• Авторизация


gf 20-12-2007 19:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Сила и слабость базаровского нигилизма"

 

Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это общественное течение активизировалось в 60-70-ые годы XIX века, в переломную эпоху. Действие романа происходит в 1859 году, перед отменой крепостного права. Нигилизм в то время воспринимается правящими классами как социальная и культурная опасность. И.С.Тургенев дает объективную оценку этому явлению, показывая, что в мировоззрении Базарова есть сильные и слабые стороны. В известной статье «По поводу «Отцов и детей» писатель признается: «… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, - я разделяю почти все его (Базарова) убеждения».
Прогрессивная сторона нигилизма – отрицание прогнившей самодержавно-крепостнической системы. Автор в романе не случайно показывает запущенное хозяйство в имении Кирсановых, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное и экономическое неблагополучие. Тургенев осуждает образ жизни аристократа Павла Петровича Кирсанова. Этот человек обременяет землю, ничего не создает: ни духовных, ни материальных ценностей. Базаров открыто обвиняет старшего Кирсанова в том, что он сидит в деревне, сложа руки. Паразитизм господствующих классов очевиден. После публикации романа Тургенев в одном из писем К.К.Случевскому особо подчеркивал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».
Базаров осуждает «искусство наживать деньги». Он не стремится к личному обогащению. Его кредо - бескорыстный труд во имя науки. Герой – человек дела. Это трудолюбие – источник воспитания и реализации теории. Базаровский нигилизм связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.

 

Поэтому можно считать плодотворным стремление нигилистов ничего не принимать на веру, все проверять экспериментальным путем, доходить до истины умом и упорным трудом.
Сильная сторона базаровской позиции – борьба против невежества, суеверий. Герой с болью переживает забитость и невежество народа. Он гневно замечает: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает». Базаров – демократ, поэтому он горячо выступает против покорности, долготерпения народа. Пробуждение самосознания русского крестьянина – часть нигилистической программы Базарова. И в этом, несомненно, заключается ее сильная сторона.
Наиболее уязвимыми являются эстетические взгляды Базарова. Герой отрицает искусство, любовь, природу. Он проповедует потребительское отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров язвительно оценивает сам факт, что Николай Петрович играет на виолончели. Автор же подчеркивает прелесть музыки: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия», говорит о красоте и тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща, озаренная заходящим солнцем, неподвижные поля, бледно-голубое небо.
Базаров насмешливо говорит о Пушкине. Он скептически судит о поэзии, хорошенько не зная сам предмет осуждения. Так, герой даже попадает впросак, записывая Пушкина в военные. Базаров в соответствии с теорией убежден, что читать следует только книги, приносящие практическую пользу. Для него порядочный химик лучше всякого поэта.
Отрицание прекрасного свидетельствует об отсутствии культуры. Нигилисты не принимают традиционные нормы поведения. Поэтому Базаров ведет себя вызывающе. Особенно это заметно в имении Кирсановых. Герой не считается с хозяевами, уже в первое утро опаздывает к завтраку, лишь «качнув головою», приветствует уже собравшуюся на террасе компанию, «поспешно пьет чай», отвечает небрежным тоном, позевывая… выражает презрение к среде, в которую попал, пренебрежительно относится к окружающим, совершает резкие выпады против отца и дяди Аркадия. Тургенев осуждает героя за нарушениенорм общественного поведения.

 

Тургенев осуждает героя за нарушение норм общественного поведения.
Вульгарный материализм, который исповедует Базаров, сводит все к ощущениям. Человек поступает честно или бесчестно в силу ощущения. Одному приятно быть честным, другому наоборот. Воззрения Базарова отражаются и в его научной деятельности. Он считает, что все люди одинаковы, как березы в лесу, тем самым отвергая высшую нервную деятельность и не учитывая психических особенностей личности человека.
К женщинам нигилист относится цинично и потребительски. Он говорит Аркадию перед поездкой к Одинцовой: «Пожива есть». Базаров учит приятеля: «нравится тебе женщина – старайся добиться толку». Базаров испытывает отвращение к романтизму и к тем, кто ставит «всю свою жизнь на карту женской любви».
Базаров отрицает брак, семью, он не ценит родственные чувства. Так, герой не навещает своих родителей три года. Он не стремится иметь семью, наследников. Он отвергает вечные ценности, чем обедняет свою жизнь.
Таким образом, в романе Тургенев показал противоречия базаровского нигилизма. С одной стороны, герой стремится к прогрессу, осуждает «безобразное состояние общества», нищету, бесправие, невежество народа, продажность и никчемность господствующих классов. Но с крайностями нигилизма согласиться нельзя. Слабость взглядов Базарова заключается еще и в том, что он не выдвигает положительной программы действий. Базаров - разрушитель, он желает только расчистить место, площадку, но не предлагает ничего взамен.

 

Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенва «Отцы и дети»)

 

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо – Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» образовано от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист – «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?
Главное в жизни Евгения – изучение естественных наук. Поэтому даже на отдыхе в доме Кирсановых он постоянно проводит опыты, ведь для себя он выбрал профессию врача. Базаров – материалист, считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию – все, что связано с духовным миром человека. Даже любовь Базаров объясняется лишь с физиологической точки зрения. И в то же время герой Тургенева – умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило, и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители – небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: «Мой дед землю копал», и не стесняется этого.
Но в богатом аристократическом доме Кирсаоновых существуют свои «принципы». И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-«нигилиста» Базарова. Павел Петрович считает его «гордецом, нахалом, циником, плебеем», Николай Петрович «побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам – романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы.
Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен. Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого «нигилиста», хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений.
Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не поддерживает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка ценностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее. Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его «нигилизм».
Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть положительные и отрицательные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует. Он изучает естественные науки, возможно, Евгений бы стал известным ученым: в XIX веке в области естественных наук было сделано много открытий, это двигало Россию вперед, к более прогрессивному обществу.
Мне нравится во взглядах Базарова и то, что он не боится общаться с простым народом. Если Павел Петрович лишь рассуждает о мужике, а сам при встрече с ним «нюхает одеколон», то Базарова это возмущает. Крепостничество возмущало не только Евгения, но и многих передовых людей того времени. Человек рождается свободным, и не должен жить в кабале, терпя унижения. Его бедность или богатство зависит от жизненных обстоятельств.
Однако многое в «нигилизме» Базарова я не поддерживаю. Например, отрицание искусства и всего того, что связано с духовной жизнью человека. Разве можно не любить прекрасную музыку, не восхищаться стихами Пушкина, не черпать вдохновения от пробуждающейся весенней природы? Здесь я разделяю взгляды либералов-помещиков, особенно Николая Петровича. Материальное и духовное в человеке должно быть взаимосвязано, нужно уметь чувствовать прекрасное. Отрицая искусство, нигилист-Базаров не понимает, что прежде всего обедняет себя, свою душу. Немного романтики должно жить в каждом человеке. Также я считаю, что человек не может жить без любви, это тоже обедняет его. Возможно, не каждому в жизни суждено найти именно свою вторую половину, но люди, по-настоящему любящие друг друга, самые счастливые. Пример тому – родители Базарова, Катя Одинцова и Аркадий Кирсанов, даже Николай Петрович и Фенечка. И если человек ценит и любит свою семью, своих близких – разве это плохо?
И все же, несмотря на все свои недостатки, мне нравится герой Тургенева. Он честный, умный, доброжелательный, уверенный в себе человек. В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он сильный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, «нужны России».

 

Сила и слабость базаровского Нигилизма

 

   Действие романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа «Отцы и дети» близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова, «диким, наполовину выросшего из почвы».
   В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.
   В чём же состоит нигилизм героя? Что он выражает? Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху перелома общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием науки, в первую очередь, естествознания. Особенностью ниглизма Базарова было то, что герой ничего не брал на веру, стремился всё проверять жизнью, практикой. Отличительной чертой было также полное отрицание искусства, музыки и других проявлений духовной жизни людей. Но эта особенность взглядов и порождала противоречия. Базаров на себе испытывает то, что он презирал, что он называл “романтизм, чепуха, гниль, художество”.
   Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьино, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем, Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что «принсипы» Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становятся очевидным несовершенство теории: нигилисты только «расчищают место», но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское «авось».
   Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным, Аркадий и Евгений на балу в губеркском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.
   Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек — это не бездушная «лягушка». Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных к нравственных идеалов является стабильность.
   В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно по этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это "желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства; душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания; страсть бурная и неконтролируемая, била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил. Безусловно, "испытание любовью" — самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом ипытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.
   Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим «принсипам», требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом — естественными науками.
   Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, «бунтующее» сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то «ее следовало бы придумать». Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул «поле битвы» навсегда, хотя и против своей воли.
   Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции «в бою», уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, «включается глазная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров — «лицо трагическое».

 

Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем

 


"Отцы и дети" действительно одно из лучших произведений И. С. Тургенева, я бы сказала, вершинное его творение. Нигде ранее спор идеологий не достигал такой силы, как в этом романе. И конфликт здесь не только во взаимоотношениях "отцов" и "детей", т. е. двух поколений, но и в диалоге силы и разума. Причем позиция силы принадлежит не только Базарову, а позиция разума не является прерогативой Павла Петровича Кирсанова.
Я не случайно упомянула именно этих героев. Ведь именно в их споре раскрывается личность Базарова, его убеждения, его жизненное кредо. Как и у всякого человека, в позиции Базарова есть свои плюсы и минусы.
Спор Базарова с Павлом Петровичем занимает всего несколько страниц в начале романа. Автор желает сразу объяснить читателю, что за человек этот Базаров.
Как мы знаем, Базаров сразу не понравился Павлу Петровичу Его утонченный аристократический вкус оскорбляли грубые манеры лекарского сына. Впрочем, как выяснилось, они не сошлись и по многим другим вопросам. Атмосфера в доме накалялась, и неминуемо должно было состояться столкновение двух идейных противников.
Спор разгорелся из-за пустяка. Базаров в присутствии Павла Петровича назвал одного помещика "дрянью", "аристократишком". Этого прямого выпада в свою сторону Павел Петрович выдержать не мог. Начав отстаивать аристократизм как принцип жизни, Павел Петрович перешел к принципам вообще. Базаров заявил, что не придерживается каких-либо принципов. И вот первая логическая ошибка в рассуждениях Базарова. Разве жить, не согласуясь с принципами, не есть сам по себе принцип?
Конечно, Базаров не может быть во всем не прав. Он вполне справедливо осуждает безделье Павла Петровича, а с ним - идеалистов его эпохи, которые только рассуждают о деле и всеобщем благе.
Но в таком случае закономерен вопрос: а что делает сам Базаров? Он отрицает, и только. Он не принимает этот мир, не соглашается с ним, но и не стремится к какому-либо усовершенствованию. Он считает, что задача его и его соратников "расчистить место" для будущих поколений. Сам строить он не собирается, т.е. фактически живет по принципу - "после нас - хоть потоп". Но вот вопрос: а будут ли будущие поколения строить после него, не обвинят ли они его в бездумном разрушительстве? И так ли нужно все рушить, чтобы построить новое? Может, все же легче переделать и исправить то, что уже есть?
Кроме того, может показаться, что Базаров в какой-то степени приспосабливается ко времени. Он же сам говорит: "В теперешнее время полезнее всего отрицание * мы отрицаем".
По-моему, такая позиция - не выход из положения. Конечно, не в пример легче порицать всех и вся, "только ругаться", не предпринимая конкретных действий Но это еще не означает быть действительно передовым человеком.
Есть, разумеется, и рационально зерно в его рассуждениях. Он справедливо отмечает бездеятельность дворянской интеллигенции, бюрократизм, ему претит любое проявление пошлости. Другими словами, он трезво смотрит на мир. Он признает необходимость перемен. Он верит в прогресс, в науку. Но, что удивительно, при всем этом он далек от народа. Хотя автор вначале и замечает, что Базаров как никто другой умел разговаривать с крестьянами, в конце романа он бросает вскользь, что в глазах тех же мужиков он выглядит шутом гороховым. И вот очередной парадокс в его позиции • как можно собираться служить народу, презирая и не понимая его?
Далее Базаров высказывает свое весьма негативное отношение к искусству. И живопись, и музыку, и поэзию он считает "вздором", который следует выбросить на свалку, дескать, пользы от него никакой, а, следовательно, он совершенно не нужен.
Здесь он, разумеется, не прав. Мы никак не можем отрицать высокое значение искусства. Возможно, он говорит так, потому что сам не восприимчив к прекрасному. Но ведь и это не совсем верно. Базаров умеет видеть прекрасное. Вероятно, он и сам втайне любуется красотой природы, и хорошей музыкой, но в силу внутренних убеждений продолжает отрицать это.
Конечно, говоря об идеологическом споре Базарова с Павлом Петровичем, мы понимаем, что победителем в нем является Базаров. В отличие от Павла Петровича, он не вышел из себя, не перешел на личности и сумел отстоять свою позицию. Мы также не беремся утверждать, что Павел Петрович является носителем истины, что его суждения непогрешимы. Но речь здесь не о том.
Все же, несмотря на то, что Базаров смог достойно окончить прения, в самой логике его рассуждений имеются ошибки. Да и защищает их он скорее как упрямый ребенок, чем как взрослый умный человеке. Впрочем, далее автор покажет нам Базарова на деле, а не в пустых спорах, и возможно, даже несколько развенчает его непоколебимую позицию, столкнув с Одинцовой. Пока же мы видим, что Базаров отнюдь не стопроцентный положительный герой, каким его видели критики раньше, и в его жизненной позиции имеются и слабые стороны.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник gf | olkkk - forever more | Лента друзей olkkk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»