- Поедете в Красное?
- А что там?
- Музей.
- А почему бы и нет. Всё на месте не сидеть…
Вот с такой мотивацией отправились мы в село Красное-на-Волге. Ничего о нём не знали. Думали, поглядим на пыльный маленький сельский музей при школе или доме культуры. Поэтому то, что мы увидели там, изумило, ошеломило, потрясло. Но обо всём по порядку.
Красное-на-Волге – посёлок в Костромской области, райцентр. В нём около восьми тысяч жителей. Но село это имеет богатую историю. Оно гораздо старше первого документального упоминания о нём. Археологические изыскания и исследования культурного слоя говорят о том, что люди жили здесь ещё до Х века. Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать.
Название села связывают с событиями прошлого: по преданию, здесь произошла битва с врагами, в которой пролилось столько крови, что Волга текла кровавая и земля стала красной. Согласно другой версии, места здесь были "красны", "красивы". По третьей версии, посёлок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.
Красное-на-Волге всегда было большим и зажиточным. Первое упоминание о нём в документах относится к 1569 году, когда оно принадлежало Годуновым. В 1592 году в селе появился Храм Богоявления, построенный Дмитрием Ивановичем Годуновым по благословению первого российского патриарха Иова. В начале XVII века к Богоявленской церкви были пристроены два придела, а в конце того же столетия возведена колокольня. Храм стоит до сих пор и является уникальным памятником шатровой каменной архитектуры XVI века.

Из более поздних документов известно, что Красное было взято в опричнину, а потом Екатерина II в 1762 году на основании указа Сената передала село своей фрейлине: «… бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами». В дальнейшем село снова перешло в казну, а в начале XIX века Красное с окрестными деревнями было подарено отцу поэта Петра Андреевича Вяземского за заслуги перед Отечеством. В августе 1827 года случился страшный пожар, выгорело всё село, в том числе и усадьба Вяземских. Пётр Андреевич выдал всем пострадавшим от пожара большое денежное пособие, благодаря которому село возродилось вновь. Однако усадьбу свою поэт восстанавливать не стал.
В 1864 году рядом с Богоявленской церковью был возведён Петропавловский храм.

Вместе они составили прекрасный ансамбль в центре села. Его обнесли оградой, перед ней установили памятник императору Александру II.

Теперь всё это можно увидеть только на старых фотографиях. Летом 1919 года в Красном вспыхнуло восстание. Карательный отряд Ярославской ГубЧК под командованием Френкеля жестоко расправился с местными жителями: было расстреляно без разбору около 400 человек. Среди жертв – священнослужители местных церквей. Петропавловская церковь и памятник царю были взорваны, Богоявленский храм приспособлен под складское помещение, даже старое кладбище разорено.
В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы, и храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. А в 1990 году храм вернули РПЦ. Это самая главная архитектурная достопримечательность поселка.
Сегодня село Красное встречает нас красными маками,

внимательными взглядами местной «братвы»,

и осторожным обнюхиванием.

Да ещё как-то подозрительно из-за ёлок подсматривает Владимир Ильич.

В центре села живописный зелёный пруд.

В нём местные мальчишки ловят рыбу.

Что ловят?

Вот таких рыбок. И клёв хороший.
А потом село раскрывается перед нами с другой стороны. В здании за спиной мальчика раньше располагалась пробирная палата - организация, осуществляющая клеймение ювелирной продукции и государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам.

Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг. Сейчас она занимает это здание.
И то, что крупнейшая пробирная палата расположена в этом селе, – отнюдь не случайность. Красное – лидер России по количеству ювелиров. На территории городского поселения расположено 10 крупных предприятий (заводы «Диамант», «Красносельское ювелирное производство», «Яшма», «Платина», «Аквамарин», «Росса», «Бижеръ», «Серебро России», «Золотые узоры», «РОСТ»), средних – 5, малых -8, зарегистрировано 98 индивидуальных предпринимателей. Есть в Красном-на-Волге и Красносельское училище художественной обработки металлов.
Как случилось, что обычное волжское село стало центром ювелирного дела? Драгоценные металлы или камни здесь не добывают, все сырьё привозное. Возможно, связано это с тем, что земля в этих местах неплодородная, климат нетёплый. Чтобы прокормить семью, нужно было искать другой, не сельскохозяйственный заработок. Археологические изыскания позволяют говорить о том, что в Х веке здесь уже плавили медь и серебро, изготавливали украшения.
Об этом мы узнаём в музее ювелирного и народно-прикладного искусства.

История местного крестьянского быта открывает выставку. Наряду с традиционными вещами, которые можно увидеть в краеведческих музеях всей страны (прялки, утюги, полотенца,

бочки, упряжь),

каждая семья Красного имела и нечто особенное, чего в других местах не увидишь. Вот такое устройство, например.

Это волочильный станок. Использовался он для изготовления проволоки. Работали на нём примерно так:

Этот станок тоже использовался для протяжки проволоки.

А такое приспособление - для изготовления штампованных ювелирных изделий.

Есть в музее и набор ручных инструментов, с помощью которых производили ювелирные украшения.

Домашнюю утварь, мелкие металлические предметы, а также различные украшения изготавливали прямо в домах, где жили. Старые фотографии сохранили повседневный труд ювелиров Красного: семья за работой.

Из века в век от отца к сыну передавались традиции и секреты работы с металлом.

Кто-то занимался самостоятельно ювелирным делом, кто-то нанимался в подмастерья. В середине XIX века в поселке Красном и его окрестностях ювелирным производством занимались 2000 кустарей. Появились и скупщики, и крупные мастерские. В селе перерабатывалось около 2, 5 тысяч пудов серебра в год, что для того времени было весьма масштабным.
К концу XIX века продукция красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на небогатых покупателей — недорогие медные и серебряные украшения, крестики, штампованные образки, мелкая серебряная посуда.

С приходом Советской власти в 1919 году было решено создать артель для производства различных ювелирных изделий для нужд страны. Но немногие сельчане обрадовались такому обороту дела. Занимаясь ювелирным делом, народ жил богато и не желал расставаться со своим добром. Артель была создана в апреле месяце, а в июле того же года село взбунтовалось, не желая принимать порядки новой власти. В истории эти события остались как "Красносельский мятеж".
Но восстание подавили, а производственное объединение " Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий" (более известное её название "Красный кустарь") начала работать. В 30-е годы артель стала промколхозом. Местные жители, помимо своего основного ювелирного производства, занимались сельским хозяйством. А в годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, а само предприятие стало выпускать металлические изделия для нужд фронта.
В конце 50-х годов артель была переименована в "Красносельский ювелир". А в 1960 году организована "Красносельская ювелирная фабрика", куда влились другие артели ( "Металлист", " Красный ювелир" и "Промкомбинат"). В 1973 году фабрика получила название "Красносельская ювелирная фабрика", которая впоследствии стала головным предприятием производственного объединения "Ювелирпром".
С восьмидесятых годов ХХ века ювелиры России получили возможность официально работать с драгоценными металлами. В Красном открылось множество частных ювелирных мастерских, выпускающих разнообразную продукцию из золота и серебра.
Вся история Красного-на-Волге нашла отражение в экспозициях музея. Так же, как и развитие разных видов обработки металлов.
Один из древнейших видов – чеканка.

С помощью таких инструментов – чеканов – изготовлялись оклады для икон, а иногда и сами иконы.

Наряду с чеканкой использовались литье и штамповка.

Иногда в одном изделии использовали разные техники обработки металла. Особенно хорошо это заметно на переплётах книг.

Настоящие произведения искусства!

Кроме культовых атрибутов, с древних времен изготовляли из серебра посуду (братины, чарки, солонки) и инструменты, декоративные фигурки и ювелирные украшения.

Использовали для декорирования эмаль,

а иногда и камни.


Литые фигурки меня просто заворожили.



Но широкую славу красносельским мастерам принесла скань, проволочные кружева.

Слово «скань» восходит к древнерусскому глаголу «съкати» - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Наряду с этим словом используется и «филигрань» (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно»). Обозначают они одно — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра, платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Потом либо скручивают (в виде верёвочки, шнурка, косички, ёлочки, дорожки, глади и т. д.), либо оставляют гладкой, прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях - «вальцах».

Детали выгибаются (согласно эскизу) крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, змейки, огурчики, зубчики... Гладкую и кручёную проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нём паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.


Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики, создающие игру светотени) и камнями, хрусталём, перламутром.

Когда смотришь на эти вазочки, солонки, шкатулки, портсигары, подстаканники, миниатюрные скульптуры, понимаешь, сколько труда и любви вложено в каждое изделие.

Мы восхищались каждым.






Изделия, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни, очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) серебрят или золотят. Выглядит потрясающе.







Вот этот чайный столик легко может уместиться на ладони. А чашечки-ложечки вообще малюсенькие.

Возможно, для этой семьи он будет в самый раз.


Но, наверное, как и для многих, для меня слово «ювелир» связано в первую очередь с женскими украшениями. В музее их множество. И все разные. Невольно замечтаешься, как это будет выглядеть на тебе.





Каждый ювелир – художник. Перед тем как создать вещь, мастер рисует ее, прорабатывает все детали на бумаге. Поэтому не удивительно, что часть экспозиции музея занимает живопись красносельских художников.
Так выглядит «Пятидесятый псалом».

А так путь к вершинам мудрости.

У каждого предприятия в Красном-на-Волге есть свой магазин. В один из них мы отправляемся после экскурсии.

Он не самый большой, есть и побольше. Но мне и одного магазинчика было много. Потому как в таких ювелирных магазинах я еще не бывала. Если представить обычный супермаркет («Магнит» или «Пятёрочку»), все прилавки, витрины, холодильники которого заставлены образцами (неповторяющимися) ювелирных изделий из золота, серебра и платины, то это будет похоже на то место, где мы оказались.
Голова закружилась от драгоценного блеска. Сюда надо приходить, четко представляя, что ты хочешь приобрести. Я не знала. Вообще не была готова к тому, что окажусь в таком месте. Поэтому металась по магазину, прикидывая, что можно купить себе и в подарок родным, да ещё и не переплатить. До тех пор, пока не увидела ионизаторы.

Это серебряное изделие на цепочке, которое опускаешь в стакан с водой на некоторое время, и ионы серебра проникают в воду. Вода становится полезной для человека. Кроме того, серебро убивает бактерии. По крайней мере, так говорил продавец-консультант. Мне показалось это хорошим выбором для подарка. На каждый ионизатор давался сертификат. В общем, мы приобрели для себя и в подарок такое изделие (время показало, что это был не самый лучший выбор).

Пока ожидали нашу группу, побродили ещё по посёлку. Вглядываясь в лица прохожих, подумалось: вот они какие, ювелиры. Ничем от нас не отличаются. Ходят в магазины, возделывают огородики, гуляют по этим улицам. Это совсем не похоже на «ортодоксальный» образ ювелира, созданного в нашем киноискусстве.
Вот такое интересное место есть в Костромской области. Теперь я точно знаю, куда надо ехать, если захочется приобрести что-нибудь потрясающее.
