Курортом Будва стала не так давно, уже после распада Югославии. До этого был обычный рыбацкий поселок, где жили рыбаки, моряки, мелкие ремесленники. Это фото из Интернета, Будва в начале ХХ века.
Сейчас город новый. После землетрясения в 1979 году (кстати, очень мощного, в результате которого пострадали все приморские и равнинные города Черногории, включая Котор, Ульцинь, Цетинье, Подгорицу, были человеческие жертвы)
[220x149]
отстроен почти заново. Поэтому выглядит новым, ухоженным, чистым, красивым. Застроен в основном 2-3-4- этажными домами с красными черепитчатыми крышами (считается, что это один из символов Черногории, хотя и в других балканских странах используют красную черепицу активно) и обязательными балконами. На одних балконах можно увидеть сохнущее белье, на других невероятные цветы, на третьих плакаты, возвещающие о том, что квартира сдается. А по вечерам там сидят за бокальчиком вина и сигареткой усталые жильцы, вдыхая долгожданную прохладу.
В прибрежной Черногории почти нет прямых дорог. Многие дома стоят на склонах и на разной высоте. Не случайно в черногорском языке 'приходить' звучит как 'долазити, долазим' - то есть 'o'k, долезли наконец'.
В последние годы город активно строится, появляются современные многоэтажные магазины, ближе к морю – отели, дворцы из стекла и бетона. И вместо красных крыш там смотровые и вертолетные площадки.
Нет в новой Будве множества ярких туристических объектов. Но кое-что мы все-таки увидели. В самом центре города стоит интересная скульптура. Я так и не поняла, что она обозначает, называется «Ядран» (Адриатика), видимо, какой-то смысл есть и в пластине, и в трубе.
Смотрится загадочно и величественно, будит воображение. Кстати, и прочесть о нем негде. Не входит ни в один путеводитель. В отличие от скульптуры, являющейся символом Будвы.
Ее называют и балериной, и гимнасткой, и купальщицей. Статуя девушки находится за гостиницей «Авала», на валуне, лежащем по пути на пляж «Могрен». Версии о сути этого монумента разнятся. По одной из них – это памятник девушке, чей возлюбленный умер в море после нападения акулы. По другой – сама девушка погибла при подобных обстоятельствах. Некоторые утверждают, что статуя посвящена дочери местных богатых супругов, которая отправилась купаться в море и не вернулась. Согласно официальной трактовке, скульптор Градимир Алесич возвел этот монумент, вдохновившись легендой о любви девушки из Будвы к матросу. Жених не вернулся из плавания, и невеста умерла, сохранив ему верность. До своей смерти она приходила на берег и смотрела на волны в надежде, что возлюбленный возвратится.
Девушка очень грациозна, замечательно смотрится и на фоне моря, и на фоне старого города, и на фоне неба. Попа и сиси у нее блестят ярче солнца от тысяч рук, потрогавших ее. Фотографироваться с такой стройняшкой было стыдно. Пусть уж она одна на фото.
Прогуливаясь по приморскому парку, обратили внимание на памятник Степану Митрову Любише (1824 – 1878). Это известный черногорский писатель, политик, общественный деятель. Уроженец Будвы, он, выходец из бедной семьи, в 19 лет стал юристом-самоучкой, чтобы защищать интересы бедных земляков в суде. Очень удачно это делал лет пятнадцать. Его заслуги признали в Австро-Венгрии, которой тогда принадлежал город, и назначили Любишу нотариусом в Будве даже без сдачи необходимых экзаменов.
Затем Степан Любиша стал депутатом австрийского сейма и более 15 лет отстаивал интересы Далмации. Одновременно с этим он занимался литературой. Он издавал «Сербско-Далматинский Журнал». Был автором летописи Будвы. Самобытное творчество этого писателя литературоведы ставят в один ряд с произведениями Петра II Негоша. Произведения Любиши стали литературным достоянием черногорской литературы, а отдельные его фразы и высказывания стали крылатыми. Его произведения «Черногорские и приморские повествования» (”Pripovijesti crnogorske i primorske”) и «Рассказы Вука Дойчевича» (”Prianja Vuka Dojevia”) красочно отражают патриархальную жизнь, а рассказ «Каньош Мацедонович» является одним из лучших. Но я так и не удосужилась его почитать…
[450x600]
Степан Любиша похоронен в Будве возле церкви Святой Троицы. А памятник ему, возведенный на Словенской Обале, является одной из важнейших достопримечательностей города.
В Будве других памятников нет, да они и ни к чему. В городе хорошая традиция – развешивать поминальные листы на годовщины смерти. Почему хорошая? Потому что напоминает о скоротечности жизни, о необходимости ценить каждый миг. Сейчас в прошлое ушли пышные похороны с хватающей за сердце музыкой, с шествием по улице от дома до кладбища. Люди как-то стыдливо стали хоронить своих мертвых, стараясь не тревожить соседей. И начинает казаться, что жить будешь вечно, что успеешь еще многое, и нагрешишь, и покаешься, и все это будет еще не скоро… Такие листки неплохо бы и у нас развешивать.
А вообще в Будве много интересных скульптур, украшающих город. Конечно, много львов. Леопардовый лев с поднятой правой лапой на гербе Черногории символизирует власть епископа, а также является одной из аллегорий Воскресения и самого Христа Вседержителя. Этот символ происходит от герба Венеции, которая оказала серьёзное влияние на развитие региона в Средние века. А тут львы декоративные.
Есть менее символичные скульптуры, как, например, эта, стоящая у отеля «Александр». Она была нашим ориентиром, пока мы не очень хорошо помнили дорогу. В Интернете прочла, что ее называют Пенелопой («шла бы ты домой…»). Иногда встречается название «Памятник девушке, забывшей купальник». Грудь она стыдливо прикрывает, поэтому эта часть ее тела избежала полировки.
Неподалеку от «нашей бабы» есть вот такое. Тут опять надо включать воображение, чтобы понять авторский замысел. Только мне кажется, что там есть сиськи?
Немало всевозможных лепных украшений можно увидеть, гуляя по улицам Будвы. Вот зайки, украшающие «Русский дворик»:
Вот такой ослик у кафе рядом с городским рынком.
А однажды вечером, прогуливаясь по шумной прибрежной улице, мы наткнулись на такую статую:
Я сразу заподозрила, что этот маркиз живой. Хотя стоял, блистая золотом, как изваяние. Я решила положить ему в кружку денежку, и тут он зашевелился, повернулся, поцеловал мне ручку. Тут же собралась толпа, и статуя была обеспечена работой на всю ночь. Мужчинам жал руку, женщинам целовал, с кем-то обнимался. Ну а что, неплохой бизнес.
А вот такие гастрономические фигурки менялись каждый день:
Впрочем, интересных рекламных и зазывающих поделок в городе очень много. Практически у каждого заведения можно найти повара, штурвал, тележку с рыбой… И все оригинальное, интересное, зовущее внутрь…
Есть в Будве и фонтаны. Они здесь не роскошные, огромные, с цвето-музыкальными феериями. Они крошечные, мастерски вписанные в пейзаж. Их сразу и не увидишь. Вот девушка, грустящая у озерка прямо на центральной улице.
Вот этот, например, мы заметили только вечером, когда включилась подсветка. До этого днем равнодушно проходили мимо невзрачной каменной стены:
Этот, совсем крошечный, почему-то очень нравится детям. Когда мы его увидели, толстая девочка и мальчик с синяком никак не могли поделить фонтан, толкали друг друга на кактусы. Он победил:
И потом, сколько бы раз мы мимо ни ходили, вокруг всегда толпились дети. Может, я чего-то не понимаю?
Этот фонтан – целая водная стена, украшающая городской автовокзал:
Рядом гуляют павлины. Как мы их нашли? Очень просто.
В один из дней мы решили съездить на автобусе в Ульцинь, но не рассчитали время, и у нас осталось часа полтора свободного времени. Ну мы стали бродить вокруг вокзала и открыли живой уголок. Конечно, на зоопарк не тянет, но посмотреть есть чего. Тут и кролики, и куры, и козы, впрочем, обычные для усадебных хозяйств. Но есть и красавцы, которых я до этого видела только на картинке.
Конечно, все это устроено для детей (рядом еще и игровая площадка), но и мне было интересно посмотреть. Звери выглядят чистыми, сытыми и ухоженными. Места много, они неторопливо гуляют или лежат в тенечке. Кстати, не попрошайничают.