• Авторизация


Болгария. Этыр - музей под открытым небом. 24-12-2017 11:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В архитектурно-этнографический комплекс «Этыр» мы заехали по пути с Шипки. Он находится около города Габрово, известного в советские времена как столица юмора.

[600x450]

Это музей под открытым небом, и нам не повезло – шёл дождь. Гид собрал деньги и купил всем одинаковые плащи. Поэтому наша группа была похожа на отряд пришельцев.

По мокрой улице вдоль канала

[600x450]

заходим в музейный комплекс. Очень интересно оформлена дверь – заходишь сквозь венок. Видимо, канун Ивана Купалы сказывается.

[600x450]

Первое, что видим, - прилавок с колбасками.

[600x450]

Запахи обалденные. Очень хотелось остановиться. Но гид предложил сделать это попозже, когда нам сообщат все необходимые сведения и дадут свободное время.

Музей создан в 1964 году, с 1971 года является памятником культуры. Идея создания живого музея под открытым небом принадлежит Лазару Донкову. Ему хотелось, чтобы музейные экспозиции давали возможность зрителю быть в непосредственном контакте с прошлым, чтобы было понятно, как это работает, что из этого получается.

В музее расположены 50 объектов. Это технические сооружения, приводимые в движение водой, дома с ремесленными мастерскими, строения общественного значения. Цель музейной экспозиции показать архитектуру, быт и хозяйственное прошлое города Габрово и Габровского региона второй половины ХVІІІ-ХІХ веков. Это время, когда в городе развивалось свыше 26 ремёсел, а изделия и товары находили свой рынок в Бухаресте, Вене, Марсилье, Анатолии.

Первым музейным экспонатом стала отреставрированная уже существовавшая на этом месте мельница, а позже построили или перенесли сюда другие объекты.

[600x450]

Вот к мельнице мы и направились в первую очередь. Мне показались интересными здесь два момента. Во-первых, возможность эту мельницу «выключить», когда необходимость в её работе отпадает. Для этого нужно просто присоединить желобок – и вода не будет крутить колесо. Второе – это крыша. Она покрыта плоскими тесаными камнями, ничем не закрепленными между собой. Держатся они собственным весом. Так покрыты почти все строения Этыра.

Мельница является только первым водяным механизмом в целой системе из 10 объектов. Все они действуют благодаря двухуровневому каналу: с верхнего уровня вода устремляется к механизмам, а в нижний стекает после "работы".

[600x450]
 

Рядом с мельницей вода вращает точильный станок.

А это – «стиральная машина».

[600x450]

Она стоит рядом с валяльнями, в которых производят шерстяные ткани - одеяла, накидки "кебе", "олюви", ковры с длинным ворсом "китеници", "халища". При обработке водой в течение 5 - 10 часов ткани смягчаются и приобретают мохнатую и пушистую поверхность. С 30-х годов ХІХ века валяльни стали использовать эти приспособления и для стирки половиков и покрывал. Стирка проводится без использования порошка или мыла, но чистит хорошо, потому что напор воды очень сильный.

[600x450]

Смотреть на это чудо можно бесконечно. Вот как здорово жить в горах! Сразу вспоминаются наши женщины, стиравшие в корытах и полоскавшие на речках…

Ещё вода вращает станки для производства галунов (или гайтанов? Мастерская называется «Гайтанджийская одая»).

[600x450]

Мы заглянули внутрь.

[600x450]

Несколько станочков очень лихо двигались, плетя шнурки. Каждая катушка движется по заданной траектории, в полу люк – можно увидеть водяной механизм. Правда, меня несколько озадачило такое ремесло. У нас как-то традиционно плетеные вручную верёвки в дело шли, а тут производство галунов!

[600x450]

Неужели их так много требуется? Для меня галун – позумент, атрибут военного парадного мундира. Как-то это далеко от повседневного использования...

Оказывается, что этими галунами или гайтанами расшивают болгарские национальные костюмы. Для образца все станки заправлены белыми нитками, но для таких, как я, сделано панно с разными видами изделий.

[600x450]

Выглядит интересно.

Ещё вода вращает токарный станок.

[600x399]

Предметы из дерева, вырезанные на токарном станке, разнообразны по форме, величине и по предназначению: гаванки (деревянные миски), крышки, деревянные тарелки, низкие обеденные столики, баклаги и т.д.
В экспозиции музея показаны два токарных станка - для выработки деревянных мисок и для выработки баклаг.

[600x450]

Запомнился потрясающий запах дерева. Очень приятный.

Нам рассказали и про водяную лесопилку. Но её в работе мы не увидели. Только на дровяник посмотрели.

[600x450]

Далее мы идём на «Улицу мастеров». Это центральная улица комплекса. Она состоит из 16 домов, каждый из которых является и образцом местной архитектуры, и мастерской, где работает какой-либо ремесленник, здесь же он и продает свои изделия. Мне показалось интересным, что, идя по улице, ты заглядываешь в окошки, которые служат и витринами.

Здесь обитает жестянщик.

[600x450]

В его окошечке выставлено много интересного, и даже карликовый самогонный аппаратик.

[600x450]

А здесь работает гончар

[600x400]

В его лавке можно приобрести и уникальные кружки:

[600x450]

Первая (крайняя слева) – для гостей, в неё только на пару глотков налить можно; вторая – для влюблённых, чтоб вместе из одной кружки пили; потом – для усатых. Ну и последняя для тёщи.

Расписные тарелки. Яркие, весёлые. Прекрасное украшение.

[600x450]

Но нам пока не велено останавливаться. Мы идём знакомиться с ещё одним производством.

[600x450]

Изготовление подсолнечного масла из семечек, его называют «шарлан». Нам подробно описывают процесс.

Сначала семечки лущили. Потом жарили. Для этого печь перегорожена по диагонали на две части.

[600x450]

Их непрерывно помешивали специальными грабельками. Когда ядрышки становились желтыми, они готовы для помола. Мололи с помощью жерновов, приводимых в движение лошадью. Один помол – 60-70 кг.

[600x450]

Затем варили в большом котле с водой, дрожжами (этот ингредиент очень удивил) и солью своеобразную кашу. Когда каша «свернётся», масло остается на поверхности. После этого кашу остужают и фильтруют через мешки из козьей шерсти, помещённые под пресс.

Готовый шарлан должен отстояться. Для этого его переливают в «кюп» - глиняный сосуд, вкопанный в землю, чтобы поддерживалась постоянная температура.

[600x450]

Таким же способом можно получать масло из кунжута, льна, мака, орехов.

Всё понятно, даже простым кажется. Мелькает мысль, не попробовать ли в домашних условиях?

[600x450]

На центральной площади музея нам рассказывали про устройство традиционного дома болгарского Возрождения. Но подобных домов мы видели в Несебре немало. Слушала невнимательно, запомнила только, что балкон называется "чардак", а «водник» - это место для вёдeр с водой.

После этого нам показали часовую башню

[450x600]

Это главный ориентир, чтобы не заблудиться и не опоздать. И дали свободное время.

[600x450]

На дожде особо не разгуляешься. Поэтому мы постояли под навесом мастера кузнеца-ножовщика.

[450x600]

Полюбовались его работой. Был соблазн чего-нибудь купить.

[600x450]

Но красивые в заоблачной ценовой категории. А обычных не хотелось.

[600x450]

Рассмотрели изделия тележно-слесарной мастерской.

[600x450]

Увидели интересные весы на крылечке.

[600x450]

Мы бы что-нибудь и взвесили, да гирек нет…

[450x600]

Побродили по красоте

[450x600]

[600x450]

[600x450]


А увидев питьевой фонтанчик, вспомнили про горячий чай и еду.

[450x600]

Но до колбасок, к сожалению, не дошли. В пекарне зависли. Или в мастерской сахарных изделий? Не знаю.

[600x450]

Взяли по калачу. Это была ошибка. Они оказались посредственными. А вот если бы не поспешили, то могли бы или в кафе посидеть

[450x600]

Или у колбасок постоять.

[600x450]

Где-то на территории еще располагались иконописная, скорняжная, шорная, ткацкая, прядильная мастерские и изготовление музыкальных инструментов.

[600x418]

Но, как мне показалось, они не работали. Время уже шло к вечеру, шёл дождь, туристов, кроме нас, не было… Или просто надо было самим стучаться и просить, чтобы всё показали. Говорят, что лучше всего музей посещать в то время, когда здесь проводятся фестивали и ярмарки. Тогда тут и концерты, и анимация, и базар...

В любом случае место интересное. Меня удивила и восхитила инженерная мысль габровцев, сумевших особенности ландшафта применить с пользой.

[450x568]

Жалею только, что погода не та была. Впрочем, она стала налаживаться, как только мы загрузились в автобус.

[600x450]

А на побережье приехали уже солнечным тёплым вечером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Болгария. Этыр - музей под открытым небом. | ЛенаЛена - Дневник ЛенаЛена | Лента друзей ЛенаЛена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»