• Авторизация


Памуккале. Археологический музей Иераполиса. 06-05-2020 10:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В огромном комплексе римских терм, построенных во II веке до н.э.,  с 1984 года открыт Археологический музей Иераполиса (Hierapolis Arkeoloji Müzesi) . (о городе – https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post469732196/)

1652032_m1 (700x464, 294Kb) (фото из Интернета)

Он занимает площадь  14 000 м² и демонстрирует всё самое ценное, что было найдено в ходе археологических изысканий на месте этого древнего города и соседних поселений  долины Ликос – Лаодикии, Триполиса, Колосса и Аттуды, и  из кургана Бейсултана.

1652032_m2 (700x525, 284Kb)

Так что интересен музей и древними стенами, и содержанием.

Экспозиции расположились в трёх помещениях терм: в собственно банях, в палестре и библиотеке (с ума сойти! В термах были ещё и библиотеки!).

1652032_m3 (700x525, 314Kb)

Первые экспонаты встречают уже у входа в музей. «Стоят два льва сторожевые», по которым безжалостно проехались катки стихий и времени.

1652032_m4 (700x525, 328Kb)

Первый зал музея условно назван «залом саркофагов». Я бы добавила в название и богов, которых здесь немало.

Вот богиня Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тиха, Тихея, др.-греч. Τύχη) — божество счастливого случая, удачи.

1652032_m5 (559x700, 315Kb)

В римской мифологии её называют Фортуной. Главный её атрибут – рог изобилия – сохранился в руках обезглавленной богини.

1652032_m6 (700x525, 297Kb)

Окружают её две безголовые женщины. Так как у них атрибутов или опознавательных знаков нет, то их обозначили просто как «скульптуры женщин». Но можно проследить тенденции в одежде и модную позу изваяний.

1652032_m7 (700x525, 292Kb)

Рядышком нагловатый Дионис, спустивший тогу чуть-чуть ниже нужного. У ног обезглавленного бога примостился обезличенный козлоногий пан.

Неподалёку юноша-корибант, служитель Кибелы, наблюдает за сосущим козье молоко бутузом – Зевсом/Юпитером, будущим главным божеством пантеона, громовержцем и вершителем судеб богов и людей.  

1652032_m8 (700x525, 305Kb)

Кстати, выкормившая его коза Амалфея вместе с её козлятами удостоилась чести стать звездой Капеллой (в переводе «коза»).

Жалкий фрагмент остался от колоссального памятника императору Адриану.

1652032_m9 (700x525, 312Kb)

Судя по ногам, император имел атлетическое сложение.

Повезло сохранить свою голову (и даже нос!) жрице Изиды.

1652032_m10 (525x700, 319Kb)

Глядя на неё, вдруг подумала, что так бы выглядели сейчас наши попы, если бы в противостоянии культа Изиды и молодой христианской религии победил первый. (Джеймс Фрэзер, знаменитый британский религиовед, писал: «Величественный ритуал Изиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери  <…> — во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма»)

1652032_m11 (525x700, 308Kb)

Это вполне сохранившееся изображение то ли Гигиеи (богини здоровья и чистоты), то ли Панацеи («всё вылечивающей» богини). Обе они были дочерьми Асклепия/Эскулапа, бога медицины. Но, видимо, что-то не так с идентификацией, поэтому девушка стоит в уголочке рядом с дефектной табличкой.

Неподалёку пригорюнился Аттис, некогда юноша необычайной красоты, любимец богов, учредивший оргии. Но однажды он, как говорится, допился и в пьяном  угаре

1652032_m12 (525x700, 311Kb)

отсёк себе половые органы. Хорошо о его последующих переживаниях пишет Катулл в стихотворении LXIII:

О, как был я горд и счастлив, о, как много я пережил!

Вот я дева, был мужчиной, был подростком, юношей был,

Был палестры лучшим цветом, первым был на поле борьбы.

От гостей гудели двери, от шагов был тёплым порог.

Благовонными венками был украшен милый мой дом.

От постели, вечно весел, подымался я поутру.

И теперь мне стать служанкой, стать Кибелы [матери богов] верной рабой!

Стать Менадой, стать калекой, стать бесплодным, бедным скопцом!

 

Вот и стоит он, бедняжечка, в женском платье, не скрывающем рельефов хорошо развитого мужского тела.

Впрочем, печаль  вполне уместна и по другому поводу.  Аттис прежде украшал(а) агору, а теперь стоит в зале саркофагов, и зрелище, открывающееся ему, весьма скорбное.

1652032_m13 (412x542, 186Kb)

Здесь находятся лучшие образцы саркофагов, найденных при раскопках Иераполиса и окрестностей.

Обычных людей в Римской империи кремировали, а оставшиеся после погребального костра останки (пепел и кости)  складывали в урны или амфоры, заливали благовониями и священным маслом, закупоривали и в таком виде помещали в семейный склеп. Естественно, керамические сосуды до нашего времени не дошли.

А вот именитых горожан принято было хоронить в саркофагах. Само это слово древнегреческого происхождения («λίθος σαρκοφάγος»), означает «камень, плоть поедающий». Название употреблялось для гробниц, сделанных из троадского известняка, способного в течение сорока дней разложить и впитать в себя человеческие останки, даже кости, за исключением зубов. Поэтому саркофаг, плотно закрытый каменной крышкой, можно было не закапывать, а оставлять на поверхности земли. Позднее саркофагами стали называть все виды каменных гробов, независимо от материала, из которого они сделаны.

Оставленный для вечной памяти саркофаг, естественно, богато украшался.

1652032_m14 (700x524, 329Kb)

С I века до н.э. широкое распространение получили саркофаги, украшенные гирляндами с листьями, цветами или плодами. Здесь же часто изображались амуры/эроты/купидоны, спутники Афродиты/Венеры, воплощавшие любовь, не исчезающую даже после смерти. Под гирляндами помещались маски, как трагические, так и комические.

1652032_m15 (700x525, 309Kb)

По мнению учёных, орнамент саркофагов этой группы имел не просто декоративное, но и символическое значение, раскрывая представления об умирающей и воскресающей природе.

1652032_m16 (700x525, 338Kb)

Например, амуры могли олицетворять времена года, держа на своих плечах гирлянды, составленные из плодов каждого сезона. Или музы по углам саркофага ступали на такие временные символы.

1652032_m17 (385x700, 269Kb)

Изображения должны были служить утешением скорбящим. Всё проходит.

1652032_m18 (700x525, 277Kb)

И скорбь пройдёт.

1652032_m19 (700x525, 329Kb)

Очень горько видеть рядом с большими саркофагами маленькие, детские.

1652032_m21 (700x527, 265Kb)

Позднее на саркофаге с украшением в виде гирлянд (венков) стали появляться портреты умерших.

1652032_m22 (700x525, 319Kb)

Иногда они «вплетались» в общий рисунок, иногда помещались на медальонах. Портреты окружали  различные декоративные фигуры: амуры, гении, музы или кентавры.

1652032_m23 (667x421, 285Kb)

Иногда усопший изображался один на пороге двери в вечность.

1652032_m24 (700x525, 314Kb)

Следующая эпоха привнесла изменения в оформления саркофагов. Стало модным изображать на их стенках богов, героев, сцены из мифов.

1652032_m25 (700x525, 299Kb)

Другим примером местной традиции является терракотовый саркофаг. На мраморную основу был нанесён рельеф из обожжённой глины. Очень жаль, что почти все изображения погибли.

Крышка напоминает остроконечную крышу жилища, так что саркофаг приобретает вид своего рода дома или храма для умершего. Наверху изображение  горгоны Медузы, чудовища с женским лицом и змеями вместо волос. Медуза готова обратить в камень каждого, кто попытается нарушить покой лежащего в этом каменном гробу.

1652032_m26 (700x525, 321Kb)

Оставшихся глиняных изображений хватило, чтобы учёные сделали вывод: в этом саркофаге похоронен вельможа, прославившейся своей храбростью настолько, что мог бы сравниться с богами.

1652032_m27 (491x657, 359Kb)

Уж по каким фрагментам они сделали такой вывод, я не знаю.

1652032_m28 (700x525, 296Kb)

На некоторых саркофагах есть надписи: имя отца погребённого, откуда он родом, данные о его жизни, наставления живым, проклятия потенциальным грабителям и т.д.

1652032_m30 (700x525, 308Kb)

Есть и очень трогательные:

"Чудное дитя, которого несправедливая судьба не дала, а только показала и преждевременно похитила! Оно было дорого всем своей детской прелестью, а также сыновней нежностью. В течение короткой своей жизни он подавал надежды на славное будущее и оставил своих родителей в вечной скорби"

"Добродетельная жена, скончавшаяся раньше времени, назначенного судьбой, убитая рукой жестокого мужа"

"Человек почтенный, без малейшего пятна прожил 70 лет 5 месяцев и 10 дней"

"Родившись во вторник, он поступил в войско во вторник, во вторник же получил отставку и, наконец, умер во вторник". (Печально, наверное, остаться в истории «человеком вторника»)

На этом саркофаге, изготовленном для некого Максимиллана, изображён гладиаторский бой.

1652032_m31 (700x525, 317Kb)

В одном склепе с этим саркофагом находилась серия барельефов, рассказывающих о популярных в то время гладиаторских боях.

1652032_m32 (700x525, 289Kb)

1652032_m33 (700x524, 263Kb)

Я сначала думала, что это арабы. Но нет, это гладиаторы. А странные головные уборы, закрывающие лица, – это шлемы, в которых бойцы выступали. Выглядели они примерно так (фото из Интернета).

1652032_m34 (450x300, 108Kb)

А вообще изображения жутковатые.

1652032_m35 (466x700, 271Kb)

Вот с кем этот человек сражается? Просто отбита часть изображения или соперник – мозг в шлеме?

Мне показалось, что лица у гладиатора справа и у участника игр с быками с соседнего барельефа очень похожи.

1652032_m36 (700x466, 275Kb)

И это единственное лицо, четко изображённое на обоих барельефах. Уж не этот ли смелый гладиатор покоился в саркофаге?

1652032_m37 (700x525, 301Kb)

Очень красив сидонский двойной (семейный) саркофаг. На его крышке изображены мужчина и женщина. К сожалению, скульптуры без голов.

1652032_m38 (700x525, 317Kb)

Саркофаг украшен красивыми барельефами. Мне издалека показалось, что среди богов стоит пан на кривых ножках. Только подойдя поближе, поняла, что это такая оригинальная скамья.

1652032_m39 (700x525, 337Kb)

Барельефы сделаны так, что при изменении угла зрения возникает эффект движения.

1652032_m40 (700x525, 298Kb)

Мрамор словно начинает двигаться благодаря переливам и сменам рельефных наплывов.

1652032_m41 (700x419, 261Kb)

1652032_m42 (700x525, 306Kb)

Для того чтобы создать такой потрясающий саркофаг, потребовалось много времени. Да и стоил он наверняка дорого. Чтобы люди не превращали обряд похорон в демонстрацию своего богатства, в некоторых поселениях  существовало государственное постановление, ограничивающее роскошь погребального памятника: он должен был быть не дороже того, который за 3 дня могли создать 10 мастеров.

1652032_m43 (700x525, 320Kb)

Но это не останавливало богатых горожан. Они стали заказывать саркофаги заранее. Иногда даже делали заказ в другие города. Саркофаг доставляли в склеп, и там он ждал  своего заказчика. Подозреваю, что такие «заказные» саркофаги имели заготовки вместо голов. Когда приходил срок, уже местные мастера создавали портрет усопшего. Нашла в сети саркофаги, оставшиеся с заготовками вместо голов:

1652032_m45 (700x466, 212Kb)

Видимо, муж этой женщины так и не умер…

С распространением христианства в Иераполисе стало чаще использоваться захоронение в земле. Римляне обычно располагали некрополи и кладбища вдоль дорог для напоминания живущим о предках.

1652032_m46 (700x525, 269Kb)

Этой же цели служили каменные стелы, ставившиеся над могилами. Погребальные памятники  были обычно прямоугольной формы, высокие и узкие. Верхняя их часть была украшена рельефным фронтоном. Далее на памятнике изображалась фигура пожилого мужчины с бородой или юноши с венком, ведущего за руку умершего.

1652032_m47 (700x525, 286Kb)

Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вёл её к реке Стикс. Перевозчик Харон переправлял души на другой берег в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего клалась медовая лепешка, призванная умилостивить трёхглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мёртвых.

Часть погребальных стел выставлена во дворе музея.

1652032_m48 (700x525, 339Kb)

Здесь уже можно увидеть и портрет умершего, и надписи, и христианские символы, и сюжетные композиции.

Рядом с надгробьями стоят и саркофаги.

1652032_m49 (700x525, 345Kb)

Они не имеют особой художественной ценности, но дают представление о разнообразии саркофагов Иераполиса.

1652032_m50 (700x525, 327Kb)

1652032_m51 (700x525, 310Kb)

1652032_m52 (700x525, 296Kb)

1652032_m53 (700x524, 336Kb)

Конечно,  находясь на открытом воздухе, гробницы страдают от погоды. Но печальнее видеть, что главное зло – туристы.

1652032_m54 (700x525, 356Kb)

Пришло же кому-то в голову накрасить губы маске.

Но, видимо, придется им терпеть и дальше. В окрестностях обнаружены целиком или фрагментарно 10000 саркофагов. Выставить в музее такое количество невозможно.

Второй зал музея посвящён малым находкам. Это в основном домашняя или храмовая утварь, найденная при раскопках Иераполиса и близлежащих городов, а также кургана Бейсултан (Beycesultan Höyük). Здесь можно увидеть предметы бронзового века, а также фригийской, эллинистической, римской и византийской эпох.

1652032_m55 (694x525, 324Kb)

1652032_m56 (700x486, 226Kb)

Меня всегда завораживают все эти кувшинчики, вазочки, чашечки. Они имеют такую совершенную форму, выглядят так уютно, что хочется их погладить, подержать… Пофантазировать о том, что хранилось в них,

1652032_m57 (700x533, 214Kb)

что наливали из этих стройных кувшинов,

1652032_m58 (700x525, 275Kb)

1652032_m59 (700x525, 247Kb)

какие фрукты лежали в этих вазах,

1652032_m60 (700x525, 261Kb)

какие сыры изготовлялись с помощью этого чудесного дуршлага,

1652032_m61 (700x525, 252Kb)

1652032_m62 (700x466, 228Kb)

какие яства выставлялись на стол в этой посуде,

1652032_m63 (700x525, 261Kb)

1652032_m64 (700x525, 257Kb)

какие наряды гладил этот утюг,

1652032_m65 (700x525, 226Kb)

какими ароматами благоухали эти лампы,

1652032_m66 (700x525, 271Kb)

что лечили этими медицинскими инструментами…

1652032_m67 (700x536, 264Kb)

В музее есть и замечательные ювелирные украшения.

1652032_m68 (700x525, 273Kb)

1652032_m69 (700x525, 257Kb)

1652032_m70 (700x434, 205Kb)

1652032_m71 (700x525, 297Kb)

Вот только зеркала потеряли свою способность отражать лица.

1652032_m72 (700x537, 268Kb)

Есть в экспозиции предметы из храмов.

1652032_m73 (700x525, 261Kb)

1652032_m74 (700x525, 265Kb)

Назначение многих церемониальных предметов мне непонятно. Что за рогатина? Похожа на стилизованного козлика. Зачем тройные сосуды?

1652032_m75 (700x525, 252Kb)

Иераполис был мирным городом, находящимся под защитой других поселений, окружавших его. Единственным военным атрибутом музея являются наконечники стрел.

1652032_m76 (700x525, 285Kb)

Поражает то, что в городе, где все дома разрушены в крошку, изувечены статуи и саркофаги, сохранились стеклянные изделия

1652032_m77 (700x391, 204Kb)

и византийская глазурованная керамика

1652032_m78 (700x525, 280Kb)

с мазнёй вместо росписи.

1652032_m79 (700x525, 262Kb)

Впервые увидела воочию стригаль.

1652032_m80 (700x525, 275Kb)

 До изобретения мыла этим серповидным скребком очищали тело от пота и грязи. Предварительно тело распаривалось и обильно мазалось маслом. А затем рабы-банщики скребли стригалями тела посетителей терм.

1652032_m81 (700x394, 196Kb)

А здесь, сложив руки на груди, стоит… документ.

1652032_m82 (509x700, 295Kb)

Надпись на древнегреческом датируется VII веком до н. э.! Из текста следует, что царь Египта подарил местному правителю целый город за добродетель и золотую диадему за храбрость. По сути, этой надписью на камне устанавливаются первые международные отношения между Египтом и Анатолией.

В центре зала витрины с огромным количеством монет разных эпох.

1652032_m83 (700x524, 293Kb)

Выглядят они как-то очень свежо и чистенько.

1652032_m84 (700x542, 304Kb)

Видимо, копии. Иначе было бы совсем печально. Ведь понятно, откуда здесь могли взяться все эти монетки. Плата Харону…

Замечу, что это первый из посещённых мною музеев, где стёкла, защищающие экспонаты, размещены под определенным углом, что позволяет сделать приличные фотографии. Бликов и отражений мало. А между тем съемка в музее разрешена и за неё не берется дополнительная плата.

По пути в третий зал в дворике музея можно увидеть красивые колонны, некогда находившихся в театрах и в агоре.

1652032_m85 (700x525, 307Kb)

1652032_m86 (700x525, 295Kb)

И потрясающие навершия колонн театра с львами, терзающими быков.

1652032_m87 (700x525, 328Kb)

Это распространённое изображение, символизирующее победу лета над зимой, света над тьмой.

1652032_m89 (700x525, 341Kb)

1652032_m90 (700x525, 319Kb)

На части изображений между львами – театральные маски, а на других – черепа быков.

1652032_m91 (700x525, 306Kb)

Мне показалось, что они используются в качестве ваз.

Но есть и вполне здоровые, целые быки.

1652032_m92 (700x466, 301Kb)

Впечатляют сфинксы на колоннах из агоры.

1652032_m93 (700x525, 284Kb)

Чудовище с телом льва, женскими головой и грудью и крыльями грифона прославилось тем, что загадывало загадки случайным встречным и убивало всех, кто не мог их отгадать.

1652032_m94 (700x525, 298Kb)

Чаще всего жертвами становились юноши, которых сфинкс душила.

1652032_m95 (700x525, 268Kb)

Сейчас столько тоски и усталости в её глазах!

Красивый фрагмент театрального фриза.

1652032_m96 (700x525, 311Kb)

У стеночки притулилась безголовая Пифия,

1652032_m97 (700x525, 322Kb)

жрица-прорицательница при храме Аполлона. Обычно ими становились девочки из низших слоёв горожан. Девочек забирали в храм, изолировали от мирской жизни и развивали у них пророческие способности.

К прорицанию Пифия готовилась трёхдневным постом, омовением в святом источнике. Перед пророчествами  жрица надевала роскошную одежду, возлагала на голову венок из священного лавра (или из золота), садилась на треножник из жёлтой меди и вдыхала ядовитые пары из Врат Ада. Видимо, пророчества были верными, раз её увековечили.

1652032_h114 (700x392, 257Kb)

Третий зал выглядит величественным за счёт закопчённого высокого свода. На его фоне белый мрамор скульптур и барельефов выглядит ярче.

Встречает посетителей изувеченное изображение сфинкса.

1652032_m99 (700x525, 273Kb)

1652032_m100 (700x525, 253Kb)

Чудовище охраняет главное божество зала – Аида/Плутона, первого ребенка Реи и Кроноса, после раздела мира получившего во владение царство теней – мир мёртвых и преисподнюю.

1652032_m101 (700x524, 287Kb)

В произведениях Гомера Аид упоминается как «гостеприимный и щедрый бог, стерегущий ворота собственного царства». Бог знал, что смерть постигнет каждого, поэтому вёл себя весело и раскованно.

Когда Аид поглотил бога богатства Плутоса, за ним закрепилось новое имя – Плутон. С тех пор Аид стал почитаться как дарующий клады из земных недр.

1652032_m102 (525x700, 269Kb)

Время лишило Аида волшебной шапки, имевшей свойство делать надевшего её невидимым. Поэтому можно разглядеть некое несоответствие цвета мрамора у головы и туловища бога.

1652032_m103 (525x700, 280Kb)

У ног Аида трёхголовый Цербер, на подлокотнике трона неведомая птица.

1652032_m104 (700x533, 285Kb)

Рядом с богом царства мертвых восседает неизвестный персонаж, условно названный актёром.

1652032_m105 (525x700, 295Kb)

Не знаю, как выглядела скульптура во времена своей молодости, но сейчас это безголовый монстр, держащий в руке свою голову.

В одной из ниш стоят изображения богини Лето/Латоны и её детей, Аполлона и Артемиды/Дианы.

1652032_m106 (700x525, 321Kb)

При этом мама в какой-то изломанной позе,

1652032_m107 (525x700, 291Kb)

а Артемида-охотница благодаря макияжу времени выглядит весьма комично. Или трагично. Кому как нравится.

1652032_m108 (467x700, 230Kb)

Закопчённые стены бывших терм хранят множество автографов посетителей этого места ещё до того, как здесь открылся музей.

1652032_m109 (365x700, 194Kb)

Хорошо, что их не стёрли. Это тоже своего рода памятник.

В центре зала величественная фигура Тритона.

1652032_m110 (700x525, 284Kb)

Сын бога морей Посейдона/Нептуна Тритон от рождения вместо ног имел извивающихся морских рыб или змей. Это не мешало ему быть «земноводным» и заводить многочисленные романы с нимфами.

1652032_m111 (700x525, 270Kb)

Для жителей Иераполиса Тритон был важен, так как именно он управлял землетрясениями.  Его изображения украшали фонтаны и нимфеи города.

Ах, посмотреть бы на него целого…

Вдоль всех стен зала находятся барельефы. Часть из них украшала театр.

1652032_m112 (700x525, 327Kb)

Это сцены празднеств в честь Диониса, так называемых вакханалий.

1652032_m113 (700x525, 316Kb)

А здесь музы Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Эвтерпа, Урания и Каллиопа танцуют под аккомпанемент Аполлона, играющего на ситаре.

1652032_m114 (525x700, 294Kb)

Богиня победы Ника/Виктория – обязательный атрибут театра, где, кроме представлений, проходили и гладиаторские бои.

А вот бо́льшая часть барельефов посвящена богу Аполлону. Предполагаю, что украшали они не театр, а находящийся рядом храмовый комплекс во славу лучезарного божества.

Их можно «читать» как сборник мифов, повествующий о жизни, подвигах и характере Аполлона.

1652032_m115 (700x525, 299Kb)

Вот рождение близнецов Аполлона и Артемиды/Дианы. (Так и не поняла, что за предмет держит в правой руке Лето.)

Детство богов было суровым. Вместо игрушек Гефест подарил им лук и стрелы, тем детишки и развлекались. А когда пришла пора первой любви, юную охотницу отверг красавец Адонис. Пришлось Аполлону отомстить за сестру.

1652032_m116 (700x525, 294Kb)

Он убил Адониса на охоте. На барельефе Адонис умирает на коленях у возлюбленной Афродиты/Венеры, оплакивающей его.  А Аполлон возливает благовония на жертвенный очаг. Так и должно быть. Адонис символизирует весну,  Аполлон – лето.

Когда Аполлон вошёл в силу, он принял участие в битве богов с титанами, продолжавшейся десять лет.

1652032_m117 (700x525, 315Kb)

Вот он на колеснице, запряжённой грифонами, мчится прямо на …

1652032_m118 (525x700, 287Kb)

Упс. Казус. Кто-то, восстанавливая барельеф, присоединил к узнаваемым ножкам Тритона вторую пару ягодиц с крыльями.

Далее барельеф с мифом о Марсии, юноше, нашедшем флажолет (маленькую флейту), выброшенный Афиной.

1652032_m119 (700x525, 303Kb)

Марсий выучился играть на нём. И со временем его игра стала настолько восхитительной, что слухи о музыканте дошли до Аполлона, непревзойдённого мастера игры на лире. И состоялось соревнование в мастерстве. Первый раунд закончился вничью, ни одна из сторон не смогла доказать своего превосходства. Но затем Аполлон сменил тактику: стал играть на кифаре и петь. И победил. А Марсий был наказан.

1652032_m120 (450x550, 199Kb)

Его привязали к дереву и содрали с него кожу. Говорят, содранную кожу показывали в городах, и люди видели, как она начинала двигаться под фригийские напевы.

Есть ещё один страшный миф, запечатлённый на барельефах. Он посвящен Ниобе, близкой подруге Лето/Латоны. Раз в разговоре Ниоба заявила, что она счастливее подруги, так как плодовитее. Это был бесспорный факт: у Ниобы было 10 сыновей и 10 дочерей (в разных источниках количество колеблется от 6 до 20 пар, иногда девочек на одну больше). Тут бы Ниобе поставить точку, но она захотела рассказать, какие её дети замечательные. Эти рассказы расстроили и обидели Лето/Латону, и поделилась она обидой со своими близнецами.

1652032_m121 (700x376, 238Kb)

Аполлон и Артемида/Диана взяли луки и расправились с детьми обидчицы.

1652032_m123 (700x463, 264Kb)

Девять дней их тела лежали непогребёнными, что для античного общества было недопустимым. Говорят, что боги запретили их хоронить.

А Ниоба от горя превратилась в плачущий камень.

Жестокие мифы. Но поучительные. Не гордись ни талантами своими, ни детьми. Всего можешь лишиться.

1652032_m124 (393x700, 207Kb)

Увлекшись мифами, я как-то не придала значения табличкам с текстом, стоящим под барельефами. А наверняка и там что-то интересное. Но это я узнаю уже в следующей жизни.

Напоследок задержалась перед портретом Евмена II

1652032_m125 (700x525, 285Kb)

и картой основанного им города.

1652032_m126 (700x525, 348Kb)

Уникальная природа – плато в окружении травертиновых террас (о них тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post469408088/).

Удивительный город, как феникс восстанавливавшийся после каждого землетрясения, кроме последнего.

Удивительные горожане, оставившие свой след в искусстве.

Я рада, что побывала здесь.

Мне очень жаль, что лучшие экспонаты археологических раскопок выставлены сейчас не в этом музее, а в музеях Лондона, Берлина и Рима. А ещё 40 000 артефактов хранятся в запасниках музея (некоторые прямо под открытым небом), потому что их просто негде выставить.

1652032_m127 (700x463, 317Kb)

1652032_m128 (700x463, 277Kb)

1652032_m129 (700x525, 309Kb)

И как-то досадно, что бассейн Клеопатры переполнен туристами, по склонам Памуккале ходит толпа, а вот музей почти пуст…

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памуккале. Археологический музей Иераполиса. | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»