• Авторизация


Россия: Кенозерский национальный парк (часть 2) 14-04-2018 01:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Покинув приют на берегу озера, мы отправляемся в деревню Вершинино – центр Кенозерского сельского совета и Плесецкого сектора парка. Нас встречает зелёный экологический флаг.

1652032_ko1 (525x700, 71Kb)

Деревня раскинулась на узком песчаном наволоке Кенозера у подножия моренной гряды. На склоне высокого холма – Никольская часовня, символ Вершинина.

1652032_ko2 (700x469, 99Kb)

Время её постройки точно не установлено. Известно только то, что в 1913 году вместо крыльца к паперти пристроили колокольню и вход сделали с северной стороны. А в церковных документах часовня (эта или её предшественница) упоминалась ещё до 1846 года. Значит, такая красота царит над Вершинином уже не одно столетие…

1652032_ko3 (525x700, 230Kb)

Небольшая часовня (12×6 м)прекрасно найденной формы поражает ещё и тем, что стоит не на вершине холма, а на склоне. Это меняет восприятие пространства.

Она, к сожалению, закрыта. В ожидании водной экскурсии мы бродим по улицам Вершинина.

1652032_ko4 (700x465, 130Kb)

Приветливо глядят на прохожих яркие резные наличники.

1652032_ko5 (700x525, 316Kb)

И узоры все разные.

1652032_ko6 (700x525, 314Kb)

А воздух пропитан ароматом сирени.

1652032_ko7 (700x525, 304Kb)

Её так много!

1652032_ko8 (700x525, 258Kb)

Нас приглашают на катер. Идти приходится по песку, потому что пристани никакой нет.

1652032_ko9 (700x525, 326Kb)

Катер «Заря» тем и хорош, что при малой осадке способен «выползать» своим носом на любой пологий берег, высаживая пассажиров.

1652032_ko10 (700x525, 282Kb)

А рядом с ним в прозрачной воде резвятся мальки.

1652032_ko11 (700x525, 368Kb)

Занимаем места, лучшие – у окна.

1652032_ko12 (700x525, 252Kb)

И в путь по заповедным местам Кенозерья.

1652032_ko13 (700x525, 321Kb)

По берегам и островам Кенозера разбросано множество деревень. Труднодоступность помогла им сохранить черты прошлого. Одним из первых поселенцев на озере, по преданию, был Момон (Мамон). Хотя, возможно, это был вовсе не основатель деревни. В памяти всплывает существо с туловищем змеи и гуманоидными торсом, двумя руками и человеческой головой, а обитает оно в бесконечных болотах… В любом случае,  Мамоновым назван остров, уже не жилой, мимо которого мы проплываем. Когда-то здесь была деревня с красивейшей часовней. Часовня сейчас в Малых Корелах.

1652032_ko14 (700x543, 304Kb)

Первая остановка – деревня Зехново (Зихнова, Зихново, Зехнова). Названа по имени Зеха (или Зиха?), предположительно основателя деревни.  Она находится в южной части Кенозера у залива Глухая лахта,в одном из самых живописных заливов Кенозера, уходящем узким плёсом в глубину лесов.Основана не позже XVI века. Это одна из наиболее крупных и древних кенозерских деревень. К середине XIX века в селении насчитывалось шестнадцать дворов. 

Деревня, стоящая над маленьким озерком, связанным протокой с основным озером, сохранила свою древнюю планировку.  Дома раньше ставили "на полуден": дожидались полудня и первый венец ориентировали по солнцу так, чтобы окна дома смотрели точно на юг.

Чуть в стороне от домов, на склоне высокого холма с еловой рощей, стоит часовня Иоанна БогословаXVIII в. с расписным «небом» (размеры в плане: 6,6 х 6,3 м, высота до конька крыши около 5 м, до крыши звонницы – 7,3 м, с крестом – 9,3 м).

1652032_ko15 (700x525, 331Kb)

В отличие от церкви, часовня не имеет престола, поэтому в ней нельзя служить литургию. Часовня предназначается для чтения «часов» - псалмов и молитв, приуроченных к определённым часам дня. Часовню может построить любой, имеющий желание и возможность; для этого не требуется разрешение епископа, как для постройки церкви. Кенозерские часовни ставились «по пожеланию местных жителей». И выполняли они не только и не столько религиозную функцию.

Само слово "часовня", происходящее от слова "час", дает возможность предположить, что постройки часовен выполняли функцию солнечных часов, компасов и даже календарей, что особенно важно для Севера с его полярными и белыми ночами, с почти постоянно хмурым небом, когда определение времени и места по солнцу и звёздам в большинстве своем невозможно.

Часовня в деревне Зехнова посвящена Иоанну Богослову, праздник отмечается 9 октября. В этот день прямая, проходящая через одну из куриц кровли и крест часовни, указывает точно на Полярную звезду, а в полночь, если смотреть на часовню с востока, на западе оказывается крест созвездия Орла (символ апостола Иоанна), четыре звезды которого образуют ромб (по этому ромбу поморы и скандинавы определяли положение скрытого за горизонтом солнца). Подробнее здесь: https://archi.ru/files/publications/articles/sob_ken.htm

1652032_ko16 (700x525, 280Kb)

Поэтому логично предположить, что место выбиралось не случайно. Как правило, часовни сменяли языческие капища, принимая на себя и часть их функций. И, возможно, поэтому официальная церковь неоднократно пыталась избавиться от часовен.  Указы Святейшего Синода 1707 и 1722 годов не только запрещали строительство новых часовен, но требовали разобрать все старые. В указе 1734 года снова был подтверждён запрет на строительство новых часовен, правда, о разборе существующих уже не говорилось. А в Кенозерье часовни продолжали строить, сохранять, реставрировать. Вот и польза удаленности от центра.

Правда, борьба за часовни 18 веком не ограничилась. Был ещё и 20 с двумя волнами – атеистической и музейной.

В условиях государственного атеизма местные жители тайно перекрывали прогнившие кровли, сберегали утварь. А потом нашлось удивительное решение.В 1982 году в часовне были проведены ремонтные и консервационные работы, осуществлённые студенческим строительным отрядом «Атеист» под руководством грамотных архитекторов.

Другая волна оказалась страшнее. В семидесятых годах наиболее интересные памятники деревянной архитектуры начали вертолётами вывозить в музей Малые Корелы под Архангельском. Для часовен это означало гибель – их отрывали от того ландшафта, в котором их создали мастера, от людей, которым они служили, от «святых» деревьев, рядом с которыми они простояли столетия; они превращались в мёртвые музейные экспонаты. Жители деревни Зихново сумели спасти от музейщиков часовню Иоанна Богослова: «Уже вертолёт прилетел, стропы спустил, а мы отбили!» Многим часовням не так повезло… Из 65 часовен Кенозерья осталась половина.

1652032_ko17 (700x525, 324Kb)

Сегодня мы видим часовню такой, много раз отремонтированной и отреставрированной. Что было изначально, что «исправлено» позднее – уже не определить. Паперть окружает бревенчатый сруб с трёх сторон, а широкая нависающая кровля надежно укрывает её от непогоды. Подклет часовни расширяется кверху, придавая ей сходство с ромбом или кораблём… Восьмигранная звонница сделана так, что не закрывает собой главку с крестом. Говорят, что раньше главка крепилась на трогательно тонкой шейке, сейчас её сменил более массивный барабан…

Заметна лёгкая асимметрия в расположении и размерах деталей: разная ширина паперти, её стойки расставлены на разных расстояниях, входные двери и крыльцо не по центру. Так и задумано или…

Мы оккупировали крыльцо в ожидании смотрительницы часовни, которая откроет нам её для осмотра.

1652032_ko18 (700x524, 268Kb)

А я любуюсь деревьями священной рощи рядом с часовней. Несколько старых разлапистых «заветных» елей. Раньше под их сенью Богом принимались заветы, то есть просьбы (обычно об исцелении).

1652032_ko19 (700x466, 141Kb)

Год шишечный. Поэтому на елях шишек очень много. И они красные!

1652032_ko20 (700x525, 397Kb)

Наконец нам открывают часовню. Мы входим в молитвенное помещение с каким-то очень ярким, разнородным и очень уж новым иконостасом.

1652032_ko21 (632x405, 129Kb)

И я впервые вижу настоящее кенозерское «небо», самое древнее из всех на Кенозере – вторая половина 18 века.

1652032_ko22 (700x525, 289Kb)

Расписное «небо», каркасное деревянное перекрытие потолка, символизирует небесную сферу со звездами, Солнцем, Луной и царствием Бога. Каркас конструкции «неба» напоминает солнце с расходящимися лучами. Вокруг центрального медальона с изображением Вседержителя — круг, составленный из двенадцати чередующихся шестикрылых серафимов и херувимов, охраняющих Спасителя. Для создания образа «пламенеющего» кольца использована яркая раскраска крыльев красным и синим цветом.
 

Далее «небо» состоит из двенадцати радиальных граней с изображением евангелистов (на четырех гранях, направленных к углам), композиции «Распятие» (на восточной грани) и семи архангелов: архистратига Михаила, Гавриила (благовестник Божий), Рафаила (врач Божий), Уриила (огонь и свет Божий), Селафиила (молитвенник Божий), Иегудиила (хвала Божия), Варахиила (благословение Божие). Считается, что порядок расположения граней в часовне, скорее всего, был нарушен во время одного из ремонтов часовни, в результате чего движение святых на «небе» направлено к западной стене, а не к восточной, как положено. А может, так и было задумано.

1652032_ko23 (700x525, 281Kb)

Росписи (левкас, темпера, позолота) сделаны в иконописной технике. Фон и облака многократно подновлялись, но одежды и лики святых сохранились почти нетронутыми.

Расписное «небо» очень низкое, до него можно дотянуться рукой, разглядеть детали, прочесть слова… Но вот целиком сфотографировать мне не удается…

А потом я поднимаюсь на звонницу.

1652032_ko24 (525x700, 286Kb)

Очень близко вижу главку, обитую городчатым лемехом. Кое-где уже обжился мох.

1652032_ko25 (700x525, 227Kb)

А с другой стороны – панорама маленькой деревни Зихнова. В ней официально числится всего 12 жителей. Летом поболее – приезжают  дачники.

И столько красоты, что насмотреться невозможно.

1652032_ko26 (700x525, 320Kb)

Пора дальше. Нам обещают показать ещё кое-что интересное.

1652032_ko27 (700x525, 331Kb)

Идём мимо огородов, журавлей-колодцев, вольготно гуляющих овечек.

1652032_ko28 (700x525, 397Kb)

Любуемся холмами.

1652032_ko29 (700x525, 351Kb)

Оказывается, мы идём к священной сосне (священными почитались и отдельно стоящие деревья). В Кенозерье отмечен обычай сажать деревья у дорог по случаю рождения ребёнка: если родится мальчик, сажали ель, и иву – если девочка. Место выбирали нахоженное, где люди больше ходили, чтобы ребёнок здоровел. Особым почитанием пользовались деревья «с проёмом», «воротцами» – большим дуплом, куда путники складывали свои приношения, монетку например. Дерево с дуплом, «куда человеку можно зайти», называли «дуб» (дубом могла быть и сосна). Сквозь такие «дубы» пронимали детей от грыжи, щетинки и прочих младенческих болезней, сопровождали эти манипуляции чтением заговора.

Иногда священным становилось дерево, за которым замечали какие-то чудеса: ворон в его ветвях к непогоде каркает, звериная тропа его кругом обегает, растёт оно быстрее других…

1652032_ko30 (700x525, 379Kb)

Громадная древняя сосна в деревне Зехново стоит на «росстани» - у просёлочной дороги. Диаметр ствола 110 см, высота 22,4 м, ей 200 лет! Священной сосне приписывают целебные свойства: если прислониться к ней, все хвори уйдут.

1652032_ko31 (700x525, 391Kb)

Отчего ж не поприжиматься? Являясь живым организмом, деревья имеют свою энергетику, которую люди, безусловно, чувствуют. Потому с древних времён и наделяли деревья духовными и целительными свойствами.

1652032_ko32 (700x525, 408Kb)

Да и как не поклоняться такой мощи? Прямо благоговейный восторг охватывает.

Непременным спутником священного дерева является родник или ручей, которому также приписываются священные целебные свойства. Отголоски обращения к воде за исцелением есть в сказке «Правда и кривда», записанной А.Н. Афанасьевым. Текст повествует об ослепшем праведнике, который прозрел, омыв лицо и глаза в ручье священной рощи. Сказка про сестрицу Алёнушку, записанная на Кенозерье, продолжает этот смысловой ряд («Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой ключевой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё краше, чем была...»).

Как правило, вода в таких водоёмах чистая, питьевая. В ручье или реке, протекающей через священную рощу, можно и нужно купаться. Но ловить рыбу нельзя. Да и кипятить такую воду не рекомендуют.

1652032_ko33 (700x525, 377Kb)

Поразил берестяной ковшик, оставленный на берегу ручья.

1652032_ko34 (700x525, 374Kb)

Протекает чуть-чуть, но напиться из него было приятно.

Нам пора возвращаться на катер. Делаю это с сожалением, очень уж места тут красивые.

Следующая остановка – на берегу самого большого на Кенозере острова Медвежий (250 га). Мы утыкаемся в песчаный пляж на берегу залива, окаймленного соснами. Нам предстоит продолжить знакомство со священными рощами.

Когда-то на острове были поля. Их границы обозначали валунными грядами. А вдоль камней поляки высадили кусты можжевельника.

1652032_ko35 (700x525, 418Kb)

Со временем камни вросли в землю и стали почти незаметны, а вот кусты можжевельника выросли до невероятных для Севера размеров. Почти кипарисы.

 1652032_ko36 (525x700, 360Kb)

Идем по ровной можжевеловой аллее и удивляемся.

1652032_ko37 (700x525, 297Kb)

Никто толком объяснить не может, зачем надо было камнем обкладывать поля, зачем сажать эту можжевеловую аллею. Почему это должны были сделать именно поляки, и откуда они вообще здесь взялись… Лет через сто придумают, конечно. Пока же я наслаждаюсь тем, что это красиво. И можжевеловый дух.

1652032_ko38 (700x466, 107Kb)

А затем мы идём в святую рощу (а их в парке больше 40). Обычно рощи небольшие, но их сразу заметить можно. Деревья стоят особняком. Вокруг могут быть поля или вырубки, более молодой лес. По традиции, деревья в святых местах не рубили, сучья не ломали, нельзя было заготавливать бересту и вести любую хозяйственную деятельность. Упавшие деревья убирались, но не использовались в хозяйственных целях, а складывались на территории рощи. Говорят, известен только один случай вырубки священной рощи за всё время. По слухам, лесорубам и их семьям это счастья и здоровья не прибавило.

Эта святая роща большая и древняя.

1652032_ko39 (525x700, 395Kb)

Деревья умирают здесь естественной смертью, если можно так сказать. Что удивительно, ведь рядом деревня. С деревянными постройками и печным отоплением.

1652032_ko40 (525x700, 310Kb)

Считается, что эти сухостои важны для науки: по их облику можно судить о коренных лесах, существовавших здесь в прошлом, о природных условиях, о взаимоотношениях с человеком.

1652032_ko41 (525x700, 339Kb)

Даже представить себе трудно, сколько лет на этих местах просуществовали, сменяя друг друга, священные деревья.

«Святые» рощи примиряли язычество и христианство в одной поэтической вере. Рядом с ними всегда часовня или крест.

1652032_ko42 (700x525, 322Kb)

Рядом с этой рощей – часовня священномученика Власия (1873 год). Она не столько памятник архитектуры, сколько памятник исчезнувшей деревне. Увы, Медвежий остров сейчас тоже необитаемый.

Дома ещё стоят, поля ещё выделяются в ландшафте. Только людей уже нет…

1652032_ko43 (700x525, 407Kb)

А вот деревья растут, молодые ёлочки и сосенки выпустили свежие лапки. Вот так: возникла роща задолго до людского поселения, до язычников и христиан, и пережила нашествие людей на остров…

1652032_ko44 (700x465, 290Kb)

Следующая остановка – деревня Семёново (Семёнова). Основная достопримечательность в этом месте – часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра (размеры 4,5 х 7,3 м; высота до главки 5 м). Семёновские крестьяне самовольно построили её между 1801 и 1804 годами, не спрашивая на то разрешения Олонецкого архиерея. Построили сами, как умели. Поэтому часовня представляет собой большой прямоугольный амбар, перекрытый двускатной крышей, с двумя симметричными окошками по бокам. И украсили, конечно, по-своему – крыльцо поддерживают стойки своеобразной формы с объемной резьбой и плоские балясины. Карнизы с накладными «сухариками».

1652032_ko45 (700x525, 228Kb)

Внутри часовни все очень скромно. Плоский, набранный из полуплах крашеный ппотолок расписан изображением солярной (солнечной) розетки.

1652032_ko46 (700x525, 312Kb)

Но благодаря подписи мастера («1912й года. 21го мая. К. Федоръ. Никифоровъ») мы знаем, кто и когда её ремонтировал. В 1989 году в ходе «реставрационных» работ часовню почти полностью перестроили: крыльцо с запада перенесли на север, открыли некогда обшитую паперть, перекрыли крышу, заменили оклад, установили главу и крест… Осталось ли что от первоначальной?

Главным сокровищем часовни были иконы. Крестьяне составляли трехъярусный иконостас с заворотами на северную и южную стены со времени постройки часовни. Часть икон была написана старообрядческими артелями в начале XIX века, три иконы принадлежали кисти известного онежского иконописца Максимова Павла Григорьева, запрестольные выносные иконы «Николай Угодник» и «Знамение» были созданы предположительно в XVIII веке.  Причем иконы составляли единый комплекс, сочетаясь по размеру, цвету, стилю. Видимо, писались на заказ.

1652032_ko47 (700x539, 338Kb)

По мнению искусствоведов и историков,  иконы имели высокую историко-культурную ценность, так как являлись частью последнего единого иконостасного часовенного комплекса на Русском Севере. В конце ХХ века их отреставрировали, закаталогизировали.

1652032_ko48 (700x525, 306Kb)

Но в июне 2014 года из часовни были похищены 29 икон. Пятеро последних жителей деревни остались без своих святынь… Грустно всё это…

Далее наш путь лежит в деревню Тырышкино. Название деревни связано, видимо, с первыми русскими поселенцами в крае. В заонежских погостах «тарышками» называли в XVI - XVII вв. служилых людей среднего звания и достатка, среди которых были стрельцы и холопы, крестьяне, дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня. Тырышкино в конце XIX - начале XX вв. было среднеразвитым селом (14 дворов, 209 жителей). Сейчас в ней, по последней переписи, два человека… Живы ли?

1652032_ko49_2 (700x489, 218Kb)

Мы отправляемся на осмотр достопримечательностей. Окружённая рощей часовня(6,6 х 4,8 м; высота 7,5 м.)  стоит в стороне от деревенских домов, между просёлочной дорогой и высоким берегом залива. Она посвящена Параскеве Пятнице и построена, вероятно, не позднее конца XVIII века, так как в сороковых годах XIX века в приходе уже никто не помнил времени её постройки.

1652032_ko49 (700x525, 381Kb)

Бросается в глаза «иногодность» звонницы. Она явно пристроена позже и не отреставрирована. Ещё запомнилось словечко экскурсовода «косящатые» окна. Думала, такого слова в русском языке нет. Оказывается, есть. Это окна с  косяками.

Впервые увидели, что часовни когда-то были цветными. Красноватой «черлядью» выделены подзоры, карнизы, стойки и перила ограждения звонницы. Ярко-синей краской – обрамления  окон и дверей. Фасады бело-голубые.

Здесь, в этой часовне, тоже «небо» (дерево, левкас, темпера, масло).  Оно расположено выше, до него почти 3 метра.Стены в интерьере вытесаны под него «в круглый угол».

8-гранное «небо» с изображением архангелов и евангелистов создавал мастер Стефан (Степан) Никитин Кознов (кон. XVIII века – после 1831 г.),  крестьянин князя Б.А. Лобанова-Ростовского из «деревни Сергеевой Воздвиженской вотчины Вязниковского уезда» Владимирской губернии. Кознов много лет активно работал на Русском Севере. Архангельская духовная консистория неоднократно отмечала, что «он в своем деле довольно искусен», пишет иконы «добрым мастерством по угожетству» и «лучшим искусством на масляном грунте». Кознов писал иконы «греческим письмом», что, с точки зрения официальной церкви, означало искусную и грамотную живопись, соединяющую правила академического письма с византийской иконографией.

Святые изображены на «небе» попарно. Однако есть ряд особенностей, которые отличают эту роспись. Каждому серафиму приданы индивидуальные черты лица. Архангел Селафиил и евангелист Матфей изображены на «небе» дважды (но не одинаково), видимо, для соблюдения парного числа персонажей на гранях.

1652032_ko50 (700x525, 355Kb)

Изображен на «небе» и неведомый миру архангел Стихиил.

1652032_ko51 (700x525, 275Kb)

Считается, автор имел в виду малоизвестного неканонического архангела Сихаила, который почитался в Древнем Новгороде и упоминался в берестяных грамотах как победитель двенадцати лихорадок. Однако в руках у него кадило, а с таким атрибутом архангелов не изображали.

Но считать странное изображение ошибкой автора стало традицией. Мол, неграмотный, вон как имена написал: «Егудиил», «Серафиил». А сокращает как?  «С АПО I ЕВА ЛУКА»  - не сразу и поймешь, что это означает «святой апостол и евангелист Лука». Имя евангелиста Марка написано как «Марко»…

1652032_ko52 (525x700, 287Kb)

Облака, на которых стоят святые, выглядят как массивный бесформенный постамент или языческий поклонный камень, даже поросший травой.

1652032_ko53 (700x448, 107Kb)

 Для сравнения – кенозерский Николин камень с невысыхающей лужицей (фото из Интернета).

1652032_ko54 (700x466, 213Kb)

Мне не кажется это ошибкой или показателем плохой работы автора росписи. Потому что облако под Господом Саваофом выглядит по-другому. И над головами Богородицы и Магдалины (мне одной кажется, что она беременная?) облака вполне реалистичные, кенозерские. Ещё одна интересная деталь – по сторонам креста солнце серо-коричневое и луна красная одного размера и с лицами.

1652032_ko55 (700x525, 282Kb)

Интересно, что лев, символ Марка, изображен с человеческим лицом зеленоватого оттенка, символ святого Луки – телец – больше похож на мультяшную корову. Считается, что это «черты наивного реализма».

1652032_ko56_2 (333x359, 80Kb)     1652032_ko56 (304x368, 70Kb)

Мне показалось, что «небо» в этой часовне таит в себе какой-то непростой авторский замысел. И все «ошибки» неслучайны. Вот только, боюсь, скоро «реставраторы» всё исправят.

Не повезло часовне и с иконостасом. Видимо, тоже не уберегли. Одни рамы остались.

1652032_ko57 (700x525, 288Kb)

Есть в Тырышкино ещё одна часовня. Она укрылась в лесу от посторонних глаз. Не сразу и заметишь, а и заметишь – не сразу поймешь, что это часовня Успения Пресвятой Богородицы. Построена она была где-то между 1750 и 1800 годами. Это небольшой срубик высотой примерно в десять венцов,  перекрытый двухскатной крышей.Часовня настолько мала, что ширина её торцовой части равна ширине двери.Часовни такого типа называют "крёст".

1652032_ko58 (700x467, 176Kb)

На крыше закреплен крест. Окон в часовне нет. Молились в ней как-то так (фото из Интернета)

1652032_ko59 (466x700, 84Kb)

Понятно, что такое уединённое место неспроста. Тут ничто не отвлекает от молитвы. Будь один на один с Богом. Зачем такие часовни ставили? Единого ответа нет, но есть множество предположений. Одни считают, что служили защитой от нечистой силы, другие – что ставились на месте языческих капищ с целью христианизации, третьи – что сюда уходили молиться староверы, не приемлющие троеперстия, четвертые – что здесь молились рыбаки об улове. Озеро-то вон оно, сквозь веточки просвечивает. Но все согласны в том, что часовни всегда устанавливаются на границе, отделяющей этот мир от иного, а потому охраняют и защищают.

1652032_ko60 (525x700, 401Kb)

А рядом из старого елового пня растёт берёзка. Тоже граница…

1652032_ko61 (700x525, 274Kb)

Мы возвращаемся в Вершинино. «Заря» утыкается в уже знакомый берег.

Нам предстоит ещё осмотреть экспозицию музейных фондов в бывшем рухлядном амбаре. Тут множество вещей старого крестьянского быта.

1652032_ko62 (700x525, 338Kb)

Правда, не все экспонаты в хорошем состоянии. Но представление о прежней жизни дают.

1652032_ko63 (700x263, 140Kb)

Я с интересом всё разглядываю, мне нравятся эти ковши, угольные утюги разных модификаций.

1652032_ko64 (700x283, 167Kb)

Умиляет плетёная детская колясочка.

1652032_ko65 (700x525, 357Kb)

Расписные межкомнатные двери

1652032_ko66 (525x700, 312Kb)

И даже целая комната крестьянской избы (с чудовищной тряпичной бабой).

1652032_ko67 (700x525, 299Kb)

Думаю, со временем это превратится в отличный музей.

Мы покидаем Кенозерье. На обратном пути я осмысливаю увиденное. Теперь я точно знаю, что Кенозерье сказочно красиво. И хотелось бы, чтобы у этой сказки был хороший конец. Быть может, «раскрутится» Кенозерский национальный парк, привлечёт широкий туристический поток, потекут деньги рекой, вернутся люди, оживут деревни, зазвонят колокола на звонницах часовен…

Пусть всё так и будет. Исполни мое желание, красная шишечка святой рощи!

1652032_ko68 (525x700, 302Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Россия: Кенозерский национальный парк (часть 2) | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»