• Авторизация


Боголюбово. Храм Покрова на Нерли. 20-03-2024 15:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 40 километрах от Суздаля расположен посёлок Боголюбово, входящий в перечень исторических городов России.

1652032_p1 (700x413, 179Kb)

В составе памятников Владимиро-Суздальской земли комплекс Боголюбово включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Известность посёлку принесла церковь Покрова на Нерли, изображенная на гербе Боголюбова.

1652032_p2 (450x559, 124Kb)

Вот к этой церкви мы и направились с частным гидом. По пути, конечно, заглянули и в посёлок.

1652032_p3 (700x466, 314Kb)

(фото из Интернета)

Это маленький населённый пункт (4729 человек) в Суздальском районе Владимирской области, расположенный на реке Нерль неподалёку от её впадения в Клязьму. По легенде, он основан в 1158 году Андреем Боголюбским, хотя и до этого года здесь существовало укреплённое поселение.

О жизни князя известно очень мало, да и то, что дошло до наших времён, не более чем легенды и предположения. Считается, что родителями князя Андрея были Юрий Долгорукий и  половецкая княжна, дочь хана Аепы.  Прозвище – Боголюбский – князь получил то ли по личным качествам, то ли по названию посёлка, где решил основать свою резиденцию (это многовековой спор историков, похожий на «что появилось раньше – курица или яйцо?»).

Почему именно в этом месте князь решил строить свою столицу, тоже неизвестно. Предполагают, что где-то в этих местах он родился. Но подтверждения этой теории нет, так как даже год рождения князя доподлинно неизвестен.

Зато известно, что именно в Боголюбовском  своём замке в ночь с 28 на 29 июня 1174 года Андрей Юрьевич был убит своими приближёнными боярами Кучковичами. Тело князя было положено в гроб, затем в раку, где останки хранились до 1919 года.

1652032_p4 (450x450, 175Kb)

А в советские времена их исследовали и поручили известнейшему антропологу М.М. Герасимову создать реконструкцию лица Боголюбского по черепу.

В начале ХХ века считалось, что половцы – азиаты, поэтому Герасимов придал облику русского князя азиатские черты (вот и верь после этого в объективность науки).

1652032_p5 (700x530, 191Kb)

Этот портрет вошёл во все школьные учебники истории, сформировав у многих поколений представление об Андрее Боголюбском.

В 2007 останки князя снова были исследованы, на этот раз академиком В.Н. Звягиным, который отнёс облик князя к среднеевропейскому варианту европеоидной расы и полностью исключил монголоидные особенности. Так появился новый облик.

1652032_p6 (700x559, 253Kb)

Но сенсацией это открытие не стало. Академия наук не спешила его афишировать и исправлять учебники истории.

А в 2009 году известный московский судмедэксперт, антрополог-портретист С.А. Никитин совместно с скульптором Игорем Яворским, изучив череп Андрея Боголюбского, создали ещё один подлинный образ князя.

1652032_p7 (450x589, 236Kb)

Сейчас бюст, созданный ими, стоит в Нижнем Новгороде.

1652032_p8 (700x428, 278Kb)

У РПЦ своё представление об облике князя, которого в XVIII веке канонизировали.

1652032_p9 (519x700, 293Kb)

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (икона). Начало XX века. Государственный Эрмитаж.

1652032_p10 (700x447, 253Kb)

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)

1652032_p11 (462x700, 282Kb)

Открытка Ивана Билибина.

Если даже по конкретному черепу создано столько различных реконструкций и изображений, то что говорить о личности, которую и при жизни оценивали по-разному? Поэтому к историческим изысканиям, связанным с жизнью Андрея Боголюбского, следует относиться критически.

1652032_p12 (600x400, 274Kb)

Итак, Боголюбово. Маленький посёлок с огромным монастырём, стоящим на том месте, где в 1158 году Андрей Боголюбский основал резиденцию — «град камен». По велению князя был построен каменный город с жилым дворцом, окружённый крепостью – каменными стенами, земляными валами и рвом с водой.

Сейчас от княжеского града остался только один фрагмент.

1652032_p13 (525x700, 274Kb)

Официально он называется «Лестничная башня и переход».

Этот фрагмент встроен в комплекс сооружений XVIII века: над лестничной башней надстроена шатровая колокольня, а рядом в 1751–1758 годах построили храм Рождества Богородицы (сейчас в нём экспозиция, посвящённая Андрею Боголюбскому и его резиденции, но мы на неё не попали).

1652032_p14 (700x525, 263Kb)

Как выглядел княжеский дворец, по этому фрагменту сказать трудно. Но историк Сергей Заграевский создал реконструкцию замка Андрея Боголюбского, которую признали верной и официальной.

1652032_p15 (700x335, 127Kb)

А какое место в этом замке занимал сохранившийся фрагмент, показано белым на стенде.

1652032_p16 (700x525, 251Kb)

Это одно из немногих сохранившихся сооружений домонгольской эпохи. И его основательность и монументальность впечатляют.

1652032_p17 (525x700, 302Kb)

Окна-щёлки, заложенные галереи,

1652032_p18 (525x700, 304Kb)

толщина стен, сложенных из выветрившегося белого камня,

1652032_p19 (700x466, 284Kb)

остатки украшений…

1652032_p20 (700x525, 329Kb)

Удивительное совпадение: князь Андрей, по преданию, был убит именно в этой, сохранившейся до нашего времени части замка.

1652032_p21 (700x525, 276Kb)

Предполагаемое место убийства – под лестницей башни.

1652032_p22 (525x700, 233Kb)

Туда можно заглянуть, но нельзя зайти. Говорят, что на ступенях сохранились пятна крови…

Когда на месте княжеского двора возник монастырь, неизвестно. Считается, что основан он во искупление убийства Андрея Боголюбского его преемниками в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится. Впервые обитель упоминается в  грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года, где она объявлялась патриаршим домовым монастырём. Даже если это год образования монастыря, возраст солидный.

Монастырь дошёл до нашего времени, пережив варварство ХХ века.

1652032_p23 (700x481, 232Kb)

Монастырская стена и странноприимный дом в годы запустения

В 1923 году мужской монастырь был закрыт, все ценности и имущество реквизированы. В 1927 году в Боголюбском монастыре появились квартиранты – часть зданий занял приёмник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. Уж они-то постарались уничтожить всё, до чего руки дотягивались.

В 1936–1937 годах на территории Боголюбского монастыря были начаты археологические раскопки. Неизвестно, нашли ли археологи то, что искали, но ими был разрушен примыкающий к великокняжеским палатам придел в честь святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, а монастырское кладбище разорено, перекопано и уничтожено.

1652032_p24 (542x700, 373Kb)

На этой фотографии справа ещё виден придел.

За археологами пришли колхозники. В большом соборе хранилось зерно, в Рождественской церкви, граничащей с остатками княжеского замка, размещался телятник, в часовне, построенной над местом, где трое суток лежало непогребённое тело убитого князя, находился склад ёмкостей с дёгтем и керосином…

В годы Великой Отечественной в монастыре располагался 17-й запасной (учебный) штурмовой инженерно-сапёрный батальон. Здесь было обучено три выпуска новобранцев по 450 человек в каждом. Бывшие курсанты вспоминали, что размещались в бывших монастырским корпусах, часть зданий находилась в запустении, храмы были осквернены и закрыты, окна выбиты, но сюда всё равно приходили верующие и прямо на паперти собора совершали службу.

Хозяйственные постройки вывели с территории монастыря в 60-х годах, когда монастырь передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Но работы по восстановлению разорённой обители начались даже не в 1991 году, когда её передали РПЦ, а в 1997 году, когда сюда были переведены из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря 63 сестры и  архимандрит Пётр (Кучер).

Объём работ, проделанных монахинями, поражает. Всё, что мы видим сегодня, было сделано за три года руками сестёр. И их деньгами: при поступлении в обитель они продали свои квартиры и вложили средства в обустройство монастыря.

А вот росту духовного авторитета Боголюбовского монастыря способствовал архимандрит Пётр, «ревностный поборник благочестия и хранитель истинной веры», по характеристике его сторонников.

1652032_p25 (450x674, 249Kb)

Под руководством архимандрита восстановленная обитель стала одним из крупных центров паломничества Русской православной церкви. Человек очень харизматичный, Пётр в своих проповедях выступал за освобождение церкви от политического давления, а церковное руководство подозревал в отступничестве и контактах с „экуменистами, обновленцами и масонами“. Выступал архимандрит и против введения ИНН, перехода на «летнее время», призывал голосовать против Бориса Ельцина… Боголюбские монахини (с благословения архимандрита)  написали заявления, в которых отказывались от всякой помощи со стороны «сатанинского государства», от пенсий и пособий; их примеру последовали многие прихожане и паломники обители.

Подобные взгляды и действия вызывали озабоченность церковного руководства. Неудобного архимандрита сначала слегка «покусывали» в прессе, призывали к смирению и покаянию, потом давить на обитель и её духовного руководителя начали с помощью сфабрикованных дел о жестоком обращении с детьми в монастырском приюте, обзывали монахинь и их архимандрита сектантами, книгу Петра Кучера «Блюдите убо како опасно ходите», изданную в 2006 году, внесли в список изданий, не рекомендованных к распространению…  Но попытка отправить старца за штат и запретить в служении привела к многотысячному протесту прихожан и паломников монастыря, переросшему в волнения. Петра восстановили в служении.

К архимандриту люди приходили не только слушать проповеди. Священник регулярно проводил «отчитки» бесноватых. Ходили слухи, что по его молитве исцелялись больные.  А многие после беседы с ним обретали душевную гармонию или цель в жизни.

1652032_p26 (525x700, 307Kb)

Архимандрита Петра уже нет в живых (умер в 2020 году), но на его могиле всё время горит свеча, а рядом с живыми цветами стоит коробка, в которую можно положить записки с просьбой об исцелении. Говорят, помогает всем.

Своеобразным памятником старцу Петру стал и сам Свято-Боголюбский женский монастырь. Многие из обителей, возвращенных РПЦ в 90-е годы, до сих пор лежат в руинах. Например, Горицкий в Талицах (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499012405/ ) или Ризоположенский в Суздале (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499388973 ). А этот, самый большой во Владимирской епархии, живёт (в обители подвизается более 170 монахинь), действует, принимает паломников и туристов, восхищает красотой, ухоженностью и праздничным сочетанием цветов – белого и голубого (голубой в русской традиции считается Богородичным цветом).

Главный храм обители – массивный пятиглавый собор во имя иконы Боголюбской Божьей Матери (1868 год), возведённый в русско-византийском стиле по проекту Константина Тона.

1652032_p27 (525x700, 258Kb)

В соборе хранилась главная святыня монастыря – икона Богоматери, написанная якобы по заказу Андрея Боголюбского, которому Божья Матерь явилась во сне. Это первая икона, написанная на Руси.

1652032_p28 (401x700, 293Kb)

Оригинал иконы хранится в музее, а монастырь владеет несколькими копиями.

Собор был полностью восстановлен за одно лето 1997 года. Сестры своими силами его оштукатурили и побелили снаружи, а внутри заново расписали.  В храме новый трехъярусный резной позолоченный иконостас.

1652032_p29 (600x451, 401Kb)

На средства монахинь были закуплены и смонтированы полы из полированного гранита и мраморные престолы из цельных полутораметровых плит, в соборе проведено паровое отопление, позволяющее проводить службы круглый год.

Рядом с собором выступает из зелени сада очень высокая трехъярусная колокольня (1841 год).

1652032_p30 (525x700, 280Kb)

Сейчас на ней новые колокола, самые крупные из которых весом 1050, 2500 и 8000 кг тоже были приобретены на деньги монахинь.

В глубине монастырского двора Благовещенская трапезная церковь (1683 г), в нижнем этаже которой находится трапезная для приезжающих богомольцев.

1652032_p31 (525x700, 179Kb)

У стены церкви находятся информационные стенды, знакомящие с историей монастыря.

1652032_p32 (525x700, 219Kb)

Перед церковью – часовня-киворий  на четырёх кувшинообразных столбах  (XVII в.).

1652032_p33 (525x700, 293Kb)

Под сенью расположен резервуар с освящённой водой. Считается, что киворий находится на месте древней постройки, существовавшей во времена княжеского города. Какую функцию выполняла прежняя постройка – была ли водосвятной часовней, колодцем или выполняла другие функции – мы уже не узнаем.

Через арку в густой зелени дикого винограда

1652032_p34 (525x700, 356Kb)

идут ступени к часовне, построенной на месте, где в XII веке убийцы бросили тело Андрея Боголюбского и оно пролежало три дня, пока разграблялся княжеский дворец.

1652032_p35 (525x700, 256Kb)

Часовня новая, построенная в 2000-х. Внутри – икона Андрея Боголюбского и свежие букеты живых цветов.

1652032_p36 (525x700, 197Kb)

А за порогом – буйство жизни, зелени, красок.

1652032_p37 (525x700, 223Kb)

Территория монастыря очень ухоженная. Вокруг церквей положена тротуарная плитка.

1652032_p38 (525x700, 291Kb)

Асфальтированные дорожки (около километра дорог по территории монастыря) обрамлены клумбами и цветущими пионами, розами, посажен фруктовый сад и устроен небольшой огород.

1652032_p39 (525x700, 335Kb)

Газоны прокошены.

1652032_p40 (700x525, 327Kb)

Белая невысокая ограда монастыря (XIX в.), кроме церквей, охватывает множество других построек:  архимандричий корпус, сестринские кельи, иконописную, швейную и столярную мастерские,  гостиницу для паломников, трехэтажный дом для детского приюта, гаражи, склады, сенохранилище, скотный двор... Хозяйство большое.

1652032_p41 (525x700, 256Kb)

Главные ворота – святые –  украшены аркой,

1652032_p42 (450x599, 224Kb)

а рядом – привратная сторожка

1652032_p43 (525x700, 299Kb)

с любопытным объявлением: «Убедительная просьба! В клетку, а также на территорию монастыря, св.источника и в гостиницу котят не подбрасывать». Видно, достали.

1652032_p44 (525x700, 307Kb)

А у монастырской стены щит с стихотворным переводом Ю. Вакулы надписи на стене церкви в г. Любек. Такие протестантские по духу стихи.

1652032_p45 (446x700, 289Kb)

Теперь нам предстоит пеший путь до храма Покрова на Нерли. Для этого нужно преодолеть  железнодорожные пути. И тут такое вот чудо – панорамные лифты (работающие!) у виадука. Я такого даже в городах-миллионниках не встречала.

1652032_p46 (608x342, 196Kb)

Чтобы попасть к храму, нужно пройти два километра по дорожке через заливной Боголюбовский луг.

1652032_p47 (468x700, 188Kb)

Информационный щит сообщает, что луг расположен в пойме рек Клязьмы и Нерли недалеко от их слияния и занимает площадь 153 га. Это интереснейший ландшафтный и ботанический объект. Здесь произрастает более 200 видов травянистых растений, среди них охраняемые на территории Владимирской области  ирис сибирский, гвоздика пышная, купальница европейская, кувшинка белоснежная и другие редкие и исчезающие виды.

Не знаю, есть ли они в этом луговом разнотравье.

1652032_p48 (700x525, 228Kb)

На вид вся трава сочная, шелковистая. Хорошо ей тут.

1652032_p49 (525x700, 444Kb)

На лугу встречаются старицы – заполненные водой остатки прежнего русла реки.

1652032_p50 (700x525, 257Kb)

За почти девять веков, прошедших со времени строительства храма, Клязьма и Нерль изменили свои русла:  устье постепенно смещалось на юг, оставляя старицы.

1652032_p51 (700x526, 255Kb)

Но в период половодья вода поднимается и затапливает весь луг. Говорят, что это самое хорошее время для посещения храма, который одиноко и гордо возвышается над бескрайней водяной гладью.

А мы неторопливо бредём по дорожке,

1652032_p52 (525x700, 238Kb)

в конце которой уже проступает силуэт церковки.

1652032_p53 (700x525, 302Kb)

И вот он во всей красе. Белокаменная церковь XII века — древнейший и известнейший памятник домонгольской Руси.

1652032_p54 (525x700, 274Kb)

Чёткий и изящный силуэт белоснежного храма удивительно органично вписан в пейзаж.

1652032_p55 (700x524, 280Kb)

С высокого холма, поросшего кустами, церквушка глядится в неширокий пруд,

1652032_p56 (700x525, 352Kb)

а её невысокая главка устремлена в небо, такое изменчивое в день нашего приезда.

1652032_p57 (525x700, 313Kb)

1652032_p58 (700x525, 342Kb)

По официальной версии, церковь была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в 1165 году. Дата эта весьма условна, потому что взята из летописей («Краткий Владимирский летописец», написанный в XVI веке, и «Житие Андрея Боголюбского», созданное к канонизации в 1702 году). А кто из нас сейчас, в век тотальной грамотности, открытых архивов и Интернета, сможет сообщить достоверные сведения о событиях, происходивших, допустим, в нашей местности четыре века назад, в XVII веке, да ещё и мотивы назвать? То-то и оно, что доверия к этим «документам» мало.

Когда бы то ни было, но церковь была построена в полутора километрах от резиденции князя. Это место – слияние двух рек – было важным, стратегическим. Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции в Боголюбово и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.

Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого, согласно Лаврентьевской летописи, были созваны «из всех земель мастеры». Василий Татищев, не верящий в мастерство русских строителей, уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса, император Священной Римской империи). Но итальянцы вряд ли бы справились без местных. Так что, скорее, строила «интернациональная бригада».

Процесс строительства начинался с заготовки материалов. Согласно Житию, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта информация опроверглась результатами петрографических анализов. Камень добывали в окрестностях Москвы, где залежи известняка образуют подземную, частично поднимающуюся на поверхность жилу, тянущуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки.

Обрабатывали камень уже на месте, а отходы вместе с специально привезёнными валунами ссыпали в фундаментные рвы, проложенные по периметру и осям столпов будущего храма. Затем этот ленточный фундамент заливался раствором.

На фундаменте были возведены четырёхметровые стены. Их засыпали землёй, получив искусственный холм высотой около 3 метров и площадью около 23 соток, который облицевали каменными плитами. А затем на этом «пьедестале» возвели храм и другие постройки. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. И, как мы убедились, разрушительному времени тоже.

1652032_p59 (425x700, 163Kb)

 

Стены и своды строились сначала с козел, а по мере увеличения высоты с деревянных подмостей и лесов. Для кровель использовали тёс, но, может быть, и свинцовые доски. Кровлю покрывали красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, купольная часть и глава были заменены при реконструкции в 1803 году. В окна белокаменных храмов вставляли деревянные оконницы, которые могли быть заполнены стеклом или слюдой.

Правда, храм изначально выглядел по-другому. По реконструкции С.В.Заграевского, примерно так:

1652032_p60 (600x459, 256Kb)

Он был частью красивого и при этом сильно укреплённого ансамбля, стоявшего на вымощенном белым камнем искусственном холме, со всех сторон окружённого водой и имевшего белокаменные крепостные стены.

Но после смерти Андрея Боголюбского и княжеский дворец, и эта крепость оказались заброшенными. К XVII веку комплекс зданий начал разрушаться, его частично разобрали, частично восстановили, частично перестроили. Но применения ему так и не нашли. В XVIII веке настоятель Боголюбского монастыря просил у епархиального начальства разрешения разобрать церковь, чтобы построить монастырскую колокольню. К счастью, не разрешили. Велели в зданиях устроить скит монастыря.

В XIX веке на фотографических открытках церковь Покрова на Нерли (уже с луковичной главой и вспученной кровлей под барабаном) выглядит так:

1652032_p61 (700x440, 288Kb)

1652032_p62 (700x439, 291Kb)

Почувствуй разницу…

1652032_p63 (700x525, 290Kb)

Таким образом, от храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился только основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м), украшенный аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами.

1652032_p64 (700x525, 250Kb)

Стены церкви строго вертикальны,

1652032_p66 (525x700, 235Kb)

но благодаря удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Визуально удлиняют здание узкие вытянутые окна и полуколонны.

1652032_p67 (527x700, 219Kb)

Храм трёхапсидный (невозможно установить, был ли он таким изначально или это более поздняя «доработка»), но выступы апсид не нарушают гармоничности храма.

Пожалуй, самое загадочное и удивительное во внешнем облике церкви – это каменная резьба. Идейным и композиционным центром фасада является фигура человека в странном головном уборе, восседающего на «троне».

1652032_p68 (700x525, 230Kb)

В левой руке он держит гусли, правую руку  поднял вверх.

1652032_p69 (700x525, 293Kb)

Его окружают орлы и львы. Нелепо и чужеродно смотрится процарапанная подпись – «CTЪ  д В ̅Д». Считается, что написано «святой Давид». Давид? Серьёзно? Тот самый?

1652032_p70 (525x700, 184Kb)

Ветхозаветный царь, пророк, отец мудреца Соломона? Ну гусли объяснимы: он псалмопевец. Но почему царь Давид занимает центральное место на храме Покрова Богородицы?

И как связаны библейский пророк и грифон (он же див по-русски), когтящий лань.

1652032_p71 (632x400, 213Kb)

И что это символизирует? Жертвоприношение? Любовь? Гид сказал, что грифон защищает лань. От кого?

Ниже – три женские маски и ещё два льва с какими-то странными хвостами.

1652032_p72 (700x524, 254Kb)

1652032_p73 (700x525, 224Kb)

Женских лиц и в виде масок, и в виде объёмных голов на храме 21. Причём все они со своими индивидуальными чертами.

1652032_p75 (450x601, 226Kb)

1652032_p76 (450x601, 277Kb)

1652032_p77 (700x525, 250Kb)

1652032_p78 (700x525, 210Kb)

А между ними – птицы, звери,

1652032_p79 (700x525, 215Kb)

неведомые фантастические существа

1652032_p80 (700x525, 243Kb)

и даже крокодилы.

1652032_p81 (700x525, 232Kb)

Какой символический смысл несут в себе эти изображения?

Тут ответа вообще не найти. У каждого гида, у каждого церковнослужителя своя трактовка. Но, когда в попытках всё объяснить человек заходит в тупик, есть универсальная фраза: это плод творчества  местных мастеров, а полного представления об их замысле мы получить не можем, так как большая часть ансамбля утрачена.

1652032_p82 (700x525, 230Kb)

В общем, существуют попытки трактовать каменную резьбу храма с точки зрения язычества, зороастризма, ветхого завета, нового завета, тенгрианства (его исповедовали половцы)…. Каждый желающий сможет найти то объяснение, которое покажется ему убедительным и верным. Меня же каменные изваяния убедили в том, что если это и храм, то уж точно не христианский. И изображён на нём не святой Давид.

Ещё один символический образ – дверь в никуда.

1652032_p83 (600x451, 234Kb)

Скорее всего, это дверь в разрушенную галерею. Но сейчас даже следа от галереи нет, а дверь не заложена, да и выглядит не старой.

А это самый нижний участок стены. Раньше уровень земли был на 80 см ниже.  Трещины, мох, плесень…

1652032_p84 (700x525, 295Kb)

Сколько ещё простоит это белокаменное чудо?

Сейчас храм Покрова на Нерли находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

1652032_p85 (700x525, 242Kb)

Он является действующим храмом, подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии. Зайти посмотреть или помолиться может каждый с 10:00 до 18:00 (зимой до 16:00). Богослужения проводятся только в тёплое время года по четвергам, субботам и воскресеньям, а также в дни больших церковных праздников.

А вот фотографировать в храме можно только по благословению батюшки.

Внутри это ещё более странная церковь, чем снаружи. Стены толстые (1,1 метра), а места внутри мало, вплотную человек 10 помещается. Но есть алтарь и иконостас, даже церковная лавка.

1652032_p87 (700x525, 283Kb)

Но первое, что бросается в глаза, - инородность всей церковной атрибутики.

1652032_p88 (700x525, 236Kb)

Перекрытия, конечно, красивые, с растительным орнаментом,

1652032_p89 (525x700, 226Kb)

с крестами «под старину», вплетёнными в узоры с птичками и львами.

1652032_p90 (525x700, 224Kb)

Красивый мозаичный крест и барельефы, изображающие святых.

1652032_p91 (700x525, 225Kb)

Но эта алтарная перегородка очень маленькая, непропорциональная помещению, над ней и за ней

1652032_p92 (700x525, 250Kb)

огромное пустое пространство.

1652032_p93 (600x415, 192Kb)

Да ещё крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности».

1652032_p94 (700x466, 257Kb)

Что здесь было? От чего пазы на колоннах? Куда ведут галереи? Что висело вместо золотого паникадила? Вопросы, на которые ответа нет и уже не будет.

1652032_p95 (700x525, 269Kb)

По церковным документам значится, что в XIX веке богатая стенная роспись была сбита по указанию руководства Боголюбского монастыря, чтобы «обновить» помещение храма. Обновление прошло успешно: от первоначального убранства церкви при раскопках ХХ века были найдены лишь обломки керамических плиток пола и кусок медного листа кровли с гвоздём. А зачищенные стены просто побелили. 

Есть в храме ещё кое-что странное и необъяснимое. Гид показал нам место у колонны и предложил постоять там с закрытыми глазами. Да, мы почувствовали и увидели. Каждый своё. Какая-то странная сила, поток чего-то мощного и древнего. У меня было ощущение, что я стою внутри какого-то невидимого, но мощного фонтана, пронизывающего меня насквозь.

Гид говорит, что иногда в этом месте люди начинают раскачиваться, как в трансе. Охотно верю. Непростое место выбрано для храма. Да и сам храм непростой.

Рядом с храмом Покрова стоит низенькая, маленькая, невзрачная церковь Трёх Святителей Вселенских (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста).

1652032_p97 (647x417, 214Kb)

Построена она в 1884 году, но до последнего времени была в запущенном, полуразрушенном состоянии, без главы. Использовалась как сторожка при охраняемом музейном объекте. Сейчас её восстановили как парную зимнюю церковь.

Хотя, пожалуй, в уникальном храме вообще служить не следовало бы…

1652032_p98 (525x700, 258Kb)

За храмом закрепилось название «Покрова на Нерли», а не «Покров Пресвятой Богородицы» или "Покровская церковь". В этом есть особый резон. Когда стоишь на холме рядом с храмом и видишь этот необыкновенный простор,

1652032_p99 (527x700, 256Kb)

красоту земли и неба

1652032_p100 (700x525, 273Kb)

вокруг белого стройного храма, понимаешь, что не осеннему церковному празднику, не иконе посвящено это рукотворное чудо, а покрову вечного голубого неба, изменчивому покрову земли, красоте жизни.

1652032_p101 (525x700, 293Kb)

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Боголюбово. Храм Покрова на Нерли. | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»