• Авторизация


Бран: о Дракуле, пытках и рынке 25-10-2019 13:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Посещение замка Бран – повод поразмышлять о судьбе Дракулы, не героя романа Брэма Стокера, а выдающейся личности – господаря  Валахии Влада III.

1652032_vl1 (560x700, 365Kb)

На самом же деле замок Бран никогда не принадлежал Владу, нет свидетельств, что он там бывал, только предположения, что мог останавливаться во время охоты. Его резиденция была в городе Тырговиште, а родина в Сигишоаре. Бран же был построен в оборонительных и таможенных целях жителями Брашова, защищались от соседней Валахии, отношения с которой складывались непросто. Но фантазия ирландского писателя крепко их связала.

Владислав (Влад) III Басараб (2 ноября 1431(6938 от РХ) – 14 ноября 1476), законный сын валашского господаря Влада II Драгула и молдавской княжны Василисы Мушат, дочери Александра I Доброго, принадлежал к потомственному роду валашских господарей.

Его дед, Мирча I Старый (1355—1418), правитель Валахии,

1652032_vl2 (494x700, 332Kb)

блестящий дипломат, в течение 32 лет правления находил общий язык с Венгрией, Польшей, Османской Империей, дал детям блестящее образование, готовя себе преемников.

Отец, Влад II,

1652032_vl3 (660x440, 261Kb)

являлся рыцарем ордена Дракона, созданного в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом и королевой Барбарой (двенадцать рыцарей, круглый стол, турниры). Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображением свернувшегося в кольцо золотого дракона, символизирующего самоуничтожение зла под натиском истиной христианской веры. Став господарем Валахии, Влад II поместил изображение дракона на золотые монеты, а также на личную печать и свой геральдический щит, что стало причиной появления прозвища (Дракул), которое затем унаследовали его дети – Влад III и Раду Красивый.  

1652032_vl4 (448x329, 128Kb)

Однако Влад II умудрился рассориться с Венгрией и, чтобы удержаться на троне, отправился к туркам за помощью. Султан Мурат II, желая быть уверенным в преданности валашского воеводы, настоял на «залоге»: к турецкому двору должны приехать сыновья воеводы — Влад, которому на тот момент было 13 – 14 лет, и его брат Раду, которому было 5—6 лет. Султан обещал заботиться о мальчиках, дать им хорошее образование, воспитать будущими правителями, если отец не нарушит соглашения… Князь согласился.

1652032_vl5 (530x700, 334Kb)

Когда я читала о «турецком залоге», почему-то вспомнилась эта картина Верещагина. Как мог отец отдать сомнительным союзникам своих детей? Видимо, обещание десятилетнего перемирия с турками было для князя важнее судьбы детей. А может, он рассудил, что двоих оставшихся сыновей (старшего Мирчи и младшего Влада IV) ему хватит…

Вначале турки выполняли обещание: мальчики жили во дворце султана, обучались вместе с его детьми. Но затем Дракул оказал военную поддержку европейской антиосманской коалиции. А вскоре пришло сообщение, что в результате вторжения венгров в Валахию погибли Влад II (ему по приказу Хуньяди отрубили голову) и его старший сын (его ослепили и похоронили заживо).

Заложники, теперь уже бесполезные, лишились особого статуса, и отношение к ним изменилось. Мальчики подвергались насилию, и моральному, и физическому. В основном доставалось старшему, потому что Влад сопротивлялся: даже под пытками не принял ислам, отчаянно дрался, защищая себя и младшего брата. Поэтому  братьев разделили: Влада отправили на военное обучение подальше от двора, а красивого и покладистого Раду оставили при султане.

В 1448 году паша снабдил Влада деньгами, конями, одеждами, великолепными шатрами, которые подобает иметь господарю, и отправил в Валашскую землю править вместо отца. Знали бы турки, кого посадили на трон…

1652032_vl6 (359x700, 228Kb)

В то время православная Валахия была яблоком раздора для двух держав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло всё католичество, Порта же боролась за лидерство в исламском мире. 

Борьба двух супердержав проявлялась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший на трон, получал финансовую и военную поддержку страны-соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился новым господарем. Так оказался на троне и Влад.

Первое, что он сделал на своем посту, - провёл расследование обстоятельств гибели отца и брата. Оказалось, что к ней причастны некоторые валашские бояре, получившие от венгров высокие посты и денежные вознаграждения.

 Узнав о его расследовании, венгры посылают отряд, чтобы убить новоиспечённого князя, но он успевает скрыться. И от венгров, и от турок.

Появился Влад на политической арене снова только через семь лет (есть разные предположения, где он был и что делал в то время), твёрдо зная своих врагов – турок, венгров и изменников-бояр – и способы борьбы с ними.

Сначала он казнил семерых бояр, виновных в смерти отца. Остальные, напуганные, клялись в верности и боялись противоречить правителю.

1652032_vl7 (451x648, 345Kb)

Правление Влада Дракулы ознаменовалось подъёмом освободительного движения в Валахии и её экономическим расцветом. Строились православные церкви и монастыри, возводились крепости, была создана регулярная армия, развивались ремёсла. Отказавшись платить дань османам, господарь поправил финансовое положение вотчины. Кстати, Бухарест стал столицей Валахии именно при Владе Дракуле: руководствуясь необходимостью защиты стольного града от нападений врагов, он повелел на месте нынешней румынской столицы построить крепость с замком и перенести туда резиденцию валашского князя.

Правил Влад «железной рукой». Преступность он подавил полностью.

Известна легенда о золотой чаше, которую господарь оставил у колодца на центральной площади в Тырговиште, - все из неё пили, но никто не смел украсть, опасаясь наказания. Во времена его правления люди не осмеливались даже подбирать найденные на земле деньги.

Другая легенда гласит, что по дорогам Валахии праздно шатались нищие, промышлявшие не подаянием, а воровством и шпионажем, на что пожаловались господарю подданные. Согласно преданию, Влад велел собрать всех нищих на пир, где предлагались изысканные кушанья и реки вина, а потом их, сытых и пьяных, заперли в сарае и сожгли. Говорят, что нищих в Румынии до сих пор нет.

Согласно третьей легенде Дракула, встретив крестьянина в ветхой грязной рубахе, поинтересовался, почему тот так ужасно выглядит, и узнал, что причина – ленивая жена крестьянина. И Влад приказал отрубить ей руки: лентяйке они не нужны - она и так безрукая. Думается, что после этого все валашские крестьяне одевались с иголочки.

Истории о господаре напоминают сказки или анекдоты. Но есть в самом факте существования этих легенд народное одобрение поступков Влада Дракулы.

Остались свидетельства, что к князю мог обратиться любой человек с просьбой или жалобой. И князь защищал обиженных. Например, валашских купцов, страдающих от непомерных пошлин и притеснений в Трансильвании. За что соседи поплатились сожжёнными городами.

1652032_vl8 (458x700, 319Kb)

Для Валахии Влад был хорошим правителем, а вот соседнюю Трансильванию обидел. В отместку брашовские купцы строчили во все «инстанции» многочисленные доносы, фантастическому содержанию которых не верили даже враги. Если сложить количество жертв господаря, указанное в доносах, то оно во много раз превысит население Валахии и Трансильвании. Причём составители доносов не были озабочены оригинальностью сюжетов, просто брали их из известных источников. Так, в доносе Дана, претендента на валашский престол, говорится, что Дракула сжёг 300 брашовских юношей, изучавших язык в Валахии. Однако история о сожжении, рассказанная Даном, слово в слово повторяет библейский рассказ о трёх еврейских отроках, которые «учились книгам и языку» при дворе вавилонского царя Навуходоносора, а затем по приказу царя были брошены в огонь. И это только один пример. А брашовцы писали много и яростно, веря, что это поможет избавиться от ненавистного валашского правителя. Доносы сохранились во множестве канцелярий по всей Европе… Столетия спустя их нашёл Стокер.

1652032_vl9 (700x361, 96Kb)

Влад, унаследовавший от отца рыцарский титул (в молодости он активно участвовал в турнирах, проводимых Яношем Хуньяди в Вышеграде, и даже ездил на крупный турнир в Нюрнберг) и отцовское прозвище Дракул (он несколько смягчил его, называясь Дракула - сын дракона), вскоре приобрел и свое собственное – «Неистовый» (в немецких источниках "wütend"). Заслужил его своей неистовой отвагой, которую проявлял в боях с врагами. 

1652032_vl10 (410x700, 226Kb)

Основным врагом Влада была османская Порта, где до сих пор оставался его брат Раду. Дракула ненавидел турок всем сердцем, поэтому был жесток с ними.  По легенде, он приказал прибывшим за данью турецким послам, отказавшимся снять перед ним головные уборы (мол, вера запрещает непокрытыми быть), прибить тюрбаны к головам гвоздями, чтоб случайно ветром не сдуло.

1652032_vl11_Theodor_Aman (700x526, 315Kb)

Был жесток и с пленными турками, сажая их на кол (этот вид казни был распространен в Османской империи) или сжигая живьем. Для борьбы с Портой Дракула основал Всенародное ополчение, поставив в строй всё мужское население Валахии с двенадцатилетнего возраста (включая цыган).

Существует множество свидетельств (в том числе и турецких) о военных походах Влада. В тонкостях знавший турецкое военное дело и расположение стратегических объектов на территории Порты, господарь успешно справлялся с турецкими войсками, вдвое превосходящими его отряды по численности, и сжигал турецкие неприступные крепости. Переодеваясь в янычара и говоря по-турецки, Влад проникал в крепости, открывал ворота и запускал своё войско. 23809 османов и их пособников было уничтожено в южной Валахии.

Господарь был прекрасным тактиком, стратегом и воином, владевшим всеми видами оружия. В одном из сражений он и заслужил своё турецкое прозвище – Кызык (кол), пронзив копьём сразу трёх янычар. Потом, уже через 30 лет после смерти Влада, это прозвище переведут на румынский как Цепеш, а на русский как Колосожатель. Правда, смысл будет уже другой…

Влад жалел своих бойцов. Чтобы избежать лишних потерь, мог отступить, уничтожая по пути отхода всё, чтобы не досталось туркам, – поджигал поля, деревни, даже траву, колодцы засыпал шерстью… Позднее это назовут «тактикой выжженной земли».

1652032_vl12 (700x455, 244Kb)

Знаменита его ночная атака 17 июня 1462 года, когда Влад с малочисленным войском напал на сонный лагерь янычар. В волчьих шкурах, накинутых на плечи, пришли валашские воины, переодетые янычарами. В панике турки начали резать друг друга, не понимая, где свои и где враги, а верблюды и лошади, напуганные волчьим запахом, топтали своих хозяев. Утром четырёхтысячный отряд Хамзы-паши Влад посадил на колы, причём в полном боевом порядке (начальники посажены на позолоченные). Увидев эту картину, спешащие на подмогу турецкие войска повернули обратно…

1652032_vl13 (483x700, 242Kb)

А в одном из боев встретился Влад со своим братом Раду. Тот яростно сражался на стороне турок… Нет, не убил его Влад, обрадовался, что жив, что рядом… Но вразумить выросшего при дворе султана брата не смог.

Нет прямых свидетельств того, что Влад добровольно отправился в Венгрию, где предстал перед судом, только для того, чтобы Раду взошёл на валашский трон, чтоб остался на родине. Но, мне кажется, что так оно и было.

12 или 15 лет «заточения» в Венгрии – самый тёмный период биографии Влада III. Обвиненный в пособничестве туркам, господарь предстал перед судом, но был оправдан в силу неубедительности доказательства. Однако на родину Дракула не вернулся.

Неизвестно, где он был и чем он там занимался. Есть свидетельства, что видели его на полях брани в Сербии и Болгарии. В некоторых документах утверждается, что всё это время он находился в тюрьме, подвергаясь пыткам. Но возвратившийся в Валахию после столь долгого отсутствия князь не выглядел измученным. Да и вернулся он с новой женой (первая жена, спасая Дракулу, бросилась с крепостной стены). Католичкой, венгерской принцессой Илоной. Поговаривали, что и сам он католичество принял. И хотя Дракула это отрицал и построил несколько православных монастырей, любовь народа к нему поостыла.

1652032_vl14 (650x410, 237Kb)

А вскоре и он погиб в бою. Говорят, не без помощи изменников, позарившихся на огромное вознаграждение за голову Влада от Великого Турка. Голову, как доказательство смерти мятежного господаря, залили мёдом и отправили паше. Долгое время она стояла на центральной площади Стамбула-Константинополя для устрашения врагов. Куда она делась потом – неизвестно. А обезглавленное тело похоронили в одном из построенных господарем монастырей.

Как правитель Валахии в 1448, 1456—1462 и 1476 годах, погибший в бою за веру православную, Влад был причислен к местночтимым святым. Его изображения имелись почти во всех православных храмах Валахии. Но настенные портреты в церквях и монастырях, где он изображался как благодетель и даритель, были уничтожены в девятнадцатом веке, когда епархией руководили подряд несколько слишком ретивых епископов, считавших Дракулу исчадием ада. Была создана даже специальная группа очистки, которая ездила по храмам и выскребала его изображения. В 1815 году могила господаря в Снагове была осквернена: надпись с надгробия была сбита.

В это время появился и ряд картин, изображавших Дракулу в облике злодея. Например, Дракула – Понтий Пилат.

1652032_vl15_content_Jezus_pred_Pilatom (433x700, 121Kb)

При жизни Влада Дракулы не было написано ни одного его портрета. В документах указывалось, что был он довольно высок – около шести футов (ок. 183 см), коренаст и силён, отличался отменным здоровьем, имел худощавое лицо, обрамлённое длинными каштановыми волосами и аккуратной бородкой. Высокий бледный лоб, густые чёрные усы и брови, очень длинные ресницы, затеняющие глаза. В выражении умного и волевого лица было что-то философское. Как-то эти детали не очень вяжутся с самым известным изображением Дракулы.

1652032_vl16 (700x670, 452Kb)

У этого портретного лица с верхней губой что-то не так.  Да и глаза никак не валашские. Однако именно это изображение да несколько немецких гравюр сформировали сегодняшнее представление о внешнем облике Влада Дракулы.

1652032_vl17 (638x363, 399Kb)

Некоторые изображения намеренно искажены, чтобы придать герою черты большей жестокости. Хотя некоторые художники пытаются реабилитировать Влада.

1652032_vl18 (396x700, 153Kb)

Но пересилить общественное мнение, безоговорочно принявшее образ кровожадного и отвратительного Дракулы, невозможно.

Какая историческая несправедливость! Тот, кто должен был стать народным героем, рыцарем без страха и упрека, борцом за веру православную и свободу родины, остался в истории как воплощение зла, жестокости, кровожадности, мерзкое полуфантастическое существо. Но такова жизнь, и Дракула – лишь  один из бесконечного ряда оклеветанных и преданных неблагодарными потомками героев.

Не последнюю роль в этом сыграла литература. Вскоре после смерти героя Европу наводнили памфлеты, основанные на доносах и легендах. Отметился и Федор Курицын, русский книжник XV века, автор «Сказания о Дракуле-воеводе». Автор, характеризуя Влада III, говорит, что был тот «именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его».

Памфлеты скоро забылись, но Дракула обрел вечную жизнь в дьявольском обличии благодаря роману ирландского писателя Брэма Стокера «Граф Дракула» (1897). Образ и имя графа сильно впечатлили Стокера, Немного фантазии, окропленной историческими слухами, - и появился легендарный вампир.

1652032_vl19 (660x440, 150Kb)

Впрочем, Стокер не хотел связывать своего героя с реальным историческим персонажем. В романе Ван Хельсинг размышляет о том, может ли граф Дракула быть воеводой Дракулой. По мнению истребителя вампиров, он, очевидно, не является таковым, поскольку граф Дракула из Трансильвании явно не принц Влад Цепеш из Валахии. Но на этот абзац мало кто из читателей обращает внимание.

Как бы то ни было, Стокер увековечил имя Дракулы, а заодно и сделал для туристической отрасли Румынии королевский подарок – замок Бран. При Чаушеску роман в стране был запрещен как порочащий историю и имидж Великой Румынии. А потом хлынул поток туристов в поисках «тех самых мест». Хотя многие румыны и сейчас не считают правильным зарабатывать на дракуломании. Но спрос рождает предложения.

1652032_vl20 (492x388, 170Kb)

Трудно найти в Валахии и Трансильвании хоть одну паршивенькую гостиницу, где бы не было таблички, уверяющей, что Дракула ночевал здесь.

Дорога к Брану увешана «вампирскими» постерами.

1652032_vl21a (700x394, 265Kb)

Нужно отметить, что в самом замке Бран тема Дракулы подается весьма деликатно. В основном экспозиция посвящена королеве Марии и королю Фердинанду. И это правильно: посетители замка должны провести различие между исторической реальностью Брана и персонажем романа Стокера.

1652032_vl21b (426x700, 177Kb)

Но и вниманием Дракулу не обходят. Например, на стене генеалогическое древо Влада Дракулы, доказывающее его родство с Габсбургами  - потомками румынских королей и нынешними хозяевами замка. Есть и другие потомки. "В моих жилах течет трансильванская кровь, генеалогия говорит о том, что я происхожу от Влада III", — заявил наследник британского престола. Принц Чарльз является потомком Дракулы в шестнадцатом колене. И это только один пример.

Существует легенда, что в замке Бран снимал свой фильм «Дракула» Френсис Коппола. Он, дескать, и отреставрировал сооружение. Оказывается, это не так. Мистическую страну графа Дракулы и Лондон XIX века на съемках заменил Лос-Анджелес, так как Копполе не удалось убедить боссов «Columbia Pictures» в необходимости снимать натурные сцены в Трансильвании и Великобритании. Лондонские улицы воссоздали на «Universal Studios», роскошный сад Люси был сооружен в бассейне «MGM», а интерьерные съемки развернулись в студийных помещениях в «Калвер-Сити». Единственной не голливудской локацией стал Собор Святой Софии всё в том же Лос-Анджелесе, реконструированный согласно канонам православной церкви.

1652032_vl22 (700x526, 293Kb)

С Браном фильм Копполы роднит только этот медальон, подаренный замку режиссёром. К нему прилагается сертификат подлинности, который гласит, что «этот искусственный викторианский нефритовый чокер был частью инвентаря и коллекции костюмов,  выпущеных в наборе Дракулы для использования членами актерского состава».

Чтобы не разочаровывать туристов, приехавших в замок за вампирской экзотикой и жутью, хозяева музея открыли экспозицию средневековых орудий пыток. Неизвестно, использовались ли подобные пыточные приспособления в застенках Брана, но в эпоху охоты на ведьм замок существовал.

Здесь собраны и инквизиторские орудия пыток (инквизиторам дозволялось пытать только веревкой, водой и огнём), и те, что применялись для дознания судами по отношению к преступникам и шпионам с XII по XVIII века.

Для посетителей эта жутковатая выставка – возможность увидеть чудовищные приспособления для терзания человеческой плоти. Специально в такое место я бы не пошла. Но с оказией – почему бы и нет…

Пытка в Средние века могла быть лёгкой, тяжёлой или особо тяжёлой. При лёгкой палач просто демонстрировал допрашиваемому орудия пытки. При этом он мог подробно описать её процесс. К примеру, рассказать, что в такой-то момент допрашиваемый будет испытывать адскую боль в суставах или что на таком-то этапе у него будут сломаны кости. Если после этого признания не следовало, то палач переходил ко второй стадии — к тяжёлой пытке. Она состояла в том, что узника раздевали, связывали и укладывали на козлы или подводили к дыбе. И если он и тут не признавался, то начинался особо тяжёлый этап – пытка как таковая.

Получается, что мы подвергаем себя лёгкой пытке, только рассказ палача заменён демонстрационными картинками.

«Кресло допроса»  или "Стул ведьмы".

1652032_vl23 (525x700, 273Kb)

Подозреваемых в преступлении сажали на унизанное шипами кресло. Руки и ноги фиксировали, дабы жертва не могла пошевелиться. Испытывающего неимоверную боль от вонзившихся в тело шипов человека начинали допрашивать.

«Молитвенный крест» - 

1652032_vl24 (700x525, 171Kb)

инструмент, используемый для фиксации преступника в крестообразном положении. Как правило, приспособление использовалось как средство устрашения перед применением более жестких пыток.

А это – его перевернутая разновидность.

1652032_vl25 (524x700, 251Kb)

«Дочь дворника» или «Аист»

1652032_vl26 (700x525, 252Kb)

Позиция человека, закованного в такое приспособление, была тщательно продумана. Уже через несколько минут положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ягодиц. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным. Через некоторое время привязанный к «Аисту» впадал в состояние полного безумия. Часто жертву дополнительно пытали калёным железом и другими способами.

«Коленодробитель»

1652032_vl27 (700x542, 204Kb)

Колено подозреваемого помещалось между зубцами. Когда палач закручивал винты, зубцы вонзались в плоть, а затем дробили коленный сустав. После такой пытки встать на ноги уже не представлялось возможным.

«Дыба-ложе»

1652032_vl28 (700x525, 208Kb)

Это большой стол на ножках, на который заставляли лечь подозреваемого, а его ноги и руки фиксировали. Обездвиженного таким образом человека растягивали с помощью валков с шипами, причиняя невыносимую боль. Часто истязание длилось до тех пор, пока мышцы не разрывались. Тело вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться.

1652032_vl29 (700x653, 321Kb)

Иногда жертву просто крепко привязывали к дыбе, чтобы было легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания калёным железом и др.

Приспособление для пытки водой.

1652032_vl30 (700x525, 237Kb)

Подозреваемого располагали на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того как руки и ноги подследственного были привязаны, палач приступал к работе. Человека заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Считалось, что так происходит очищение души.

1652032_vl31 (700x526, 216Kb)

Другая форма предусматривала помещение в горло подозреваемого трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к удушению жертвы.

Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае подозреваемый часами лежал обнажённый под струей ледяной воды. Эта разновидность мучения рассматривалась как лёгкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.

"Позорные маски" или «Уздечки»

1652032_vl32 (700x427, 187Kb)

«Уздечка» в виде поросячьей морды надевалась на голову женщины в наказание за злой язык, хулу в адрес властей, женские сплетни, разговоры в церкви или за использование бранных слов, которые, как тогда считалось, превращали человека в животное. Внутри уздечки могли быть шипы, а в отверстии для рта пластина, которая накладывалась на язык, чтоб наказанная не могла говорить. Обычно женщину, закованную в такую маску, проводили по шумным площадям на потеху зевак. Иногда маски снабжали колокольчиками.

Другой тип маски представлял собой металлическую конструкцию, надеваемую на голову и полностью закрывавшую лицо обвиняемого, оставляя лишь отверстия для глаз и удлинённое отверстие для залива воды непосредственно в рот. Человек не мог закрыть рот и блокировать поток воды, направляемый через трубку.

1652032_vl33 (482x700, 268Kb)

Были маски в виде голов фантастических существ, с длинными клювами или языком, крыльями, перьями.

Некоторые модели имели металлические шары или штифты, вставляющиеся в рот жертве, а также железные штыри, которые впивались в шею при каждом неосторожном движении.

«Скрипка сплетниц»

1652032_vl34 (700x525, 244Kb)

Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям.

1652032_vl35 (308x400, 329Kb)

Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея  женщины закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.

«Жаровня» или «Гридирон»

1652032_vl36 (700x525, 229Kb)

Подозреваемого привязывали к решётке и затем разводили под ней огонь и «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание.

«Осадный кол»

1652032_vl37 (525x700, 238Kb)

Приговоренных раздевали догола, связывали, а затем сажали на колья. Выставленные напоказ у стен неприятельской крепости казненные мучительно умирали иногда в течение нескольких дней. Это должно было устрашить обитателей осажденных крепостей и заставить их сдаться.

«Колыбель Иуды» или «Стул Иуды»

1652032_vl38 (700x525, 215Kb)

Этот кол использовался для публичной казни. На преступника надевали железный пояс, к которому привязывались мешки с песком. Затем осужденного сажали на пирамиду. Полученные разрывы приводили к мучительной долгой смерти.

Топор и плаха.

1652032_vl39 (700x523, 252Kb)

Судя по диаметру плахи, головы здесь вряд ли рубили. Скорее всего, пальцы, руки, ноги…

«Колодки»

1652032_vl40 (700x525, 226Kb)

- деревянная конструкция с прорезями для головы, рук или ног. Использовалась для содержания заключённых или как орудие наказания.

1652032_vl41 (700x650, 329Kb)

Колодника выставляли для публичного осмеяния или содержали в жаркий день без пищи и воды. Иногда на него натравливали собак.

Существовали и парные колодки.

1652032_vl42 (700x525, 232Kb)

Щипцы

1652032_vl43 (700x400, 145Kb)

Считалось, что талантливому палачу было достаточно одних щипцов. Предварительно их накаляли, а затем прикладывали к телу, сдавливая. С их помощью можно вырвать  ноздри, уши, соски, зубы.

1652032_vl44 (700x542, 227Kb)

«Когти»

1652032_vl46 (700x506, 241Kb)

Это орудие пыток применялось для женщин, которые обвинялись в супружеской неверности. «Когти» нагревали, а затем вонзали в грудь. Если женщина не умирала, то на всю жизнь оставалась с ужасными шрамами.

«Дыба-подвес»

1652032_vl47 (700x525, 274Kb)

Эта распространенная пытка часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец верёвки перебрасывали через кольцо лебёдки. Преступника либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за верёвку. Нередко к ногам привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, чтобы сделать пытку менее мягкой.

Колесо

1652032_vl48 (700x525, 258Kb)

Приговорённому к колесованию сначала ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, которое устанавливали на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, видя только небо, и умирал от шока и обезвоживания довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы.

Для колесования также применялись вертикально установленные колёса. Например, «Колесо Екатерины».

1652032_vl49 (700x525, 183Kb)

Прежде чем привязать осуждённого к колесу, ему ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося невыносимые мучения.

«Испанский сапожок»

1652032_vl51 (657x700, 282Kb)

Металлический каркас, снабжённый системой винтов, постепенно сжимал голень подозреваемого вплоть до перелома костей.

1652032_vl52 (700x525, 244Kb)

«Кошки» и «Медвежьи лапы»

1652032_vl53 (480x700, 202Kb)

использовались для того, чтобы зафиксировать подозреваемого, вынудить его подчиниться, а в случае необходимости содрать с него кожу.

Железный кляп.

1652032_vl54 (700x476, 204Kb)

Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики подозреваемого, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Это приспособление часто применялось по отношению к приговорённым к сожжению на костре. Железный кляп позволял избежать ситуации, когда осуждённые заглушают духовную музыку своими воплями. Джордано Бруно, виновный в излишней прогрессивности, был сожжён в Риме в 1600 году с таким железным кляпом во рту.

Клеймо

1652032_vl55 (700x551, 260Kb)

Преступников, не подлежащих смертной казни, клеймили. Клеймённый позорным тавром человек становился изгоем. А сектант или еретик вынуждены были носить метку Христова Воскресения (ХВ).

"Нюрнбергская дева" или «Айрон Мейден»

1652032_vl56 (484x700, 195Kb)

Это саркофаг в форме человеческий фигуры. Несчастного, заключённого в него, ждала мука острыми шипами. Они не повреждали жизненно важных органов, но могли растянуть агонию подследственного на несколько дней.

Приспособление получило такое название из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а его прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге.

1652032_vl57 (700x531, 288Kb)

Это не совсем пыточное приспособление.

1652032_vl58 (700x525, 195Kb)

«Пояс целомудрия» или «Пояс верности». Такое приспособление надевали на своих жен крестоносцы, отправляясь в поход. Однако результатом использования пояса были инфекции, проникающие в организм в местах соприкосновения металлических краев с телом, а также всевозможные осложнения, возникающие вследствие невозможности соблюдать гигиену. Безопасно использовать такое приспособление можно было не более двух дней.

Так что основным предназначением устройства была защита от изнасилования, особенно когда войска располагались неподалеку или когда дамы вынуждены были путешествовать и останавливаться на ночь в гостиницах.

1652032_vl59 (700x387, 205Kb)

Судя по изяществу и позолоте, этот пояс был недешевым.

Остается только удивляться изобретательности человека в создании приспособлений для мучения и уничтожения себе подобных. А ведь эти страшные орудия были придуманы не для наказания, а для спасения души осужденного. Считалось, что физическая боль очищает душу. Множество осуждённых преступников добровольно соглашались на мученическую смерть, чтобы доказать свою честность или обеспечить себе дорогу в рай.

Наши спутники экспозицией остались недовольны: в других местах видели и похлеще. А мне понравилось. В основном тем, что эти экспонаты никогда не были «в деле». Позднее прочла, что все орудия пыток, выставленные во многих европейских и российских городах, выполняются по «восстановленным средневековым чертежам» одной и той же фирмой. Так что разница – только в оформлении экспозиции и количестве экспонатов.

1652032_vl60 (700x525, 245Kb)

По красивому парку спускаемся в посёлок Бран, раскинувшийся у подножия замка. Он появился здесь одновременно с замком, сейчас является резиденцией сельской общины, состоящей из деревень Пределют, Отруби, Соходол, Симона и Бран. Население поселка – чуть больше 5 тысяч человек. Практически всё население занято в турбизнесе – вокруг  замка расположено свыше ста отелей.

А гордость местных жителей (кроме замка, конечно) –  рынок. Здесь можно приобрести всевозможные сувениры,

1652032_vl61 (700x380, 232Kb)

большинство из которых обыгрывает образ Дракулы.

1652032_vl62 (700x525, 359Kb)

Ну и всякую вампирскую атрибутику: мрачные маски, вставные челюсти, гробы, искусственную кровь, чаши, статуэтки и прочие зловещие мелочи.

1652032_vl63 (700x437, 260Kb)

Продают здесь и традиционную трансильванскую керамику, поделки из дерева, вязаную и вышитую одежду, национальные костюмы.

1652032_vl65 (700x460, 378Kb)

Много рыцарских (мечи, топоры, всевозможные клинки, щиты) и псевдоантичных (статуэтки) сувениров.

1652032_vl66 (700x481, 452Kb)

А уж какие запахи витают у рядов с сельхоз продукцией!

1652032_vl67 (700x389, 269Kb)

Бран широко известен своими замечательными сырами, рецепт приготовления которых держится в секрете и передается из поколения в поколение. Особенно ценится сыр в еловой коре. Но мне он не понравился – резкий запах и вкус с горчинкой. Гораздо вкуснее сычужный овечий сыр в натуральной оболочке из рубца. Но он долго не хранится.

1652032_vl68 (472x442, 235Kb)

Предлагается и домашний самогон, и вина местные.

1652032_vl69 (700x469, 328Kb)

Всё дают пробовать.

Примыкает к рынку аттракцион «Туннель страха». Там, говорят, хорошо щекотит нервы. Но мы туда не пошли. Просто прогулялись по посёлку. Хотели было посидеть в одной из многочисленных кафешек, но там сказали, что приготовление блюда займет минут 20, а до сбора группы оставалось полчаса. Поэтому мы просто полюбовались милыми улочками

1652032_vl70 (700x425, 215Kb)

 

1652032_vl71 (507x700, 287Kb)

Солдатиков привезли на экскурсию.

1652032_vl73 (700x506, 247Kb)

Увидели вот такой питьевой фонтанчик (правда, не нашли, как он включается).

1652032_vl75 (700x525, 321Kb)

Судя по фонарикам подсветки, вечером отсюда можно напиться «крови».

1652032_vl77 (700x525, 330Kb)

На стоянке – удивительная повозка, видимо, здесь и на лошадке катают. Впрочем, это не удивительно.

1652032_vl78 (700x525, 310Kb)

Рекламные буклеты предлагают отдых в деревне: деревянная изба на холме, можно покататься на лошадях, подоить коров, попасти овец и испытать другие прелести агротуризма. А где-то рядом расположен и этнографический музей. Но мы его искать не стали, потому что находились уже.

1652032_vl79 (700x525, 324Kb)

Приземлились на скамеечке, отдавшись отдыху и умиротворению.

1652032_vl80 (700x525, 207Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бран: о Дракуле, пытках и рынке | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»