• Авторизация


Пора Соборов Кафедральных 14-10-2008 22:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Давно у меня появилось желание почитать классиков. Спору нет фантастика и фэнтези – штука замечательная, но иногда хочется разнообразия.


Виктор Гюго. «Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери».


С «Человеком, который смеется» я, можно сказать, связан с самого детства. Лет в 10-11 один придурок со двора приклеил мне прозвище Гумплена (искаженное Гуинплен). Кличка прижилась, но через год-два я порвал все отношения с двором. А потом все изжилось. Однако, с тех пор осталось смутное желание выяснить, откуда же накопалось это имя. В школе пытался читать Гюго, но не хватило терпения.

И вот этим летом, случайно отыскав на полке подранный томик, начал перечитывать. Потом даже втянулся. Что сразу же хочется отметить: как писатель, живший в XIX веке, Гюго очень неторопливо ведет повествование. Впрочем, ожидать экшена и «боевиков» от литературы того времени было бы странно. Мне, к примеру, было мало интересно читать, растянувшиеся на две-три главы, подробное описание стен Собора Нотр-Дам или роскошь Палаты Пэров, или титулы, привилегии и имущество лордов и пэров Англии. К тому же, эти описания щедро пересыпаны латынью, отсылками к древнегреческому эпосу и мыслям философов прошлого. Поэтому, каюсь, пропускал эти куски текста, более внимания уделяя сюжету и героям.

Если кто не знает, краткий сюжет «Человек, который смеется»:

Бродяга-философ, нищий актер Урс подбирает на улице двух детей: слепую девочку и изуродованного мальчика. Из-за страшной операции, на лице мальчика навсегда застыло выражение безудержного смеха. Урс называет мальчика Гуинпленом, а девочку Деей. Когда дети вырастают, Гуинплен влюбляется в Дею. Спустя много лет, выясняется, что парень – украденный в детстве, изуродованный единственный сын богатого и влиятельно пэра. Гуинплену предлагают вернуть свои права, он соглашается, но, не вынеся правил и обычаев великосветской жизни, возвращается к жизни бродячего актера. Дея умирает от болезни сердца, Гуинплен, не вынеся разлуки, кончает жизнь самоубийством.


Оба этих романа, произвели на меня глубочайшее впечатление. Особенно в этом возрасте. Пусть они и были написаны в разное время и выражали разные идеи. Начинаешь задумываться о многом.


О «Человеке, который смеется» мне хотелось бы сказать так: если в ваших руках оказалась власть, не дайте ей застлать вам взгляд и не позволяйте посягать на нее мелким прихлебателям и паразитам (имеется в виду Баркильфедро). Оградите себя от чужих влияний(а вот советами друзей и учителей пренебрегать не следует), сосредоточьтесь на поставленной цели и твердо идите к ней. Гуинплен хотел улучшить жизнь простого народа, выходцем из которого он себя считал, хотел открыть глаза знати на положение народа в стране. И он получил такую возможность, но в силу неопытности и обстоятельств не сумел ею распорядиться.


А вот почему я вдруг вспомнил про «Собор Парижской Богоматери» - вопрос интересный. В эти выходные я был в Ростове на похоронах бабушки. На квартире у бабушки, где мы жили, меня всегда терзала одна проблема – чем мне заняться. Кода мне не находилось занятие или поручение, я просто лез на стенку от безделья. Там же на полке и обнаружил этот роман. Последние дни мысли мои крутились около Нотр-Дам де Пари, мюзикла и мультфильма. Так вот и притянуло. Перечитал роман в два дня. Освежил классический сюжет в памяти. Что можно сказать! Жалко: Эсмеральду, Квазимодо, Фроло, Пакетту Шантфлери, Клопена Труйльфу. Не жалко: Жеана, Феба, короля Людовика.

Поясню:

Почему Эсмеральду
– понятно. Тебя преследуют столько мужиков и все только с одной мыслью(«оттрахать». исключение – Квазимодо.). Среди них – тот, кого любишь ты. Но ему ты безразлична. Его интересует только твое тело.

Квазимодо
– внешность. Люди редко любят тех, кто не похож на них. Это – раз. Рабская покорность хозяину никогда не кончается добром. Надо иметь самоуважение, как бы ни был высок твой долг перед человеком. Это – два. Неблагодарность Эсмеральды. Понятно, что влюбиться в Квазимодо она не могла. Но некоторое внимание и дружеская теплота не помешали бы. Хотя бы из чувства той же благодарности. В мультфильме(сюжет искажен) Эсмеральда выходит замуж за Фитуса(аналог Феба), но Квази остается их другом. Это – три.

Фроло.
Немного не тем курсом шел человек. Трудная юность, младший брат на шее и фанатичная преданность науке не должна исключать любовь. Тем более, упаси вас боже искать спасение, в монашестве. В столь юном возрасте. Здесь мне ближе позиция Фроло-младшего, хотя это персонаж мне глубоко несимпатичный. Одна из ошибок Клода Фроло – не стоит мстить женщине, которая тебя отвергла. Любить тебя от этого она не станет, но найдется другой человек, который полюбит. Можно сказать, что Клод пошел в монастырь «недогуляв».

Пакетта Шантфлери.
Она же – мать Эсмеральды. Потерять дочь пятнадцать лет назад, обрести ее на час и после этого видеть, как ее повесят.

Клопен Труйльфу
, предводитель бродяг. Самая позитивная личность романа(а в мультике – так особенно). Бродяги, истинный народ Парижа, вызывают, пожалуй, самую большую симпатию. Они просто живут, зарабатывают и веселятся, как умеют. Не ведут пространной и ненужной философии, не интригуют и не лицемерят, вроде короля. Их законы – просты, понятны и жестоки, поскольку это законы улиц. Бродяги единодушно поднимаются на призыв спасти Эсмеральду и без колебаний штурмуют Нотр-Дам, хотя многим это стоит жизни. И Клопен – в первых рядах.


Насчет неприятных мне персонажей.

Людовик.
Редко какой правитель показан в литературе добрым, мудрым и положительным. А уж в жизни то тем более. Достоинства и недостатки есть у каждого. Но чем мне неприятен Людовик – это лицемерием, алчностью и особенно опьянением властью. Мне противно именно это, везде и всегда. Жить властью, упиваться ей. За этим чаще всего следует утрата человеческого облика. Есть одно старое верное правило: «Великая сила налагает великую ответственность». История показывает, что очень много людей, дорвавшись до власти, забывали об ответственности, и правитель Франции здесь – не исключение.

Жеан Мельник
, Фроло младший. Парень-школяр, повеса, гуляка. Ходячая беззаботность. Излишне язвителен, жесток. Противен мне тем, что, обладая ничтожным количеством знаний, стремится показывать их плюс дешевая и пустая философия. Сказывается отсутствие твердой руки. Неоправданная жестокость по отношению к Квазимодо.

Ну и конечно Феб де Шатопер.
Я его, так сказать, на десерт оставил. Я просто ненавижу этот тип людей, независимо от национальности. Тупой примитивный солдафон, привлекательный разве только усами и мундиром. Пьянство, девки, дуэли, марши, построения – вот вся его жизнь. Если задуматься, все дети нашего дворянства XVIII века просто мечтали о такой жизни. Удрать от родителей в Петербург и там весело и бездумно проживать денежки. Оговорюсь, далеко не все вели себя именно так, но количество бездельников и негодяев все-таки больше. Опять таки понятно – в поле ветер, в жопе – дым. Но я пожелал бы Фебу острие шпаги в грудь, или качественную мозгопиловку от Флер-де-Лис на всю оставшуюся жизнь.

«Вы, сударь, ищете дуэли? И, я клянусь вам, вы получите ее!!!»


Я не даю советы героям романа, как надо поступать. Я пытаюсь показать, как бы я поступил на их месте. Это мое личное мнение. ИМХО.



Афиша к фильму


[258x368]

Нотр-Дам де Пари


[560x388]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Grej_Wehrwolf 14-10-2008-22:30 удалить
Про "Человека, который смеётся" мне бабушка рассказывала... Я прочту эти рассказы.
tinni 15-10-2008-00:04 удалить
Ну, ты прямо литературный анализ сделал!!! Пять!!! Молодец)))
Sailit 15-10-2008-00:34 удалить
Как попрет, так попрет! :) а в школе я сочинения ненавидел. Писать худо-бедно мог, но темы такие неинтересные давали)))
tinni 15-10-2008-08:12 удалить
Sailit , У Гюго, всё какое-то грустное
Орион2210 15-10-2008-15:17 удалить
Полезно иногда перечитать классику. Хотя Гюго мне не особенно нравится (Начал читать Собор Парижской Богоматери и бросил. Стало скучно). Мне больше по душе как ты выразился "экшен" (кстати по этому поводу позволь с тобой не согласиться. Экшен присутствовал. Наиболее яркое доказательство тому Александр Дюма. В любой его книге на первом месте действие, эмоции, чувства, а не описание титулов, и видов. Кстати многие произведения Дюма не отличаются исторической достоверностью, в них часто перемешиваются люди, которые в жизни не могли встретиться из за различия в возрасте!) ну отвлекся немного) Вывод: классику всегда полезно перечитать. Порой можно подчерпнуть много интересного, что остается актуальным и в наши дни))
Sailit 15-10-2008-19:46 удалить
Орион2210, полностью с тобой согласен. Только тут ведь все еще зависит от стиля автора. Гюго - публицист, социальный автор. Все его творчество - это обращение к людям, призыв к переменам, обличение бед и ужасов действительности того времени. А к вопросу об экшене))) Сравни Дюма и Сапковского - у кого битвы прописаны динамичнее))) Ну и конечно, классика - это классика. а большинство современного фэнтези лепится под одну гребенку. Возьми к примеру сюжет "герой из нашего мира в чужом мире. Спасение чужого мира". Подразумеваю произведения "меча и магии"


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пора Соборов Кафедральных | Sailit - Сундук Сайлита | Лента друзей Sailit / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»