• Авторизация


Домовой 12-02-2008 09:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Внимание! Данный файл «суперсекретных материалов» является сверхсекретным.

Наверное трудно представить себе русского человека, который не знал бы, кто такой домовой... В Советское время, когда все формы религии были объявлены вне закона, а любая сущность, хоть немного напоминающая божественную, возводилась в ранг суеверия и тоже объявлялась вне закона. Домовой оказался наиболее популярным из нежити. Образ его хорошо прописан в русских народных сказках, он - герой фильмов и мультфильмов. Он, наряду с барабашками и полтергейстами, стал талисманом и символом нашей жизни. По своей популярности Домовой не уступает Кощею и бабе-Яге, а, может быть, даже Деду Морозу. Сегодня мы попытаемся немного систематизировать сведения о Домовом.


Итак,давайте знакомиться…


§1.Классификация

Домовой у русских известен под разными именами, некоторые из них указывают на место пребывание домового (хлевник, голбешник, избной, запечник,подпечник, подпольник карсак, боровой,  хатний дiдко(укр), хатник; на форму его появления (пастень, стень, глумица); на характер и основные занятия (домовой хозяин, домовитель, домовитушко). Имена домового описывают его отношение к подведомственной семье: господарь, господар( белор), большак, дед, дедко, дедушко, братанушко, доброхотушко, кормилец, навной, хозяин, хозяинушко, Он, Сам, Большак, кормилец, лихой, и и др.
У восточных славян домовые бывают нескольких видов:
- плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе; но всегда босиком и без шапки, вероятно потому, что мороза не боится и притом всюду дома. У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо. В Вологде, например, его описывают так: «небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными когтями и лица, покрыто шерстью белого цвета». В Смоленской губернии. — «седой старик, с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху». В Забайкалье он - седой старик, покрытый шерстью. У него есть жена и дети.
-маленький человечек,лицом своим похожий на хозяина. У этого типа домовых кошачьи уши.Тоже существо семейное.
- небольшое существо,полностью обросшее мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа без волос.О семье этого домового говорят редко
- в некоторых местах Домовой представлялся антропоморфным существом огромного роста, черным и страшным если его ударить — «рука разбивается»; «руки у него шершинатые, такие, как будто овчиной поволочены»; у него «чуть заметные и подогнутый еле заметный хвост», не хватает одного уха (за что его иногда называли «карноухим») Домовой такого вида чаще представлялся обнаженным. И семьи у такого домового нет. Зато он может проявлять интерес к женщинам.

К домовым относятся:
Хохлики( западные губернии). Хохликами называют маленьких домашних духов. Их отличает прическа хохолком и насупленное выражение лица. Они и шкодят с серьезным видом. Хохлики коварны, с ними надо считаться, они много времени проводят в бане и знают обо всем, что там происходит. Интересно, что Даль приводит смоленское нахвание поминок - хохлики.
Печурники (рязанщина) - очень мелкие существа, живущие в печурках (углубления в боку русской печи).
Жировик(олонецк). Один из многочисленных домовых духов, "а зовут его жировик потому, что он любит жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи по пылу — с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству.
Баюны – существа, живущие в самых пыльных и запаутиненных углах. Хулиганят по ночам, будоража людей и заставляя их видеть кошмары. Хотя баюны встречаются в этнографической литературе, однако мне с ними встречаться не приходилось, поэтому оставим реальность их существования на совести авторов.
Кроме домовых мужского пола, в славянской мифологии существуют домовые духи женского пола. ДОМОВАЯ ХОЗЯЙКА, ДОМАХА, ДОМАНУШКА (БАБУШКА-ДОМА-НУШКА), бабка-запечельница) ДОМОВИЛИХА, ДОМОВИНКА, ДОМОВИХА, ДОМОВИЦА, ДОМОВИЧКА, ДОМОЖИРИХА. «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу, — как умею награжу!» (Влад.); «Домовилиха тебя забери» (Дон); «Царь-домовой и царица-домовица, примите нашу хлеб-соль!»(Смол.); «Ночью слышу: домовинка под пологом прядет» (Свердл.).
В ряде губерний России домовиха (доможириха) -- жена домового. Сведения о ней не очень подробны. Доможириха перед несчастьем плачет под полом, перед прибытком хлопочет у печи (Арх.); если где-нибудь в избе плачет ребенок домовички (ребенок невидим), то нужно накрыть это место платком — тогда домовичка будет отвечать на вопросы о будущем, пока не откроют ее ребенка (Ушаков, 1896).
В ряде сел Рязанщины жена домового-домовушка, представляется в виде небольшого роста моложавой женщины (точнее-«женщины без возраста» (« не поймешь, молодуха она аль старуха»). Она хлопочет по хозяйству и, конечно, рожает детей. Иногда роды бывают трудными - и тогда либо сам домовой, либо кто-то из его семейства, просят старшую женщину развязать узелок. Как правило оказывается, что этот узелок который женщина завязала либо на платке, либо на поясе.
К домахе -домовихе старались обращаться вежливо, чтобы не утратить ее благосклонность; старались также угождать ей, чтобы не прогневить ее и ее мужа - домового. Так, считалось, что домаха может иногда приходить греться на печку, и прогонять ее нельзя, чтобы не навлечь на себя бедубеды. Ей старались оставлять гостинцы, чтобы задобрить ее, причем иногда верили, что в благодарность она может наградить человека или защитить его; При переходе в новый домаху, хозяйку дома, почтительно зазывали вместе с домовым: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу, — как умею награжу!» и т.п.
В северных районах России с образом домовухи сходна кикимора.
Но кикимора — злой дух, который путает и ворует, гоняет, бьет и т.д.; домовая же — доброе существо, которое обычно не приносит вреда, а, наоборот, помогает хозяйке присматривать за хозяйством. Появление кикиморы сулит несчастье, а домовая «сидит у печин перед прибытком». Само происхождение этих двух женских духов различно: так, в кикимору, по поверьям, превращается девочка, которую похищает из материнской утробы (т.е. она, по своему происхождению, нечистый); домахой же становится первая хозяйка дома, старшая женщина в семье (т.е. она «свой», домашний дух, покровительница всей семьи и хозяйства).
Под влиянием христианства домовые в некоторых местах считались «домашними чертями». «Домовушка должен быть тот же черта, то ись , по крайности прежде был, а теперь, видится, обрусел».

§ 2. Места обитания домового.


Домовой в восточно-славянских поверьях существо, предпочитающее для житья строго определенные места в избе и во дворе вверенной ему усадьбы. Как местопребывание домового крестьяне великорусских и севернорусских губерний называют прежде всего хлев (реже — поветь), затем дом.
На Рязанщине домовой обитает в Красном углу, под печью, на чердаке, в подполе, при этом домовой-дворовой, показывающийся в определенных местах двора, дома, достаточно свободно перемещается по двору и по всей избе. Согласно поверьям некоторых губерний России, домовой обитает не просто на дворе, но возле особой, подвешиваемой для него ветви, «ведьминой метлы», т. е. сосновой или еловой ветви с очень густой хвоей (она именуется «матка», «курина лапа», «вихорь»). В ряде районов России местообитание домового связывалось с вереей (воротным столбом) (Моск., Влад.), а также с бревнами сруба, переметом, перекладами. «...Довелось выйти в сени, вдруг на перекладине вижу — лежит фигура, похожая на человека, черная как уголь, длинная сажени в три, почти в длину всего переклада; только увидала меня, как тот час скрылась неизвестно куда» (Сарат.). Интересно отметить,что в поверьях Х1Х-ХХ веков «У каждого животного — свой домовой» (Новг.).
При переходе в новое жилище домохозяин должен положить для домового в подполье нового дома целый небольшой хлеб и на него соли, да чашку молока. Приготовив это, хозяин ночью в одной сорочке без креста задом идет в старый дом и говорит: “Кланяюсь тебе, хозяин-батюшко, и прошу тебя пожаловать к нам в новые хоромы: там для тебя и местечко тепленькое, и угощеньице маленькое сделано”.
А вот еще один старинный способ приглашения домового. При переезде в новый дом накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла 2 щепотки соли. Замешивали тесто и несли в но-вый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой – то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Ставили рюмку полную до самых краев и приговаривали: «Хозяин-батюшка, сударь домовой меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощение прими и вина отпей из полной чаши. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили к печке в подарок домовому: "Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор". Через 3 дня смотрели – выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили 1-го числа каждого месяца.
Рязанские крестьянки при переезде в новый дом насыпали в лапоть золы и, пригласив дового, приносили лапоть с золой в новый дом, где золу высыпали в новую печь.

§3 Поведение домового.


Как правило, домовой ведет себя тихо и благовоспитанно, если в доме все в порядке. Лишь иногда позволяет он себе невинные шалости: спрячет что-либо, ждет- чтобы поднесли угощение да как следует попросили. Очень домовые любят уважительное отношение со стороны гостей. По поверьям рязанских крестьян,заходя в дом, даже пустой, необходимо поздороваться с домовыми духами. Рассказывают, что одна женщина нарушила обычай, приехавши в гости не поздоровалась с домовым, легла спать - а ночью пришел к ней домовой и давай учить уму-разуму да вежеству: уж он ее бил да колотил до утра. На Тамбовщине женщина попросила Домового помочь отучить мужа пить горькую. И он отучил: правда муж после этого поседел и стал заикаться.
К Домовому обращаются также если надо погадать: На Рязанщине на помощь в определении будущего привлекался и домовой: гадающая, сняв чулок, должна была опустить ногу в подпол. Если домовой прикасался к ноге когтисто, или грубо хватал, то это к худу, если же ласково поглаживал ногу это сулило добро.
Еще одно рязанское гадание. Ночью девушка подходила к закуту ( хозяйственная постройка, где содержали животных)и, задрав юбку, прислонялась к окну задом. Через некоторое время кто-то (в иных местах говорили дворовой, в других - черт) шлепал ее по заднице. Если удар был мягкий, более похожий на поглаживание - к добру. Если сильный и болезненный - к худу. Вообще Домовой пытается предупредить людей о каких-то событиях: наваливается, душит. Тогда надо спросить, к добру или к худу. И Домовой отвечает, что надо ждать людям. Вообще Домовой немногословен, но при этом иногда бранится чисто по-русски, без зазрения совести; голос его грубый, суровый и глухой, как будто раздается вдруг с разных сторон! Иногда проказит и с бабами, особенно если они крикливы и бестолковы. Расхаживая по дому, он шаркает, топает, стучит, гремит, хлопает дверьми, бросает, чем попало, со страшным стуком; но никогда не попадает в человека; он иногда подымает где-нибудь такую возню, что хоть беги без оглядки. Это бывает только ночью, в подполье, в клети, сенях, чулане, в порожней половине, или на чердаке; иногда он стаскивает и сваливает ворохом все, что попадется. Перед смертью хозяина он садится иногда на его место, работает его работу, надевает его шапку; поэтому, вообще, увидать домового в шапке - самый дурной знак.
Домовой бывает азартен: он ходит играть в карты к соседям,  может проиграть мышей и тараканов.
Иногда Домовые ссорятся и ругаются. Он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится; особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец, другой по селу. Случается, что кучер или стремянный сердятся на домового, когда барин бранит их за то, что лошадь ездой или побежкой испорчена; они уверяют тогда, что домовой наездил так лошадь и не хуже цыгана сбил рысь на иноходь или в три ноги. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, ухватит за уши, да и мотает голову; лошадь бьется всю ночь, топчет и храпит; он свивает гриву в колтун и, хоть день за день расчесывай, он ночью опять собьет хуже прежнего, лучше не тронь. Это поверье основано на том, что у лошади, особенно коли она на плохом корму и не в холе, действительно иногда образуется колтун, который остригать опасно, а расчесать невозможно. Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то приведет ее к утру всю в мыле, и вскоре лошадь спадет с тела. Такая лошадь пришлась не по двору, и ее непременно должно сбыть. Если же очень осерчает, так перешибет у нее зад либо протащит ее бедную в подворотню, вертит и мотает ее в стойле, забьет под ясли, даже иногда закинет ее в ясли кверху ногами.
Чаще всего Домового можно увидеть в человеческом облике, но он предстает и змеей, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньей, ягненком, кошкой, собакой, лаской, белкой и даже медведем (наиболее распространенные облики — змея, уж, петух, кошка, ласка). Упоминается и домовой-заяц. Представляют его и лаской (например, в Приуралье ). В некоторых районах России прослеживается связь «ласки — хозяйки двора» со «скотьим богом Велесом» — ее именуют «Влас, ласка, дворовый хозяин» (Лен.) <Черепанова, 1983>.
Согласно верованиям крестьян Новгородской области, домовой может быть петухом (петуха считали охранителем двора и дома во многих районах России; ср.: если петух поет очень рано, т. е. до полуночи, — знак, что он видит Дьявола и хочет его прогнать своим пением (Яросл.).
На Псковщине «дворовый хозяин» объединяет черты змеи и петуха: днем он показывается то как змея, то в виде змеи с петушиной головой, ночью же похож на хозяина дома.
Всех животных и пресмыкающихся, которые могли быть воплощением домового-дворового, запрещалось убивать в пределах двора, дома и возле них. Новгородцы, к примеру, боялись, что убийство возле дома лягушки, гадюки повлечет падеж лошадей, коров и даже смерть людей. «У одного крестьянина все коровы пали оттого, что он убил крысу, в виде которой пришел к нему дворенник» (Олон.)В Шацком районе Рязанской области домовой мог принять образ черного таракана,а в Путятинском районе той же области Домовой показывался в виде паука с человечей головой…

§ 4 Особенности жизни Домового.


Источники как-то скромно обходят вопрос о том, сколько лет живет Домовой. Лядова В.А. в работе «Образ домового в русских народных демонологических представлениях» пишет: « Домовые (по-научному, «элементали») в «детском» возрасте выглядят как шары раза в два больше футбольного мячика, покрытые длинной (около 10 см), жесткой на ощупь шерсткой, на которой выделяются большие желтые глаза и рот, полный мелких блестящих зубов. Руки у домовых маленькие, с мягкими пальчиками, а ног нет вовсе – потому что передвигаются они по воздуху, паря в десятке сантиметров от пола. При виде человека они обычно становятся почти прозрачными и неподвижно зависают под потолком, но порой начинают очень быстро летать по комнате, оставляя за собой сероватый след. В «ребяческом» возрасте домовенок не имеет пола, но долгое время живя рядом с человеком, он постепенно приобретает облик, характер и пол своего хозяина.»
В журнале « Наука и религия» дается указание на то,что Домовой живет не более 30 лет…
В народе бытуют другие представления. Рязанские крестьяне верили, что уже с самого рождения Домовой имеет пол, похож на взрослое существо, только меньших размеров. Примерно к 10-15 годам домовенок взрослеет и женится(или выходит замуж,- в зависимости от пола). Живут Домовые долго – по человеческим меркам очень долго, несколько столетий. Домового можно убить особым способом, но он может умереть и сам, если все покинули дом и он разрушается. Домовой гибнет вместе с домом, плачет ночами. На его кончину собираются все окрестные Домовые. Спасти Домового можно, если пригласить его жить на новое место. Тогда он какое-то время поболеет, но потом поправится и будет жить еще очень долго.


§ 5. История Домового


Большинство считает, что домовой на Руси извечен. На древнерусских археологических памятниках иногда находят изображения домовых духов -«домовых», как называются они археологами. Однако само слово «домовой» появилось на Руси, по-видимому, не ранее XVII–XVIII вв. Тем не менее представления о духе двора и дома, бесе-хороможителе, сходном по некоторым проявлениям с домовым, прослеживаются в средневековых житиях (XIV–XV вв.). (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000)
Одним из первых упоминает домового М.Д.Чулков в в XVIII веке: «...верят, что во всяком доме живет черт под именем домового, он ходит по ночам в образе человека, и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется не ко двору»..Таким образом,нашему Домовому всего около 400 лет…О том,как именовали домашних духов в языческие времена восточные славяне – говорить трудно. Есть предположение,что это Чур. Д. К. Зеленин полагал, что древнейшее имя домового — мар'а. Оно «родственно древневерхненемецкому mara, английскому night-mare — „кошмар“, французскому cauchemar. Отсюда русское кикимора, маруха, как нередко называли злых домовых» (3еленин, 1991)


§ 6.Родственники домового


Осетины
У осетин Домовой наиболее популярен. Такая популярность кроится не только в суевериях осетин, но и в их отношении к семейному очагу, к жилищу вообще. По этому поводу еще в конце XIX века писал С. Кокиев: "Все сказанное не будет казаться нисколько странным, когда увидим, что с понятием жилища Осетин соединяет еще нечто религиозное, высокое, святое; в нем живет, собственно ему принадлежащий и о нем только пекущийся дух (бындур); По представлениям осетин, Бундор живет в кладовой, изображается, как правило, в виде уродливой старухи с клыками, но может принимать и другие образы, например мальчика, белого барашка, а также вид кошки, змеи. У многих народов "старуха с клыками", "белый барашек", а также "змея" символизировали Богиню Плодородия и Благополучия. Праздник "Бундорта" достаточно подробно описывался в разные времена, начиная с середины XIX века. В 1874 году "Терские ведомости" писали: "Между Рождеством и Новым годом почти всеми осетинами празднуется "Бынаты-хицау" – в честь домашнего патрона, который, по понятиям осетин, играет в природе такую же роль, как и русский домовой, но с тем только различием, что "Бынаты хицау" имеет более сверъестественных и могущественных, т. е. божеских, свойств. "Бынаты хицау" – чисто семейный праздник, и каждое семейство в этот день посторонних лиц к себе не допускает" (33). При этом все исследователи подчеркивали, что праздник этот посвящен дьяволу (шайтану, черту). "К 28 декабря у каждого осетина непременно должен быть припасен козел. День этот – праздник шайтана (дьявола)" (34). "Осетины – и христиане, и магометане – все верят в существование злых духов и до сих пор чтят их, принося им в жертву в ночь под Новый год, в последнюю среду последнего месяца в году (в 1879 г. это пришлось на 27 число декабря)"


Скандинавы
Скандинавские Ниссе выполняют домашнюю работу, требуя от обитателей дома соблюдения некоторых правил. Во-первых, в доме должна поддерживаться чистота, во-вторых, не следует шуметь, в-третьих, нужно отдыхать по выходным. На Рождество ниссе следует дарить понюшку табаку, отрез серой материи и пригоршню глины.
В ночи полнолуния ниссе отправляются танцевать, зимой катаются по льду замерзших рек и озер. Они не прочь пошалить, достается от них и людям, и домашним животным. Они выдергивают стулья из-под людей, громко хохочут, кричат на ухо, щиплют и щекочут, а животных выпускают из загонов.
Ниссе отличаются недюжинной физической силой. Ростом они с ребенка, у них старческие лица, яркие, блестящие глаза и длинные, до колен, руки. Смех ниссе напоминает конское ржание. Носят они башмаки или тапочки, красные чулки, штаны до колен и серые или зеленые куртки. Летом ниссе расхаживают обнаженными или надевают легкие льняные рубашки.


Англия
В фольклоре народов Западной Европы существа, живущие в людских домах и во многом сходные со славянскими домовыми называются брауни. Ростом с ребенка, они одеты в лохмотья коричневого цвета. Облик брауни своеобычен: у многих нет носа, точнее, переносицы - только две ноздри, у некоторых отсутствуют пальцы рук и ног, у других пальцы есть, но сращенные между собой, отставлен лишь большой. Брауни появляются по ночам и выполняют ту работу по дому, которую недоделала прислуга, рассчитывая на награду - миску сливок и коврижку с медом. В горной Шотландии брауни помогают крестьянам варить пиво. Есть даже камень, называемый камнем брауни; он ускоряет процесс варки. Они не прочь поозорничать, а если их рассердить, могут погубить хозяев дома. Стоит предложить брауни новую одежду или какое-либо угощение кроме сливок, как он тут же покидает дом и уже не возвращается, ибо считает, что его пытаются подкупить. Разгневанный брауни превращается в боггарта.
Брауни очень легко обидеть. Достаточно покритиковать работу, которую он сделал. Если же обращаться с ним доброжелательно, он готов на все - может даже сбегать за врачом, если у хозяйки начались роды.


Германцы
Гутгин - в германской мифологии домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
Кобольт, Кобольд (Kobold) - немецкий домовой.Изначально кобольды были, возможно, связаны с культом деревьев (этим объясняется изготовление фигурок кобольдов, служивших оберегами дома, из специально найденного и срубленного дерева). Таким образом, фольклорный кобольт — это "домашний дух, который обычно помогает с хозяйственными работами или оказывает другие ценные услуги, но также часто прячет домашнюю утварь и инструмент или пинает сзади нагнувшихся людей. Он вспыльчив и становится очень зол, если его не кормить должным образом. Также он иногда поет детям. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы, как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят — появляются перед людьми под видом коротышек в красных шапках.Они имеют определенные имена, типа Hadeken, пугающий неверных жен, и Goldemar, знающий грехи и тайны духовенства.


Балты
КАУКАС (литов. kaukas, множ. ч. kaukai), в литовской мифологии дух, приносящий добро дому, в частности деньги. Считается, что К. помогает мужчинам, тогда как Дейве - женщинам. К. живут под печью или под землёй; они связаны также с овином и стойлом; им дают молоко, пиво и другое питьё
Домашнее божество появилось также и у латышей под именем Димстипатис (димстис - дом, усадьба и патис - господин). У латышей также есть Маяс Кунгс - господин дома.


Вепсы
У вепсов бытовали представления о мифологических существах, населяющих дом и хозяйственные постройки. Прежде всего, это "хозяин избы" - пертинижанд (pertinizand), живущий в ней с женой (pert'inemag) и детьми (lapsed). Пертинижанд, или домовой, был покровителем семьи. Он всегда появлялся перед домочадцами неожиданно, что служило предупреждением о беде. Домовой и его жена, как правило, представлялись в виде старика и старушки ростом с нормального человека или очень маленького. Взгляды народа на местонахождение домового в избе отличались вариативностью. Называлось пространство у печи, за печью, на печи, подполье, красный угол.
Вепсский домовой фигурирует в обрядах новоселья. У вепсов было две формы ритуала перехода в новый дом. У подавляющей части вепсов просили "хозяина пустить их в новый дом, произнося специальное заклинание, например: Хозяин, хозяйка, девочки, мальчики! Пустите меня в этот дом ночевать, помогите мне хорошо жить, легче жить, дайте много счастья, здоровья и всего хорошего. Считается, что у восточных славян домовой - это предок данной семьи. У вепсов pert'izand и его жена - это в основе духи, "хозяева земли" (maizand и maemag), на которой построили новый дом.


Финны
У финнов существует несколько духов,живущих в домах
Tontu — домового — угощали каждое утро кашей. Пара носил властелину своему творог, масло и другие съестные припасы. Maahinen жил под порогом, в деревьях, камнях и в земле. Ему жертвовали первый кусок новоиспечённых хлебов, первый глоток домашнего пива, хозяйки — молоко, для преуспеяния молочного хозяйства.


Чуваши
В мифологии чувашей дух — покровитель дома и семьи называется Херт-Сурт Считалось, что Херт-Сурт. обычно невидим, а показываясь людям, принимает рблик женщины или девушки в белом. Живёт Херт-Сурт. на печке (по некоторым мифам, на печке обитает мать Херт-Сурт., Херт-сурт амаше, а сама Херт-Сурт. живёт в конюшне). По ночам Херт-Сурт прядёт пряжу и просеивает муку (по шуму, который при этом происходит, можно обнаружить присутствие духа), на конюшне заплетает косички в гривах любимых лошадей, ухаживает за скотом. Предчувствуя беду, Херт-Сурт. стонет или стучит. Херт-Сурт. не любит ссор и ругани в семье; если Херт-Сурт. покинет нелюбимого хозяина, счастья в его доме больше не будет. Переселяясь в новый дом, хозяева приглашали. с собой.
Раз в год или в несколько лет в честь Херт-Сурт справлялся праздник, на котором ей приносили небольшие жертвы: после моления и обеда хозяйка дома ставила Херт-Сурт. на печь блюдо с кашей и лепёшки. Утром кашу разогревали и ели всей семьёй. Молодые женщины, навещая вскоре после свадьбы родительский дом, приносили Херт-Суртгостинцы, чтобы им сопутствовало счастье в супружеской жизни.


Татары
йорт иясе́— одно из названий домового: татарское öй иясе, башкирское öй эйяhе; 2) у татар-мишарей и башкир — дух — покровитель хозяйства (буквально «хозяин двора»), имеющий функции домового и дворового. Татары-мишари считали, что йорт иясе́ (в облике женщины в белом, реже — зайца или белой собаки) живёт на конюшне (куда ему приносили угощенье). Башкиры представляли йорт иясе́ в человеческом облике, живущим на печке. По поверьям, если не сердить йорт иясе́ он не делает людям зла, но любит пугать человека, кидает в него с печки камешки. В башкирских поверьях по ночам йорт иясе́ ездит в конюшнях на лошадях, заплетает им гривы, после ухода хозяев дома парится в бане (поэтому, чтобы не встретиться с йорт иясе́., посещать баню поздним вечером избегали).


Мордва
Кудатя –мордовский домовой,у которого есть ходяйка кудят-ава.

Особая благодарность Birute_Jadwiga за подбор интересейшего материала и его обработку!

[240x192]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Перки 19-02-2008-13:08 удалить
Не прошло и недели как домовенок проснулся... какое счастье!
Зззмей 20-02-2008-21:49 удалить
ага счастьем просто таки завалило:) ну или завалит в ближайшее же время
klematysss 06-12-2017-00:06 удалить
Здравствуйте. Интересует оборудование для отопления? К вашим услугам широкий спектр оборудования для отопления и водоснабжения: отопительные котлы, радиаторы и батареи, трубы и фитинги, арматуру для обвязки систем, бойлеры, насосы и многое другое https://tavago.ru/obogrevateli/infrakrasnye-obogrevateli.html


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Домовой | Runny_Posoh - Будни Runny_Posoh | Лента друзей Runny_Posoh / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»