Первая наша поездка за пределы курорта – в город Констанцу. Это самый старый город Румынии, самый крупный румынский порт (второй после Новороссийска на Чёрном море), один из самых красивых городов Европы (входит в топ-10 списка, оценивающего город в целом: исторические, туристические, спальные кварталы и промзону) и третий по величине город страны.
Город расположен в регионе Добруджа (Dobrogea) и является административным центром жудеца Констанца (Constanta).
Считается, что город основали греки из Милета в 500 году до н.э., дав ему название Томис (Tomis), варианты транскрипции Томиш, Тома, Томы. Это название связано с мифом о Медее,
дочери колхидского царя Ээта. Бежав с Ясоном и аргонавтами, после того как помогла украсть золотое руно у собственного отца, она взяла с собой своего младшего брата Апсирта. Ээт бросился за ними вдогонку, а когда его корабль начал настигать «Арго», Медея убила брата, разрезала его тело на части и бросила их в море, будучи уверена, что Ээт остановится, чтобы собрать останки сына. Греческое слово «томис» означает «разрез, сечение». То, что греки связали этот город с одним из самых ярких своих мифов, означает, что для них было важно, чтобы имя их нового полиса звучало громко, значительно.
Возможно, что название было связано с конкретными географическими приметами, например, изрезанностью побережья бухтами. Сейчас судить об этом сложно, потому что часть города оказалась под водой.
Греческий полис процветал, имел крупный порт, вел оживленную торговлю, имел свою монету.
В первом веке до нашей эры началась эпоха римлян (72/71 до н.э.). Томис, как и другие греческие города – Истрия, Каллатис, Дионисополис (Балчик), Одессос (Варна), Понтик (Несебр), – перешёл под их власть.
В 55 г. до н.э. Томис захватил царь Дакии Буребиста. После короткого дакского правления римляне снова взяли его под свой контроль город в 28 до н.э.
В III веке нашей эры он подвергся нашествию карпов-гетов, повлекшему разрушения и гибель жителей. Страх перед повторным вторжением заставил горожан возвести крепостную стену, которая служила бы защитой. Если большинство приморских городов строило стены от нападения с моря, то Томис защищался именно от сухопутных врагов. Почти два века возводилась городская стена (её остатки можно увидеть в Археологическом парке Констанцы), но надежной защитой она не стала.
Будучи уже частью Византии, город подвергался постоянным нападениям соседних племен (гуннов, котригуров, славян, протобулгар), которые привели к отъезду византийской администрации из провинции на длительный период времени.
В 681 году эти земли вошли в состав Болгарского царства. Болгарами город был переименован в Константиану в честь Констанции, сводной сестры Константина Великого. Впервые под этим названием («Constantia») город упоминается в 950 году.
С 1419 года Констанца в составе Османской (Оттоманской) империи, и название её звучит на турецкий манер – Кюстендже (Кёстендже). Турки укрепили крепость, оставив основной её функцией защиту от нападений с суши.
В русских документах «портрет» Констанцы остался в донесении князя Багратиона от 6 сентября 1809 г, где сообщалось, что город «хорошо укреплён валом и рвом и защищается с сухопутной стороны всеми силами гарнизона, так как со стороны моря опасности не представлялось… Весь город состоит из каменных строений, обнесённых каменными же стенами, так что каждый дом, каковых имеется до 500, составляет крепость».
В 1878 г., после войны Румынии за независимость, Констанца и остальная часть северной Добруджи стала румынской.
Во время первой мировой войны Констанца была оккупирована и разграблена болгарскими войсками.
В годы второй мировой войны угроза разрушить Констанцу была способом манипуляции Румынией. Сначала этим воспользовался Гитлер, чтобы подтолкнуть Румынию примкнуть к странам «оси». А в 1944 году советские войска вынудили румын немедленно капитулировать, арестовать всех находящихся в Констанце немецких военных и позволить наступающим советским войскам взять город под контроль, также угрожая разрушить Констанцу.
Вся эта долгая и драматичная история запечатлена в облике и духе города.
Знакомство мы начинаем с площади Овидия (Piaca Ovidiu), центра исторической части Констанцы. Это самый крупный транспортный узел в городе и средоточие всей туристической жизни.
Площадь названа именем одного из самых известных древнеримских поэтов – Овидия Паблия Назона (Publius Ovidius Naso), а в центре площади возвышается памятник ему, созданный итальянцем Этторе Феррари в 1887 году. Позднее, в 1925 г., скульптор создал копию этого памятника для родного города поэта Сальмоны.
В 8 г. после Рождества Христова Овидий, «певец несчастной любви», был внезапно отправлен императором Августом в изгнание на побережье Чёрного моря в Томис.
О причинах изгнания Овидий пишет туманно. Он утверждает в своих стихотворениях, что его погубила «песня» и какое-то «заблуждение», о котором он должен молчать. Поэт убеждён, что его вина была не «преступлением», а «ошибкой», что во всем виноваты его глаза, видевшие нечто запретное. Ученые полагают, что Овидий был замешан в каком-то дворцовом заговоре. Официальным же предлогом для изгнания Овидия послужила поэма «Наука любви», разгневавшая знать своей чрезмерной вольностью.
Оторванный от семьи, родных, друзей пятидесятилетний поэт жаловался в «Тристиях» («Скорбных элегиях») на отсутствие книг, набеги фракийцев, картину унылых придунайских степей, бессонницу и изнуряющие его болезни. И в то же время, с удивлением ступая по льду, покрывшему залив зимой, он сравнивает снега и льдины с мрамором и любуется кристаллами инея, воспевает скромную красоту северной весны с её простыми фиалками, долгожданной травой, пробивающейся в поле, и первой ласточкой, вьющей своё гнездо под стрехой крыши изгнанника. Тоска по родине не мешала поэту творить и выступать с рецитациями своих произведений на городских празднествах.
В Томисе поэт провел последние 10 лет своей жизни, здесь им написаны «Скорбные элегии», «Понтийские письма» и знаменитые «Метаморфозы» («Так: изменяется всё, но не гибнет ничто…»). Здесь он и умер в 17 или 18 г. н. э.
Поэт сам составил себе эпитафию, которая ныне украшает памятник: «Под этим камнем лежит Овидий, воспевший нежную любовь своим талантом. О ты, прохожий, если ты когда-нибудь любил, помолись о том, чтобы костям поэта было мягко лежать!»
Правда, под этим камнем он не лежит. Место захоронения Овидия неизвестно (хотя время от времени археологи сообщают о находке «гробницы Овидия» то тут, то там…).
Мне очень понравился памятник Овидию. Замечательное умное и печальное лицо у поэта. И хорошая надпись.
В общем, мы откликнулись на призыв Данте («Почтите высочайшего поэта!») и почтили Овидия.
Памятник обращён лицом к морю, за его спиной красивое здание бывшей ратуши.
В 1911 году муниципальный совет Констанцы попросил архитектора Виктора Штефанеску спроектировать центральную площадь города и построить ратушу. Проект мэрии понравился, и уже в следующем году был заложен первый символический камень.
А потом начались сложности. Проект предусматривал создание фундамента глубиной 3-4 метра. Но в итоге пришлось его углубить до 17 метров, пока строители не наткнулись на твёрдую почву. Такой котлован требовал постоянно растущих затрат и времени. В результате в 1913 году строительные работы заморозили на целых шесть лет. Закончили дворец только в 1921 году.
Здание получилось очень красивым и оригинальным (необрынковянский стиль). Вот только мэрия заседала в нём недолго.
С 1957 года здесь располагается Музей национальной истории и археологии (Muzeul de Istorie Naional i Arheologie Constanta, MINAC) – один из самых богатых музеев Румынии.
Археологический музей в Констанце имеет свою драматичную историю.
Первая попытка организовать музей в Констанце была предпринята в 1879 году Ремусом Опреану, первым префектом румынской администрации Добруджи, который пытался пресечь контрабанду древностей, обнаруженных в городе и окрестностях. Он собрал в канцелярии префектуры археологические находки, конфискованные у контрабандистов и выкупленные за свои деньги у коллекционеров, и предложил школьному инспектору Иону Бэнеску описать и систематизировать их. Помогали и местные жители, передававшие в префектуру случайные находки (например, при вскапывании огорода, строительстве). Нашлись и спонсоры.
Однако в 1882 году пожар уничтожил префектуру. Спасённые из огня экспонаты оказались под открытым небом. Приехавшие по такому печальному поводу столичные учёные описали древности и... вывезли в Бухарест.
Но земля Констанцы перенасыщена артефактами. Поэтому через 30 лет новых находок и редкостей, обнаруженных в городе и окрестностях, набралось немало (они хранились в гимназии "Мирча чел Батран"). В 1911 году правительство Румынии решило создать музей в Констанце. Этот год считается датой основания музея. Однако постоянное место он обрел только в 1957 году. До этого времени размещался то в павильоне в городском парке, то в здании нынешнего «Аквариума».
Во время первой мировой войны музей был полностью разграблен оккупационной болгарской армией (изъяты 64 экспоната: скульптуры, глиняные горшки, светильники, бронзовые статуэтки, коллекция монет и т. д.). В августе 1921 года усилиями дипломатов часть археологического материала (14 предметов) была возвращена.
Во время Второй мировой войны музей временно прекратил свою деятельность. После 1945 года недосчитались части коллекций мелких предметов и античных статуй, которые сейчас можно увидеть в музеях и частных коллекциях в России, Болгарии и Германии.
Сегодня Археологический музей Констанцы не только выставка древностей. Он имеет постоянную экспозицию, реставрационную мастерскую, специализированную библиотеку, профессиональный коллектив. Специалисты производят раскопки, систематизируют и исследуют крупные археологические памятники, ведут научную работу. Каждый год проводится Национальный симпозиум «Pontica», с 1968 года издается археологический журнал.
В музейный комплекс, кроме методического выставочного центра на площади Овидия, входят:
• Крепость 'Carsium' в городе Харшова (Hârova)
• Музейный комплекс 'Трофей Траяна' в Адамклиси (Adamclisi)
• Музей 'Axiopolis' в Чернаводэ (Cernavodã)
• Пещера Басараби в Мурфатларе (Murfatlar)
• Крепость в селе Капидава (Capidava)
• Крепость Ulmetum в деревне Пантелимон (Pantelimon)
• Музей римской мозаики в Констанце
• Византийский город на острове Соаре (Pcuiul lui Soare)
• Римско-византийская крепость в Овидиу (Ovidiu)
• Эллинистический город в Альбешти (Albeti)
В Национальном музее истории и археологии хранится впечатляющая коллекция – 430 000 предметов, рассказывающих об истории Добруджи с древних времен до наших дней. Множество удивительных вещей, созданных представителями разных культур и эпох, выставлено на первом и втором этажах. Третий этаж – сменная экспозиция (вот туда, к сожалению, мы не попали – как раз шла смена).
Два этажа мы осмотрели внимательно и вдумчиво. Аудиогида на русском языке в музее нет, но, видимо, ещё со времен крепкой советско-румынской дружбы сохранилось несколько надписей на русском языке. Остальное, как могли, переводили с латыни, румынского, немецкого, английского (удивительно, но и английский не всегда присутствует в сопроводительном тексте экспонатов). Описать всё увиденное сложно. Поэтому остановлюсь на том, что мне показалось интересным.
Места, на которых сейчас расположен регион Добруджа, были одним из так называемых убежищ в Ледниковый период. Территория не подвергалась обледенению, поэтому люди эти места не покидали. Самые ранние свидетельства существования здесь человеческих поселений оцениваются от 37800 до 42000 лет. Но были в этих местах и более древние обитатели. Музей позволяет посмотреть на останки древних животных, которые ходили по этим местам задолго до появления человека.
Размер бивней меня поразил, хотя, конечно, я подозревала, что мамонты были большими. Но эти просто гигантские.
Самыми древними свидетельствами присутствия человека являются останки Гумельницкой культуры (5000 г. до н.э.). Экспозиция показывает, что люди строили жилища с печами и земляными полами, растили хлеб и мололи его с помощью жерновов, имели каменные орудия труда и глиняную посуду.
Люди неолита были не только искусными гончарами, но и скульпторами.
Эти две фигурки условно называются «Мыслитель и его спутница». Эти неолитические скульптуры и сейчас можно назвать шедеврами. Они сделаны из глины и имеют коричневую лощеную поверхность.
О чём думает этот широкогрудый сильный человек, сидя на маленькой скамеечке, уперев локти в колени и устремив взор вдаль? Сколько сосредоточенности во всей его естественной и в то же время выразительной позе! Невольно понимаешь, что мысль этого человека, который работал ещё каменным топором, способна уже дерзко проникать в тайны человеческого бытия. Под стать ему и вторая скульптура – пышнотелая женщина. Она, скорее, мечтает…
Регион Добруджи был лакомым кусочком для всех соседей. Поэтому его история – это история войн. Целый зал посвящен оружию и доспехам.
Это наконечники стрел. Удивило, что они такие маленькие и плоские. Чуть больше перышек для чернильных ручек.
Всевозможные мечи и наконечники для копий.
Это гладиаторский меч.
А это уже боевой. А щит совсем маленький. Спасёт ли такой в бою?
Это средневековое оружие 15-17 веков, как сообщает подпись. Как им сражались, ума не приложу.
А какие интересные шлемы!
И позолоченные фракийские шлемы (IV век до н. э.) с «дополнительными» глазами,
И «глухие», скрывающие всю голову (как и надевали-то их?),
И с украшениями в виде василисков и ящериц,
И напоминающие фригийские колпаки…
(Так и не поняла, это дыра – повреждение или специальная дырка, куда что-нибудь вставлялось?)
И, конечно, много изображений воинов и полководцев.
Это портрет Децебала (49 — 106 годы) — царя даков, яростного борца с римлянами.
Это чёрный Мирча I Старый (Mircea cel Btrân; 1355—1418), правитель Валахии, блестящий дипломат, который в течение 32 лет правления находил общий язык с Венгрией, Польшей, Османской Империей.
К слову, он дед Влада Дракулы.
Филипп I Араб — римский император в 244—249 годах. По его приказу Траян с дунайскими легионами отправился воевать с даками. Вот только известий о победе Филипп не дождался, был убит. Его изображение по сравнению с другими кажется ученической работой или заготовкой, какое-то незавершённое или простоватое...
И еще какой-то великий римский воин или император (надпись расплылась, а я не запомнила).
Во многом пополнить коллекцию музею помогла традиция, издревле существовавшая в Добрудже. Перед наступлением врагов-иноверцев жрецы захоранивали статуи своих богов и предметы культа. Причём делали это аккуратно, чтобы не повредить, не побить (поэтому у статуй в Констанце носы целые). Вот только, как правило, откапывать их было уже некому.
На одно такое захоронение натолкнулись в 1962 году при реконструкции автовокзала в Констанце. Рабочими была обнаружена яма с 24 мраморными скульптурами, тщательно уложенными.
(Смотрю на фотографию – и завидую этим людям. Физически ощущается тот восторг, который они испытывают, извлекая эти сокровища из земли)
Самым ценным экспонатом этого клада является мраморное изображение змея Гликона (Glykon), датируемое II веком до н.э. Высота статуи 0.66 метра, размер (длина) змея - 4,76 метра, диаметр основания 50 см.
Статуя вырезана из единого мраморного блока; скульптор уделил большое внимание чёткому воспроизведению всех деталей - волос, разделённых на пряди, чешуи, покрывающей всё тело с головы до хвоста, пропорциональной толщины тела, внутренних колец… Фигура выполнена с соблюдением определённых художественных канонов (идеально вписывается в конус). Интересная техническая деталь: голова поддерживается на шее небольшой спиральной перемычкой длиной 8,5 см, вырезанной из того же блока.
Гликон – мифическое существо с головой антилопы (оленя), с человеческими волосами и ушами, телом змеи и хвостом льва (кисточка на конце). Гликон почитался местными племенами как страж дома и оракул, он лечил, находил пропажи, пророчествовал и даже оживлял мёртвых. Считалось, что он обладает магической силой, касающейся рождаемости. Бесплодные женщины приносили подношения Гликону в надежде забеременеть.
Слава Гликона быстро росла, культ волосатого змея распространился на огромной территории от Дуная до Евфрата. Римляне поспешили вписать его в свою мифологию, где он стал новым воплощением бога Асклепия. При Антонине Пии в 3 веке были отчеканены официальные римские монеты с изображением бога-змея как… покровителя розничной торговли.
Обретение скульптурного изображения Гликона стало очень важным событием в жизни Констанцы, да и всей Румынии. В мире есть ещё только одно скульптурное изображение волосатого змея – в Анатолии (Турция), но там он кособокий и некрасивый. А тут просто красавец! Изображение Гликона стало символом музея.
В тайнике была обнаружена и статуя Тюхе (её еще называли Тиха, в римской мифологии - Фортуна), созданная, предположительно в III веке до н.э. В древнегреческой мифологии это богиня случая, удачи и судьбы, поэтому изображалась с рогом изобилия в руках. У её ног изваян Понтос, или Понт ( Πντος — «море») — бог внутреннего моря, древнее предолимпийское божество, сын Геи (земли) и Эфира (воздуха).
Считается, что эта скульптура во времена греческого владычества была защитницей и хранительницей города Томис и его гавани.
В том же захоронении была эдикула (ниша, обрамлённая колоннами, опирающимися на подножие и увенчанная фронтоном; в ней ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах) II—III вв. н. э. с двойным изображением богини Немезиды.
Древнегреческая богиня Немезида – воплощение мести, неизбежной кары за нарушение норм, законов. Отвечала она и за то, чтобы на долю одного смертного не выпадало слишком много счастья. Изображалась богиня с согнутой в локте рукой (мера длины в древние века), символизирующей неизбежность кары за превышение нормы. Что у Немезиды в другой руке – весы, уздечка, меч или плеть – я не поняла, но в любом случае это что-то из её набора надзора и наказания.
Объяснить происхождение удвоения богини ученые ещё не смогли (подобное встречалось и в других древнегреческих городах, например в Смирне). Одни считают, что это связано с раздвоенностью местности (Томис – «разрез»), другие объясняют это двойственностью самой богини: месть карает одних и даёт успокоение другим. Третьи предполагают, что это соединение Немезиды с каким-то схожим местным божеством. Но в любом случае удвоенная месть – жутковато.
На этой пластине изображена Геката (др.-греч. κτη) — древнегреческая богиня лунного света, преисподней, магии и колдовства (Медея училась у неё колдовству), повелительница неугомонных мёртвых, правящая небесами, землёй и морем. Первоначально она была Богиней диких мест, родов и перекрёстков. Она стоит на перекрёстке жизни, смерти и инициации, поэтому у неё три лица, смотрящих в разные стороны. Геката дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте. Здесь она изображена с гранатом (символизирует единство множества отдельных элементов), факелами, кинжалом, плёткой и букетом (или пучком трав?).
Вообще личность Гекаты в древнегреческой мифологии неясно очерчена. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам.
Это бюст древнеегипетской богини Изиды II — III вв. н. э., сестры и супруги Осириса, матери Гора и всех египетских фараонов. На голове у женщины трон (имя «Изида» означает «трон»), который является отличительной чертой её изображений. Изида покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, также она известна как защитница мёртвых и покровительница детей. А в эллинистическую эпоху стала почитаться как защитница моряков. Поклонение Изиде было распространено во всём греко-римском мире и продолжалось до запрета язычества в христианскую эру.
Не все скульптуры хорошо сохранились. Некоторым явно не повезло. Эти теперь только иллюстрируют драпировку одежд.
Но даже эти обломки демонстрируют высокое мастерство местных скульпторов, в котором поражает чувство пропорции, гармонии, богатое воображение, выразительность, техническое совершенство, трепетное отношение к своим богам.
Экспонаты часто снабжены фотографиями, показывающими место их находки или извлечение из земли при раскопках.
Керамические фигурки римского периода в основном побитые.
Но очень выразительные.
Коллекции римской бронзовой скульптуры повезло больше. Хорош пан на козлиных ногах и с рожками.
А мраморная миниатюра – побитая.
Очень красивая девушка, жаль, что без ручек и ножки.
Есть в музее целый ряд декоративных элементов для украшения жилищ.
На них сцены охоты и традиционная капитолийская волчица.
Ну а здесь какой-то великий воин голыми руками повергает чудовище на глазах изумленных горожан. Может быть, Самсон.
Лев грустит.
Среди экспонатов есть древние якоря,
красивые подсвечники,
И дуршлаг. Мне он очень понравился.
Многочисленные кувшины и амфоры разнообразных форм и расцветок.
Заставило задуматься отсутствие у сосудов устойчивого дна. Значит, их не ставили. Почему? Как их использовали?
Уникальная коллекция стеклянных сосудов.
Многие, конечно, склеенные. Но какая замечательная форма!
Коллекция золотых украшений просто восхитительна!
Золотой медальон III в. до н. э.
Золотые фигурки и пуговицы, используемые для украшения ритуальной одежды.
Когда смотришь на эти древние шедевры, понимаешь, что броши и браслеты делались в те времена, когда золото ценилось за свой солнечный блеск, а не за рыночную стоимость.
Есть выставка традиционных денежных кладов. Как правило, в кубышках.
Но чаще всего археологам открываются не клады, а захоронения. Причем самые разные. Ещё в 3 веке город называли «пёстрым некрополем».
Вот похоронная стела Крисии, дочери Демосфена, жены Афоса, умершей в 25 лет (IIвек н.э.), о чём сообщает надпись. Видимо, одна из первых христианок.
Такие стелы напоминают современные надгробия. Видимо, их делали не самые лучшие скульпторы, что-то с пропорциями не так.
С другими видами захоронения усопших знакомит «Похоронный зал». Важнейшим его экспонатом является гроб с женским скелетом, обнаруженный при строительстве на курорте Олимп в 1970 году. Учёные установили, что это погребение 2 века н.э.
От рук туристов его закрывает стеклянный куб. Глядя на лежащую в гробу, я почему-то решила, что она очень молода (зубов мудрости ещё нет!), у неё густые пышные волосы (венец намного больше черепа), и про себя окрестила «принцессой».
Над кубом – экран, где демонстрируется фильм о находке этого артефакта. Картинка жутковатая: в большом пустом зале перед открытым гробом с древним скелетом сидят две русские туристки и смотрят кино об археологической экспедиции. Фильм, конечно, на румынском, которого мы не знаем. Но видеоряд очень выразительный.
Видимо, останки женщины пытались спрятать. Потому что её деревянный гроб (в них хоронили обычно сразу в землю) был помещён в мраморный саркофаг, очевидно, чужой: гроб был длиннее саркофага, поэтому его подпилили и он сломался со стороны ног. Между гробом и саркофагом были обнаружены три склянки с каким-то веществом. Саркофаг был герметично запечатан, что и позволило останкам сохраниться до наших дней.
Тело усопшей было усыпано цветами, покрыто множеством венков и гирлянд. Теперь они выглядят чудовищно – тёмно-серые жгуты и брусочки. На голове женщины – золотой венец, в центре которого крупный сапфир.
На животе лежит бронзовый диск (щит?) с рельефным орнаментом, изображающим сцены загробной жизни. Женщина одета платье с полосами на груди, рукава украшены спиральным узором. Под телом был матрас, обтянутый красной тканью, и очень большая подушка. В ногах у женщины стоял сосуд с ладаном.
Кроме того в гробу рядом с телом находились пять пар обуви - остроносые сандалии с деревянными (или пробковыми?) подошвами, украшенные плетёной кожей и золотом.
И две шкатулки, одна из которых содержала сосуды с различными веществами (лекарства? бальзамирующие вещества?), а вторая - предметы личного пользования: румяна, мешочек сухих трав, нефритовый камень, веретено с нитью, костяная ложка. Там же были два зуба, очевидно выпавшие при жизни, и украшения: три золотых тонких ожерелья, серьги, два кольца (одно с рубином и изображением богини Дианы) и две монеты времен императрицы Фаустины Младшей.
Рядом с телом в гробу лежал жезл.
Тело женщины было забальзамировано. Ученые обнаружили сохранившееся глазное яблоко, язык, фрагменты мозга и лёгких (через 18 веков!). Это свидетельствует об особом способе бальзамирования очень высокого качества.
Ученые предположили, что женщина страдала от ревматизма (болезнью повреждены суставы рук), ей было за 50 и она занимала высокое положение в обществе. Ученым, конечно, виднее. А у меня осталось впечатление, что это печальный финал известной сказки: спящую принцессу, уколовшуюся веретеном, так и не нашел принц-спаситель.
Обычно впечатлительным людям и детям не рекомендуют посещать этот зал (нас же никто ни о чём не предупреждал, видимо, нашего языка не знают). Для них есть муляж захоронения с пластмассовым скелетом.
Здесь воссоздано захоронение жрицы или знахарки, поэтому множество специфических атрибутов.
Муляж находится под стеклом ниже уровня пола, поэтому нужно низко наклоняться, чтобы разглядеть детали или прочесть пояснения.
Особенно поражает массивная двухголовая золотая змея и множество золотых листочков.
В музее есть и ещё одна диковинка - гипогей (подземное захоронение) эпохи императора Константина Великого (IV век н. э.), случайно обнаруженное в 1988 году. Гробница была найдена во время строительных работ на северо-западном утёсе рекреационного порта. Несмотря на свой возраст, памятник в хорошем состоянии, без повреждений.
Земля, на которой расположен памятник, в 1989 году была запрошена для возвращения исконным владельцам. Поскольку правовое положение земельного участка неясно, мэрия вывела этот участок из общего пользования, огородила и приставила охрану. Учёные пока не нашли способа извлечь гипогей из земли.
Чтобы избежать внезапных изменений температуры и влажности, была построена промежуточная комната между экстерьером и интерьером и все сооружение покрыто теплоизоляцией. Открыть доступ к гипогею туристам невозможно: в маленьком помещении с ограниченным количеством воздуха дыхание посетителей может нанести вред фрескам. Исследовав и подробно описав памятник, ученые решили создать его 3D-реконструкцию. Его отсканировали с помощью лазера, сфотографировали, провели физико-химический анализ оптоэлектронным методом, после чего создали точную копию гробницы в натуральную величину. Копия сделана из полистирола, его поверхность оштукатурена и расписана художниками из Бухареста.
Над музейным экспонатом висит экран, где демонстрируется оригинал. Реконструкция настолько верна, что создается впечатление, будто гробница выкопана и перенесена в музейную комнату. Теперь каждый желающий может рассмотреть точную копию гипогея.
Гробница имеет прямоугольную форму и небольшой вход (60х70 сантиметров). На стенах – «фальшивые» окна. Поверх штукатурки, которая полностью покрывает каменные стены, нанесена роспись в технике «secco» (по сухой штукатурке).
На южной стене над входом изображены четыре голубя у чаши с водой, окружённые растительным орнаментом.
Основной фреской считается изображение семерых человек, участвующих в поминальной трапезе.
Есть изображения ряда символических животных: куропатки,
павлины,
чудовищный кролик.
Художнику удалось очень точно, реалистично воспроизвести игру света и тени. При этом изображения какие-то «мультяшные». И манера росписи, и форма напомнили болгарскую фракийскую гробницу https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post426588067 . Но там мы осматривали царскую гробницу, а тут ранг пониже – фамильный склеп.
Есть в музее реконструкция средневекового крестьянского жилища.
Подлинные предметы быта: жернова, посуда, печь,
лежанка, застеленная шкурами и домоткаными коврами…
Наверное, здесь рассказывают школьникам об устройстве деревенского быта. А мне подумалось, как недалеко продвинулся прогресс в сельском укладе жизни, если эта реконструкция почти ничем не отличается от элементов жилища каменного века, с которой начинается экспозиция музея.
Часть экспонатов находится за пределами здания. У входа – декоративные элементы древних зданий,
а дальше – экспозиция саркофагов.
При внешней похожести, каждый отличается не только размерами, но и рисунками.
По ним можно догадаться, кому предназначался этот саркофаг.
И на них очень интересные надписи.
Они и на греческом, и на латыни.
А на этом простеньком надгробии удивительная надпись. Она сделана от лица погребенной женщины:
«Перинтос, мой муж, воздвиг этот алтарь и стелу. И если ты хочешь знать, прохожий, кто я и откуда родом, слушай. Когда мне было 13 лет, достойный молодой человек полюбил меня. Я вышла за него замуж и родила троих детей. Родами последнего я умерла.
Я оставила свет солнца, когда мне было тридцать. Я, Цецилия Артемисия, лежу здесь. Для меня дом и муж - Перинтос. Имена моих сыновей - Прискус и Иеронис; что касается Теодоры, она была ребенком, когда я умерла.
Мой муж, Перинтос, живёт и зовёт меня слабым голосом. Кроме того, меня оплакивает мой отец, потому что я закончила свой путь здесь. У меня также есть мать Флавия Феодора. Здесь также лежит отец моего мужа, Цецилий Приск. Я вошла в эту семью, но вот я умерла.
Приветствую вас, кем бы вы ни были, вы, которые проходят мимо наших могил!»
Есть над чем подумать после посещения музея. Особенно когда сравниваешь нетленные древние экспонаты и разрушающуюся современность. Что от нас останется потомкам?