Замок Пелеш, построенный в конце XIX – начале XX века, использовался в качестве летней резиденции румынских королей, наделённой политическими, культурными и символическими функциями.
Он появился благодаря усилиям короля Кароля I— воина и строителя - и его жены королевы Елизаветы — писательницы, художницы, покровительницы людей искусства. Каждая комната, каждый экспонат замка отражают черты личности этих царственных особ. Так что, можно сказать, мы идём в гости к королю.
Немного постояв в очереди у входа, попадаем внутрь.
Посещение сказочного замка не дешево: 30 лей (8 долларов) первый этаж, ещё 30 лей – второй, фотосъёмка 35 лей, видеосъёмка 60 лей. Наш гид Валентин, заботясь о наших финансах и своих комиссионных, предложил всем купить диск о замке: хорошее видео, вся информация, русская озвучка…
Из нашей группы фото оплатила только я. Мне на грудь прицепили бейдж, который я должна была показывать в каждом зале. Следили за несанкционированной съёмкой очень строго.
Надевали бахилы и пересчитывались в каком-то небольшом помещении, в котором ничего особенного, кроме вот такого милого сундучка, не было.
А вот дальше нас ждало великолепие, прославившее Пелеш и заставившее восхищаться им всех сюда входящих.
Гид сообщает, что площадь внутренних помещений Пелеша – 3200 м², это 168 комнат, изысканно декорированных в различных стилях. Сейчас в замке никто не живет, он является музеем. Для туристов открыто около 30 помещений, остальные используются как запасники музея, сменные экспозиции, реставрационные мастерские или подсобные помещения.
Холл, через который мы идём к первому залу, уже удивляет. Проходим мимо красивого витража
и странной скульптурной группы:
ангелочек и бесёнок держат то ли раковину, то ли пергамент. И очень усердно и сосредоточенно это делают.
На одной из стен холла стихи. Рискну предположить, что это стихотворение королевы, написанное по случаю закладки первого камня замка.
В холл выходят несколько дверей, а между ними у мраморных колонн изображения путти -
прелестных пухленьких детишек, которые играют и танцуют.
Путти – духи-защитники хозяев дома.
Но и без подтекста изображения очень милые.
И вот двери распахиваются, приглашая в Тронный зал, или зал Славы (Holul de Оnoare).
Поднимаемся по парадной лестнице с резными перилами. Рядом – колонна, символизирующая освобождение Румынии от гнета Османской империи. Внизу – рабы,
А наверху – орёл, символ монархии и государственности.
Зал поражает своей высотой – 12 метров! Он задумывался как внутренний дворик замка, но затем проект был изменён и появилось это торжественное и величественное помещение. Говорят, что проектируя его, архитектор Карл Лиман и декоратор Бернхард Людвиг-младший вдохновлялись образом зала Фреденхагена Торговой палаты в Любеке. Но там я не бывала пока, так что это просто информация.
Сюда выходят все коридоры всех этажей, поэтому Зал Славы – сердце дворца. Стены на первом этаже не сплошные, открытые в коридоры, это объясняет, почему зал иногда называют холлом.
С резных деревянных стен, колонн, балконов, с картин глядят на посетителей около 2000 лиц! Над ними трудились 140 художников почти полгода. И каждое лицо, каждая фигура что-то символизирует, несёт какую-то идею, некий замысел. Если бы не ограничение по времени, быть может, удалось бы рассмотреть всё получше, а так всё галопом.
Два деревянных рыцаря встречают посетителей. Один запечатлел образ графа Эйтеля Фридриха I, объединившего земли Гогенцоллернов.
Другой - Йобст Николаус I, он построил родовую столицу — Замок Гогенцоллернов, который был резиденцией графов до конца XVIII века. Поэтому в руках у него макет замка.
Стены украшены портретами выдающихся предков короля начиная с графа Вольфганга Золлерна (948 год). Одни в тяжёлых рыцарских доспехах, другие в бархатных камзолах, третьи в горностаевых мантиях.
Есть среди портретов и два выдающихся румынских правителя. Сте́фан III Вели́кий, на протяжении 47 лет правления боровшийся за свободу своего княжества от турок, и Михай Храбрый, объединивший (пусть на недолгий срок) три дунайских княжества.
А вот и трон.
Бюсты короля и королевы здесь появились уже после их смерти. А вот мебель в стиле итальянского возрождения была установлена сразу.
Рядом с бюстом королевы символическое изображение мира,
а рядом с королём – войны.
Потрясающие деревянные скульптуры! Даже жилки на руках видны.
Обстановка Тронного зала деловая. Для посетителей предусмотрены столы с креслами.
Ручки замечательные.
Стены украшены тёмными панелями из европейского ореха и экзотических пород дерева с потрясающей резьбой.
Между первым и вторым этажами висят изображения 18 средневековых немецких и швейцарских замков династии Гогенцоллернов. Они выполнены в технике маркетри (деревянной мозаики из тончайших листов древесины).
Выше - два ряда барельефов, запечатлевших мифологические, библейские и исторические сцены.
Причём в соседстве смотрятся они очень гармонично.
Уникальный архитектурно-декоративный элемент — изящная винтовая лестница из резного дерева. По ней можно подняться со второго этажа на третий или выше – на крышу.
Лестницу и декоративные внутренние балконы держат на плечах атланты.
Между арками второго этажа размещены французские гобелены XVIII в. (автор – известный мастер Француа Буше).
Сейчас они по неизвестной причине закрыты какими-то голубенькими занавесочками. Хотя в сети видела изображения со всеми открытыми гобеленами. Нам не повезло, мы рассмотреть можем только один -
«Сбор фруктов», выполненный из шерсти в технике баслисс (когда в процессе создания художник работает над картиной лежа). На полотне изображены семь детишек (путти), собирающих виноград с увитых лозами деревьев.
Сюжет сбора винограда – это гимн вину, красоте и любви, а игривые путти вселяют оптимизм и радость в зрителей. Выполненный в зелёном, жёлтом и коричневом цветах гобелен великолепно вписан в интерьер зала.
Цветочный узор, обрамляющий гобелен, перекликается с деревянным кружевом перил.
Напротив лестницы расположен крытый балкон с часами. А между арками балконов третьего этажа парят фигуры ангелов – один с мечом, другой с трубой в руке. В отличие от всех остальных фигур зала, ангелы цветные, яркие.
Что за весть несёт этот посланец бога в золотых одеждах? Уж не вострубить ли он собрался?
А венчает зал стеклянный витражный потолок. Причём раздвижной.
Его и сейчас открывают для проветривания помещения с помощью электрического двигателя. Пелеш - первый электрифицированный замок Европы (у него своя гидроэлектростанция и собственный генератор). Поэтому и технических «новинок» в нём много: два электрических лифта, телефон, пылесос, кинотеатр, канализация, паровое отопление…
Жаль, мы не смогли увидеть, как выглядит с «открытым» потолком Зал Славы, эта метафорическая вертикаль жизни, распахнутая в румынское небо… Зато вполне можно представить, как здесь проходили торжества. Их за всю историю замка было не так уж и много. Подписание нейтралитета Румынии в первой мировой войне Каролем I,
свадьба принцессы Илеаны и эрцгерцога Антона Австрийского, принца Тосканы; празднование 50-летия Пелеша во время правления Кароля II, отречение от престола Михая I и ликвидация монархии в Румынии… В декабре 2017 года здесь прощались с последним королём…
А нам пора дальше. Идём в Оружейную (Salile de Аrme) , которую еще называют Шахматным залом (из-за пола) и Сокровищницей замка. Здесь выставлена личная коллекция оружия Кароля I.
Вот такой медведь встречает туристов.
Нижняя часть стен декорирована дубом, а потолок украшен флагами и девизами на латыни.
На окнах цветные витражи.
Но главное - коллекция, состоящая из 4000 единиц европейского и восточного оружия XIV – XIХ веков (вторая по количеству предметов коллекция в стране).
Очень оригинально оружие выставлено: экспонаты сгруппированы по эпохам и собраны в красивую композицию, иногда украшенную щитом с указанием времени и места, где это оружие использовалось.
Здесь собраны образцы боевого, охотничьего и ритуального оружия. Копья, кинжалы, ятаганы, алебарды, топоры, сабли, шпаги, рапиры, мечи, арбалеты, мушкеты, мушкетоны, кремниевые ружья, пистолеты, пушки… Где-то тут и румынское детище – дробовик, изобретенный Василе Буеску.
Как жаль, что я ничего не понимаю в оружии. Но я могу оценить, с какой любовью это оружие собиралось, реставрировалось, чистилось, как бережно и осмысленно собиралось в эти ощетинившиеся железные композиции, которые и сейчас выглядят грозно.
Большая часть коллекции собрана королём, а некоторые предметы были получены в качестве подарков. Скорее всего, и это оружие японских самураев – подарок.
Есть тут и старинные оружейные ящики.
Король украсил свою коллекцию экспонатами, связанными с победами над турками во время войны за независимость. Например, этот деревянный барельеф, запечатлел битву с янычарами.
Рядом – «обезглавленный» немецкий меч XV века. За ним – воины, держащие щиты с изображением гербов румынских провинций.
Охраняется эта композиция рыцарями, точнее, рыцарскими доспехами. Очень интересная у них обувь - сабатоны «медвежьи лапы», соответствующие модной одно время обуви с широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее, после выхода из моды, эти сабатоны были прозваны «утиными лапами».
А если сесть в эти удобные кресла, то можно насладиться видом жемчужины коллекции – максимилиановским доспехом.
Это германский доспех первой трети XVI века для всадника и лошади, названный так по имени императора Максимилиана I с намёком на максимальность защиты. Доспехи делались из толстых стальных пластин. Это связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать гибкостью и свободой движений ради способности выдержать пулю. Броня была прочна - рыцаря в таком доспехе из тогдашнего огнестрельного оружия можно было поразить только стреляя в упор.
Латные рукавицы, способные выдержать удар мечом, позволяют стрелять из пистолета: их сконструировали так, что пальцы можно было сжимать благодаря сложным шарнирам, соединяющим небольшие пластины.
Изготовление таких доспехов – дело нелегкое. Их подгоняли под размеры конкретного человека. И конкретной лошади.
Конская броня защищает голову и тело лошади. Она состоит из небольших пластин, связанных кожаными лентами, что позволяет коню двигать головой.
Возраст этих доспехов – около 500 лет. Скорее всего, они не боевые, но в турнире побывали: металл имеет множество мелких механических повреждений.
Рыцарский доспех – фаворит коллекции и излюбленная модель для туристических фотографий и селфи. Мы не стали исключением.
В Оружейном зале находится ещё один очень любопытный экспонат. Это тумба с наградами короля,
которую венчает корона, сделанная из трофейного турецкого оружия после победы под Плевной.
Блестящий офицер, мечтавший о военной карьере, Кароль был в битве главнокомандующим и очень гордился своей победой. А потому корона эта ему была очень дорога.
К Оружейному залу примыкают несколько витрин с восточным оружием, в основном индо-персидским, османским и арабским. Это подарки коллекционеру. Здесь можно увидеть оружие, украшенное золотом, серебром, драгоценными камнями.
Особенно привлекают туристов следующие два экспоната -
турецкое оружие, представляющее собой наполовину нож и наполовину пистолет (вдалеке) и пара персидских пистолетов, украшенная кораллами.
Мне показались интересными и эти пистолеты с набалдашниками.
Часть рыцарских доспехов (или их копий?) служит украшением коридоров замка. И когда мы выходим за красивую дверь с коваными накладками, видим застывших в карауле стражников.
Идём дальше?