Нам предстоит дальняя дорога, от Кемера
мы направляемся к Памуккале.
Дорога очень живописная. Горы обступают её с обеих сторон.
Иногда из солнечного яркого утра мы ныряем в густой туман, где о существовании солнца только догадываешься.
Мимо проносятся небольшие посёлочки, огороды, пастбища,
хлопковые поля и бахчи.
И вот первая остановка. Когда-то давно здесь располагалась Лаодикея – столица древней Фригии, упомянутая в Апокалипсисе. В XII веке сельджуки разрушили город, а его жители перебрались на 6 километров западнее и основали новое поселение. Так возник Денизли (Denizli) — небольшой городок, сейчас он является административным центром одноименного ила (провинции). (фото из Интернета)
Его название означает «морской», несмотря на то что до моря расстояние вполне приличное – около 300 км. Название городу предположительно дали многочисленные источники, питающие реку Аксу.
На площади города – памятник петуху.
Крупные черноглазые с тёмно-серыми ногами и длинной шеей петухи, которые поют так долго, что от собственного крика падают в обморок, являются достопримечательностью Денизли.
Нас везут на ковровую фабрику, чтобы показать знаменитые турецкие ковры.
Перед входом стоят старые колёса
и телега. Вряд ли они имеют отношение к коврам, но как элементы декора смотрятся неплохо.
Местный гид, говорящий по-русски без акцента (видимо, тоже здесь на заработках), начинает экскурсию с рассказа об истории.
Испокон веков изготовление ковров являлось традиционным турецким ремеслом. Раньше ковры служили полом и стенами в незамысловатых жилищах кочевников. Позже они приобрели статус предметов роскоши. Ковры стали украшением мечетей и дворцов, передавались по наследству. Популярность турецких ковров быстро распространилась по всему миру. Выгодное географическое положение страны на пересечении торговых путей Европы и Азии сильно этому поспособствовало. Даже Марко Поло ещё в XIII веке отмечал, что «в Турции ткут изумительные ковры и шёлковые ткани».
С того времени популярность здешних ковров значительно выросла – каждый год Турция производит около 3,5 миллиона м² ковровых изделий ручной работы, занимая 5-е место в мире.
Первый же экспонат, перед которым мы делаем остановку, немного разочаровывает. Мы не на фабрике ковров, а в её дилерском центре.
Сама же знаменитая фабрика «HAN HALI», основанная в 1843 году, находится в городе Хереке недалеко от Стамбула.
Впрочем, и здесь есть на что приятно посмотреть. Изделия демонстрируются шикарные. Оно и понятно, владельцы фабрики гордятся тем, что изготавливали ковры для дворцов Османской династии, Букингемского дворца, Версаля, Белого Дома и Дворца Мира — официальной резиденции Международного суда ООН и Постоянной палаты третейского суда в Гааге. Ковры именно этой фабрики дарит Президент Турции своим зарубежным коллегам.
На фабрике производятся ковры трёх видов: традиционные шерстяные ковры,
шёлковые ковры.
Плотность узелков в таких коврах варьируется от 250 000 до 1 000 000 на м².
Один из шёлковых ковров, выставленный в Денизли, имеет 625 узлов на квадратный сантиметр. Он является самым тонким ковром в мире и кандидатом на попадание в книгу рекордов Гиннеса. (фото из Интернета)
Ворсовые ковры, и шерстяные, и шёлковые, называются «халы». Существует ещё "килим" – гладкий (неворсовый) тканый гобелен. Цветные нити в нём полностью вплетены в основу, и, хотя лицевую сторону можно отличить от изнаночной, разница настолько незначительна, что можно использовать обе стороны.
Часто используются в коврах традиционные цветочные орнаменты, которые, как принято считать, добавляют теплоты в дом.
В коллекции представлен ковер, которому более 300 лет. На нём до сих пор виден узор и ворс всё ещё плотный.
Среди коллекции – настоящие ковровые картины. Есть и пейзажи,
и авангард.
Ковровая фабрика может создать ковёр с любым рисунком, в том числе и по образцу заказчика.
Есть и изображение Ататюрка.
Мне стыдно: только дома разглядела, что его фотографировать нельзя. Там же смотрела только на ковёр.
Эта экспозиция показывает, как обычно используют ковры в своих домах турки. Это не только напольные покрытия, но и скатерти, украшения, одеяла. Ковёр – показатель благосостояния, поэтому должен быть в каждом доме. Кроме того, ковёр – обязательная часть приданого девушки.
Впрочем, в Денизли ковры не покупают, их здесь изготавливают сами. Девочек обучать мастерству начинают с 5-6 лет. В школе тоже преподают ковроткачество (правительство выделяет средства на поддержание данной отрасли). Так что если после школы девушка не захочет учиться дальше и получать другую профессию, то она всегда сможет зарабатывать на ковровой фабрике. Кстати, в основном мастерицы работают на дому (летом, в разгар сельскохозяйственных работ, вообще почти не работают), а заказ, проект и при необходимости материалы предоставляет фабрика, она же забирает и реализует готовое изделие.
Большинство ковров, естественно, шерстяные: каждый год Турция производит более 40 000 тонн овечьей шерсти.
После стрижки шерсть моется, сушится, прочёсывается и прядётся.
Женщина показывает, как пряли шерсть раньше. В принципе, всё очень похоже на такой же процесс у нас, только пряжу закрепляют на табуреточке, чтобы было удобно сидеть по-турецки.
Это приспособление похоже на нашу «самопряху».
А зачем нужны эти приспособления, я как-то не поняла.
Как только пряжа готова, её красят. А далее уже начинается создание ковра.
Гораздо сложнее получить шёлковую нить. Производство шёлка на территориях, сегодня принадлежащих Турции, началось в 6 веке (527-565 гг.). Тогда это была Византия. Императору Юстиниану привезли «белых червячков» монахи из Индии (так как живого червя привезти было невозможно, привезли его яйца, для сохранности засыпанные навозом).
С тех пор производство шёлковой нити почти не изменилось. И основная роль в нём принадлежит тутовому шелкопряду.
Большая и ленивая бабочка, практически разучившаяся летать, откладывает огромное количество яиц.
Из них вылупляются белые прожорливые червячки, питающиеся листьями шелковицы, или тутовника.
Когда приходит время становиться бабочкой, они окукливаются, окружая себя коконом из тончайших шелковых нитей.
Чтобы этот процесс шёл быстрее, коконы шелкопряда хранят в тепле.
Дожидаться, пока шелкопряд вылупится, нельзя, так как бабочка прогрызёт нити и испортит их. Поэтому невылупившиеся коконы варят, чтобы распутать.
А заодно и отбраковывают.
После этого веничком мешают воду, и кончик нити кокона зацепляется на него.
Потом нить наматывают на специальное приспособление.
Всего в коконе примерно 1 км нити, причём первые 15-20 см идут на изготовление галстуков, белья. А дальше нить уже равномерная по толщине, её используют в изготовлении ковров. Оставшаяся личинка тоже идёт в дело. В ней много (30%) протеина, который используется, например, в изготовлении косметики.
Затем тончайшие шёлковые ниточки сушат. 400 нитей сматывают воедино, чтобы получить шёлковую нить в миллиметр толщиной.
Для этого используется приспособление.
Работали на нём примерно так:
И получались шёлковые нити, с которыми уже можно было работать вязальщицам.
Дальше и шелковые, и у шерстяные нити нужно было красить.
Раньше были только натуральные красители. Для них использовали растения. Из индигоферы получали синий краситель,
шафран, сумах, куркума и фустик давали разные оттенки жёлтого, отвар полыни – зеленоватый. Такие природные материалы, как чай, шелуха желудей и грецких орехов, являются основой для создания чёрного и коричневого красителя.
Из хны получали оранжевый цвет. Широко использовался корень марены, дающий оттенки от кирпично-красного до оранжевого, розового и тёмно-пурпурного.
В большинстве случаев отдельные домашние хозяйства не могли самостоятельно изготовить все красители. Поэтому в каждом городском квартале был специальный мастер, а по сёлам ходили бродячие красильщики.
А в XIX веке появились искусственные красители. Они дают более яркий и стойкий цвет, к тому же дешевые. Производители переключились на них. Хотя окрашенные искусственными красителями нити потеряли особый блеск, который очень ценился (и сейчас ценится, антикварные ковры с натуральными красителями на аукционах стоят миллионы долларов).
После окраски нитей начинается изготовление ковра. Техника плетения турецких ковров прошла через века практически неизменной. Женщины так же навязывают вручную ворс на нити хлопковой основы.
Шёлковые ковры изготавливают в основном молодые девушки, поскольку у них тоньше пальцы и лучше зрение.
В день женщина-мастерица может завязать 7-10 тысяч узелков. Скорость работы зависит от тонкости материала и сложности узора. Чем больше узелков на 1 м², тем качественнее ковёр.
Мы посмотрели на работу мастерицы. Труд невероятно кропотливый и требует колоссальной выдержки и усидчивости. В среднем одна вязальщица изготавливает 1 м² коврового полотна за 60 рабочих дней.
Турецкие ковры отличаются технологией плетения двойного узла, который делает изделия намного плотнее, чем ковры других восточных народов. Как заверяют сами турки, их ковёр в натянутом состоянии не сможет пробить даже булатный кинжал.
Турецкий узел сложен в плетении, но считается более долговечным.
После того как ворс сплетён, его стригут. Можно его можно сделать ровным (то есть одинаковой высоты), а можно рельефным. (фото из Интернета)
В общем, создание турецкого ковра – процесс сложный, долгий и трудоёмкий.
После того как в 70-80 годах ХХ века спрос на ковры резко увеличился, стало популярным производство ковровых изделий машинной работы. Современные станки навязывают до 14 тысяч узелков в час, затрачивая на каждый не более 2 секунд. В год выпускается более 27 000 000 м² коврового полотна, произведённого машинным способом.
Сейчас в Турции продаются как старинные, антикварные, довольно дорогие ковры, так и новые, которые бывают ручной и машинной выделки.
Нас пригласили в зал, угостили чаем и показали ковровое шоу.
Крепкие парни выносили, разворачивали и раскладывали различные ковры. Некоторые изделия были настолько красивы, что их встречали аплодисментами.
За несколько минут весь пол в зале был застелен потрясающими коврами. Чтобы ощутить всю их прелесть, предложили походить по ним, потрогать, посидеть или даже полежать на них.
Ну и я примостилась на том, который приглянулся больше других. Правда, очень приятный. Он упругий, плотный и в то же время нежный.
Но мысли приобрести коврик у меня не возникло. И не только из-за цены (особо я не вникала, запомнила только, что некоторые стоят пятизначное число в баксах). У нас тоже одно время ковры были очень популярны как атрибут престижа. Впрочем, и для тепла они нужны были, особенно в нашем климате, где зимой стены промерзали насквозь. Времена изменились, ковры оказались не нужны. Сейчас ими и подъезды выстилают, и дачи… Правда, не турецкими.
Из нашей группы несколько человек решили купить себе здесь настоящий турецкий ковёр, тем более что таскать его с собой не нужно – его доставят до двери в любой город России.
В знак уважения к покупателям владелица заведения вышла в национальном костюме.
Пока они оформляли сделку, у меня появилась возможность побродить в окрестностях.
Тут красиво. Стройные ряды каких-то тропических ёлочек
с интересными шишечками.
Живописные горы вдалеке…
Но после посещения «Denizli Hali» нас, оказывается, ждёт ещё дегустация турецких вин. Уже в другом дилерском центре.
Помимо хлопковых полей, вокруг Денизли много садов и виноградников. В городе работают два винзавода.
Для туристов открыли винный погребок, где проходит дегустация нескольких видов местного вина.
Турецкие вина в Россию не экспортируются. Их потребители – Германия, Япония и Австрия. Было интересно отведать такую диковинку.
Нам предложили плодово-ягодные вина: гранатовое, ежевичное, вишневое, клубничное, яблочное, дынное, персиковое, сливовое, малиновое, абрикосовое и … не знаю, как прилагательное образовать от киви.
Они очень сладкие, приятные и очень ароматные. Крепость у них невелика – 7-8. Мне понравилось, к удивлению, ежевичное, хотя саму ягоду я не люблю.
Потом предлагалось, естественно, купить эти вина.
Вина я покупать не стала, а вот сироп рожкового дерева, или пекмез, приобрела и себе, и в подарок.
И наконец-то продолжился путь к Памуккале.