• Авторизация


fg 20-12-2007 19:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изо­бражаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пей­заж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать пережива­ния, душевное состояние и думы героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отно­шение к природе,  героям.
Один из лучших пейзажистов в мировой литературе — Турге­нев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир рус­ской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красо­той, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркос­тью и наблюдательностью. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса — первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах дере­вушки. Сколько русской души, воображения взято из этих спас-ских лет! Мы знакомы с Тургеневым-пейзажистом по «Запискам охотника». Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе «Отцы и дети». Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в тре­тьей главе романа, что же представляла собой все еще крепостни­ческая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети». Ответ на этот во­прос автор дает пейзажем: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темны­ми, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, му­жички встречались все обтерханные, на плохих клячонках ... исху­далые, шершавые, словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам».
Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразо­ваний. «Но как их исполнить, как приступить?..» — думает он. И это был действительно главный вопрос эпохи.
Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к род­ной стране. «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теп­лого ветерка. Все — деревья, кусты и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час об­новления родины наступит.
В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятель­ное значение, но композиционно подчиненные основной идее рома-
на. Пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тур­генев изображает, как глубоко и сильно действует природа на чело­века, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
«Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля... Солнечные лучи, со своей стороны, за­бирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималось бледно-го­лубое небо, чуть обрумяненное зарей. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович». Эта картина вечереющего дня настра­ивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее неумирающей красотой. Посредством этого пейзажа автор показывает свое несо­гласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, в которой трудится человек.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпа­лись песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей».
В 25-й, 26-й главах рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высо­кого ясеня. Ясень выбран не случайно: «ясень по-русски очень хо­рошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на возду­хе, как он». История любви и женитьбы Аркадия — это история ясная, спокойная. «Слабый ветер», «бледно-золотые пятна света», «ровная тень» — характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей. Пейзаж подчер­кивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику и судьбе.
Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли», «два-три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на «немой камень», под кото­рым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку База­рова и его дела. С любовью и болью говорит оно своем герое и в то же время утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бун­тующее сердце» его героя билось во имя временных преходящих целей: «цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют... о вечном примирении и о жизни бесконечной».
В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумруд­ным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неде­лю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих карти­нах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и/ его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова дли ее изображения. Картины природы в «Отцах и детях» занимают не­значительное место по сравнению с первыми романами Тургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окру­жающая их природа.
В пейзаже — в заключительном аккорде книги — Тургенев рас­крывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, «изумитель­но просто и по-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тур­генев». Проза его звучит как музыка.

 

Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

 

Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события, русские художники второй половины XIX века старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном ее виде. Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей “Отцов и детей”.
    В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. “Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как поступить?” Даже само противоборство “белого призрака” безотрадной, бесконечной зимы “с ее красным днем” есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение “отцов” и “детей”, смены поколений.
    Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление. Хотя мысли о перемене и “улетучиваются” из головы Аркадия, “весна все же берет свое”. Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев разных поколений. Если Аркадий просто рад “чудесному сегодняшнему дню”, то Николаю Петровичу вспоминаются стихи А. С. Пушкина, которые, хотя и прерваны появлением Базарова, раскрывают его душевное состояние и настроение:
    Быть может, в мысли нам приходит
    Средь поэтического сна
    Иная, старая весна...
    Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего “историческое зрение” Николая Петровича становится “дорога воспоминаний”. Вообще сквозь все повествование'проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Очень часто мы их видим в саду, аллее, на дороге... - на лоне природы гораздо чаще, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России. На ум приходят стихи Ф. Тютчева:
    Эти бедные селенья,
    Эта бедная природа…
    Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в “Мертвых душах” “хозяйство” с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь его разумные проекты. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью и глубиной внутреннего мира. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, “разросшаяся и благоухающая”, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой - “аллеи” стриженых елок, цветочные “оранжереи” - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины “катится, как по рельсам”, размеренно и однообразно. Образ “неживой природы” перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане — осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово “небо”, написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.
    Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа — источник вдохновения, самое важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы.
    Павел Петрович не понимает природы, его душа “сухая и страстная”, может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит “неба”. Катя и Аркадий по детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть. Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажами. Так, Фенечка, “такая свеженькая”, показана на фоне летнего пейзажа, а Аркадий и Катя так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу (“Природа навевает молчание сна”), все же подсознательно един с нею. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.
    Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет пейзаж психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Поэтому описание “славного, свежего утра” перед дуэлью указывает на то, как все суетно в жизни человека перед величием и красотой вечной природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром “экою глупостью”.
    Последний пейзаж - это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

 

«Отцы и дети» Тургенев - Роль пейзажа (cочинение)

 

Основной темой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является борьба двух противоположных "лагерей": либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, "отцов" и "детей". Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа - "Отцы и дети".

Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей - это и типичные представители лагеря "отцов" - Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы "молодой" идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.

С огромным интересом мы, читатели, наблюдаем за положительными и отрицательными сторонами характера героев, за их успехами и неудачами, за соответствием или несоответствием их современной им эпохе. Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.

Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы, на страницах его прозы - масса описаний, подобных следующему: "все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы...". И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе "Отцы и дети" рисует картину действительности - русскую деревню с "низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами", с "покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами", с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: "Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатериновского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках, как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...".

Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, "готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке". Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с "беседкой из сиреней и акаций", где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.

Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с "красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре", с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, замечает Базаров, прячутся "скот плохой и лошади разбитые".

Главный герой - нигилист, "новый человек" - Евгений Базаров заявляет: "природа не храм, а мастерская...", но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта (достаточно вспомнить голодных детей, ловящих за копейку лягушек для опытов Базарова, и вечно пьяных от безысходности мужиков) автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...

Эти картины подспудно убеждают нас в ложности воззрений Базарова: природа - храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним способно принести человеку истинное счастье. Будучи по своим убеждениям близким к лагерю отцов, Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, "как можно не сочувствовать природе"
Задумываясь над финалом романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важ- нее всей "полезной" деятельности Базарова. Глупая и скоропостижная смерть героя - не от революционной борьбы, а от трупного яда, попавшего ему в кровь во время одной из операций, - заставляет задуматься: "А нужен ли был такой человек своей эпохе?".

В финале романа на могиле нигилиста и революционера Базарова мы видим не толпу последователей, а лишь две сгорбленные фигуры его стариков-родителей и... вечно спокойную, равнодушную природу: цветы и траву, "глядящую своими невинными глазами", напоминая о вечной, бесконечной жизни. Описывая могилу Базарова, так яростно отрицающего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: "Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...". Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы - самого удивительного из всего того, что есть на свете.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник fg | olkkk - forever more | Лента друзей olkkk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»