• Авторизация


Суздаль. Музей деревянного зодчества 28-12-2023 15:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В Суздале есть свой Музей деревянного зодчества под открытым небом. Он является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника и комплексом культурного наследия федерального значения.

1652032_1z (700x525, 272Kb)

Музей был создан в 1960-х годах усилиями архитектора Владимирской реставрационной мастерской Валерия Анисимова. Планировалось перевезти в Суздаль более 30 уникальных деревянных построек из населённых пунктов Владимирской области. Но успели переместить только 18 объектов, остальные либо сгорели, либо были снесены.

Место для музея выбрано красивое – на окраине Суздаля (при въезде со стороны Владимира) на берегу реки Каменки у моста, ведущего к кремлю. Когда-то здесь стоял Дмитриевский Печерский монастырь, основанный в XI веке. В 1930-х годах он был уничтожен советской властью.

1652032_2z (700x466, 310Kb)

При установке зданий и прокладке коммуникаций на территории проводились археологические раскопки. Несмотря на их небольшой масштаб, было найдено множество предметов различных исторических периодов, в том числе домонгольского. Сейчас наиболее ценные находки выставляются в экспозициях Суздальского кремля (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499139479 ).

Первым экспонатом музея считают Никольскую церковь из ныне не существующего села Глотово Юрьев-Польского района, в 1960 году перенесённую в Суздальский кремль (так как музея деревянного зодчества ещё не было).

1652032_3z (700x525, 305Kb)

Эта церквушка была построена в 1766 году. По своим формам она напоминает обычный деревенский дом. Состоит из двух срубов (клетей) разной высоты, окружённых крытой галереей с простым крыльцом. Венчает храм тесовая кровля с маленькой чешуйчатой главкой.

1652032_4z (525x700, 275Kb)

Место для временного пристанища церкви выбрано удачно. Она стоит в отдалении от основного комплекса кирпичных строений кремля на высоком берегу Каменки, находится в естественном окружении «сельского пейзажа». Поэтому переносить её в музей деревянного зодчества не стали, так и оставили в кремле.

1652032_5z (700x525, 285Kb)

Но чтобы оглядеть экспонат № 1, нужно купить входной билет в кремль.

Музей деревянного зодчества занимает площадь 3,5 га, обнесённую высоким деревянным забором.

1652032_6z (700x470, 231Kb)

Посещение музея – удовольствие недешевое (500 руб/чел), с экскурсоводом ещё дороже (групповая экскурсия – 600 руб/чел, индивидуальная – 5500 руб). Аудиогид обойдётся в 150 руб/чел + 1000 рублей наличными – залог за устройство.  Относительно дёшево, хотя текст читает егерь Кузьмич из "Особенностей национальной охоты" и "Особенностей национальной рыбалки" (в миру  актёр Виктор Бычков). Его экскурсия называется "Закавыки деревянного зодчества" и подана в народном стиле, с шутками и прибаутками. Звукорежиссёром проекта стал Сергей Соколов – профессор Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, лауреат премии "Ника".

1652032_7z (600x463, 298Kb)

Но мы решили обойтись без гидов. Всего 18 зданий (для сравнения: в Малых Корелах 100 зданий). Всё самое важное – на информационных стендах. Разберёмся как-нибудь.

1652032_8z (696x700, 423Kb)

Комплекс представляет собой стилизованную сельскую улицу с церквями, домами, мельницами и хозяйственными постройками. От здания к зданию ведёт вот такая красивая дорожка.

1652032_9z (466x700, 304Kb)

Центром экспозиции являются две церкви XVIII века.

Самое высокое сооружение музея – Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района (1756 год), её высота – 21,25 метра. Потребовалось десять лет, чтобы её отреставрировать, разобрать, перевезти на территорию музея и собрать на новом месте. И, похоже, строительно-ремонтные работы идут и сейчас.

1652032_10z (700x525, 241Kb)

Сложность восстановительных работ заключается в соблюдении традиционных методов строительства. Деревянные постройки в XVIII веке на Руси возводились без применения гвоздей путём крепления вставлявшихся друг в друга бревенчатых конструкций. Как гласит русская пословица, «не гвозди держат, а ладная пригонка».

Существовало множество вариантов соединения венцов (горизонтальных рядов брёвен): «в обло», «в лапу», «в крюк», «в ряж», «в шип», «в охряпку», «в ус», «в ласточкин хвост», «в сковородень»…  У Преображенской церкви брёвна соединены «без остатков» (снаружи стёсаны), «в лапу».

Основным строительным инструментом зодчих был топор. Не зря на Руси говорили: «Плотник топором думает», «Дай мужику топор, он и часы починит», а особой похвалой мастеру было: «У него золотой топор».

Хотя пилу знали на Руси давно, в повседневный плотницкий обиход она вошла лишь в XIX веке. Брёвна на тёс, то есть на доски, раскалывали при помощи массивных клиньев. А для чистовой обработки применяли скобели или наструги.

1652032_11z (525x700, 251Kb)

Основным строительным материалом была долговечная смолистая древесина сосны и ели. Из неё выстроена и трехъярусная Преображенская церковь. На высоком четырёхугольном подклете стоят уменьшающиеся в размерах восьмерики (бревенчатые восьмигранные срубы), увенчанные луковичной главкой. Особый колорит и неповторимость храму придают декоративные деревянные крестчатые «бочки». Храм окружён открытой галереей на массивных брёвнах-консолях.

Кровля, шейки-барабаны и главки церкви покрыты лемехом (чешуей) из расщеплённой осины.

1652032_12z (525x700, 291Kb)

Осина хорошо противостоит влаге и со временем приобретает красивый серебристый оттенок.

Рядом находится Воскресенская церковь из села Патакино Камешковского района — памятник русской деревянной архитектуры конца XVIII века (1776 г.).

1652032_13z (525x700, 278Kb)

Она выстроена «кораблём»: все её части – алтарь, основной объём, трапезная, шатровая колокольня, западное крыльцо – вытянуты по одной оси. Две главки также крыты осиновым лемехом.

Эту церковь восстанавливали несколько раз: то удар молнии , то неосторожное обращение с огнём, то замыкание…

1652032_14z (700x525, 331Kb)

В Воскресенскую церковь можно зайти помолиться.

1652032_15z (700x525, 292Kb)

Внутри воссоздан интерьер сельского храма XVIII–XIX веков с трехъярусным иконостасом. Иконы, конечно, новые. Внутри приятно пахнет сосной и ладаном. На полу – трогательные половички.

1652032_16z (525x700, 293Kb)

А если поднять голову, то можно увидеть, что осталось от первоначальной церкви (тёмные доски).

1652032_17z (525x700, 261Kb)

Рядом с церквями дом Евграфовых из деревни Тынцы (XIX век). Это изба-двойня с необычным резным мезонином.

1652032_18z (700x498, 295Kb)

Здесь находится администрация музея, вход посетителям воспрещён.

1652032_19z (700x525, 263Kb)

За зданием администрации видно маленькую часовенку XIX века.

1652032_20z (525x700, 226Kb)

А дальше начинается «деревенская улица», вдоль которой выстроились крестьянские дома. Первый из них – одноэтажный с резьбой над окнами, привезённый из села Илькино Меленковского района, – носит условное название Дом крестьянина-середняка.

1652032_21z (600x479, 290Kb)

В нём воспроизведены элементы быта крестьянской семьи. Большая часть строения – неотапливаемая клеть, которая служила и кладовой для имущества и продуктовых запасов, и дополнительным жилым помещением в летнее время.

Здесь стояли и сундуки-укладки с девичьим приданым

1652032_22z (700x525, 240Kb)

и сезонный инвентарь. Что это за приспособления  у стеночки, я не поняла. То ли ульи, то ли маслобойки, то ли обмолотки какие.

1652032_23z (700x525, 200Kb)

А тётушки в традиционных русских костюмах, работающие смотрительницами экспозиции, на вопросы не отвечают: "Мне нельзя говорить!". Вот так вот. Хочешь ответ получить – бери экскурсию или аудиогид.

А какие красивые расписные детские саночки!

1652032_24z (700x525, 222Kb)

Сени соединяют холодную клеть с тёплой избой. Здесь стоят бадьи с водой, висят берёзовые веники для бани, хранится кожаная конская утварь.

1652032_28z (700x616, 323Kb)

В тёплой части дома – избе – главное место занимает печь.

1652032_25z (525x700, 217Kb)

Она центр жизни семьи.

1652032_26z (525x700, 218Kb)

Перед печью бабий кут –  «женский угол», где хозяйка готовила пищу, стирала, пряла, шила, ткала.

1652032_27z (700x525, 264Kb)

В комнате воспроизведена типичная обстановка: красный угол с иконами, лавки, обеденный стол, люлька,

1652032_29z (700x525, 231Kb)

светец.

1652032_30z (700x525, 260Kb)

Есть и редкий предмет мебели – «конник», который служил и супружеской кроватью хозяев, и сундуком, и верстаком для работы.

1652032_31z (700x525, 272Kb)

Тут и упряжь правили, и лапти плели, и игрушки мастерили.

1652032_32z (700x466, 230Kb)

Двор – комплекс подсобных хозяйственных построек – расположен параллельно дому. Он у «середняка» полукрытый: в закрытой части хранился крупный инвентарь (борона, соха, телега),

1652032_33z (525x700, 286Kb)

1652032_34z (700x525, 279Kb)

а в открытой сложены дрова.

Рядом с избой середняка стоит большой добротный двухэтажный дом на кирпичном фундаменте,

1652032_35z (700x466, 280Kb)

отличающийся обилием резных украшений на фасаде.

1652032_36z (526x700, 269Kb)

Это так называемый «Дом зажиточного крестьянина» (1861 год), принадлежавший семье Кузовкиных из села Лог  Вязниковского района.

На нижнем этаже (в подклете) оборудована светёлка для наёмных работниц, в данном случае прях и ткачих. В этом помещении с отдельной печью, лежанками, двумя ткацкими станками, самопрялкой, приспособлениями для перемотки ниток проживали и работали  девушки-сиротки или бедные родственницы.

1652032_37z (700x465, 293Kb)

На втором этаже жили хозяева.

В избе хорошо видно, что мебель (лавки, полки, полати) закладывалась в момент постройки дома.

1652032_38z (700x525, 209Kb)

Обстановка у «зажиточных» крестьян побогаче: тут и резной угловой иконостас,

1652032_39z (525x700, 254Kb)

и керосиновая лампа, и ходики, и фотографии на стенах,

1652032_40z (525x700, 285Kb)

и швейная машинка, и буфет.

1652032_41z (525x700, 237Kb)

Даже стулья есть.

1652032_42z (563x700, 289Kb)

И детский стульчак.

1652032_43z (700x436, 216Kb)

Городская культура активно проникала в крестьянский быт. Кто знает, какой была бы русская деревня, если бы не коллективизация, раскулачивание, обобществление…

На «деревенской улице» есть и другие домики.

1652032_44z (525x700, 311Kb)

Этот украшен узорами с непрорезанным, «глухим» фоном. Такая резьба ведёт своё начало от украшения речных судов, поэтому назвается корабельной резью.

1652032_45z (700x408, 283Kb)

 В следующем домике  сувенирная лавка, где можно купить всевозможные изделия народных мастеров, ксерокопированный народный лубок,

1652032_46z (700x576, 365Kb)

1652032_47z (700x480, 307Kb)

диски со старинными русскими песнями, павлопосадские платки и китайский ширпотреб.

1652032_48z (700x525, 318Kb)

Рядом с домами расположился редкий экспонат – колёсный («ступальный») колодец из села Кольцово Селивановского района (середина XIX в.).

1652032_49z (700x525, 315Kb)

Для подъёма воды внутрь колеса со ступенями входил человек и, шагая как по лестнице, раскручивал его.

1652032_50z (700x525, 303Kb)

Благодаря большому вороту можно было поднимать целую бочку или несколько вёдер сразу.

1652032_51z (700x525, 245Kb)

Над архитектурным ансамблем импровизированной деревни доминируют ветряные шатровые мельницы XVIII века, привезённые из старинного торгового села Мошок Судогодского района.

1652032_53za (525x700, 251Kb)

Мельница представляет собой восьмигранный деревянный сруб, поставленный на четверик, внутри которого размещён механизм. Он приводился в движение крыльями, вращающимися под действием ветра.

1652032_54z (493x700, 271Kb)

Рядом с мельницами – амбар-лабаз середины XIX века из того же села. На родине они так и стояли рядком.

1652032_55z (700x466, 317Kb)

Основное назначение амбара – хранение обмолоченного, провеянного и просушенного зерна. Не зря другое название таких построек – житницы. Про богатого крестьянина, у которого их было несколько, говорили: «Он на семи амбарах молотит!» И пословица есть: «Не то зерно, что в поле, а то, что в амбаре!»

Конечно же, амбары тщательно запирались. До наших дней сохранилось выражение «амбарный замок». Небольшую выставку замков и ключей можно увидеть в лабазе.

1652032_56z (700x525, 260Kb)

А за оградой музея на берегу реки Каменки установлены три свайных амбара из села Польцо (XIX век).

1652032_57z (700x466, 305Kb)

Сваи препятствовали проникновению грызунов в амбары, а расположение у реки давало шанс запасам уцелеть в случае пожара в деревне.

Есть в музее и овины,  бани, часовни, сараи…

Ходить по территории музейной деревни очень приятно. Красивый вид на город. Пахнет сеном

1652032_58z (700x524, 272Kb)

и цветами, которых здесь немало.

1652032_59z (700x525, 368Kb)

1652032_60z (700x525, 399Kb)

1652032_61z (525x700, 364Kb)

По лужкам неторопливо ходят гуси,

1652032_62z (700x525, 375Kb)

1652032_63z (700x525, 350Kb)

куры,

1652032_64z (700x525, 349Kb)

ластится к туристам кошка,

1652032_65z (700x525, 341Kb)

пасётся козочка, с которой все стремятся сфотографироваться.

1652032_66z (700x525, 350Kb)

Все животные чистые и сытые. На территории есть пасека и маленькие поля, засеянные льном

1652032_67z (525x700, 374Kb)

и гречихой.

1652032_68z (525x700, 421Kb)

Впервые увидела, как растёт моя любимая каша.

1652032_69z (700x525, 279Kb)

Такая тишина, умиротворение. Много мест для отдыха. Даже качели есть.

1652032_70z (525x700, 376Kb)

Время от времени пересекают площадь крестьянки в национальных костюмах (им нельзя не только разговаривать, но и фотографироваться).

1652032_71z (565x700, 395Kb)

Как-то не очень вписывается в экспозицию музея ещё один объект –  дом купцов Агаповых XVIII века. Это единственное неперевезённое строение, оно находилось на смежном участке, и музей его присовокупил.

1652032_72z (700x530, 297Kb)

Купцы Агаповы – одно из самых известных и деятельных купеческих семейств Суздаля. Родоначальником династии был Иван Яковлевич Агапов, поднявшийся на торговле солью и кузнечном деле. Он и построил в конце XVIII века полукаменный дом, принадлежащий сейчас музею.

А последним владельцем был правнук основателя, Яков Иванович Агапов, тоже купец. В 1919 году он не был репрессирован или расстрелян благодаря располагавшейся в его доме в 1905 году подпольной типографии, но стал «лишенцем» – потерял всё: 3 дома, 7 каменных лавок в Гостином дворе (в них торговали тканями, обувью, книгами, чаем, кофе, пряностями, овощами и ягодами), обширные огородные земли, паровую мельницу… В денежном эквиваленте его имущество оценивалось в 7 116 рублей.

1652032_73z (581x664, 248Kb)

Горсовету отошёл и этот дом вместе с окружавшим его большим фруктовым садом и мукомольней на нефтяном двигателе. Новая власть заменила двигатель электрическим дизелем, и мельница проработала до конца 60-х годов. А прекрасный сад был выпилен на дрова.

В 70-е годы XX века была проведена реставрация дома Агаповых, так как он признан памятником градостроительства и архитектуры регионального значения, и в нём открылась экспозиция «Суздаль и уезд в годы первой русской революции 1905 года». А в 2010 году дом стал частью Музея деревянного зодчества. Сейчас в нём выставка «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».

Оригинальная обстановка и планировка дома не сохранились. Но некоторые подлинные предметы мещанско-купеческого быта в экспозиции можно увидеть.

На втором этаже воссоздан интерьер гостиной. Легко представить, как здесь собирались всей большой семьей (у Якова Ивановича и его супруги Марии Александровны было 11 детей), пили чай, читали книги вслух, обсуждали новости, танцевали…

1652032_74za (700x427, 237Kb)

Комната обставлена мебелью начала ХХ века. Этажерка с газетами, комод,

 1652032_75z (700x525, 281Kb)

патефон с пластинками,

1652032_76z (525x700, 265Kb)

ломберный столик у изразцовой печи,

1652032_77z (700x525, 270Kb)

книжный шкаф,

1652032_78z (700x524, 235Kb)

шкатулка для рукоделия с готовыми кружевными салфетками…

1652032_79z (700x525, 288Kb)

Соседняя комната – кабинет хозяина, в котором купец вёл деловые записи и счета.

1652032_80z (700x525, 298Kb)

На столе – письменный прибор, счёты, подставка для бумаги, документы, среди которых есть и такое свидетельство 1908 года:

1652032_81z (525x700, 253Kb)

Очень удивил рисованный портрет императора Николая II на стене. Привычнее видеть другие лица на этом  месте.

1652032_82z (700x467, 305Kb)

У стены интересный диванчик с прорезанной спинкой.

1652032_84z (700x525, 279Kb)

На первый этаж ведёт массивная деревянная лестница.

1652032_85z (700x525, 213Kb)

От мельницы и кузницы, естественно, ничего не осталось. Но для антуража выставлено несколько кузнечных изделий и инструментов.

1652032_86z (700x466, 211Kb)

А остальное пространство первого этажа занимает буфет. Самый большой и бедный буфет в Суздале.

1652032_87z (700x466, 206Kb)

Кроме чая в пакетиках и печенья в пачках, здесь ничего нет.

В общем, Музей деревянного зодчества – хорошее место для прогулки.

1652032_88z (700x466, 257Kb)

А у стен музея пристань, откуда можно совершить прогулку по реке Каменке (о ней здесь https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499644463 ).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Суздаль. Музей деревянного зодчества | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»