• Авторизация


Синая. Карпатский монастырь 01-11-2019 16:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1652032_si1 (700x525, 261Kb)

Дорога в Карпатах очень живописна. Невозможно оторвать взгляд от поросших лесом гор, на склонах которых то тут то там разбросаны деревеньки, домики, виднеются сеточки проселочных дорог…

1652032_si2 (660x495, 249Kb)

1652032_si3 (700x525, 263Kb)

На одном из красивых склонов делаем остановку. Воздух чистейший, солнышко вышло, таким спокойствием и умиротворением веет…

1652032_si4 (700x525, 275Kb)

Домики такие милые, бочком пристроившиеся на склоне.

1652032_si5 (700x525, 311Kb)

Наш гид Валентин сообщает, что здесь турбаза. Можно тут пожить некоторое время, наслаждаясь тишиной, уединением, горами. Быть может, когда-нибудь...

1652032_si6 (700x525, 299Kb)

Мы, конечно, не могли не запечатлеть себя на фоне Карпат.

1652032_si7 (700x525, 305Kb)

1652032_si8 (700x394, 217Kb)

Хотелось бы подняться выше, но Валентин торопит. Путь, мол, неблизкий, а красоты у нас сегодня будет много…

1652032_si9 (700x394, 205Kb)

Наш путь лежит в городок Синая — жемчужину Южных Карпат.

1652032_si10 (404x639, 244Kb)

 

1652032_si11 (700x525, 242Kb)

Город этот, окруженный горами, известен как зимний горнолыжный курорт и «летняя столица Румынии».

Роскошным курортом он был уже к началу ХХ века.

1652032_si12 (700x434, 175Kb)

Тогда в Синае находились 10 отелей, 55 больших вилл, 60 сельских домов, два казино (куда ежедневно заходили до 800 человек), гидротерапевтические спа, зоопарк, 3 центра верховой езды, рестораны, бары, бистро, магазины (в основном сезонные) и парк. Отдыхающих привозил на курорт «Поезд удовольствий».

1652032_si13 (700x464, 502Kb)

Название свое город получил от монастыря, вокруг которого он образовался. Вот в монастырь-то мы и едем.

1652032_si14 (700x525, 219Kb)

Это действующий православный мужской монастырь, открытый для посещения верующим и туристам. Интересно посмотреть и сравнить с нашими.

1652032_si15 (700x513, 232Kb)

Основал его румынский князь Михаил Кантакузин после паломничества в иерусалимский монастырь святой Екатерины и на гору Синай, где, согласно Библии, Моисей получил от Господа скрижали с заповедями. В память о своей поездке князь назвал монастырь Синайским, или просто Синая.

1652032_si16 (700x483, 175Kb)

Место было выбрано непростое. По легенде, строительство началось там, где одному из монахов было видение хора ангелов, певших Богородице.

Монастырь должен был выполнять и защитную функцию, контролируя торговый путь в долине реки Прахова.

1652032_si17 (700x523, 363Kb)

Построен монастырь в 1690—1695 годах на средства князя. Впоследствии он был расширен, достроен и сейчас состоит из двух частей – старой и новой, разделённых толстой стеной с узким проходом. А дорога, как и 325 лет назад, огибает монастырь.

Чтобы защитить обитель от нападений, её окружили крепостной стеной, остатки которой можно видеть и сейчас.

1652032_si18 (700x525, 217Kb)

Вход в монастырь рядом с колокольней, построенной в 1892 году.

1652032_si19 (700x501, 217Kb)

1652032_si20 (700x504, 241Kb)

Она украшена мозаичными изображениями святых.

1652032_si22 (700x521, 279Kb)

На ней находится колокол весом 1700 кг, привезённый из башни «Turnul Colţei», которая в свое время была самым высоким зданием в Бухаресте (50 м), но обветшала, а после перевозки колокола в монастырь была снесена.

1652032_si23 (700x526, 166Kb)

При нас колокол не звонил. Да и колокольня – не столько культовое сооружение (на церквях свои колокола), сколько туристическое. Здесь находятся касса, информационная будка, сувенирная лавка.

1652032_si24 (700x458, 211Kb)

Знакомство с монастырём начинаем со «старой части». Она совсем маленькая (40х30 метров), так как, по замыслу основателя, служить при монастыре должны были 12 монахов, по числу апостолов Христа. Первые насельники – монахи двух расположенных неподалёку скитов – святой Анны и  святого Николая, построенных в XV и XVI вв.

1652032_si25 (700x562, 204Kb)

Хозяйственные постройки, погреба и братские корпуса, стоящие по периметру двора, составляют вторую, внутреннюю линию обороны.

Желая защитить монастырь не только от врагов, но и от разрушительного воздействия времени, князь велел стены всех построек возводить основательными, массивными, около метра толщиной.

Для охраны дороги и монастыря на его территории располагался гарнизон солдат. Есть сведения, что была в монастыре и тюрьма. Так что солдаты охраняли ещё и заключённых.

В одном из корпусов сохранилась небольшая церковь (сейчас не действует) с колоколенкой.

1652032_si26 (700x525, 281Kb)

Говорят, в братских корпусах стены расписаны фресками, но мы внутрь не зашли. Гид не предложил, а самим как-то неловко.

В одном из корпусов находится могила Таке Ионеску, министра иностранных дел Румынии в 20-х годах XX века, много сделавшего для объединения страны, и самого невезучего путешественника.

1652032_si27 (525x700, 278Kb)

Отдыхая в Италии летом 1922 года, в санатории римской Виа Тоскана он съел заражённую брюшным тифом устрицу и после скоротечной болезни умер. Необычные обстоятельства заражения вызвали научный интерес, феномен получил название «болезнь Ионеску».

В центре старого дворика стоит небольшая церковка Успения Пресвятой Богородицы, ещё её называют «старой церковью», она построена при основании монастыря в 1695 году.

1652032_si28 (700x525, 235Kb)

Церковь 15 метров в длину, 15 метров в высоту, 6 метров в ширину, сложена из местного камня и кирпичей, её стены тоже около метра толщиной.

Форма церкви в виде латинского креста (апсиды прямоугольной формы) уникальна для Румынии того времени.

1652032_si29 (700x525, 193Kb)

Главки украшены интересными крестами с крылышками, их называют румынскими крестами.

1652032_si30 (700x525, 259Kb)

Церковь была одним из первых зданий в стране, построенных в новом стиле, который затем станет очень популярным и получит название брынковянского стиля.

Для него характерно наличие пышных декоративных элементов –

1652032_si31 (700x525, 191Kb)

каменных цветов, листьев, ягод, образующих орнамент, которым украшают окна, карнизы, двери, колонны.

1652032_si32 (700x524, 268Kb)

Эти колонны с витым узором поддерживают крышу над открытым крыльцом.

1652032_si33 (700x525, 222Kb)

Причём свод крыльца и внешняя стена храма украшены оригинальными фресками, сохранившимися с момента открытия церкви.

1652032_si34 (700x525, 342Kb)

1652032_si35 (700x525, 340Kb)

На своде изображён Спас Эммануил (Иисус в отроческом возрасте). От него лучами расходятся изображения святых Екатерины (защитница монастыря на горе Синай), Георгия (защитник Молдавии и солдат) и Димитрия (защитник Валахии),

1652032_si36 (700x457, 324Kb)

а также евангельскими сценами.

1652032_si37 (700x516, 284Kb)

Внешняя стена с дверью, ведущей в церковь, расписана фресками со сценами Страшного суда. Роспись яркая, интересная, рассматривать её можно долго.

Фрески выполнены  знаменитым церковным художником XVII века Пырву Пырвеску Муту (Pârvu Pârvescu Mutu), известным больше по своему монашескому имени – Пафнутрий Зограф. Этот иконописец почитается в Румынии, как у нас Дионисий или Андрей Рублёв. Свое прозвище "Муту(л)" , т.е. "безмолвник",   он заслужил тем,  что писал образа в посте и молитве, не принимая пищи и не произнося ни слова. Если ему случалось всё же заговорить или вкусить что-либо, он прекращал свои труды до конца дня. Существует автопортрет художника с кистью в руках (фреска храма в Бордешти).

1652032_si38 (618x469, 398Kb)

Вход в церковь обложен резным камнем.

1652032_si39 (444x590, 250Kb)

Два изображения по краям надписи (старославянская вязь!) об открытии храма – Моисей и его брат Аарон.

1652032_si40 (700x525, 316Kb)

Моисей слева со скрижалями. Изображённый над входом двуглавый орёл, держащий в когтях имперские знаки власти – скипетр и меч, – герб династии Кантакузинов.

1652032_si41 (525x700, 311Kb)

Дверь в храм просто потрясающая, - тяжёлая, дубовая, покрытая резьбой.

Храм холодный, неотапливаемый. Свет проникает через узенькие витражные окошечки

1652032_si42 (466x700, 224Kb)

на стенах и в барабане.

1652032_si43a (700x525, 317Kb)

1652032_si44 (450x600, 218Kb)

К сожалению, оригинальные росписи церкви не сохранились,  от первоначальных фресок остались только сцены нефийской башни (за исключением образа Христа Вседержителя), обетная картина («Успение Богородицы»)

1652032_si45 (700x510, 378Kb)

и роспись открытого крыльца.

Церковь горела в 1788 году во время русско-турецкой войны (тогда же монастырь был разграблен), так что повреждённые росписи Пырвы Муту были заменены «достоверной имитацией, которая сохраняет первоначальную картину», в 1795 году при восстановлении церкви.

1652032_si46 (700x394, 263Kb)

Красивые деревянные стулья с резьбой стоят по обеим сторонам от алтаря.

 1652032_si47 (447x596, 236Kb)

На западной стене, в пронаосе, изображена семья основателя монастыря: Михаил Кантакузин с первой женой Марией и второй – Теодорой, в окружении восемнадцати детей, двенадцать из которых были приёмными. Этот семейный портрет очень интересен: у всех детей разные выражения лица, разные черты, разглядывая их, можно увидеть сходство с родителями.

1652032_si48 (700x525, 301Kb)

На противоположной части стены изображения других родственников Михаила Кантакузина, включая прабабушку. Пятеро из них были в разное время правителями Валахии, поэтому изображены с коронами на головах. Картина оригинальная, выполнена Пырву Муту.

1652032_si49 (466x700, 292Kb)

Михаил Кантакузин был запечатлён со всеми своими родственниками в знак уважения, которое он заслужил не только как основатель монастыря, но и как в высшей степени благочестивый человек: он построил первую больницу в Румынии, всю жизнь занимался благотворительностью и был глубоко верующим человеком.

Яркость красок и полумрак, царящий внутри церкви, дают почти физическое ощущение прикосновения к старине, сопричастности какой-то тайне. Наверное, такая атмосфера и должна быть в церкви.

«Старый» и «новый» дворы монастыря разделяются массивной стеной с узким проходом. Надпись на румынском гласит: «Благослови, Господи, всех входящих и исходящих».

1652032_si50 (700x394, 164Kb)

Этот узкий проход как временной портал: попадаешь сразу в другое время, в другую атмосферу. На смену скромности и простоте первоначального монастыря приходит сдержанная роскошь новой пристройки.

Эта часть монастыря появилась в середине XIX века в связи с увеличением прихожан. Город, образовавшийся вокруг монастыря и получивший его название, рос, холодный старый храм не вмещал всех желающих…

В 1842-1846 годах благодаря усилиям настоятелей Иосафа и Паисия и архитектора Георгиу Мандреа был возведен новый храм и Куртя-Нова (Новый двор), выдержанные в том же брынковянском архитектурном стиле для сохранения целостности общего ансамбля.

В 1897-1903 годах в монастыре летом подолгу гостила королевская чета Кароль I и Елизавета. Неподалёку они возводили свою летнюю резиденцию – дворец Пелеш. Пребывание королевских особ требовало и королевского антуража. Король реконструировал и отремонтировал монастырь. Что из этого вышло – мы и видим сегодня (с поправками на капитальный ремонт к 300-летию монастыря).

Новая церковь, ставшая главным храмом монастырского комплекса, посвящена Святой Троице.

1652032_si51 (700x501, 285Kb)

1652032_si52 (700x491, 225Kb)

Увенчанное тремя куполами здание выглядит нарядно, празднично.

1652032_si53 (700x525, 208Kb)

Так и должно быть, ведь это "Кафедральный собор Карпат", здесь крестились все румынские короли: Кароль I, Фердинанд, Кароль II и Михай I.

1652032_si54 (700x394, 197Kb)

Снаружи церковь украшают фрески с изображением святых, обрамленные глазурованными керамическими вставками.

Всё здание опоясывает зелёный керамический бордюр из трёх скрученных стеблей (или верёвок?).

1652032_si55 (700x525, 297Kb)

Одни видят в этом символ Святой Троицы, другие – символ единства Валахии (Мутении), Молдавии и Трансильвании (на пересечении их границ стоит монастырь).

1652032_si56 (700x525, 295Kb)

Высокое крыльцо с навесом, поддерживаемым четырьмя колоннами.

1652032_si57 (700x525, 267Kb)

Каменная резьба, тонкая, изящная, завораживает.

1652032_si58 (544x700, 316Kb)

Как же такую красоту изваять возможно?

1652032_si59 (317x609, 222Kb)

Над входом в храм фреска с изображением Святой Троицы.

1652032_si60 (700x525, 321Kb)

Внутреннее оформление церкви выполнено в неовизантийском стиле датским художником Оге Экснером (Aage Exner) и его командой.

Паникадила и светильники изготовлены в Вене (это первая электрифицированная церковь в Румынии, поэтому светильники должны были быть с лампочками, в Румынии тогда этого не умели).

Иконостас и мебель созданы в Бухаресте Константином Бабичем при содействии учеников Школы декоративно-прикладного искусства из дуба, покрытого позолотой.

 1652032_si61 (700x525, 266Kb)

Где-то в храме находятся две иконы (Сергия Радонежского и Николая Чудотворца), которые привёз из Троице-Сергиевой Лавры и подарил монастырю русский император Николай II. Он посещал эти места в 1903 году по случаю рождения у румынского короля Фердинанда I сына Николая.

1652032_si62 (700x461, 282Kb)

В убранстве храма много позолоты, она «играет» на свету.

1652032_si63 (700x525, 279Kb)

Окон здесь много, поэтому новая церковь кажется светлой.

На стенах красивые фрески.

1652032_si64 (411x545, 185Kb)

На стене у входа изображены митрополит Иосиф, освятивший храм после реконструкции в 1903 году; король Кароль I, стоящий у обломка колонны, символизирующего незавершённость объединения румынских территорий;

1652032_si65 (700x391, 206Kb)

королева Елизавета рядом с её единственным ребёнком, принцессой Марией, умершей во младенчестве, и Михаил Кантакузин, основатель монастыря.

В храмах свечи не ставят. То ли по традиции, то ли для сохранения фресок, то ли по соображениям противопожарной безопасности. Для свечей около храма есть специальное помещение.

1652032_si66 (700x525, 287Kb)

Заходи, ставь свечку, молись.

1652032_si67 (700x394, 263Kb)

Перед этой «свечницей» стоит поклонный крест

1652032_si68 (700x524, 325Kb)

И золотой двуглавый орёл – символ Константинопольской православной церкви.

1652032_si69 (700x464, 273Kb)

С другой стороны – могила священника. Видимо, чем-то заслужил честь быть похороненным у стены храма.

1652032_si70 (700x525, 322Kb)

Внутренний двор очень ухоженный и праздничный, вокруг очень много красиво подстриженных кустов, деревьев, цветов, выращенных заботливыми руками монахов и послушников (сейчас в храме живут 20 человек).

1652032_si71 (700x525, 296Kb)

На одном из газонов нам посчастливилось увидеть трованты,

1652032_si72 (700x525, 347Kb)

Знаменитые румынские живые камни. Они растут, изменяют форму, размножаются. Внутри у них, как у деревьев, возрастные кольца.

1652032_si73 (700x394, 242Kb)

Но эти трованты ещё совсем молодые, отростков на них мы не увидели.

Постройки, окружающие новый монастырский двор, поражают деталями.

1652032_si74 (700x394, 175Kb)

Например, необычными окошками.

1652032_si75 (700x525, 203Kb)

Или оформлением балконов.

1652032_si76 (700x521, 294Kb)

Вот как получается: нет в монастыре ни святых мощей, ни чудотворных или мироточащих икон, ни старцев, излечивающих от болезней, а люди всё равно сюда идут. За красотой и спокойствием.

На территории монастыря располагается первый в Румынии музей церковного искусства. Открыт он в 1895 году в рамках празднования 200-летия «Старой церкви». В экспозиции богатая коллекция икон, церковной утвари, книг (ходят слухи, что библиотека монастыря занимает второе место после ватиканской). В музее хранится первая Библия 1688 года, переведённая на румынский язык. Но мы в музей почему-то не зашли. Увидели только один экспонат, выставленный на улице.

1652032_si77 (700x525, 222Kb)

Да и город Синаю мы почти не видели, за исключением нескольких зданий.

Вот это выглядывало из-за монастырской стены.

1652032_si78 (700x525, 298Kb)

Рядом с этим стоял наш микроавтобус.

1652032_si79 (700x525, 297Kb)

А это мы увидели уже по дороге.

1652032_si80 (700x525, 293Kb)

Мы спешили в замок Пелеш.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Синая. Карпатский монастырь | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»