ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйЗдесь мы постараемся описать историю STRAIGHT EDGE движения в том виде, в каком она видится нам сегодня, на данный момент времени. Я думаю, что найдется немало людей, которые после прочтения данной статьи захотят поспорить с ее авторами (то бишь с нами), не согласившись с интерпретацией некоторых фактов или с общей концепцией изложения, но мы, как уже неоднократно повторялось, не являемся истиной последней инстанции или чем-то в этом роде. Эта статья представляет нашу точку зрения на то, что происходило в США в 80-х годах, и то, что являло собой STRAIGHT EDGE движение впоследствии, и то, чем оно является в настоящее время.
Менее полутора десятилетий понадобилось, чтобы идеи STRAIGHT EDGE укоренились в США и STRAIGHT EDGE движение распространились по всему миру.
С самого начала STRAIGHT EDGE движение было неразрывно связано с хардкор музыкой, которая зародилась в США под влиянием панк-рока в самом начале 80-х годов. Но, чтобы понять причины появления sXeнам необходимо обратиться к ситуации, которая сложилась к концу 70-х годов на американской панк сцене. Нью-Йорк и Калифорния были тогда основными центрами панк культуры, если так можно выразиться. И ситуация в этих центрах довольно резко отличалась. И если в Нью-Йорке к концу 70-х практически не осталось ни одной более ли менее приличной панк команды (такие гранды, как Ramones или New York Dolls уехали отсюда как только стали всемирно известными командами, оставив сцену наркоманам), то в Калифорнии сцена наоборот очень активно развивалась. В конце 70-х годов там появляются Black Flag (первый альбом – Jealous Again в 1980 году), Circle Jerks (первый альбом – Group Sex вышел в том же 1980 году), Dead Kannedys (Fresh Fruits For Rotting Vegetables – 1980 год), The Germs (GI – вышел в 1979 году), Fear, и многие другие группы, которые пошли путем утяжеления саунда и ускорения скоростей, заложив тем самым фундамент хардкора. Группы стали активно гастролировать не только в пределах Калифорнии, но и по всей территории США.
Панк-рок изначально был протестом, он нес в себе очень деструктивный заряд («Я говно, ты говно, будущего нет!»), и кроме того, вскоре он превратился из спонтанного восстания против общества потребления в упражнение по шокированию обывателей, он стал частью общей моды. Тогда в Англии был найден выход из сложившейся плачевной ситуации и на сцену вышли Oi! группы, а в США музыкой, которая смогла продолжить борьбу с обществом потребления стал хардкор. Тогда в 1980 году под влиянием калифорнийского панка, с одной стороны, и Oi!-музыки, с другой, в Washington DC появилась новая андеграундная сцена, которую возглавили такие группы как TheTeen Idles, Minor Threat и Society System Decontrol. Именно тогда появляется STRAIGHT EDGE, а панк-рок становится хардкором. Эти группы пропагандировали здоровый образ жизни без наркотиков, алкоголя и беспорядочного секса. И если панк ассоциировался с опустившимися подростками-наркоманами, то хардкор ассоциировался со здоровым образом жизни и парнями, которые могли меситься в моше всю ночь. Другой отличительной чертой новой сцены была концепция «do-it-yourself» («сделай сам»). Это значило, что группы должны рассчитывать только на свои силы при записи и реализации своей продукции, должны быть независимыми от корпораций и мэйджор лэйблов. Dischord Records, возглавляемый Яном МакКеем (вокалистом sXe банды Minor Threat), положил начало этому движению.
В 1981 году Minor Threat выпускают скоростной мини-альбом «Bottled Violence», на котором десять песен уместились в 12 минут. Именно здесь впервые прозвучала композиция «Straight Edge», давшая имя новому течению не только в хардкор музыке, но и в альтернативной культуре.
Straight Edge
I'm а person just like you
But I've got better things to do
Than sit around and fuck my head
Hang out with the living dead
Snort white shit up my nose
Pass out at the shows
I don't even think about speed
That's something I just don't need
I've got the straight edge
I'm a person just like you
But I've got better things to do
Than sit around and smoke dope
'Cause I know I can cope
Laugh at the thought of eating ludes
Laugh at the thought of sniffing glue
Always gonna keep in touch
Never want to use a crutch
I've got the straight edge
Словосочетание STRAIGHT EDGE (состоящее из «straight», т.е. «прямой», и «edge», т.е. «грань», «линия») можно дословно перевести как «прямая линия», но в разговорном языке это выражение обозначает проверочную линейку. Т.е., становясь стрейтэджером, человек проверяет прочность своих убеждений. Одним из символов STRAIGHT EDGE движения стал крест (Х). Первоначально при входе в клубы охранники ставили на руку несовершеннолетним крест трудно смывающейся краской. При наличии креста бармен не имел права наливать подростку спиртное. Так стрейтэджеры и стали татуировать крест на своих руках, чтобы показать, что они сознательно отказываются от спиртного и далее – символически – от всего, что может разрушить тело, душу или сознание. Стрейтэджеры рисовали крест на тыльной стороне ладони на концертах в знак того, что они не желают мириться с присутствием алко быдла и курящих на хардкор шоу. Однако, некоторые решали эти проблемы более оригинальным способом. Так, например, суппортеры Society System Decontrol, среди которых преобладали скинхэды, рисовали кресты на своих лбах и избивали любого, кто посмел закурить на концерте или выпить пива. Уже в 1983 году Minor Threat распадаются. Ian McKay взял троих музыкантов из другой распавшейся хардкор группы Faith и сформировал проект Embrace. В 1985 году Embrace записали свой первый и последний альбом, изданный лишь два года спустя. Группы класса The Teen Idles и SSD постепенно сходят со сцены.
В то же время (начало 90-х) в STRAIGHT EDGE среде стали распространяться идеи кришнаизма, и в США, а затем и в Европе появилось целое течение sxe-хардкор команд, пропагандировавших идеи Общества Сознания Кришны. Общество сознания Кришны оказывало заметное влияние на хардкор сцену (особенно на Нью-Йорк сцену) с середины 80-х годов. Это влияние отразилось на творчество таких групп как Cause For Alarm, Cro-Mags и других. С распадом Youth Of Today фронтмен группы Рэй Каппо, оставив на время музыкальные дела, отправился в Индию и удалился в монастырь для изучения Вед и Бхагавадгиты, в чем он весьма преуспел. Однако через некоторое непродолжительное время Каппо вновь вернулся к своим музыкальным делам, собрав новый проект Shelter. Вскоре у Рэя нашлись идеологические последователи в лице групп типа Baby Gopal, Prema и 108, которые совместили позитивный хардкор с религиозно-философскими идеями Общества Сознания Кришны.
В середине 90-х произошло еще одно событие. Идеи STRAIGHT EDGE были неожиданно совмещены с христианством. Это движение было сконцентрировано вокруг лейбла Tooth & Neil. Движение развивалось быстро, но так же быстро оно пошло на спад.
Однако, в целом к середине-концу 90-х годов на схе сцене сложилась несколько удручающая ситуация. HARDLINE и MILITANT PRO-LIFE SXE группы окружили себя ореолом негатива. Для некоторых STRAIGHT EDGE стал не более чем веселым времяпрепровождением: жесткий мош, тафгайство и прочае. Кроме того, в музыкальном плане наметился кризис – все старались играть либо new school, либо метал с агрессивными или апокалиптическими текстами (хотя нельзя не отметить, что некоторые группы в этом неплохо преуспели; например, militant vegan straight edge xMaroonx из Германии или бельгийские vegan-sxe Liar). К тому времени многие уже просто устали от металлизированного звучания, от негатива – им хотелось слышать и играть старый добрый old school hardcore в духе Gorilla Biscuits, Chain Of Strength и Youth Of Today с позитивными текстами и интересными мелодическими находками. Благодаря таким группам как Battery, Ten Yard Fight, By The Grace Of God, Champion, Crossing Point, Sportswear, Fairfight, Ensign, Kids Like Us, Reaching Forward позитивный old school straight edge hardcore вновь приобретает былую популярность.
В то же время в противоположность HARDLINE и MILITANT PRO-LIFE STRAIGHT EDGE развивается новая концепция PRO-CHOICE. Она заключается в том, что STRAIGHT EDGE, по мнению сторонников PRO-CHOICE, – вовсе не является тотальной идеологией, которой должны придерживаться все и каждый. Для них, STRAIGHT EDGE – это личный выбор. Каждый волен принимать или не принимать STRAIGHT EDGE заповеди. Unity и позитив – вот к чему должны стремиться стрейтэджеры и хардкор сцена в целом.
Изначально STRAIGHT EDGE был не просто музыкой или модой, но тотальной идеей, выдвинутой, скорее даже, не по личному умыслу тех или иных людей, но самим временем, эпохой в качестве реальной альтернативы существующему положению вещей. Времена меняются,уходят группы и музыкальные стили, но остаются люди, которым надоело жить в этой грязи, которые задыхаются в атмосфере всеобщего заражения. STRAIGHT EDGE – крик отчаяния нормального человека в современном обществе, крик отчаяния и утверждения одновременно. Идея Straight edge универсальна, она дает ответы на вопросы и помогает в жизненном утверждении любому, кому надоело задыхаться в болоте злобы и безразличности. Эта идея должна жить, она нужна людям.
Сейчас стрейтеджеров десятки тысяч по всему миру. Они принадлежат к разным народам, возрастным и социальным категориям, слушают разную музыку, работают и отдыхают по-разному. Они даже борются в рамках STRAIGHT EDGE самыми разными методами, ибо каждый находит в нем свое, именно то, что наиболее подходит ему и точнее соответствует его запросам. Мы все очень разные, мы – особый мир и нас объединяют все те же слова:
I'm а person just like you
But I've got better things to do…
I've got the STRAIGHT EDGE