• Авторизация


Валдай. Музейный колокольный центр 24-04-2024 23:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В Летнем саду в 50 метрах от Музея колоколов (о нём тут  https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post504664207/  ) находится Музейный колокольный центр. Он появился, когда в запасниках Львовской ротонды скопилось более тысячи экспонатов и потребовались новые выставочные площади. Сейчас в Музее колоколов располагается коллекция, связанная с валдайскими колоколами, а в Музейном колокольном центре рассказывается о мировом колокольном деле.

1652032_kc1 (525x700, 302Kb)

Колокольный центр расположен в двухэтажном кирпичном здании (1913 год постройки,  памятник гражданской архитектуры и градостроительства), где располагались сначала реальное училище, а затем школа. После ремонта, 10 миллионов рублей на который выделил тогдашний президент  Д.А. Медведев,  в 2015 году центр был отрыт для посетителей.

1652032_kc2 (600x400, 169Kb)

На газоне у входа в колокольный центр стоит первый экспонат – огромная колокольная корона, состоящая из сковороды – круглого диска, и устройства подвеса к балке: центральной части (маточника) и ушей. Корона через отверстия в сковороде крепится к своду тулова колокола, а изнутри к ней прикрепляется скоба для подвески языка.

1652032_kc3 (700x525, 331Kb)

История этой короны такова. В августе 1941 года Праздничный колокол Софийской звонницы, укрывая от приближающихся к Новгороду немецких войск, закопали на берегу Волхова. Сразу же после освобождения города, в январе 1944, воины Волховского фронта решили поднять этот 1614-пудовый исполин, отлитый в 1659 году мастером Ермолой Васильевым. Но во время подъёма оторвалась  корона.  Колокол и сегодня находится на установке для звона в Новгородском кремле без головы.

1652032_kc4 (525x700, 263Kb)

А к 40-летию начала Великой Отечественной войны на Новгородском заводе «Автоспецоборудование» была отлита новая корона для Праздничного колокола (мастера А. Д. Данилов и Г. М. Шевелев). Но устанавливать эту 500-килограммовую современную голову на исторический колокол не стали. Несмотря на то что колокол сам по себе очень большой и тяжёлый, такая голова просто-напросто размяла бы его.

Корона более 35 лет простояла под открытым небом на Владычном дворе кремля. И вот теперь она предваряет осмотр колокольного центра.

Экскурсоводы рядом с ней начинают рассказ.  Колокола отливали в земле, чтобы форму не разорвало от сильного давления. И здесь можно предположить, что под головой в земле целый колокол, ещё не остывший после отливки.

Экспозиция Музейного колокольного центра состоит из четырёх тематических залов, проходя по которым можно ознакомиться с колокольной историей с глубокой древности до наших дней.

Первый зал знакомит посетителей музея с древними бубенцами и колокольчиками от III века до н.э. до XIV века н.э.

1652032_kc5 (515x700, 223Kb)

Найденные при археологических раскопках эти скифские, сарматские и этрусские колокольчики не самые старые. Различные колокольчики и бубенцы существовали в Древнем Китае ещё в XXIII веке до нашей эры, известны они были и в Вавилоне, и в Месопотамии, и в Древнем Египте.

1652032_kc6 (525x700, 233Kb)

И везде им приписывалась способность отгонять зло. В экспозиции представлены ритуальные колокола Китая, Вьетнама, Индии, Бенина и других стран.

1652032_kc7 (542x700, 222Kb)

Колокольчики использовались как подвески-обереги в одежде и как атрибут в магических ритуалах. С их помощью люди с каменного века изгоняли болезни, защищались от нечисти, непогоды, хищного зверья, грызунов, змей. Шаманы, синтоисты, буддисты в обрядах до сих пор используют бубны, колокольчики, бубенчики.

1652032_kc8 (525x700, 261Kb)

А это спаренные колокольчики вуду: маленький символизирует всё сущее, большой – души умерших. Эти колокольчики позволяют общаться с покойными,  их до сих пор используют колдуны вуду в Африке и некоторых частях Америки.

1652032_kc9 (525x700, 237Kb)

Повсеместно используются пастушьи колокольчики – ботала или клепала (их сшивали - склёпывали по бокам заклёпками). Они подвешивались на шею скотине и выполняли не только "сигнальную", но и магическую функцию – отпугивали  нечисть и хищников. Поэтому имели глухой и неприятный звук.

Форма пастушьих колокольчиков практически не изменилась с древности до XXI века. Вот с такими боталами на шеях гуляют бахчисарайские, финские и швейцарские бурёнки.

1652032_kc10 (507x700, 265Kb)

А с такими наши.

1652032_kc11 (525x700, 223Kb)

В Турции и Пакистане были распространены верблюжьи колокольчики, складывающиеся друг в друга, как русская матрешка. Вешали такой колокольчик на шею вожаку.

1652032_kc12 (525x700, 175Kb)

Стадо следовало за ним и, подчиняясь звуку колокольчика, копировало его поведение. Если вдруг вожак захромал, звук колокольчика стал неровным и прерывистым – все верблюды начинали прихрамывать.

Подобные колокольчики были и у слонов, но по форме напоминали мяч.

1652032_kc13 (497x700, 188Kb)

На Руси пастушьи колокольчики, как и другие скотоводческие атрибуты, изготавливали в небольших кузницах с помощью молота и наковальни.

1652032_kc14 (700x535, 239Kb)

Церковные колокола появились  позднее. Христианство долгое время колокола не использовало, считая их языческими атрибутами.

На Руси верующих в храм созывали с помощью била  – металлической доски, по которой ударяли колотушкой.

1652032_kc15 (700x523, 214Kb)

Форма дуги символизировала небесный свод. Каждый конец этого била звучал по-своему. На одном конце его надпись «Время трудиться», на другом  — «Время срамиться», т.е. выяснять отношения, улаживать споры.

1652032_kc16 (525x700, 196Kb)

Существует предание о том, как появились христианские церковные колокола. Однажды святой Павлиний Ноланский Милостивый, живший в IV веке в итальянской провинции Кампания, прилёг отдохнуть среди трав на лугу и задремал.  Во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные полевые цветы - колокольчики, которые издавали мелодичные звуки: «Кам-пан, кам-пан, кам-пан». Голос с небес пояснил ему, что это музыка Неба, Божий дар. Вернувшись домой, святитель заказал несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и скоро начали использоваться в храмах Западной Европы.

1652032_kc17 (700x474, 166Kb)

По научению св. Павлиния христианские колокола  назвали  кампанами.

1652032_kc18 (529x700, 228Kb)

В экспозиции музея можно увидеть церковные христианские колокола русских, голландских, шведских, немецких, итальянских, финских и польских мастеров XVI – XХ веков.

1652032_kc19 (525x700, 201Kb)

Создать коллекцию церковных колоколов центра помогли коллекционеры. Но есть колокола, чудом сохранившиеся в период уничтожения церквей в запасниках разных музеев. Вот этот, например.

1652032_kc20 (525x700, 202Kb)

Назначение прорезей на юбке колокола неизвестно. Предполагают, что в отверстия должны были вставить иконы, изготовленные отдельно. Но может быть и другая причина.

А это – трофейный колокол, привезённый из Германии после войны.

1652032_kc21 (537x700, 211Kb)

Второй зал представлен большим разнообразием сигнальных колоколов. В основном это знаменитые поддужные колокольчики, прославившие Валдай (о них подробно рассказано в предыдущем посте о Музее колоколов).

1652032_kc22 (525x700, 237Kb)

1652032_kc23 (525x700, 241Kb)

Сначала их изготавливали в небольших мастерских. А потом, с развитием ямщицкого промысла, центры литья ямских колокольчиков обосновались вдоль больших дорог.

1652032_kc24 (700x525, 234Kb)

В экспозиции можно увидеть крупнейшую в России коллекцию поддужных колокольчиков разных литейных центров.

1652032_kc25 (525x700, 275Kb)

1652032_kc26 (700x515, 203Kb)

Но колокольчиками и бубенцами украшались не только дуги и хомуты. Это седелка – специальная амуниция, предназначена для сбалансированного распределения давления на спину коня и создания смягчающего эффекта. Также она обеспечивает надлежащий комфорт всаднику. Ну и украшается бубенцами.

1652032_kc27 (700x548, 221Kb)

А это кронштейн с седелочными колокольчиками, сделанный в США в начале ХХ века.

1652032_kc28 (700x525, 214Kb)

Во времена Петра I колокола пришли в корабельное дело. Их тут же окружил мистический ореол. Считалось, что именно в них жила душа судна, защищавшая капитана и экипаж.

1652032_kc29 (700x525, 237Kb)

Когда корабль списывали, колокол не шёл в переплавку. Он хранился дома или у капитана, или у его старпома, становясь семейной реликвией.

1652032_kc30 (533x700, 249Kb)

Это швейцарский корабельный колокол.

1652032_kc31 (577x700, 291Kb)

Очень хороши рыбаки в порту Волендам на фото за ним.

Рядом – рыбацкие колокольчики.

1652032_kc32 (522x700, 230Kb)

Без театрального колокольчика не начнётся представление. До сих пор перед началом спектакля звучат три звонка, правда, уже электрических.

1652032_kc33 (525x700, 251Kb)

Станционные колокольчики предупреждали о прибытии или отправлении дилижанса или поезда.

1652032_kc34 (525x700, 225Kb)

Колокольчиками оснастили и новый городской транспорт – трамвай на лошадиной тяге.

1652032_kc35 (525x700, 244Kb)

Такая замечательная миниатюра, что даже внутрь заглянуть хочется.

1652032_kc36 (525x700, 255Kb)

Ещё одна миниатюра – макет валдайского Вольного Пожарного Общества. А здесь она потому,

1652032_kc37 (700x540, 233Kb)

что колокола такой же важный атрибут пожарной команды, как  каска

1652032_kc38 (525x700, 197Kb)

и брандспойт.

1652032_kc39 (525x700, 229Kb)

О другой стихии предупреждает этот сигнальный колокольчик, подаренный Валдаю американским городом-побратимом Каньон-сити. Он ветровой.

1652032_kc40 (476x700, 132Kb)

У него удивительно мягкое звучание, но его звон  – штормовое предупреждение: надвигается ураган. Нежный звук – психологический ход, чтобы люди не паниковали.

В прежние времена ни одна школа не могла обойтись без колокольчиков.

1652032_kc41 (566x700, 252Kb)

До сих пор первый и последний школьные звонки даются именно ручным колокольчиком.

А ещё колокольчики были в часах,

1652032_kc42 (525x700, 216Kb)

у входа в дом,

1652032_kc43 (497x700, 176Kb)

в гостиницах и ресторанах, и даже на столе хозяев для вызова горничной или денщика. Вот колокольчик с длинной ручкой стоит на бюро письменного стола.

1652032_kc44 (700x525, 257Kb)

Кстати, этот кабинетный интерьер воссоздает рабочую обстановку в доме местной писательницы Ольги Александровны Фрибес (1859—1933), писавшей под псевдонимом И.А. Данилов. Известность в литературных кругах ей принесли «монастырская трилогия» («От света к свету», «В тихой пристани», «Игуменья Рахиль. Картина монастырской хроники») и другие повести и рассказы, написанные на рубеже веков.  Писательница создала свой мир  с вымышленными провинциальными городами Онегинск и Печоринск, старинными монастырями, дворянскими усадьбами и постоялыми дворами и «за пресловутым пьянством, ложью и плутовством» попыталась увидеть «духовные богатырские силы» великорусской народности.

1652032_kc45 (700x525, 217Kb)

Следующий зал знакомит с множеством разнообразных кабинетных, подарочных и декоративных колокольчиков.

Очень хороша серия колокольчиков колокололитейного мастера из Санкт-Петербурга Виктора Пирайнена.

1652032_kc46 (700x525, 231Kb)

Она состоит из семи кабинетных колокольчиков, объединенных в цикл «Коллекция дель’Арте». В ручках колокольчиков воплощены герои комедии: Панталоне, Арлекин, Бригелло, Принц с маской, Франческина, Коломбина и влюблённые.

1652032_kc47 (525x700, 215Kb)

А рядом – великое разнообразие кабинетных колокольчиков.

1652032_kc48 (700x525, 213Kb)

1652032_kc49 (700x525, 226Kb)

1652032_kc50 (700x525, 211Kb)

1652032_kc51 (700x525, 224Kb)

1652032_kc52 (700x525, 227Kb)

Очень хороши сувенирные колокольчики всевозможных форм и расцветок из металла, керамики, стекла, дерева…

1652032_kc53 (700x525, 224Kb)

1652032_kc54 (700x525, 227Kb)

1652032_kc55 (700x525, 259Kb)

1652032_kc56 (525x700, 210Kb)

1652032_kc57 (525x700, 191Kb)

1652032_kc58 (700x525, 255Kb)

1652032_kc59 (700x525, 285Kb)

1652032_kc60 (700x463, 223Kb)

1652032_kc61 (595x700, 263Kb)

1652032_kc62 (515x700, 244Kb)

1652032_kc63 (700x470, 234Kb)

1652032_kc64 (700x468, 240Kb)

1652032_kc65 (554x700, 204Kb)

1652032_kc66 (700x525, 269Kb)

1652032_kc67 (556x700, 274Kb)

1652032_kc68 (700x525, 248Kb)

1652032_kc69 (528x700, 234Kb)

1652032_kc70 (700x504, 232Kb)

1652032_kc71 (700x438, 205Kb)

1652032_kc72 (700x525, 223Kb)

Это тоже колокольчик. Звенящая голова волка.

1652032_kc73 (700x466, 203Kb)

Есть колокольчики с религиозной тематикой – рождественские и пасхальные.

1652032_kc74 (700x525, 201Kb)

1652032_kc75 (700x525, 232Kb)

1652032_kc76 (700x518, 241Kb)

А это подарки музею из восточных стран.

1652032_kc77 (525x700, 238Kb)

1652032_kc78 (700x448, 215Kb)

1652032_kc79 (525x700, 231Kb)

Очень захотелось купить какой-нибудь из таких красивеньких колокольчиков. К сожалению, эти не продаются. Но в Валдае немало мест, где можно приобрести звонкий и красивый колокольчик.

Оказывается, есть правила для домашнего использования сувенирных колокольчиков. Вешать их нужно на нити не короче семи сантиметров, размещая вдали от электрического света и посторонних глаз.

Время от времени нужно звонить. Звук даже самого простенького колокольчика  полезен для здоровья. Он положительно влияет на психику слушателя и препятствует распространению болезнетворных бактерий.

А иногда колокольчики устают от молчания и посторонних глаз.  Чтобы вернуть им бодрость, советуют окунуть в ёмкость с красным вином.

На первом этаже располагается четвёртый зал, посвящённый современной истории церковных колоколов.

После колокольных трагедий начала ХХ века

1652032_kc80 (537x700, 199Kb)

колокололитейное производство было возобновлено только в 90-х годах. Сейчас колокольных центров в России немало. Один из них – воронежский завод «Вера». Это его продукция – колокол  на рамной конструкции "300 лет российскому флоту" (2010 г.)

1652032_kc81 (560x700, 223Kb)

1652032_kc82 (700x525, 274Kb)

и церковный колокол «Троица»

1652032_kc83 (700x525, 212Kb)

Эти колокола изготовлены заводами «ЛИТЭКС» и «ИТАЛМАС».

1652032_kc84 (556x700, 240Kb)

Красивые колокола, и звук, наверное, приятный. Но послушать не удастся. В Музейном колокольном центре все экспонаты за стеклом.

Но есть мультимедийная библиотека и кинозал, в котором на семиметровой видеостене показывают фильмы о технологии колокольного производства, истории колоколов, различных звонах и известных звонарях.

Нам демонстрировали на экране карильоны.

Карильон – это музыкальный инструмент, собранный из отдельных колоколов. Инструмент содержит не менее 23 бронзовых колоколов,

1652032_kc84a (700x525, 256Kb)

которые ударяются поочерёдно или аккордами. На традиционном карильоне играют с помощью клавиатуры, представляющей собой набор рычагов по которым ударяют кулаками, а также педальной клавиатуры.

1652032_kc84b (600x450, 297Kb)

Рычаги с помощью проволочных тяг связаны с языками колоколов, позволяя исполнителю менять громкость ноты в зависимости от силы, приложенной к клавише. В документальном фильме показано звучание карильона в Мехелене (Малине) – родине "малинового звона".

Родина карильона – Бельгия, оттуда колокольные установки  в средние века распространились по всей Европе.

Когда-то карильон был в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, интерактивная модель (масштаб 1 к 50) которого изготовлена в 2012 году.

1652032_kc85 (527x700, 211Kb)

Модель  раскрывается, подобно кукольному домику, и можно увидеть внутреннее устройство всех трех ярусов колокольни и услышать звон разных типов колоколов — карильонных, часовых, церковных. Но мы ходили по центру без экскурсовода, поэтому никто не подсказал, что можно попросить смотрительницу продемонстрировать. Так что мы удовлетворились внешним осмотром модели.

1652032_kc86 (700x460, 198Kb)

Тщательность проработки деталей  восхищает.

1652032_kc87 (700x466, 206Kb)

1652032_kc88 (493x700, 196Kb)

Есть в этом зале и интерактивный тачскрин-стол с тематическими играми, где можно запрячь виртуальную тройку с бубенцами или отлить колокол, который можно отправить по электронной почте себе или другу. Но во время нашего посещения тачскрин был выключен. Тоже, наверное, можно было попросить включить, но не случилось.

В целом Музейный колокольный центр – место интересное. Разглядывание этих чудесных колокольчиков доставляет настоящее удовольствие. Вот только бликующие стеклянные витрины совсем не предназначены для фотографирования. А так хотелось сохранить эту красоту на память.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
5.05.2024 ПОЗДРАВЛЯЮ с Днем рождения дневничка!!!! Пусть растёт и дальше процветает, Откроет много новеньких страниц, Научится всему, чего не знает – Для лучшего не может быть границ! 11s_dnyom_yapfiles.ru (445x700, 328Kb)
ЛенаЛена 05-05-2024-20:00 удалить
Ответ на комментарий Алла_Студентова # Спасибо большое!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Валдай. Музейный колокольный центр | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»