Испокон веков русские города ставились по берегам водоёмов, чаще всего рек, которые служили и защитой, и дорогой, кормили и поили. Не исключение и древний Суздаль, возникший на берегах реки Каменки.
Это правый приток реки Нерли (бассейна Волги). Исток Каменки находится в селе Новокаменском Суздальского района на высоте 139 метров над уровнем моря; на 26-м километре по течению в неё впадает река Уршма или Тумка (реки сливаются перед впадением, а каково «общее» название – неизвестно). А у села Кидекша Каменка впадает в Нерль. Такая вот речка-малютка, длиной всего 47 км (площадь бассейна — 312 км²). Да и эти небольшие километры она набирает, петляя и изгибаясь. Только на территории Суздаля она образует 8 излучин! И на каждой из них стоит какая-нибудь городская достопримечательность.
Таким образом, небольшая Каменка на протяжении многих веков является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Суздаля, без неё невозможно представить город.
Один берег у речки горный, возвышенный, а другой луговой. Поэтому со смотровых площадок открываются необыкновенно красивые панорамы.
Мы жили на берегу и любовались пейзажем, не отходя от отеля.
А в один из погожих деньков решили совершить речной круиз.
Пристань настраивает на авантюрно-приключенческий лад. Мы развернули пиратский флаг,
Проверили оружие…
Какое судно захватить?
Эти отвергли сразу. Не солидно нам, дамам (хотя когда-то лихо рассекали на водном велосипеде по реке Покше).
На этих страшновато, да и форма одежды не соответствует.
Ну а дальше и выбирать особо не из чего.
По Каменке туристов катает расписная «Ладья».
Выглядит она замечательно.
Когда мы её видели плывущей по реке, почему-то всегда вспоминалось:
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.
(к слову, это городской романс на слова Дмитрия Садовникова, а не народная песня)
Но прокатиться всё-таки мы решили не на «Ладье» (по сути это большая и красивая моторная лодка), а на «Колибри».
Это плавсредство именуют и «водным трамвайчиком», и «чемоданом», и «корабликом».
Выглядит «Колибри» необычно. Да и вообще она уникальна, сконструирована специально для прогулок по Каменке. Дело в том, что река сейчас несудоходна, поэтому плавать по ней могут только маломерные речные суда.
Сконструировал «Колибри» местный житель – инженер Алексей Полтев. Сделан кораблик по всем правилам: в основание корпуса заложены три отдельных 9-метровых сигары-бочки, каждая разделена на девять частей – 32 автономных отсека. На борту, как и полагается по регистру, есть ходовые огни, радиостанция, профессиональные спасательные жилеты и 16-килограммовый якорь.
Да и сам речной трамвайчик не так уж мал – 12 метров в длину, чуть более четырёх в ширину. Внутри под навесом лавочки, большие раздвижные панорамные окна-стены не мешают обзору, можно прогуляться по палубе.
В общем, надёжный, комфортный, да ещё и с профессиональным аудиогидом (его помогла записать администрация Суздальского района).
Вот капитан занял своё место,
и мы отправляемся на речную прогулку. Идёт «Колибри» неспешно – скорость всего 6-8 км/ч. При такой скорости размывания берегов не происходит, а пассажиры успевают насладиться пейзажем.
Отчаливаем от пристани рядом с кремлём (о нём я писала тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499139479 )
и почти сразу входим в поворот, наблюдая, как купола Богородице-Рождественского собора приближаются и прячутся в прибрежных кустах.
А потом открывается то, чего с суши не увидишь, – повседневная жизнь речных берегов туристического города.
По прибрежному парку Пушкарской слободы неспешно гуляют отдыхающие.
С вершины холма глядится в воду Ильинская церковь, окружённая лугами.
В тихой заводи покачиваются на воде золотые бубенчики кувшинок.
В ожидании желающих покататься на прозрачных лодочках скучает сотрудник проката.
Длинный ряд домиков,
некоторые со своими пристанями или платформами.
А вот непроходимые заросли, спускающиеся к самой воде.
Здесь пикник.
Семья на прогулке опасливо жмётся к берегу, пропуская нас.
Мы ныряем под пешеходный мостик.
Его, кстати, специально перестроили так, чтобы под ним проходила «Колибри»: убрали несколько опор и подняли центральную часть. Экскурсоводы называют этот мост «Мостом Надежд» и рассказывают, что, стоя на нём, нужно загадывать желание, когда внизу проплывает «Колибри». А вот местные жители его не очень жалуют, Горбатым называют, говорят, что после дождя он скользкий, да и с коляской по нему идти тяжело…
Потом проходим под автомобильным мостом – единственной связующей нитью для машин между центром и Заречьем.
А вот и наш отель (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499066633 ) .
Широко разлёгся красивый Покровский монастырь с золотыми куполами (о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499501706 ).
И вот Спасо-Евфимиева крепость-тюрьма (о ней тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post499322170 ).
Здесь мы делаем разворот и плывём обратно. Аудиогид замолкает, его сменяет негромкая приятная музыка. Красота, умиротворение...
Маршрут тот же, но вид не надоедает, не кажется однообразным.
Вот уже приближаемся к концу 50-минутного круиза – появились длинные Торговые ряды,
городские валы,
террасы ресторанчиков в «Городе мастеров»
и кремлёвские купола.
Прогулка окончена. «Колибри» причаливает на короткий отдых, а на тот же маршрут уходит «Ладья».
Судёнышки отправляются каждый час с 11:00 до 21:00, и всегда есть желающие. Правда, маломерные лодочки берут немного пассажиров, максимум 11 человек.
Видя спрос на речные прогулки, один из местных предпринимателей купил теплоход «Заря» — скоростное глиссирующее судно с водомётным дизельным движителем, развивающее скорость 40 – 45 км/ч и способное брать на борт сразу 60 пассажиров.
Туристам прогулка с ветерком понравилась. Но за несколько недель использования волны от «Зари» начали размывать берега, в результате в нескольких местах произошли обвалы грунта, обнажились корни деревьев…
В конце концов деятельность по проведению речных экскурсий «Зари» запретили (удивительно, как её вообще разрешили в несудоходной реке). Теперь теплоход стоит на приколе как памятник человеческому головотяпству.
К сожалению, это не единственный случай безответственного отношения к Каменке. Когда-то река была полноводной, судоходной. Здесь пролегал старинный водный путь: Каменка впадает в Нерль, Нерль в Клязьму, та в Оку. Затем по Волге-матушке купцы попадали в Каспийское море и страны Ближнего Востока. По реке приплывали ладьи с заморскими гостями: варяжскими, веденецкими, персидскими… На баржах привозили белый камень для строительства кремля и монастырей.
Первый историк Суздаля XVIII века Анания Фёдоров писал: "Река, зовомая Каменка, не весьма велика… но никогда вода в ней не оскудевает, а в водопль розливается весьма шумно. Рыбы в той реке имеются: щуки, окуни, лещи, караси… Вода оная реки вкусна, сладка, приятна и здрава".
Первые проблемы у Каменки появились ещё в Средние века. Спасо-Евфимиев монастырь, по сохранившимся документам, «ссорился» с кожевенными мастерскими, занимавшимися выделкой кож и сливавшими отходы своего производства в реку, отчего вода становилась «зловонною». Хотя и сам монастырь (как и другие обители города) приложил руку к заболачиванию реки. Связано это с вырубкой дубовых лесов в верховьях и неразумным земледелием.
По берегам Каменки немало пойменных заливных лугов. Какими они были раньше, можно увидеть на примере Ильинского (Андреевского), площадь которого больше 40 гектаров.
Сейчас он охраняется государством, поэтому ходить можно лишь по специально проложенным дорожкам.
А травы косят лишь после того, как созреют и упадут на землю семена, обеспечивающие самовозобновление луга.
Сейчас в черте города 11 лугов и каждый имеет своё название: Кремлёвский (он же Архиерейский, Княжий, Типуновский), Варваринский (Бамбурихин), Покровский, Спасский, Болтоусов, Михайловский (Ворок-Ямской), Васильевский, Дмитриевский, Коровинский, Знаменский, Ильинский (Андреевский). А ещё много лугов вверх и вниз по течению реки.
В XV– XVI веках для увеличения урожая луга начали распахивать. Обрабатывать поля в черте города было, конечно, удобно, потому что близко. Но люди мало задумывались, что при этом снимают многовековой дерновой слой, обнажая песок и подзол, не обладающие сцепляющими свойствами. И при каждом половодье или ливне в реку уносились с распаханных лугов тонны земли, которая осаждалась на дне… Некогда каменистое дно реки (не случайно же она Каменка) стало илистым и вязким, берега заросли, уменьшилось количество рыбы, пропали раки…
До первой мировой войны Каменку ежегодно чистили, освобождали от зарослей, срывали отмели, облагораживали берега.
С.М. Прокудин-Горский, 1912 год.
Сохранились семейные предания, что когда-то к реке относились с большой любовью и она отвечала взаимностью: чистую воду можно было пить без кипячения, рыбалка славилась большим уловом, а помыться в баньке с мягкой речной водичкой – одно удовольствие.
После установления Советской власти процесс бездумного хозяйствования набрал обороты. Помимо того что продолжали распахивать луга, в реку сливали и сбрасывали отходы производств картофелетёрочного завода, варено-варочного завода (ныне Суздальский молочный комбинат), городской бани и прачечной. Вдоль берега реки стали устраивать городские свалки, варварски вырубались берегозащитные вязы, ивы, черёмуха – на дрова… И творили подобное не какие-нибудь приезжие диверсанты, а сами коренные жители Суздаля…
Несколько изменилось отношение к реке в 80-е годы, когда в регионе начался туристический бум. Правительство РСФСР, «понимая уникальность Суздаля и его самобытную неотразимость», решает создать в городе туристический центр.
Для туристов, в частности, предполагалась организация лодочных прогулок по Каменке. А для этого речку необходимо было облагородить, почистить, углубить и расширить. Желательно быстро.
Сразу убрали с берегов поля и огороды, так как это неэстетично. Правда, не все послушались. У стен Покровского монастыря до сих пор можно видеть огороды.
Да и частные огородики кое-где к воде подходят.
Но это, скорее, исключение. Остальные луга радуют глаз живописным разнотравьем и укрепляют почву, препятствуя размыванию.
А потом местные власти взялись за углубление и расширение. Были, конечно, и робкие протесты, что, мол, нельзя так с наскока, обследовать бы, учёных пригласить... С сомневающимися боролась пресса. "Став более глубокой, – писала "Суздальская новь" в 1978 году, – река не будет разливаться. Значительно обогатится её фауна. Причём заросли камыша, заполонившие всё русло Каменки, должны, как считают специалисты, исчезнуть…". А что за «специалисты», на которых ссылалась газета, – неизвестно, имён авторов проекта история не сохранила.
Задачу решили быстро (поспособствовали этому и американцы, собиравшиеся снимать в Суздале кино о Петре Великом – «Peter the Great», 1986).
Реку «углубили и очистили» с помощью сапёров. И большой участок Каменки ограничили плотинами. Вода должна была заполнить образовавшийся бассейн – и получите полноводную широкую красивую речку в центре города. 40 метров в ширину, 4 метра в глубину. Вполне годится, чтобы катать туристов. И сыграть Неву или Москву-реку в американском фильме.
На карте хорошо заметны места плотин: на них ощутимо меняется ширина реки.
Да только вот не захотели своенравные речные воды разливаться, ушли в неучтённые "специалистами" подземные карстовые пустоты, стали подтачивать фундаменты стоящих вдоль реки построек. Началась деформация несущих конструкций архитектурных памятников кремля, следствием чего стали трещины в стенах и сводчатых перекрытиях. Обрушились береговые склоны у стен Александровского и Спасо-Евфимиева монастырей. Музей-заповедник не пожалел сил и средств, чтобы спасти памятники ЮНЕСКО: сделал инженерное укрепление берегового откоса Каменки, несущих конструкций и башен Спаса.
Здания спасли – начались проблемы с рекой. Зарастать она стала быстрее прежнего, вода начала застаиваться, всё меньше и меньше становилось рыбы… Смешно сказать, в город на реке рыбу привозят с Волги.
Вот одно из проблемных мест Каменки – верхняя плотина, расположенная неподалёку от Спасо-Евфимиева монастыря (поэтому прогулочные суда не могут идти дальше). По идее, это «труба», через которую вода в «бассейн» должна вливаться. Однако происходит всё с точностью до наоборот. Из «бассейна» (заполняемого в период половодья, а потом поддерживаемого родниками) вода вытекает.
Перед плотиной образовалось вонючее болото – рай для уток и чаек.
Выше по течению речка совсем узенькая.
Такой была вся Каменка до «расширения и углубления».
А вот в нижнем течении речку, вытекающую из «бассейна», уже с трудом отыскиваешь глазом.
Перешагнуть можно бы, если б не болотистые берега.
И виной тому не только нижняя плотина, через которую сливается чистая вода сверху, а вся грязь остается на дне перед преградой.
В 2017-2018 годах при ремонте моста через Каменку по улице Ленина выполнявший работы подрядчик обрушил старый мост в реку, практически полностью перегородив русло реки. Мэрия Суздаля добивалась от подрядчика расчистки Каменки, однако суд проиграла. На данный момент ситуация осталась без изменений: русло реки перекрыто, течение замедлилось.
Вот так получается: пока туристы впечатляются красотами берегов Каменки, местные бьют тревогу – река умирает.
В центре города ещё можно отдыхать на пляжах с привозным песочком и даже
купаться (если не смущает вязкое илистое дно и студёная вода). А жителей окраин предостерегают: купаться запрещено.
Хотя они всё равно купаются, расчистив себе небольшой участочек среди заросшей реки.
Речку, конечно, стараются периодически чистить, но проблем зарастания сбор мусора не решит. А что делать с рекой? Должны ответить на этот вопрос учёные, чтобы опять дров не наломать… Всё упирается в финансы, поэтому в скором времени спасением Каменки не займутся, к сожалению.