• Авторизация


Денизли. Турецкие ковры. 13-04-2020 18:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Нам предстоит дальняя дорога, от Кемера

1652032_td1 (700x525, 232Kb)

мы направляемся к Памуккале.

1652032_td2 (700x525, 228Kb)

Дорога очень живописная. Горы обступают её с обеих сторон.

1652032_td3 (700x434, 328Kb)

Иногда из солнечного яркого утра мы ныряем в густой туман, где о существовании солнца только догадываешься.

1652032_td4 (700x525, 105Kb)

Мимо проносятся небольшие посёлочки, огороды, пастбища,

1652032_td5 (700x525, 383Kb)

хлопковые поля и бахчи.

1652032_td6 (700x489, 308Kb)

И вот первая остановка. Когда-то давно здесь располагалась Лаодикея – столица древней Фригии, упомянутая в Апокалипсисе. В XII веке сельджуки разрушили город, а его жители перебрались на 6 километров западнее и основали новое поселение. Так возник Денизли (Denizli) — небольшой городок, сейчас он является административным центром одноименного ила (провинции). (фото из Интернета)

1652032_td7 (700x466, 234Kb)

Его название означает «морской», несмотря на то что до моря расстояние вполне приличное – около 300 км. Название городу предположительно дали многочисленные источники, питающие  реку Аксу.

На площади города – памятник петуху.

1652032_td8 (700x525, 333Kb)

Крупные черноглазые с тёмно-серыми ногами и длинной шеей петухи, которые поют так долго, что от собственного крика падают в обморок, являются достопримечательностью Денизли.



Нас везут на ковровую фабрику, чтобы показать знаменитые турецкие ковры.

1652032_td9 (700x418, 279Kb)

Перед входом стоят старые колёса

1652032_td10 (700x474, 311Kb)

и телега. Вряд ли они имеют отношение к коврам, но как элементы декора смотрятся неплохо.

1652032_td11 (700x462, 281Kb)

Местный гид, говорящий по-русски без акцента (видимо, тоже здесь на заработках), начинает экскурсию с рассказа об истории.

Испокон веков изготовление ковров являлось традиционным турецким ремеслом. Раньше ковры служили полом и стенами в незамысловатых жилищах кочевников. Позже они приобрели статус предметов роскоши. Ковры стали украшением мечетей и дворцов, передавались по наследству. Популярность турецких ковров быстро распространилась по всему миру. Выгодное географическое положение страны на пересечении торговых путей Европы и Азии сильно этому поспособствовало. Даже Марко Поло ещё в XIII веке отмечал, что «в Турции ткут изумительные ковры и шёлковые ткани».

С того времени популярность здешних ковров значительно выросла – каждый год Турция производит около 3,5 миллиона м² ковровых изделий ручной работы, занимая 5-е место в мире.

1652032_td12 (700x525, 304Kb)

Первый же экспонат, перед которым мы делаем остановку, немного разочаровывает. Мы  не на фабрике ковров, а в её дилерском центре.

1652032_td13 (700x368, 60Kb)

Сама же знаменитая фабрика «HAN HALI», основанная в 1843 году, находится в городе Хереке недалеко от Стамбула.

1652032_td14 (525x700, 305Kb)

Впрочем, и здесь есть на что приятно посмотреть. Изделия демонстрируются шикарные. Оно и понятно, владельцы фабрики гордятся тем, что изготавливали ковры для дворцов Османской династии, Букингемского дворца, Версаля, Белого Дома и Дворца Мира — официальной резиденции Международного суда ООН и Постоянной палаты третейского суда в Гааге. Ковры именно этой фабрики дарит Президент Турции своим зарубежным коллегам.

На фабрике производятся ковры трёх видов: традиционные шерстяные ковры,

1652032_td15 (700x525, 420Kb)


1652032_td16 (700x472, 321Kb)


1652032_td17 (476x700, 345Kb)

шёлковые ковры.

1652032_td18 (700x548, 349Kb)

Плотность узелков в таких коврах варьируется от 250 000 до 1 000 000 на м².

1652032_td19 (552x700, 365Kb)

Один из шёлковых ковров, выставленный в Денизли, имеет 625 узлов на квадратный сантиметр. Он является самым тонким ковром в мире и кандидатом на попадание в книгу рекордов Гиннеса. (фото из Интернета)

1652032_td20 (450x617, 267Kb)

Ворсовые ковры, и шерстяные, и шёлковые, называются «халы». Существует ещё "килим" – гладкий (неворсовый) тканый гобелен. Цветные нити в нём полностью вплетены в основу, и, хотя лицевую сторону можно отличить от изнаночной, разница настолько незначительна, что можно использовать обе стороны.

1652032_td21 (700x525, 355Kb)

Часто используются в коврах традиционные цветочные орнаменты, которые, как принято считать, добавляют теплоты в дом.

1652032_td22 (700x525, 392Kb)

В коллекции представлен ковер, которому более 300 лет. На нём до сих пор виден узор и ворс всё ещё плотный.

1652032_td23 (514x700, 309Kb)

Среди коллекции – настоящие ковровые картины. Есть и пейзажи,

1652032_td24 (700x594, 335Kb)

и авангард.

1652032_td25 (525x700, 323Kb)


1652032_td26 (700x525, 253Kb)

Ковровая фабрика может создать ковёр с любым рисунком, в том числе и по образцу заказчика.

1652032_td27 (525x700, 267Kb)

Есть и изображение Ататюрка.

1652032_td28 (525x700, 279Kb)

Мне стыдно: только дома разглядела, что его фотографировать нельзя. Там же смотрела только на ковёр.

1652032_td29 (700x525, 343Kb)

Эта экспозиция показывает, как обычно используют ковры в своих домах турки. Это не только напольные покрытия, но и скатерти, украшения, одеяла. Ковёр – показатель благосостояния, поэтому должен быть в каждом доме. Кроме того, ковёр – обязательная часть приданого девушки.

Впрочем, в Денизли ковры не покупают, их здесь изготавливают сами. Девочек обучать мастерству начинают с 5-6 лет. В школе тоже преподают ковроткачество (правительство выделяет средства на поддержание данной отрасли). Так что если после школы девушка не захочет учиться дальше и получать другую профессию, то она всегда сможет зарабатывать на ковровой фабрике. Кстати, в основном мастерицы работают на дому (летом, в разгар сельскохозяйственных работ, вообще почти не работают), а заказ, проект и при необходимости материалы предоставляет фабрика, она же забирает и реализует готовое изделие.

Большинство ковров, естественно, шерстяные: каждый год Турция производит более 40 000 тонн овечьей шерсти.

После стрижки шерсть моется, сушится, прочёсывается и прядётся.

1652032_td30 (525x700, 328Kb)

Женщина показывает, как пряли шерсть раньше. В принципе, всё очень похоже на такой же процесс у нас, только пряжу закрепляют на табуреточке, чтобы было удобно сидеть по-турецки.

1652032_td31 (700x525, 333Kb)

Это приспособление похоже на нашу «самопряху».

А зачем нужны эти приспособления, я как-то не поняла.

1652032_td32 (700x525, 357Kb)


1652032_td33 (700x447, 303Kb)

Как только пряжа готова, её красят. А далее уже начинается создание ковра.

Гораздо сложнее получить шёлковую нить. Производство шёлка на территориях, сегодня принадлежащих Турции, началось в 6 веке (527-565 гг.). Тогда это была Византия. Императору Юстиниану привезли «белых червячков» монахи из Индии (так как живого червя привезти было невозможно, привезли его яйца, для сохранности засыпанные навозом).

С тех пор производство шёлковой нити почти не изменилось. И основная роль в нём принадлежит тутовому шелкопряду.

Большая и ленивая бабочка, практически разучившаяся летать, откладывает огромное количество яиц.

1652032_td34 (600x401, 161Kb)

Из них вылупляются белые прожорливые червячки, питающиеся листьями шелковицы, или тутовника.

1652032_td35 (700x454, 105Kb)

Когда приходит время становиться бабочкой, они окукливаются, окружая себя коконом из тончайших шелковых нитей.

1652032_td36 (700x525, 310Kb)

Чтобы этот процесс шёл быстрее, коконы шелкопряда хранят в тепле.

1652032_td37 (700x525, 296Kb)

Дожидаться, пока шелкопряд вылупится, нельзя, так как бабочка прогрызёт нити и испортит их. Поэтому невылупившиеся коконы варят, чтобы распутать.

1652032_td38 (700x525, 257Kb)

А заодно и отбраковывают.

1652032_td39 (700x525, 260Kb)

После этого веничком мешают воду, и кончик нити кокона зацепляется на него.

1652032_td40 (525x700, 233Kb)

Потом нить наматывают на специальное приспособление.

1652032_td41 (700x525, 267Kb)

Всего в коконе примерно 1 км нити, причём первые 15-20 см идут на изготовление галстуков, белья. А дальше нить уже равномерная по толщине, её используют в изготовлении ковров. Оставшаяся личинка тоже идёт в дело. В ней много (30%) протеина, который используется, например, в изготовлении косметики.

1652032_td42 (700x525, 267Kb)

Затем тончайшие шёлковые ниточки сушат. 400 нитей сматывают воедино, чтобы получить шёлковую нить в миллиметр толщиной.

1652032_td43 (700x525, 265Kb)

Для этого используется приспособление.

1652032_td44 (700x525, 302Kb)

Работали на нём примерно так:

1652032_td45_1_ (700x516, 247Kb)

И получались шёлковые нити, с которыми уже можно было работать вязальщицам.

1652032_td46 (525x600, 236Kb)

Дальше и  шелковые,  и у шерстяные нити нужно было красить.

Раньше были только натуральные красители. Для них использовали растения. Из индигоферы получали синий краситель,

1652032_td47 (700x525, 349Kb)

шафран, сумах, куркума и фустик давали разные оттенки жёлтого, отвар полыни – зеленоватый.  Такие природные материалы, как чай, шелуха желудей и грецких орехов, являются основой для создания чёрного и коричневого красителя.

1652032_td48 (700x525, 351Kb)

Из хны получали оранжевый цвет. Широко использовался корень марены, дающий оттенки от кирпично-красного до оранжевого, розового и тёмно-пурпурного.

1652032_td49 (700x525, 281Kb)

В большинстве случаев отдельные домашние хозяйства не могли самостоятельно изготовить все красители. Поэтому в каждом городском квартале был специальный мастер, а по сёлам ходили бродячие красильщики.

1652032_td50 (700x507, 296Kb)

А в XIX веке появились искусственные красители. Они дают более яркий и стойкий цвет, к тому же дешевые. Производители переключились на них. Хотя окрашенные искусственными красителями нити потеряли особый блеск, который очень ценился (и сейчас ценится, антикварные ковры с натуральными красителями на аукционах стоят миллионы долларов).

1652032_td51 (700x368, 56Kb)

После окраски нитей начинается изготовление ковра. Техника плетения турецких ковров прошла через века практически неизменной. Женщины так же навязывают вручную ворс на нити хлопковой основы.

1652032_td52 (700x525, 313Kb)

Шёлковые ковры изготавливают в основном молодые девушки, поскольку у них тоньше пальцы и лучше зрение.

1652032_td53 (700x525, 304Kb)

В день женщина-мастерица может завязать 7-10 тысяч узелков. Скорость работы зависит от тонкости материала и сложности узора. Чем больше узелков на 1 м², тем качественнее ковёр.

1652032_td54 (700x525, 302Kb)

Мы посмотрели на работу мастерицы. Труд невероятно кропотливый и требует колоссальной выдержки и усидчивости. В среднем одна вязальщица изготавливает 1 м² коврового полотна за 60 рабочих дней.

1652032_td55 (700x525, 264Kb)

Турецкие ковры отличаются технологией плетения двойного узла, который делает изделия намного плотнее, чем ковры других восточных народов. Как заверяют сами турки, их ковёр в натянутом состоянии не сможет пробить даже булатный кинжал.

1652032_td56 (700x525, 253Kb)

Турецкий узел сложен в плетении, но считается более долговечным.

1652032_td57 (443x700, 276Kb)

После того как ворс сплетён, его стригут. Можно его можно сделать ровным (то есть одинаковой высоты), а можно рельефным. (фото из Интернета)

1652032_td58 (466x700, 55Kb)

В общем, создание турецкого ковра – процесс сложный, долгий и трудоёмкий.

После того как в 70-80 годах ХХ века спрос на ковры резко увеличился, стало популярным производство ковровых изделий машинной работы. Современные станки навязывают до 14 тысяч узелков в час, затрачивая на каждый не более 2 секунд. В год выпускается более 27 000 000 м² коврового полотна, произведённого машинным способом.

Сейчас в Турции продаются как старинные, антикварные, довольно дорогие ковры, так и новые, которые бывают ручной и машинной выделки.

Нас пригласили в зал, угостили чаем и показали  ковровое шоу.

1652032_td59 (600x400, 319Kb)

Крепкие парни выносили, разворачивали и раскладывали различные ковры. Некоторые изделия были настолько красивы, что их встречали аплодисментами.

1652032_td60 (700x525, 315Kb)

За несколько минут весь пол в зале был застелен потрясающими коврами. Чтобы ощутить всю их прелесть, предложили походить по ним, потрогать, посидеть или даже полежать на них.

1652032_td61 (700x525, 356Kb)

Ну и я примостилась на том, который приглянулся больше других. Правда, очень приятный. Он упругий, плотный и в то же время нежный.

1652032_td62_1_ (700x525, 385Kb)

Но мысли приобрести коврик у меня не возникло. И не только из-за цены (особо я не вникала, запомнила только, что некоторые стоят пятизначное число в баксах). У нас тоже одно время ковры были очень популярны как атрибут престижа. Впрочем, и для тепла они нужны были, особенно в нашем климате, где зимой стены промерзали насквозь. Времена изменились, ковры оказались не нужны. Сейчас ими и подъезды выстилают, и дачи… Правда, не турецкими.

Из нашей группы несколько человек решили купить себе здесь настоящий турецкий ковёр, тем более что таскать его с собой не нужно – его доставят до двери в любой город России.

В знак уважения к покупателям владелица заведения вышла в национальном костюме.

1652032_td63 (525x700, 323Kb)

Пока они оформляли сделку, у меня появилась возможность побродить в окрестностях.

1652032_td64 (700x525, 337Kb)

Тут красиво. Стройные ряды каких-то тропических ёлочек

1652032_td65 (700x525, 294Kb)

с интересными шишечками.

1652032_td66 (700x525, 326Kb)


1652032_td67 (700x525, 361Kb)

Живописные горы вдалеке…

1652032_td68 (700x524, 241Kb)

Но после посещения «Denizli Hali» нас, оказывается, ждёт ещё дегустация турецких вин. Уже в другом дилерском центре.

Помимо хлопковых полей, вокруг Денизли много садов и виноградников. В городе работают два винзавода.

1652032_td69 (700x525, 293Kb)

Для туристов открыли винный погребок, где проходит дегустация нескольких видов местного вина.

1652032_td70 (700x525, 300Kb)

Турецкие вина в Россию не экспортируются. Их потребители – Германия, Япония и Австрия. Было интересно отведать такую диковинку.

Нам предложили плодово-ягодные вина: гранатовое, ежевичное, вишневое, клубничное, яблочное, дынное, персиковое, сливовое, малиновое, абрикосовое и … не знаю, как прилагательное образовать от киви.

1652032_td71 (700x524, 317Kb)

Они очень сладкие, приятные и очень ароматные. Крепость у них невелика – 7-8. Мне понравилось, к удивлению, ежевичное, хотя саму ягоду я не люблю.

Потом предлагалось, естественно, купить эти вина.

1652032_td72 (700x487, 257Kb)

Вина я покупать не стала, а вот сироп рожкового дерева, или пекмез, приобрела и себе, и в подарок.

1652032_d73 (700x525, 311Kb)

И наконец-то продолжился путь к Памуккале.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Денизли. Турецкие ковры. | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»