СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Самые значительные произведения русской литературы XIX века отли-чаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда относятся "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямо-) го объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важней-шая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявля-ется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа "Отцы и дети".
Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают "Отцы и дети". Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. "Война и мир", "Преступление и наказание" как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. "Отцы и дети" заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с "Волками и овцами" А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюс-трацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе "Евге-ния Онегина":Увы! на жизненных браздах/Мгновенной жатвой поколенья,/По тайной воле провиденья, /Восходят, зреют и падут;/Другие им вослед идут...
Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются "вечные" темы. Современно-бытовое и вечное сталкива-ются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о "вечном примирении и о жизни бесконечной...". Необхо-димо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему "отцов и детей" критик пытался решить практически, исследуя, "как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...". Для Писарева Тургенев - "один из лучших людей прошлого поколения". Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его "мнения и суждения", "выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей". Писарев увидел "выведенные явления жизни" как очень близкие для себя, такие близкие, "что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа". Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа:
"теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум;эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". Поэтому критик мог написать такие слова:"Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситни-кову?" Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию "Отцов и детей".На сюжетном уровне название "Отцы и дети" задает тему взаи моотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой об щественной силы - разночинной интеллигенции. Дворянское со словие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенез запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и "третьим" сословием, активно выступавшим на исто рическую арену. Главные представители названных общественны? сил в романе - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Де мократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает "его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал". А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику". Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: "Прикажите только чемоданиш-ко мой туда стащить да вот эту одежонку". "Одежонка" Базарова - "длинный балахон с кистями". Не случайно в то же "мгновение" появляется Павел Петрович, "одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки". Задумаемся о том, как можно осмыслить противопос-тавление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его "нигилизм", а за изысканностью Кирсанова - его "принсипы". Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие - только знак отличия внутренне-го. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петрови-ча. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это "заложено" в понятие "отцов и детей", которое, примени-тельно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению "отцов" (либеральных дворян) и "детей" (демократов). Политический конфликт - может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется "детская" черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. "Отцы" в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее "детей", пока последние, в свою очередь, не стали отцами. "Отцы" не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка "отставляет" таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что "песенка наша спета". Однако "дети", вытесняя "отцов", сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: "...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет..." Проблема "отцов и детей" получает в романе Тургенева философское обобщение.
Что представляет название романа в плане словесном? Выражение "от-цы" и "дети" в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персона-жей. Однако название романа метафорично. Под "отцами" можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - "дети". Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: "Старые и новые". Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема "отцов" и "детей" буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, "получившего, как некогда он сам, звание кандидата", и как сын "боевого генерала 1812 года". Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что "вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям". "Вот теперь настала наша очередь..." - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: "Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, <...> и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я..." Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. "Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и, <...> мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость".
В романе Тургенева звучит мотив перемен. "Преобразования необходимы..." - думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. "Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты", - восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и "ферма" уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то "новое" у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они? Как грустно мне твое явленье,/Весна! Весна!/Или с природой оживленной /Сближаем думою смущенной /Мы увяданье наших лет, /Которым возрожденья нет?
Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.
Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.
На страницах романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия -- 1853--1861 годы -- сложный для России период. Закончилась "позорная" для России война с Турцией. Конец 50 -- начало 60-х годов XIX века -- время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе -- либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович -- подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей. Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит.
Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович -- выходец из старого аристократического общества. Несмотря на "энглизированность", явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: "Я эфтим хочу доказать, милостивый государь..." Базаров же гордится своим простым происхождением: "Мой дед землю пахал..." Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: "Каждый человек должен сам себя воспитывать". Базаров -- талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками). Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. "С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен -- он не мог не нравиться". А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами".
При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как "архаическое явление". Павел Петрович с первых минут почувствовал "тайное раздражение" к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: "Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас". Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: "Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Га-линьяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции". Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему. Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он "всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его -- его, Павла Кирсанова". Павел Петрович признается брату, что считает Базарова "шарлатаном", он желает проучить "самоуверенного выскочку". Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому "отрицанию". По своему мировоззрению Базаров -- нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней -- работник". Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, "Рафаэль -- дурак", а "Пушкин гроша ломаного не стоит". Но его высшая цель -- служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, -- чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества. В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: "Сперва нужно место расчистить, а строить -- будут другие". Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, -- тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом -- опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова.
Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: "Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения". В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что "русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке". И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и "обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших". Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскры-ается в их отношении к женщине. Евгений держится с Один-довой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувст-ами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть "с ума не эшел". Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь -- физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: "На других баб не похожа". Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он "старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела". Но все же "старая гвардия" все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное "влечение, род недуга". Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах. Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от "лекаришки". Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к "искусству Базарова".
По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий -- наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь.
Жизнь Евгения -- яркая, как вспышка молнии, его смерть -- подвиг.
Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь -- это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем. Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло.
В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий -- его друг и товарищ -- должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий -- продолжатель традиций своего отца -- Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников -- карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. "Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов". Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в "Отцах и детях" Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила -- разночинная интеллигенция.
Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Д. И. Писарев
Иван Сергеевич Тургенев -- один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И эту свою ненависть Тургенев очень ярко показывает во всех своих произведениях. Одна из важнейших черт его творчества -- желание разобраться во всем, что происходит в его стране. Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман "Отцы и дети", написанный в 1861 году.
Роман "Отцы и дети" был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети -- это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе. "Отцы и дети" -- роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю "детей" относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, -- к лагерю "отцов".
Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов.
Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.
В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.
Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами.
Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать "русский Инсаров". Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым -- спорам между либералами и демократами.
В названии тургеневского романа "Отцы и дети" сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа -- разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы "отцами", а демократы, отстаивающие новые идеи, -- "детьми".
Павел Петрович -- умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком "либеральным и любящим прогресс". Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: "Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?" -- "Что это, допрос?" -- спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...". Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни -- это уже прогресс.
Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, -- именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.
По моему мнению, в романе показан один представитель "детей" -- Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать "русским Инсаровым". Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: "Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас -- в вас или во мне -- он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете".
Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. "Нет, -- решила она наконец, -- бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворйнстза. Но нраьы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочи- тая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению "отцов".
И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.