Галерея шёлковых картин. Центр рукоделия / ХQ Nha Trang Traditional Art & Craft Gallery
В самом центре туристического района Нячанга находится галерея шёлковых картин. В один из дней мы решили её навестить. По карте это было совсем недалеко, на деле оказалось, что надо пройти километра три. Было жарко, душно, и я выслушала немало нелестного о погоде, дороге, Сусанине и прочих вещах. Но, к счастью, нам всё-таки удалось добраться до этого чудного местечка.
Вход в заведение бесплатный. Трудно определить одним словом, что это: производство (филиал фабрики ХQ), магазин или музей. А точнее сказать, это всё вместе.
Заходишь – и сразу попадаешь в мир нереальной красоты. Трудно поверить ,
что картины – это вышивки, настолько они великолепны. Полотна кажутся живыми. Из-за нитей из тончайшего шёлка, которые особенным образом отбрасывают свет, человеку, смотрящему на картину, кажется, что картина живёт: вода плавно перетекает по камням, вышитые глаза следуют за тобой. А особая подсветка придает эффект трёхмерности.
Вышивка шёлковыми нитями по шёлковому полотну традиционна для Китая, Японии и Вьетнама. Во многом этому способствовало то, что здесь в большом количестве водится тутовый шелкопряд, из соседства с которым азиатские народы научились извлекать выгоду тысячелетия назад.
Вот так выглядит взрослая бабочка, крупная, страшная, с размахом крыльев 40—60 мм. Бабочки тутового шелкопряда практически утратили способность летать. Особенно малоподвижны самки. Бабочки имеют недоразвитый ротовой аппарат и на протяжении своей жизни не питаются. Они живут только для того, чтобы спариваться и откладывать яйца, или, по-научному, грену. И они очень плодовиты. Самка откладывает в среднем от 500 до 700 яиц. Из яйца выходит гусеница (так называемый шелковичный червь), которая быстро растёт и линяет четыре раза.
Гусеница развивается в течение 26—32 дней. Продолжительность развития зависит от температуры и влажности воздуха, количества и качества пищи и т. д. Гусеница питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания этого дерева.
После того, как гусеница пройдёт четыре линьки, её тело становится толстым и слегка желтоватым.
Окукливаясь, гусеница плетёт кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шёлковой нити длиной от 300 до 1500 м в самых крупных коконах. В коконе гусеница превращается в куколку. Цвет кокона может быть различным: розоватым, зеленоватым, жёлтым и т. п. Но для нужд промышленности в настоящее время разводят исключительно породы тутового шелкопряда с белыми коконами.
Выход бабочек из коконов наступает обыкновенно на 15—18 день после окукливания. Но до этой стадии шелкопряду дожить не дают — коконы держат 2—2,5 часа при температуре около 100 °C, что убивает куколку и упрощает раскручивание кокона (не знаю насчёт Вьетнама, а в Китае и Корее жареных куколок тутового шелкопряда употребляют в пищу, безотходно работают).
Раньше этот процесс происходит так. Теперь есть специальные печи, которые не коптят коконы.
После расплетания кокона нити окрашивают. Часть из них идет на полотно.
А часть остается нитями для вышивания. В зависимости от уровня мастерства вышивальщицы, нить делится на 1/8, 1/16, 1/24, 1/32, 1/40, 1/48. 1/48 - очень тонкая, как паутина, нить, работать с которой сложнее всего, но и вышивка ею наиболее ценна.
Когда-то в древности в работе использовались шёлковые нити лишь нескольких цветов. Белые, жёлтые, коричневые (копчение при убийстве куколок). Выставленные в залах вышивки в этой гамме – самые древние.
Но со временем цветовая палитра расширилась до полутора тысяч оттенков, позволяя создавать колоритные пейзажи и натюрморты и достигать тончайших полутонов и теней. Не случайно мастерство вышивальщицы во многом зависит от того, насколько она тонко чувствует цвет, способный меняться при разном освещении. А обладание хорошим вкусом — обязательное условие этой профессии.
Вся поверхность картины вышивается шёлковыми нитями вручную. Это большой труд. Срок изготовления картины – не менее месяца.
Обычно сюжеты на картинах отображают повседневные сценки вьетнамского крестьянского быта, так как они рассчитаны на спрос со стороны туристов, желающих увезти домой «что-то вьетнамское».
Процесс создания шёлковой картины непрост. Сначала художник рисует настоящую картину в цвете.
Потом выполняет её карандашную версию.
После этого на кальке или тонкой бумаге создается контурный рисунок.
Теперь в работу вступает мастер. С помощью иглы он делает проколы в контуре, оставляя дырочки в бумаге. Затем этот рисунок с дырочками накладывается на полотно и сверху посыпается пудрой.
Еле видный след порошка на шёлке – это основа будущей вышивки. На этой фотографии видна пудра:
Готовая вышивка оценивается товарищами по цеху и руководством. И если есть дефект (кривой стежок или узелок), то вышивка распускается. Если же оценка положительная, то её осторожно разглаживают, натягивают на картон и помещают в раму под стекло.
А некоторые картины натягивают на ширмы, чтобы можно было увидеть двустороннюю вышивку или мастерство вышивальщицы. Иногда полотно необычайно тонкое; чтобы в нём не осталось дырочек, какой должна быть иголка?
Эти бабочки вышиты на абсолютно прозрачном шёлке, они как будто парят в воздухе.
Фотографировать шёлковые картины – дело неблагодарное. Разве возможно передать всё это великолепие?
Подбор работниц для фабрики XQ - серьёзное дело. Здесь работают дизайнеры и вышивальщицы самой высокой квалификации. Девочек в ученицы тщательно подбирают из достойных семей, следя, чтобы они были с хорошими данными и покладистым характером. Обучение длится не менее пяти лет, а совершенствуются девушки постоянно. Срок работы вышивальщиц максимум 10 лет, потом они выходят "на пенсию" (в кавычках, потому что никакой пенсии вьетнамцы не получают), так как сильно падает зрение. Но за это время мастерицы вышивания обеспечивают себя на последующие годы, заработок на фабрике XQ стабильно высокий.
Мы с интересом и восхищением наблюдали за работой девушки. Было как-то неудобно смотреть: человек работает, а мы тут… Но с другой стороны, если бы не хотели, чтоб тут ходили туристы, поставили бы ограждение или вообще посадили бы вышивальщиц в закрытое помещение. Скорее всего, она специально для нас показывает своё искусство. видео
https://yadi.sk/i/i1TG4qoW3E3WHj
https://yadi.sk/i/1X9M70KE3E3WGp
Меня несколько удивило: когда мы, очень тихо и благоговейно передвигаясь по залу, подошли к одной из вышивальщиц, она … читала книгу! Увидев нас, она смутилась, убрала книгу, быстренько взялась за иголку и начала работу. Однако остался какой-то осадок. Лентяйка? Или вся их работа - показуха? Всё неприятно.
Почему-то сразу пропал трепет. Через десять-двадцать лет такие девочки встанут у руля компании. Будут читать, а компьютеры будут вышивать шёлковые картины. Какая разница, кто вышивает: машина или отбывающая часы на работе девочка? Вот какую вышивку можно заказать на «Алиэкспресс» всего-то за 610 рублей!
Будут выдавать за ручную работу, точно так же, как на пляже выдают за настоящий рисунок на шёлке напечатанные принтером картиночки. Только цену вряд ли снизят, потому что вышивальщице, кроме зарплаты, платят 1% от стоимости картины.
Под каждой картиной в галерее есть ценник. Например, небольшое полотно 55х65 стоит почти 77 тысяч рублей, а большая картина - более двухсот тысяч. Маленькие картины можно приобрести и за десять тысяч рублей. (А самая большая вышитая картина, «Возвращение к истокам», выполненная по эскизам пяти художников мастером Чыонг Тхи Ким Тхань и 8 помощницами за 235 дней, размером 3,30 на 2,80 метра, хранится в Далате и считается бесценным народным достоянием).
Но в любом случае интересно познакомиться с искусством вышивания шёлком, рассмотреть чудесные картины.
Есть в галерее выставка достижений, рассказывающая об истории и успехах предприятия, выставлены подарки довольных клиентов.
Есть копии вышитых портретов (в том числе и наших соотечественников).
На втором этаже галереи какое-то странное помещение. И музеем не назвать, и на комнату отдыха не похоже. Там можно увидеть некоторые предметы старого быта.
Такое впечатление, что тут что-то переделывают. И эти прямоугольники на стенах, как будто что-то висело… Но нам никто не воспрепятствовал туда зайти, побродить и пофантазировать о том, что же это такое и какое отношение имеет к шёлковой галерее.
У галереи есть внутренний дворик, где дежурит милая девушка. Вот только покупать мы ничего не будем. Но она вела себя достойно, просто улыбалась и позировала. Пару фраз прощебетала на своём птичьем языке, но мы не поняли.
На столе лежит большой альбом. Здесь можно увидеть фотографии тех вышивок, которых нет в зале. Что-то наподобие каталога. Можно заказать любую.
Но мы хотим купаться. Южно-Китайское море заждалось. Уже уходя, отмечаем интересное оформление боковой двери галереи.
Еще одну галерею шёлковых картин мы посетим в Далате. Она просторнее, в ней больше экспонатов, есть экспозиция, посвящённая истории ремесла. Там даже есть русскоговорящие экскурсоводы. И большой магазин, где можно купить всё: любую картину, шарфик, парео, веер, зонтик… Я купила шарфик в подарок тётушке. Но не могу до сих пор отделаться от мысли, что шёлком там и не пахнет. Скорее всего, обычный синтетический платочек, только продающийся в необычном месте. С этими вьетнамцами нужно держать ухо востро.
Видео можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=ONgn-m_KhO0&t=6s