• Авторизация


Без заголовка 12-02-2008 00:01


В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основание поэт в конце своей жизни мог сказать: "Я лиру посвятил народу своему ".

 

Своеобразием поэзии Некрасова было то, что она всегда теснейшим образом связывалась с освободительным движением и с развитием революционно- демократической идеологии в России. Великий поэт постоянно находился в центре общественного и литературного движения своего времени и вместе со своими друзьями и соратниками В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским и Н.А.
Добролюбовым последовательно выступал против самодержавия и крепостничества.

 

Долгое время родиной Некрасова Называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих "Автобиографических записях" писал, что родился он "в каком-то…. местечке Подольской губернии". Действительно
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

 

В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. детские годы оставили глубокий след в сознании
Некрасова. здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства. И поэтому позднее, когда Некрасов снова и снова возвращался в Грешнево, его каждый раз охватывали противоречивые чувства. С одной стороны, чувство беспредельной любви к родному краю ("Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор"), а с другой стороны - его постоянно преследовали воспоминания о подневольной жизни крепостных крестьян, о мрачном помещичьем доме, в котором беспредельно господствовал отец-самодур и подвергалась унижениям и оскорблениям его горячо любимая мать.

 

Вот почему много лет спустя, поэт с такой горечью писал о своем детстве:

 

Нет! в юности моей мятежной и суровой,

 

Отрадного душе воспоминанья нет;

 

Но все, что, жизнь молю опутав с первых лет,

 

Проклятьем на меня легло неотразимым, -

 

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

 

("Родина")

 

Невдалеке от Грешнева протекала река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки:

 

О Волга!.. колыбель моя!

 

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 11-02-2008 23:57


МАЙКОВ, АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ (1821–1897), русский поэт, переводчик. Родился 23 мая (4 июня) 1821 в Москве в семье известного живописца, академика императорской Академии художеств. Детство Майкова прошло в подмосковном имении. В 1834 семья переехала в Петербург. Майков и его брат Валериан (будущий литературный критик, 1823–1847) получили домашнее образование. Историю словесности им преподавал писатель И.Гончаров. По его воспоминаниям, дом Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В семье выпускался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», в которых и появились первые стихи будущего поэта. Майков увлекался не только поэзией, но и живописью.

В 1837 Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Университетские профессора обратили внимание на поэтическую одаренность студента, печатавшегося к тому времени в журналах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки».

В 1842 Майков издал свой первый поэтический сборник. Внимание публики привлек первый раздел этой книги В антологическом роде – цикл стихов, ориентированных на элегию и античную эпиграмму. В.Г.Белинский восхищался грациозностью образов и «поэтическим, полным жизни и определенности языком» Майкова. Как и во всей поэзии Майкова, в этом сборнике была широко представлена описательная пейзажная лирика.

В 1841 Майков окончил университет первым кандидатом и начал работать в министерстве финансов. Вскоре получил от Николая I пособие для путешествия за границу и побывал в Италии, Франции, Германии и Чехии. За границей Майков занимался поэзией и живописью, слушал лекции по изобразительному искусству и литературе. Впечатления от этой поездки отразились в стихотворном сборнике Очерки Рима (1847). В стихах этого сборника с величественными памятниками античности соседствовали современные бытовые сценки (Нищий, Капуцин и др.).

В 1844 Майков вернулся в Россию и получил место в Румянцевском музее, а затем в петербургском Комитете иностранной цензуры. Стал заметной фигурой в литературной жизни столицы: сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки», выступал со статьями об искусстве в духе «натуральной школы», написал несколько «физиологических» очерков (Завещание дяди племяннику, 1847, и др.) и поэму Машенька (1846), в которой высмеивал романтические штампы.

Поддерживал знакомство с Белинским, И.Тургеневым, Н.Некрасовым, А.Плещеевым, Ф.Достоевским, посещал кружок М.Петрашевского. В рамках следствия по делу петрашевцев за ним был установлен негласный надзор. После этого Майков окончательно утвердился в идеях славянофильства и «патриархально-монархического» правления. После поражения России в Крымской войне говорил о своих взглядах тех лет поэту Я.Полонскому: «Это была моя глупость, но не подлость».

Майков был очень популярен: печатался в лучших литературных журналах, читал стихи на литературных вечерах. Духовно близкими называл А.Григорьева, Н.Страхова и Ф.Достоевского. Одной из главных задач искусства Майков считал углубление исторической памяти народа. Руководствуясь этой задачей, сделал вольные переводы и стилизации белорусских и сербских народных песен. Одним из лучших произведений Майкова стал поэтический перевод Слова о полку Игореве (1870).

В центре поэтического интереса Майкова было столкновение христианства с язычеством. Этой теме посвящена поэма Два мира (1872, 1881), за которую Майкову в 1882 была присуждена Пушкинская премия Академии наук.

Умер Майков в Петербурге 8 (20) марта 1897.

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Без заголовка 11-02-2008 23:53


Тютчев Фёдор Иванович (1803 год, село Овстуг Орловской губернии - 1873 год, Царское Село, близ Петербурга) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.

Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада.

Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С. Е. Раич, пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Превосходно овладев классиками, Тютчев не замедлил испытать себя в поэтическом переводе. Послание Горация к Меценату, представленное Раичем обществу любителей российской словесности, было прочтено в заседании и одобрено значительнейшим в то время московским критическим авторитетом - Мерзляковым ; вслед за тем произведение четырнадцатилетнего переводчика, удостоенного звания "сотрудника", было напечатано в XIV части "Трудов" общества. В том же году Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными гостями его родителей.

Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу с своим родственником графом фон Остерманом-Толстым, который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года. Пребывание в живом культурном центре оказало значительное воздействие на его духовный склад.

В 1826 г. он женился на баварской аристократке, графине Ботмер, и их салон сделался средоточием интеллигенции; к многочисленным представителям немецкой науки и литературы, бывавшим здесь, принадлежал Гейне, стихотворения которого Тютчев тогда же стал переводить на русский язык; перевод "Сосны" ("С чужой стороны") напечатан в "Аонидах" за 1827 г. Сохранился также рассказ о горячих спорах Тютчева с философом Шеллингом.

В 1826 г. в альманахе Погодина "Урания" напечатаны три стихотворения Тютчева, а в следующем году в альманахе Раича "Северная Лира" - несколько переводов из Гейне, Шиллера ("Песнь радости"), Байрона и несколько оригинальных стихотворений. В 1833 г. Тютчев, по собственному желанию, был отправлен "курьером" с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 г. - уже камергер и статский советник, - он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турин. В конце следующего года скончалась его жена.

В 1839 г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию - да еще в то время как на него были возложены обязанности посланника - Тютчев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Тютчев вновь поселился в любимом Мюнхене, где прожил еще четыре года. За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829 - 1830 годах несколько превосходных стихотворений в "Галатее" Раича, а в "Молве" 1833 г. (а не в 1835 г., как сказано у Аксакова ) появилось его замечательное "Silentium", лишь много позже оцененное по достоинству. В лице И. С. ("иезуита") Гагарина он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину , для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836 - 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью Ф.Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений.

Летом 1844 г. была напечатана первая политическая статья Тютчева - "Lettre a M. le Dr. Gustave Kolb, redacteur de la "Gazette Universelle" (d'Augsburg)". Тогда же он, предварительно съездив в Россию и уладив дела по службе, переселился с семьей в Петербург. Ему были возвращены его служебные права и почетные звания и дано назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии; эту должность он сохранил и тогда, когда (в 1848

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
гегег 20-12-2007 19:53


Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий"

 

В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова.
Молодые люди вместе учились: прослушали курс лекций в университете. После учебы они вдвоем по очереди навещают своих родных, переезжают из одного места в другое. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.
Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела».
В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».
Аркадий любит много и красиво говорить. Базаров же сдержан, хотя именно своему ученику он многое в самом себе пытается объяснить. Поэтому молодой Кирсанов умело формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова. Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию,что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».

 

Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».
Отношение друзей к Павлу Петровичу Кирсанову и к Одинцовой сначала дало в их дружбе трещину, а затем и вовсе привело к разрыву. Беспощадные схватки демократа Базарова и консерватора либерального толка Кирсанова огорчали Аркадия, были ему неприятны, он пытался смягчить конфликт между дядей и другом. Так, он характеризует дядю, которого сразу же начал презирать Базаров: «… У него сердце предоброе. И он далеко не глуп».
Постепенно молодой человек понимает, что не может, как Базаров ненавидеть людей, а тем более своих близких. В нем сильно родственное начало. Убеждения у Аркадия по сути те же, что и у Павла Петровича. Нигилизм для него – модное увлечение. К тому же Базаров трудолюбив, а Аркадий, как и дядя, - сибарит. В имении отца он ведет праздный образ жизни. Базаров почти перестает с ним общаться, а в редкие минуты откровения Базаров не церемонится с другом, не щадит его самолюбия. Он прямо говорит приятелю: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…»
Во время дуэли Павла Петровича с Базаровым Аркадий находился в имении у Одинцовой. Но когда он узнал об этом, то «даже опечалился… принужденно улыбнулся, а на сердце ему и жутко сделалось, и как-то стыдно». Аркадий сильно переживал, что из-за его приятеля, к которому он уже начинает испытывать почти враждебное чувство и досаду, чуть не погиб его дядя.
У Базарова к другу тоже усиливается неприязнь. Он не скрывает иронического отношения к Аркадию, когда тот влюбился в Одинцову. Оба молодых человека проходят испытание на прочность дружеских связей через любовь к Анне Сергеевне. Сначала Евгений отрицал любовь, считал это чувство «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Впоследствии им овладело сильное чувство. Базаров полюбил Одинцову Анну Сергеевну по-настоящему, глубоко, страстно. А Аркадий убедил себя в том, что А Аркадий убедил себя в том, что влюблен в Анну Сергеевну. Его чувства к ней поверхностные, не такие, как у друга. Тем не

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
рллшн 20-12-2007 19:52


Столкновение теории с жизнью (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

 


«Теория – учение, система научных
принципов, идей, обобщающих
практический опыт»
С.И. Ожегов, «Словарь русского языка»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - сложное произведение. Оно сложно тем, что его нужно читать подготовленным, имея определенный запас знаний по истории, обществознанию, философии, эстетике, иметь представление о сути идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов 19 века. И лишь только тогда роман будет понятен, интересен и откроется во всем его многообразии.
Произведение было опубликовано в 1862 г. Оно сразу привлекло внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, а также своими художественными достоинствами.
Читая роман «Отцы и дети», теряешься во множестве теорий, по которым живут действующие лица. Но я считаю, нужно относиться к этому философски. Ведь Кирсановы, Базаров и другие – живые люди, а человеку свойственно искать себя, пусть и ошибочным путем. Каждый из нас, возможно, не замечая того, «подстраивается» в жизни под какую-то «теорию»; другое дело, что судьба часто вмешивается в нее, разрушая то, что казалось незыблемым.
Итак, тема романа «Отцы и дети» - изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией. Либералы – «отцы», демократы – «дети».
Павел Петрович Кирсанов – умный и волевой человек, обладающий прекрасными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен своим убеждениям. Но беда в том, что он не чувствует движения времени, как бы не хочет видеть, что происходит в окружающей жизни. Его «теория», или, вернее сказать, принципы, мертвы. Павел Петрович называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Но он вкладывает в эти понятия всего лишь снисходительно-барскую «любовь» к русскому народу, на который он смотри свысока (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон»). Он «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Вот и вся связь с народом. О Павле Петровиче Базаров говорит: «Да он и был мертвец».
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он мягок, сентиментален. И как бы хозяйством занимается, но оно «скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева». Базаров называет Николая Петровича «отставным человеком». Видимо, и его теория «дает сбой», коли он не в состоянии понять причину всех хозяйственных неудач.
А Аркадий Кирсанов воображает себя последователем Базарова. Но если вдуматься, то он не последователь, а подражатель, личность несамостоятельная, что многократно подчеркивается в романе. Взгляды отца и дяди гораздо ближе Аркадию. Знакомство с Катей Лохтевой окончательно отдаляет Аркадия от Базарова. Он сумел построить свою жизнь, стал крепким хозяином, но его благополучие означает духовную смерть; он – человек без будущего, и его «теория» разобьется о жизнь.
Вот Базаров, я бы сказал, - целый «склад» теорий, в которых он убежден, непреклонен, непоколебим. Трудно предположить, как сложилась бы судьба Базарова, не оборвись его жизнь так трагически и скоро. Какие из его теорий остались бы верными спутницами на всю жизнь, а какие развеялись бы, как дым на ветру?
Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал…» Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать «революционером».
Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базаровы высказаны в споре с Павлом Петровичем в десятой главе.
«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
- Все?
- Все.
- Как? Не только искусство, поэзию…но и …страшно

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
jdhjd 20-12-2007 19:49


Нужны ли России Базаровы?

 

«Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» - решает герой романа ИС Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров перед смертью. Кто же такой этот герой, который так уверен в своей ненужности? Действительно ли он прожил бесполезную, бессмысленную жизнь? Прав ли он или нет? Что привело его к такому трагическому выводу? Вопрос «Нужны ли России Базаровы?» уже долгое время волнует многих критиков.
     Что же такое Базаров? «Он нигилист» - отвечает на этот вопрос Аркадий Кирсанов, приятель Базарова, своему дяде Павлу Петровичу. Он так объясняет это понятие: «… человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При дальнейшем изучении произведения мы видим подтверждение слов Аркадия: действительно, Евгений Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Этот человек имеет свое собственное мнение по любому вопросу, никогда не соглашается с чужим: “в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”; он ищет человека, с которым можно поспорить, кто не спасует перед ним. Несомненно, такие люди, как Базаров, необходимы, хотя бы для того, чтобы возник вопрос о том, все ли хорошо в обществе, если появляются несогласные.
     Чтобы раскрыть характер своего героя, Тургенев сталкивает его с разными людьми: Аркадием Кирсановым, который также как и Базаров считает себя нигилистом, но впоследствии подвергается влиянию Катерины Сергеевны и попадает «в галки»; Павлом Петровичем Кирсановым – человеком старого порядка, аристократом, с которым Базаров все время обо всем спорит; Фенечкой, второй женой Николая Петровича, хорошенькой, но довольно пустой женщиной; Анной Сергеевной Одинцовой, в которую Базаров безумно, страстно влюбляется, пренебрегая всеми своими нигилистическими убеждениями, и которая так жестоко, безжалостно его отвергает. Сравнивая отношения Базарова и остальных, таких разных, героев к жизни, к людям, к государственному устройству, к деятельности на благо общества, автор демонстрирует нам очевидные различия в их взглядах. Отсюда и вытекает независимость Базарова и в итоге одиночество. Только родители любят его таким, какой он есть, искренне и бескорыстно, боготворят его. Показано и отношение Енюши к родителям: хотя он не показывает этого, но в действительности очень любит их и перед смертью признается Одинцовой: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
     До середины романа Базаров – это человек глубокого и трезвого ума, уверенный в себе, целеустремленный, гордый. Но как только он знакомится с Одинцовой, в его характере происходят значительные изменения. Автор подвергает героя тяжелому испытанию – испытанию любовью, которую Базаров отрицал и презирал, считал белибердой. Но Одинцова отказывает Базарову, и в его поведении появляются нотки грусти, уныния, озлобления и бессильной горечи, пропадает самоуверенность. Но, находясь в состоянии подавленности и депрессии, Базаров, тем не менее, решает продолжить свою работу, проводить опыты, участвовать в медицинской практике вместе с отцом. Нелепый случай приводит его к смерти – глупой, случайной, но неумолимой и необратимой. Базаров и здесь холоден и рассудителен. Как врач, он понимает, что его ждет, но говорит о предстоящем спокойно и хладнокровно: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
     Перед самой смертью Евгений задается вопросом о смысле своей жизни и приходит к неутешительному для себя выводу. Но разве на самом деле Базаров не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству? Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
     Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.

 

Жанровые и композиционные особенности романа И. Тургенева “Отцы и дети”.

 

“Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
jhjh 20-12-2007 19:34


СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Самые значительные произведения русской литературы XIX века отли-чаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда относятся "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямо-) го объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важней-шая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявля-ется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа "Отцы и дети".
Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают "Отцы и дети". Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. "Война и мир", "Преступление и наказание" как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. "Отцы и дети" заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с "Волками и овцами" А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюс-трацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе "Евге-ния Онегина":Увы! на жизненных браздах/Мгновенной жатвой поколенья,/По тайной воле провиденья, /Восходят, зреют и падут;/Другие им вослед идут...
Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются "вечные" темы. Современно-бытовое и вечное сталкива-ются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о "вечном примирении и о жизни бесконечной...". Необхо-димо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему "отцов и детей" критик пытался решить практически, исследуя, "как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...". Для Писарева Тургенев - "один из лучших людей прошлого поколения". Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его "мнения и суждения", "выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей". Писарев увидел "выведенные явления жизни" как

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
gf 20-12-2007 19:32


"Сила и слабость базаровского нигилизма"

 

Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это общественное течение активизировалось в 60-70-ые годы XIX века, в переломную эпоху. Действие романа происходит в 1859 году, перед отменой крепостного права. Нигилизм в то время воспринимается правящими классами как социальная и культурная опасность. И.С.Тургенев дает объективную оценку этому явлению, показывая, что в мировоззрении Базарова есть сильные и слабые стороны. В известной статье «По поводу «Отцов и детей» писатель признается: «… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, - я разделяю почти все его (Базарова) убеждения».
Прогрессивная сторона нигилизма – отрицание прогнившей самодержавно-крепостнической системы. Автор в романе не случайно показывает запущенное хозяйство в имении Кирсановых, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное и экономическое неблагополучие. Тургенев осуждает образ жизни аристократа Павла Петровича Кирсанова. Этот человек обременяет землю, ничего не создает: ни духовных, ни материальных ценностей. Базаров открыто обвиняет старшего Кирсанова в том, что он сидит в деревне, сложа руки. Паразитизм господствующих классов очевиден. После публикации романа Тургенев в одном из писем К.К.Случевскому особо подчеркивал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».
Базаров осуждает «искусство наживать деньги». Он не стремится к личному обогащению. Его кредо - бескорыстный труд во имя науки. Герой – человек дела. Это трудолюбие – источник воспитания и реализации теории. Базаровский нигилизм связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.

 

Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.
Сильная сторона базаровской позиции – борьба против невежества, суеверий. Герой с болью переживает забитость и невежество народа. Он гневно замечает: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает». Базаров – демократ, поэтому он горячо выступает против покорности, долготерпения народа. Пробуждение самосознания русского крестьянина – часть нигилистической программы Базарова. И в этом, несомненно, заключается ее сильная сторона.
Наиболее уязвимыми являются эстетические взгляды Базарова. Герой отрицает искусство, любовь, природу. Он проповедует потребительское отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров язвительно оценивает сам факт, что Николай Петрович играет на виолончели. Автор же подчеркивает прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия», говорит о красоте и тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная заходящим солнцем, неподвижные поля, бледно-голубое небо.
Базаров насмешливо говорит о Пушкине. Он скептически судит о поэзии, хорошенько не зная сам предмет осуждения. Так, герой даже попадает впросак, записывая Пушкина в военные. Базаров в соответствии с теорией убежден, что читать следует только книги, приносящие практическую пользу. Для него порядочный химик лучше всякого поэта.
Отрицание прекрасного свидетельствует об отсутствии культуры. Нигилисты не принимают традиционные нормы поведения. Поэтому Базаров ведет себя вызывающе. Особенно это заметно в имении Кирсановых. Герой не считается с хозяевами, уже в первое утро опаздывает к завтраку, лишь «качнув головою», приветствует уже собравшуюся на террасе компанию, «поспешно пьет чай», отвечает небрежным тоном, позевывая… выражает презрение к среде, в которую попал,

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
fg 20-12-2007 19:26


РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изо­бражаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пей­заж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать пережива­ния, душевное состояние и думы героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отно­шение к природе,  героям.
Один из лучших пейзажистов в мировой литературе — Турге­нев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир рус­ской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красо­той, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркос­тью и наблюдательностью. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса — первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах дере­вушки. Сколько русской души, воображения взято из этих спас-ских лет! Мы знакомы с Тургеневым-пейзажистом по «Запискам охотника». Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе «Отцы и дети». Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в тре­тьей главе романа, что же представляла собой все еще крепостни­ческая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети». Ответ на этот во­прос автор дает пейзажем: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темны­ми, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, му­жички встречались все обтерханные, на плохих клячонках ... исху­далые, шершавые, словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам».
Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразо­ваний. «Но как их исполнить, как приступить?..» — думает он. И это был действительно главный вопрос эпохи.
Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к род­ной стране. «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теп­лого ветерка. Все — деревья, кусты и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час об­новления родины наступит.
В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятель­ное значение, но композиционно подчиненные основной идее рома-
на. Пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тур­генев изображает, как глубоко и сильно действует природа на чело­века, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
«Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля... Солнечные лучи, со своей стороны, за­бирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималось бледно-го­лубое небо, чуть обрумяненное зарей. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович». Эта картина вечереющего дня настра­ивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее неумирающей красотой. Посредством этого пейзажа автор показывает свое несо­гласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, в которой трудится человек.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпа­лись песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей».
В 25-й, 26-й главах рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высо­кого ясеня. Ясень выбран не случайно: «ясень по-русски очень хо­рошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на возду­хе, как

Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
j 20-12-2007 19:24


Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

 


В принципе, сказать: "Он - хороший человек ", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.
В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора? " В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети ".
Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева ". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда ". Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею ".
Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя - Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность ". Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров ".

Он нарушает многие нормы приличия. Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.
Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа ".
Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до "сильнейшей антипатии ".
Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом ") лагеря "отцов ". В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности ", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею ", который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего ". Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
let mi hold u) 04-06-2007 14:57
Слушать этот музыкальный файл

k
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
мма лаверли скулл) 15-05-2007 19:34


[408x251]

почему.

ну почему *всё обязательно заканчивается?*м?

почему скоро закончатся безмятежные школьные годы..

почему я всегда говорю,что ненавижу их,хотя ,на самом деле, я от них просто без ума)

и ещё от кого-то)

да)эти нескончаемые рутинные школьные деньки)

обожаю их)

а ещё больше люблю на них жаловаться)

{вот так вот.}

 

комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Дневник olkkk 27-04-2007 20:33


наивно? супер..
[640x426]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии