По большому счету, про тап-тапы я рассказал практически всё. Самому ездить на них не приходилось, надеюсь, что и не придётся, но, в принципе, правила висения на задней подножке я практически освоил, наблюдая за местными. Не могу удержаться не запостить ещё одного снимка с тап-тапом в полной боевой раскраске в стиле "Американская мечта". [700x526]
Стимость поездки на тап-тапе - где-то 20-30 гурдов (гурды - это национальная гаитянская валюта, сейчас за 1 американский доллар дают 37-39 гурдов). Крайне живописно выглядят свисающие сзади тап-тапов гроздья незадачливых пассажиров. Особенно весело висеть за тап-тапом в дождь. [700x525]
По большому счету - пофигу, на чем ездить, главное, чтоб оно ехало. Крыша над головой в поездке - уже сверхкомфортные условия. [700x525]
Тап-тапы - это всё-таки городской транспорт. На большие (по местным меркам) расстояния, гаитянцы ездят на автобусах. Но не на привычных нам, а на старых списанных американских школьных автобусах, наверняка все видели в голливудских фильмах этих мастодонтов, их дизайн не меняется с шестидесятых годов прошлого века. [700x525]
Причем эти автобусы тоже проходят через руки местных авторисовальщиков, но не настолько изощрённо, как тап-тапы. На многих сковозь свежую краску проглядывают названия окружных и районных школ из Калифорнии, Огайо, или Тенесси. [700x525]
Процесс посадки пассажиров в такие автобусы весел и жизнерадостен. Сначала на крышу наваливается поклажа, так как в салоне нет места для мешков с продуктами и прочего багажа. Потом самые удачливые занимают места на скамейках в салоне. Те же, кому лавочки не нашлось, спешат устроиться на крыше прямо на мешках с бананами и рисом, связками живых кур и корзин с манго. Они поедут в прямом смысле с ветерком, и проблемы безопасности этих пассажиров - только их проблемы. [700x525]
Вот так, непринужденно и беспечно, ежедневно отправляются десятки автобусов из Порт-о-Пренса. [700x526]
Не только автобусы и тап-тапы раскрашивают местные творческие автохудожники. Грузовики тоже попадают им в руки. [700x525]
Как например, вот этот. У грузовичков традиционно раскрашивается кузов. Далеко не каждому автомобилю выпадает счастье быть раскрашенным по-гаитянски. Парк грузовиков Гаити на 90 % состоит из списанных американских МАКов, которые нещадно чадя выхлопом, ползают по узким дорогам, создавая пробки и заторы. [700x525]
Практически весь гаитянский автопарк старый, самое лучшее слово, описывающее состояние машин в Гаити - это американский акроним "FUBAR" (сокр. от Fucked UP Beyond All Recognition) что адаптированно переводится на русский, как, безнадёжно испорченный, пришедший в абсолютную негодность. Ничего удивительного в том, что большинство немотивированных пробок в Порт-о-Пренсе возникают из-за постоянно внезапно ломающихся машин, по которым который год плачет пресс автосвалки. Пока я жил на пароходе в порту, практически каждый день видел процесс разгрузки сухогрузов, привезших на Гаити гуманитарную помощь. [525x700]
Сахар, мука, тысячи тонн других продуктов ежедневно перекладываются из корабельных трюмов в кузова таких вот усталых от гаитянского бытия бронтозавров американского автопрома. Дырка в лобовом стекле, отсутствие фары, и зеркал заднего вида, истертая до корда резина шин - ничто не будет препятствием для него. Практически ежедневно в суточном ситрепе (Daly Situation Report) я читаю сообщения о происшествиях с участием стариков-МАКов. Чаще всего на подъеме в гору, которыми изобилует Порт-о-Пренс, у них отказывают тормоза, и многотонная махина скатывается задом вниз, корежа следующие за ним авто, либо подминая, калеча и убивая случайно подвернувшихся пешеходов. Продолжение следует...