Героям-ополченцам Отечественной войны 1812 года, жителям Валдайского уезда».
Освобождать родину от Наполеона в 1812 году ушло 820 жителей Валдая, а вернулось только 271.
Немного имен ополченцев сохранилось. По архивным материалам Музея уездного города и краеведческим запасникам межпоселенческой библиотеки установлены имена 43 жителей Валдайского уезда, воевавших в составе Новгородского ополчения, — это 19 дворян, 22 крестьянина и 2 мещанина. Их имена и запечатлены на памятнике.
Ещё один красивый дом, был построен в начале ХХ века дворянкой К.О. Михайловой для сдачи в наём.
С 1998 года здесь располагается Музей уездного города (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post504536713 ).
От этого дома начинается исторический квартал города, расположенный на возвышении (210 метров над уровнем моря) почти на берегу озера – между домами оно хорошо видно. В этом месте Большая Московская дорога расширялась в площадь, носившую в разные годы название Посадской, Базарной, Троицкой, Народной… Сейчас это площадь Свободы.
Над всем пространством доминирует красивый розовый храм – Троицкий собор.
Это действующий храм Новгородской епархии РПЦ, являющийся памятником архитектуры XVIII в. (архитектура собора, композиция и декор — развитое барокко). Он был простроен на месте сгоревшего деревянного в 1744 году, а с 1772 года стал именоваться собором. В 1802—1803 годах выстроили два придела. В 1838 году пристроили трехъярусную колокольню по проекту архитекторов Давида Висконти и Луиджи Руска. Позднее на ней появились куранты.
В 1854 и 1881 годах храм повредили два сильных пожара, поэтому в 1882 году были заново отделаны и освящены приделы.
Глядя на старые фотографии, восхищаешься: как замечательно он сохранился!
Но… осознание ошибки приходит позже, когда замечаешь, что ряд окон на башенках – просто рисунки.
Трагическая судьба поджидала храм в ХХ веке. Богослужения в нём прекратились в связи с расстрелом 16 августа 1937 года протоиереев Леонида Дьяконова и Иоанна Плодовитова, после чего храм закрыли.
В 1940-х годах разобрали завершение основного объёма и верхние ярусы колокольни. В 1941 году в бывшем соборе работал эвакогоспиталь, а в 1942–1943 годах размещался Дом Красной Армии Политуправления Северо-Западного фронта. В 1950-х годах церковь превратили в дом культуры, что принесло новые разрушения — уничтожили своды и оставшиеся завершения храма.
В ночь на 1 января 1993 года, во время новогоднего праздника, в Доме культуры то ли вспыхнул пожар, то ли что-то взорвалось, здание было сильно повреждено огнём и оставалось несколько лет в руинах.
Возродили храм в 2001 году в формах XIX века по проекту, который опирался на обмеры архитекторов и на дореволюционные документы и фотографии. Так что это, скорее, заново выстроенный храм.
Колоритный настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей о. Игорь активно участвует в жизни Валдая. Слушали его речь на Дне города.
Не берусь судить, какую роль Троицкий собор играет в современной духовной жизни города, но эстетическую функцию он выполняет на 100%.
Величественный храм, стоящий на возвышении, виден издалека. Он отлично вписывается в пейзаж, перекликаясь с цветами закатного солнца и голубого валдайского неба.
А ещё главный храм Валдая отвлекает на себя внимание. Что немаловажно на площади Свободы.
Неподалёку от Троицкого собора находится церковь Введения Пресвятой Богородицы в храм Господень 1762 года постройки. Она была закрыта в 1930 году и пребывает сейчас в таком неприглядном состоянии. В путеводителях это называется «недействующий руинированный православный храм в стиле барокко».
Здание входит в список памятников, находящихся под охраной государства. В 2022 году администрацией области были запланированы противоаварийные работы, на которые выделен бюджет в 10 млн рублей. Видимо, они ушли на обнесение забором и затягивание особо разрушенных частей сеткой. Можно представить, сколько средств потребуется для восстановительных работ этой некогда очень красивой церкви.
Так что триумфальное «возвращение» храма увидит в лучшем случае только следующее поколение валдайцев. А пока она стыдливо прячется за спиной Троицкого собора.
В 2022 году на площади Свободы в Валдае закончили работы по благоустройству: уложили новое покрытие — асфальт и тротуарную плитку с символами города,
провели озеленение, установили освещение и скамейки, появились стилизованные под старину городские часы.
Приятно посидеть, полюбоваться длинной чередой купеческих домов, обрамляющих площадь. Здесь и на отходящей от площади Посадской (Народной) улице находились лучшие в городе магазины и лавки, постоялые дворы и трактиры.
Основная застройка Посадской улицы сложилась в XVIII-XIX в. — тесно поставленные небольшие купеческие дома (3–5 окон по фасаду), с жильём наверху и лавками в первом этаже, иногда с «ренским» погребом или складом в подвале. В борьбе за приезжих покупателей, а значит, за прибыль, купцы строили свои дома плотно «под одной крышей», или «единой фасадой», без противопожарных разрывов.
Отделка фасадов, не сдерживаемая жёсткими требованиями градостроительства, давала простор фантазии. В более ранних постройках наблюдаются классические каноны: нечётное число окон, отделка цоколя рустом, строгие карнизы, междуэтажные пояски и оформление оконных проёмов. В более поздних постройках фасады представляют собой или грубую подделку под классику, или замысловатое сочетание архитектурных деталей разных стилей. Особенно характерны в этом отношении постройки конца XIX — начала XX в. из красного кирпича в русско-византийском стиле.
Лавки здесь были самые разнообразные: хлебная и мануфактурная Житковых, железной торговли Бычковых, мануфактурно-галантерейная Закусевых, колониальных товаров и вин Степана Ивановича Терскова, мануфактурная братьев Якуниных, шорная и хлебная Опушкиных, кондитерская Василия Бычкова, колбасная и булочная Мошенских, пивные склады купца Ивана Ковалёва…
Этот красный кирпичный дом — знаменитая прежде чайная Шаховых. Напротив, в двухэтажном полукаменном, была мелочная лавка Ликиных, где выпекались и продавались валдайские баранки. Поэтому здесь и стоит сейчас «валдайская Алёнка».
Фигурка скромной девушки в традиционном русском костюме, приветливо протягивающей баранок (именно баранок, мужского рода) появилась здесь в 2022 году. Новгородский скульптор Вадим Боровых смог создать замечательное украшение площади – памятник тому времени, когда Валдай славился своими баранками на всю Россию.
Скульптура очень хороша. Восхищает каждая деталь: длинная толстая коса, простое русское приветливое лицо девушки… Кстати сказать, что «собиралась» Алёнка по кусочкам. Одна модель позировала для создания фигуры, у другой автор взял кисти рук, третья отдала своё лицо, четвёртая – косу. Но всё соединилось так органично, так естественно.
Точно переданы и детали народного костюма. Для его создания скульптору передали сарафан, выполненный с соблюдением традиционных приёмов шитья, две старинные женские рубахи и платок, которые могли носить валдайские крестьянки. Вадим Боровых тщательно скопировал все элементы, декор, складки. Не забыл даже про «лягушку» — так называется то место на спине, где встречаются лямки сарафана.
У ног девушки притаился котёночек, видя, что на крошки прилетел воробей...
Ну и о баранках несколько слов. Они не местное изобретение. Родина баранок — город Сморгонь в Белоруссии, где из заварного (обварного) теста впервые начали делать узкие жгутики и выпекать из них обваранки, обвараночки, абаранки, или, если проще, баранки. Привезли их в Валдай белорусские «беженцы из-за польского рубежа», переселившиеся в здешние места в XVII веке. И баранки вскоре стали фирменным промыслом валдашей. Всю неделю семья выпекала баранки, а продавали их девки по пятницам.
Баранки из Валдая ехали с путешественниками в Москву или в Петербург, иногда и дальше, увозя с собой память о валдайских красавицах, в награду за покупку разрешавших поцелуй через баранок (поцеловать в щёчку через него нельзя, губ не хватит, да и нос не даст). Видимо, это придавало особый «вкус» баранкам, которые со временем стали продаваться и в столицах, и на волжских пристанях, и в Сибири.
Путешественник Иван Алексеевич Дмитриев, проезжавший через Валдай в 1847 году, рассказывал: «Говорят, что лет за сорок валдайскими кренделями торговали преимущественно отборныя красавицы, и проезжающие тем охотнее покупали баранки, что за каждую связку молодому покупщику в придачу наградою был поцелуй, мягкий, пышный, жгучий поцелуй; но ныне эту щедрость пресекли корыстолюбивые ревнивцы, торгаши - мущины, возами развозящие во все стороны православной Руси знаменитое произведение города Валдая».
В Валдае сейчас продаются баранки новгородского хлебзавода, выпущенные по ГОСТу. Местных не производят и не продают. Правда, нам удалось отведать настоящих, валдайских, по старинному рецепту сделанных. У мастерицы на Дне города купили. Правда, вкусные. И мы с ними и Алёнкой запечатлелись.
Скульптура девушки с баранками, безусловно, украшение города, точка притяжения для туристов, популярное место для фотографий.
Ну да. Лучше, конечно, с ней фотографироваться, чем с некогда живописными купеческими домиками, чьё нынешнее убожество и руинированность резко контрастирует с «обновками».
Нет, это не небо отражается в стёклах, тут крыши нет. Это не цветочек в горшке на подоконнике второго этажа – молодое деревце выросло в кладке дома.
А дальше совсем беда.
Дотерпят ли бывшие купеческие особняки до финансирования их ремонта и реконструкции? Или останется и от них лишь фундамент?
Хорошо, что хоть что-то сохранилось. В 1968 году проектный институт «Ленгипрогор» (Ленинградский государственный институт проектирования городов Госстроя РСФСР) разработал генеральный план Валдая, который оказался не просто неудачным, но и губительным. В результате его внедрения в жизнь была нарушена исторически сложившаяся планировка города, уничтожены некоторые старые улицы, на их месте проложены новые улицы и площади. Со стороны озера панорама города оказалась закрытой высокими домами. Вид из города на озеро и Иверский монастырь также закрыт новой застройкой. Почти все здания ХVIII-ХIХ вв. за немногим исключением предполагались к разборке.
За 22 года реализации этого плана много всего наворотили. А потом спохватились. Корректировка генплана началась в 1990 году, но она никак не могла прийти к соглашению со всеми заинтересованными службами. В общем, ещё и сейчас у Валдая нет четкого плана строительства. Но, к счастью, есть три охранные зоны: а) заповедная зона, б) зона сохраняемого ландшафта, в) зона регулирования застройки.
И есть серые коробочки, хорошо известные всем российским городам и весям, они-то и составляют основную часть застройки.
(фото из Интернета)
Хотя валдайцы пытаются облагородить и эти спальные районы. То муралами украсят,
то уютную кафешечку откроют с живописной терраской,
то новую станцию метро откроют,
то зверушку посадят,
то цветной павильончик откроют,
то интересный знак поставят.
Знаков «Осторожно, утки!» в городе несколько, они установлены у ручьев или озёр, где действительно много птичек.
А этот знак серьёзный.
Он символизирует раздел между языковым влиянием Москвы и Петербурга. Разделяют эти крупнейшие города не только расстояние в 650 километров, но и извечный спор о том, какой из них культурней, интеллигентней и образованней. Когда начинают рассуждать о языковых различиях между Питером и Москвой, в первую очередь приводят такие примеры: в Санкт-Петербурге вместо «подъезд» принято говорить «парадная», вместо «проездной» — «карточка», а вместо «бордюр» — «поребрик». Так вот именно в этом месте и проходит граница.
Я говорю «бордюр».
На официальном уровне главенствует советская застройка. В прошлом веке было сооружено и здание Администрации Валдайского района.
Время и на нём отметилось.
А вот рядом с ним очень интересные скамеечки.
Или, может быть, они относятся к недавно отремонтированному кинотеатру?
Две самые большие гостиницы города как могут скрывают свою советскость. Гостиница «Валдай» прячется за муралом и недавно построенным туристическим центром «Валдарай».
А отель «Валдайские зори» отгородился от города двумя парками,
(фото из Интернета)
в одном из которых обязательный Ленин.
Конечно, в Валдае есть свой монумент, посвящённый Великой Отечественной.
В годы войны немцы подошли совсем близко (фронт проходил в 30–40 километрах от Валдая), взяв соседний городок Демянск, где в полуокружении держались до зимы 1943 года (печально известный Демянский выступ). А Валдай был крупным тыловым центром Северо-Западного фронта и партизанского движения. В городе и районе располагалось несколько эвакуационных госпиталей (именно сюда доставили легендарного А. П. Маресьева, чей самолёт был подбит 5 апреля 1942 года над демянскими лесами). Валдайцы отдавали деньги и ценности (на строительство танковых колонн «Валдайский колхозник» и «Освобождённый Новгород» от валдайцев поступило свыше 4 миллионов рублей), работали на строительстве и ремонте прифронтовых дорог, оборонительных сооружений и аэродромов, на заготовках леса и сборе клюквы... Служивший здесь военным корреспондентом М. Матусовский сказал о той поре так: «Как будто в районе Валдая / Огромный работает цех. / И пыль от колёс, оседая, / Седыми нас делает всех…».
Однако свою единственную военную награду город получил только в мае 2022 года, ему присвоили почётное звание «Город партизанской славы».
Тогда же появился этот памятный знак в Сквере Героев на площади Свободы. Сам сквер появился здесь в 1975 году вместе с Вечным огнём, привезённым с Марсова поля в Ленинграде.
(Открытка из набора «Валдай», 1979 год)
Солдатское кладбище на этом месте появилось в годы Великой Отечественной войны, когда умерших от ран стали хоронить прямо в центре города. Правда, кладбище на этом месте было до 1772 года, но затем императрица Екатерина II повелела произвести преобразования по благоустройству, в том числе вынести кладбище за черту города . Но указ императрицы не указ советским властям, тем более в военное время.
А вот когда появился здесь чудовищный барельеф и кто его автор, я так и не смогла узнать.
Да и что здесь изображено, поняла только прочитав описание: «Центральная композиция памятника – мемориальная бетонная плита с барельефом, на котором изображена пятиконечная звезда, на фоне звезды изображены советские воины со знаменами и женщина, стоящая на коленях. Женщина попирает ногами фашистскую свастику. На краю прямоугольника надпись: "Воинам валдайцам, павшим смертью героев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."»
Страшную статистику войны запечатлела эта плита.
Рядом с барельефом несколько отдельных могил.
Здесь покоятся прославленные командиры 2-й и 3-й Ленинградских партизанских бригад Герои Советского Союза подполковник Н. Г. Васильев и майор А. В. Герман.
Часть полковой пушки 76 мм образца 1927 года стала памятником командующему артиллерией Северо-Западного фронта генерал-лейтенанту П.М. Белову, умершему в 1942 году от воспаления лёгких.
Это надгробие лётчика-истребителя майора Николая Терёхина, трижды совершившего воздушный таран. Он погиб в воздушном бою 30 декабря 1942 года недалеко от Валдая. К моменту гибели на счету майора Терёхина числилось около 250 боевых вылетов и 17 сбитых самолётов противника.
О нём писал Константин Симонов в «Секрете победы»:
Был Николай Терехин одним из таких ребят,
Которым легче погибнуть, чем отступить назад.
Если такой уж дружит, то до смерти, до конца,
Если уж он дерётся, то не опустив лица.
Если в беду попал он, всё равно он идёт вперёд.
Если уж погибает, и врага в могилу берёт.
А вот это захоронение как-то не очень вписывается в общую атмосферу мемориала.
Выходец из местных крестьян, второй комиссар по продовольствию Валдайского уезда Иван Николаев был убит в 1918 году восставшими против продразверстки, которую он проводил, валдайцами. После подавления бунта его захоронили с почестями в центре города. Пора бы иудушку перенести на городское кладбище. А почему бы нет? Перенесли же туда камень «Жертвам политических репрессий».
В Валдае ещё несколько военных монументов. Один из них стоит на фундаменте уничтоженной в 1930-е годы часовни. Памятник советскому воину установлен напротив Музея колокольных звонов.
Видимо, были какие-то планы по организации пространства вокруг него, но они не воплотились, и памятник оказался спиной к дороге.
Где-то в Валдае стоит памятный бюст Героя Советского Союза Якова Федотовича Павлова, (уроженца Валдайского района), оборонявшего в Сталинграде дом, вошедший в историю как Дом Павлова. Но, к сожалению, мы его не нашли.
ХХI век тоже отметился в архитектуре города. Эти здания выделяются яркостью и силуэтами, резко контрастирующими с формой построек предыдущих веков.
Недалеко от пристани летом 2018 открылся молодёжный центр «Место. Валдай» (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post509275043).
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» с ледовой ареной «канадского» типа— 56 х 26 метров, трибунами для болельщиков на 326 мест, залами индивидуальной подготовки и ЛФК, (построен «Газпромом» в 2012 году).
Новая трехэтажная Гимназия, красивая, построенная с использованием современных материалов и архитектурных решений.
Филиал клинической больницы,
автовокзал,
К сожалению, во всех этих красивых новых зданиях нет ничего валдайского. Счастливое исключение – здание Валдайского Национального парка, в архитектуре которого можно увидеть метафору лесов и холмов.
Ярко оформлен ряд остановок.
Есть и свой фонтан — подарок городу фирмы «Валдай-Авто».
Хотя не все новостройки украшают город. Так, на площади Свободы несколько лет назад было построено огромное здание ресторана «Дар Валдая». Оно полностью исказило облик исторической части города. А масштабы были явно рассчитаны не на райцентр. Потому, просуществовав несколько лет, ресторан разорился. Здание пустует в ожидании своей участи.
Ещё один монстр, появившийся вместо ряда купеческих домов, пока только готовится к открытию.
Современный бассейн площадью 23,1 тыс. кв. метров с бассейном олимпийского стандарта, вломившийся в строй исторических домов – не лучшее архитектурное решение. Да и с точки зрения нужности для города есть сомнения. Валдайское население – 14 тысяч человек, 8 из которых – пенсионеры.
Короче, как всегда: сначала делаем, потом думаем.
Хотя, может быть, в этом мегабасике будут тренироваться наши спортсмены-олимпийцы. Будут платить хорошие деньги за свои сборы и тренировки, и деньги эти пойдут не Газпрому, а городу Валдаю, и на эти деньги смогут спасать хотя бы по полдома в год…
Размечталась я, да? Впрочем, воздух здесь, в Валдае, такой, располагает к мечтам. Поэтому и появился ещё один вид городской застройки – дачи. Нет, не обычные 9 соток с грядками, теплицами и шашлыками по выходным, такие у валдайцев на окраинах города или в соседних деревеньках. А вот богатые и знаменитые скупают места на берегу озера и строят…
В 90-е годы в артистической среде начался валдайский бум. Здесь построили дачи Эльдар Рязанов, Григорий Горин, Александр Ширвиндт, Владимир Федосеев, Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Михаил Пореченков, Леонид Ярмольник, Татьяна Правдина (вдова Зиновия Гердта), Гоша Куценко, Андрей Макаревич…
У Абдулова была мечта сделать из улицы Белова «валдайский голливуд» – место, где жили бы знаменитые актеры и режиссеры. И он активно убеждал своих друзей завести валдайскую дачу.
А потом мода на Валдай у актёров прошла, а дома остались.
Погулять и полюбоваться этими домами очень приятно.
Этот дом на берегу украшен множеством скворечников и пластинок.
Перед домом стоят деревянные солдатики со старинной пушкой. Говорят, что хозяева хотят здесь то ли музей сделать, то ли гостиную для музыкальных квартирников открыть.
Одна из достопримечательностей Валдая – входящий в список 85 самых необычных домов России «дом с кариатидами».
Этот необычный дом-замок вот уже много лет (с 2004 г) упорно строит своими силами местный художник Александр Калинин.
Первоначальный замысел по ходу работы уточняется и изменяется в соответствии с техническими условиями, но всё-таки воплощается. Стиль здания сам автор определяет как «интуитивное строительство» - эклектика, сочетание несочетаемого.
Дом пока ещё без крыши и не оштукатурен, но уже поражает обилием интересных деталей.
Очень необычное овальное окно со сложным орнаментом, обрамлённое неведомым гербом и аркой, поддерживаемой кариатидами. Охраняют его задумчивые ангелы с колокольчиками в руках.
Флюгарка со сложным геометрическим сплетением деталей разных форм, на создание которой ушло 8 антикварных самоваров.
Небольшая ротонда или бельведер, ради которого автор специально искал участок на перекрёстке, иначе в бельведере просто не будет смысла, он потеряется.
Стройные кариатиды и ещё один ангелочек, который вот-вот вспорхнёт крыши.
Ажурные кованые решётки…
Внутри дома кипит работа. В центре гостиной стоит рояль, на котором когда-то играл сам Есенин. Сейчас рояль помогает хозяину – на нём лежат инструменты.
Пол, конечно, будет сделан в последнюю очередь, но потолок (его высота более 4 метров) уже радует росписями.
Часы уже заняли свое место,
На очереди золотые карнизы.
И камин готов. А на картине над ним – Валдай! Узнаваемый силуэт Екатерининской церкви-ротонды, часовня Якова Боровичского, тройка спешит к Троицкому собору, на Базарную площадь…
Подумалось, что замысел художника – создать «что-нибудь исключительно валдайское» – находит очень точное воплощение. Вот такой и сам Валдай – эклектичный, сумбурный, совмещающий несовместимое. И незавершенный. Наверное, в этом и есть его главная ценность.
Вместо послесловия – список фильмов, которые снимались в Валдае. Так что валдайские улочки – знакомые незнакомцы.
1. "Коллеги" (1962) с Лановым, Ливановым и Ануфриевым
2. "Вечный зов", 5 серия (1973)
3. «Города и годы» (1973)
4. "Охотник за браконьерами" (1975)
5. Трилогия "Фронт без флангов" (1975), «Фронт за линией фронта"(1977), "Фронт в тылу врага"(1982)
6. «Приключения Травки» (1976)
7. "Подарок черного колдуна" (1979)
8. "Опасные друзья" (1979)
9. «За счастьем» (1982)
10. "Небывальщина" (1984)
11. "Картина" (1985) .
12. "Гроза над Русью" (1992).
13. "Грех" (1993)
14. «Мама» (1999)
15. "Рождественская мистерия" (2000)
16. "Тихие омуты" (2000)
17. Сериал "Next" (с 2001)
18. "Побег" (2006)
19. "Запрещённая реальность" (2009)
20. Сериал «Аннушка» (2009)
21. "Поводырь" (2014)
22. Сериал «Смех и грех» (2015)
23. «Лётчик» (2021).