"Весь мир - театр!"(ц) Чему мы можем научиться у шоу-биза?
01-05-2007 17:58
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Тема "Чему мы можем научиться у шоу-биза?" еще не навязла у тебя в зубах,дорогой друг?
Тогда давай тихонечко пройдем в театральную мастерскую и подсмотрим за тем,ЧТО и КАК делается за кулисами из того,что мы сможем потом использовать в нашей повседневной практике ведения бизнеса...
Хочу представить твоему вниманию выдержку из блога моего сердечного друга,режиссера из Лас-Вегаса Павла Брюна.
И поверь - то,о чем пишет этот фантастически проницательный и мудрый человек,не найти ни в каком учебнике по soft skills!
Так что,дорогой управленец,внимательно читай,думай,записывай,задавайся вопросами,ищи на них ответы и просто учись!
"Передо мной - танцор. Зовут его - Фабрис Гарсиа. Я уже знаю, что он - ТАНЦОР. Более того: я знаю, что в нем есть еще что-то, помимо ремесла, что не позволило мне несколько месяцев назад поблагодарить его за участие в отборе, пожать ему руку - и позабыть о нем навсегда. Но вот вопрос: знает ли об этом НЕВЕДОМОМ - он сам? Или, что еще более важно - ХОЧЕТ ли он знать об этом?
Тишина в балетном зале. Зеркала - зашторены, дабы не отвлекать нас от священнодействия, и не напоминать моему оппоненту о его ЗОНЕ КОМФОРТА, в которой он провел большую часть своей жизни, трансформируя свое тело в то, что стало ТАНЦОРОМ, по имени Фабрис Гарсиа.
"Ты - кто? - спрашиваю его я.
"Je m'apelle Fabrice Garcia - отвечает Фабрис.
"Это - я знаю! Я, поверишь ли - еще не так стар, чтобы имен ваших не помнить! - начинаю нервировать его я.
Зрачки моего оппонента - расширяются, и я вижу, что вход в тоннель его души - начинает приоткрываться.
"Так кто ты?! - не унимаюсь я
"Я - танцор - говорит уже выходящий из состояния равновесия (ИЗ БАЛАНСА!) Фабрис.
"А зачем ты тогда ГОВОРИШЬ со мной? - продолжаю я - Так - КТО ТЫ?!
И вот тут, почуяв (именно - ПОЧУЯВ!) к чему я гну, Фабрис срывается с места и делает несколько эффектных прыжков, явно, из какой-то партии, которую он танцевал или в Grand Opera, или еще в каком-нибудь другом театре до знакомства со мной.
Остановившись после выполненных прыжков, Фабрис смотрит на меня. Зрачки его - еще шире. Он поддаётся на провокацию и вступает в диалог!
"Как тебя зовут? - продолжаю я.
"Фабрис Гарсиа! - отвечает он.
"Да? А почему ты тогда танцуешь, как Барышников?! - ошарашиваю его я, и вижу ДРАГОЦЕННУЮ МЕТАМОРФОЗУ, а именно: еще недавно застывшее в арабеске тело Фабриса - несколько обмякает, и в каждом его мускуле - я вижу отражение его ОБЕСКУРАЖЕННОЙ ДУШИ. Именно - обескураженной, лишенной привычного куража - во имя понимания и принятия происходящего. Я вижу, что передо мной начинает открываться Фабрис Гарсиа - ЧЕЛОВЕК, позволяющий мне сопережить драгоценное мгновение его НЕЗАЩИЩЕННОСТИ НИЧЕМ ПОВЕРХНОСТНЫМ, как бы прекрасно это поверхностное ни было! Расширяются уже не только зрачки Человека, стоящего передо мной, но и каждая клеточка его тела, обращая его - в губку, которую чем напитаешь - тем она и напитается! Мяч - на моей стороне корта. Диалог - начался. Теперь - нас двое, и я "в ответе за того, кого приручил"...
"Так КТО ТЫ?! - продолжаю я.
И вот, я вижу, что всё то, чему Фабрис учился всю свою жизнь - начинает отступать на задний план и молодой, красивый, опытный танцор - начинает задаваться тем же самым вопросом: "А кто я такой?", и отвечать на этот вопрос ДВИЖЕНИЕМ, идущим от ДУШИ - К ТЕЛУ, а не от хореографа - к танцору. Арабески, аттитюды, жэте, фуэте - уходят на задний план, и микроскопические, едва заметные движения глаз, перенос веса с ноги на ногу, подрагивание плеч, улыбка - всё это приобретает куда более высокую цену, чем эффектные па, которые, в конечном счёте - никуда от нас не денутся. Важнее другое: Танцор начинает превращение в Артиста.
А что происходит со мной? Да тоже - метаморфоза, и нешуточная: я узнаю того Фабриса, о котором ранее - только догадывался. Я начинаю познавать его АМПЛИТУДУ, его Альфу и Омегу, и, познавая это - мы начинаем наш путь к созданию его ХАРАКТЕРА, так нужного для нашего спектаклся, ХАРАКТЕРА, который в последующие несколько лет будет делить с Фабрисом лучшие часы каждого его дня - Часы Спектакля, ХАРАКТЕРА уникального, который никем и никогда не сможет быть скопирован, потому, что Фабрис и я уже вступили в ту стадию взаимоотношений, которую можно назвать СО-ТВОРЧЕСТВОМ. Я не обваливаю на него ничего, ему не свойственного, и он - платит мне доверием, принимая неведомую ему доселе реальность, ФАНТАСТИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, которую мы иногда, для удобства называем ТЕАТРОМ."
(из постинга "Назад,в Студию" от 15.04.07)
Фантастически яркий кейс!
И вовсе не о взаимоотношениях Режиссер - Актер!
А о том( переводя в бизнес-плоскость),что главная задача менеджера - это развитие его подчиненных!
Понимаем ли мы это?
Уделяем ли этому достаточно времени и внимания?
И дело даже не в том,что критериями собственной состоятельности менеджера должны стать вопросы:"Стали ли ваши сотрудники уверенней в себе,поработав с вами?","Стали ли они умнее?", "Стали ли они быстрее?" и "Стали ли они больше зарабатывать,поработав с вами?".
Нет!
Эти вопросы не то,чтобы очевидны,но они ВТОРИЧНЫ!
А вопрос:"Стали ли Ваши люди лучше понимать СЕБЯ,поработав с вами?" - ПЕРВИЧЕН!
Ибо без понимания себя,своих желаний,своих сильных и слабых сторон,человек не может развиваться!
Ибо без понимания себя,своих желаний,своей самоидентификации невозможна мотивация!
Потому что нет и не может быть ВНЕШНЕЙ мотивации,есть только САМОмотивация!
И в представленном кейсе Режиссер заставляет Актера совершать путь к себе,познавая себя и проявляя собственное "Я"...
Вы знаете таких менджеров,которые делают это со своими сотрудниками?
Ах,вы не режиссер,а ваши сотрудники получают зарплату за то,что делают?!
А разве Актер не получает?
Но Режиссер знает,что своей цели он добьется лишь тогда,когда Актер поймет,почувствует свою идентичность.
А без этого кураж Актера невозможен!
Почему же менеджер,создавая команду,не работает с ее членами так ГЛУБОКО?
Почему руководитель не задается вопросом :"А кем же являются мои подчиненные?"
Знают ли они себя?
Понимают ли?
А если руководитель таких вопросов не задает,то что ему мешает?
Разве это не вопросы на каждый день?
Ах,у вас есть менеджер по персоналу!
А вот Режиссер обходится без посредника при работе со своими АКТИВАМИ!
Но что интересно,Режиссеру и этого мало!
Он обозначил наличие обратной связи - полный (в результате работы Режиссера!) самосознания Актер дает Режиссеру НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ для решения его задач!
Понимаем ли мы,что развитие наших подчиненных создает новые возможности и для них,и для нас?!
Задумайтесь над этим и используйте это в своей повседневной практике!
А что для повседневной практики мы можем взять еще?
К режиссерскому подходу можете добавить джазовый!
В одном из интервью Павел Брюн (в прошлом джазовый музыкант,игравший в легендарной группе "Арсенал" Алексея Козлова) говорит о такой важной вещи,как делегирование полномочий,вот как.
"Когда я имею дело с артистами,то всегда использую менталитет джаза.Я не должен им писать прямое указание КАК играть,пока я знаю,что они МОГУТ играть!Я задаю им лишь направление - двигаться из пункта А в пункт Б.Ритм,который они используют,они выбирают по своему усмотрению.Они только знают,что они должны пройти отсюда туда,а КАК - это уже зависит от их творческого потенциала!"
Часто ли вы,дорогие менеджеры,оставляете свои подчиненным достаточно "воздуха" и возможности сделать что-то по-своему, проявив свои творческие способности?
Часто ли оставляеете право на ошибку?
А право выбрать подходящий ритм?
Кстати,об ошибках и эксперименте!
Вот что говорит об этом Артистический Директор двух самых крупнейших шоу в Лас-Вегасе,в которых задействованы сотни артистов, Павел Брюн: "Начиная оценивать ситуацию со случившимися в ходе циркового спектакля непредвиденными изменениями,я рассматриваю четыре сценария.
Первый : действительно ли это ошибка?В этом случае,я должен простить виновного!
Второй : а не последствия ли это набравшей силу негативной тенденции?В этом случае мы должны работать над этим,чтобы недопустить повторения ситуации!
Третий сценарий:не попытка ли это досадить кому-нибудь?Это непростительно - в таком случае виновный должен быть наказан!
И последний возможный сценарий :а не попытка ли это создать что-то новое?И я должен это что-то позволить делать!Если артист приходит ко мне и говорит:"У меня есть идея!",то я не могу ему сказать:"Не делай этого!"!Почему?Да потому что он больше никогда не предложит чего-либо нового!Поэтому я,прикусив свой язык,говорю:"Отлично!Иди и сделай это!А после представления мы с тобой разберем как всё прошло!".После спектакля мы встречаемся и вместе анализируем то,что случилось и почему.Это и есть процесс обучения действием,который я так люблю!"
А сколько сценарных планов относительно права вашего подчиненного на эксперимент или ошибку у вас,дорогие управленцы?
Понимаете ли вы,что ваши сотрудники могут научиться чему-либо лишь пробуя,пытаясь собственноручно найти возможное решение?
Не парализует ли страх наказания их инициативу и волю?
А что Павел Брюн думает о том,что можно позаимствовать бизнесу у шоу-биза?
"Я думаю,что время диктаторства в бизнесе прошло.Сейчас время,когда бизнесу стоит всячески поощрять творческое мышление и творческое отношение к делу своих сотрудников.Я же пытаюсь создать среду,где артисты будут считать,что всё происходящее на сцене исходит именно от них..."
А какую среду в своей компании создаете вы?
Поощряете ли вы творческое мышление у своих сотрудников?
Поддерживаете ли у них творческое отношение к делу?
И разве не повод,изучив best practise режиссера Cirque du Soleil Павла Брюна,что-то менять в себе?
В отношениях со своими сотрудниками..
Прямо сегодня...
Сейчас!
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote