[200x274]Вчера отметила свой юбилей замечательная актриса Анна Каменкова.
Довольно давно, когда она еще играла одну из своих лучших ролей в театре - "Ханну", мне удалось с ней познакомиться. Затем были встреча у нас в вузе с ребятами, "Ханна"...
В последнее время я нечасто слышу ее голос, но знаю, что она сейчас блистает в роли "злодейки" на центральном канале. Жаль, что ей все реже достаются хорошие роли, но... ничего с этим не поделаешь. Кино - жестокий мир...
Анна Семеновна Каменкова
Заслуженная артистка РСФСР (1985)
Лауреат Специальной премии за лучшее исполнение женской роли на II МКФ в Мар-дель-Плата, Аргентина (1960 - за фильм «Девочка ищет отца»)
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на ВКФ в Ашхабаде (1979 за фильм «Молодая жена»)
Лауреат Приза жюри и премии за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе (1989, за фильм «Софья Петровна»)
Анна Каменкова родилась 27 апреля 1953 года в Москве в семье Ольги Александровы
Каменковой-Павловой и Семёна Абрамовича Гуревича. Родители преподавали русский язык и литературу в школе. Когда Ане было 9 лет, ее мать умерла, и большую роль сыграла поддержка её старшей сестры Ольги. Сейчас Ольга Каменкова-Павлова – автор и режиссёр
информационно-развлекательных программ и документальных фильмов.
Дебют актрисы в кино состоялся в шестилетнем возрасте, как это часто бывает, все произошло в общем-то случайно. Их детсадовскую группу вывели на прогулку в сквер Большого театра. Ребята как обычно бегали, прыгали, а затем обратили внимание, как у одной из скамеек какие-то люди просили ребят постарше почитать стихи. Детишки сгрудились вокруг, наблюдая за происходящим. И тут маленькая Аня вышла вперед и, не моргнув глазом, потребовала: «А теперь слушайте меня!»
Как оказалось, это были представители киностудии. Они искали исполнителя детской роли в картину «Девочка ищет отца». Бойкая девчушка им понравилась, и ее пригласили на студию к режиссеру Льву Голубу. Сначала Аня ему не приглянулась. «Не годится - совсем маленькая», - вынес свой приговор режиссер. Однако потом все же передумал, и утвердил Аню на роль дочки партизана.
Фильм имел большой зрительский успех. Он демонстрировался на различных отечественных и зарубежных кинофестивалях, собрав немало престижных наград. Немало этому способствовала вполне естественная, достоверная игра Ани Каменковой. Девочка была талантливым ребенком, смышленым и эмоциональным. Она безраздельно верила в «предложенную игру» и плакала в кадре по-настоящему. За эту работу на II МКФ в Мар-дель-Плата в Аргентине Аня получила свою первую награду.
После роли в картине «Девочка ищет отца» Ане Каменковой поступило немало предложений сниматься. Но родители считали, что главное для ребенка – учеба. Так и осталось в памяти девочки ощущение праздника от съемок. Это ощущение переросло в уверенность, что профессия актрисы – лучшая на свете.
Приложил свою руку и отец, прививший Ане любовь к театру. Он нередко водил дочь на лучшие столичные спектакли. А после вместе они с жаром обсуждали постановки дома.
Заметив у дочери актерские способности, родители отдали ее в студию художественного слова при Дворце пионеров. Аня занималась у замечательного педагога Галины Александровны Хацревин, воспитавшей многих талантливых ребят, позже ставших артистами, режиссерами, художниками, киноведами. [268x410]
После школы Анна поступила в Театральное училище им. Щукина. Там она проявила себя талантливой ученицей. Будучи студенткой, она дебютировала на сцене Малого театра в спектакле «Средство Макропулоса» по пьесе К.Чапека. Ее работы в дипломных спектаклях были настолько яркими, что по окончании в 1974 году училища перед новоиспеченной актрисой гостеприимно распахнулись двери сразу трех столичных театров.
Анна выбрала театр на Малой Бронной, которым руководил Анатолий Эфрос. В первые же шесть лет она сыграла там пятнадцать ролей, двенадцать из которых были главными. Среди самых её значительных работ в театре – роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» (И.Тургенев, режиссёр А.Эфрос), Джо в спектакле «Вкус мёда» (Ш.Делани, режиссёр А.Спивак), Марии Луизы в спектакле «Наполеон первый» (Ф.Брукнер, режиссёр А.Эфрос), Ани в спектакле «Вариации феи Драже» (А.Кутерницкий, режиссёр А.Спивак), Её в спектакле «Лунин, или смерть Жака…» (Э.Радзинский, режиссёр А.Дунаев). В театре на Малой Бронной Каменкова проработала до 1992 года.
Отработав восемнадцать лет в Театре на Малой Бронной, актриса ушла в антрепризу. Она сотрудничает с «Бенефисом», «Школой современной пьесы», «Театр им. Рубена Симонова». В сотрудничестве с «Независимым театральным проектом» в 1998 году был поставлен спектакль «Ханна» по мотивам пьесы П.-У. Энквиста «Из жизни дождевых червей» (режиссёр А.Спивак), где Анна Каменкова исполнила роль примадонны Королевского театра Копенгагена и подруги Ганса Христиана Андерсена Ханны Хейберг. Это душераздерающая ночная исповедь, после которой в голове сказочника рождается история о Снежной королеве. Спектакль несколько лет собирал полные залы.
Сейчас актриса занята в 3 спектаклях. «Старые Русские» (режиссер С.Кутасов) по пьесе Бориса Рацера - комедия о жизни двух старых интеллигентов в условиях рыночной экономики. «Неожиданное» (режиссер Ф.Бертье) по пьесе Фабриса Мелькио, которого российская пресса окрестила "французским Гришковцом". Это история женщины, которая не хочет верить в жизнь своего возлюбленного и общается с ним при помощи "бутылок воспоминаний". «Своими словами» (режиссёр И.Райхельгауз) - это спектакль без пьесы и драматурга; режиссёр обозначил несколько жизненных ситуаций и их примерное развитие и предложил актёрам
импровизировать в данных условиях. [220x364]
Возвращение Анны Каменковой в кино состоялось после окончания Щукинского училища. Она снялась в 1975 году в лирической киноповести «Лесные качели», а год спустя сыграла Ирину в драме «Весенний призыв».
Последовавшая затем работа в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена» (Маня) принесла актрисе настоящий успех. В 1979 году на XIII Всесоюзном фестивале в Душанбе Анну Каменкову наградили Призом за лучшую женскую роль. А позже она была признана лучшей актрисой года.
Уже с первых работ в кино Анна Каменкова предъявляла по-настоящему жесткую требовательность к себе. Поэтому любая из ее ролей, будь она главная или второстепенная, оставалась в памяти зрителей. При этом актрису волновали не только драматургия, характер, но и духовная близость героинь ее собственному мироощущению. Ее всегда привлекали характеры сильные, бескомпромиссные.
Одной из самых заметных работ Анны Каменковой в 80-е годы стала роль следователя Нечаевой в картине «Визит к минотавру», где она блистательно сыграла в паре с выдающимся актером Сергеем Шакуровым.
А за главную роль в драме «Софья Петровна» актриса была удостоена Приза на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе.
В 90-е годы Анна Каменкова снималась мало. Среди редких работ можно отметить мелодраму «Детство Темы» и детектив «Круг обреченных», вышедшие в начале 90-х, а также роль психолога Анны в психологической мелодраме «Тесты для настоящих мужчин» (1999).
Зато в эти годы актриса часто принимала участие в дубляже зарубежных фильмов. При этом Каменкова старалась озвучивать качественные картины. Ещё студенткой она озвучила Джульетту в знаменитом фильме Дзеффирелли («Ромео и Джульетта», 1968) и Скарлетт в «Унесённых ветром». В последние десятилетия актриса озвучивала такие фильмы как «Послания в бутылке» (1999, Тереза Осборн), «Фрида» (2002, Фрида), «Восемь женщин» (2002, Габи) и многих других. А вот в бразильских и мексиканских сериалах Каменкова не принимала участия именно по причине их низкого уровня.
Свой музыкально чарующий голос актриса не раз «дарила» за кадром и российским коллегам: Ирине Алферовой, Елене Яковлевой, Вере Глаголевой... В недавно вышедшем фильме «Упасть вверх» ее голос звучит от имени героини Евгении Крюковой.
В жизни Анна Каменкова так же бескомпромиссна, как и ее героини.
Принципиально избегая встреч с прессой, Каменкова не спешит изливать свою душу, считая, что ничто не скажет об актрисе лучше, чем ее роль. [465x484]
Анна Каменкова замужем за режиссером Анатолием Спиваком. Муж и сын являются самыми строгими ценителями ее работы.
Основные работы в театре [280x422]
«Ленушка» (Лена)
«Веранда в лесу» (Катя)
«Варвары» (Анна)
«Враги» (Надя)
«Дон Жуан» (Шарлотта)
«Женитьба» (Агафья Тихоновна)
«Душа поэта» (Сара)
«Брат Алёша» (Варя)
«Лунин, или смерть Жака» (Она)
«Наполеон первый» (Мария Луиза)
«Вариации феи Драже» (Аня)
«Месяц в деревне» (Верочка)
«Вкус мёда» (Джо)
«Пути-перепутья» (Анфиса)
«Мать Иисуса» (Мать)
«Уличённая ласточка» (Аллочка)
«Старые русские» (Наталья)
«Ханна» (Ханна)
«Без зеркал» (Анна)
«А-ля фуршет со святой водой» (Лена)
«Неожиданное» (Лиана)
«Своими словами» (Мама)
Работы в кино
1959 Девочка ищет отца Лена
1976 Весенний призыв Ирина
1976 Лесные качели Пионервожатая
1978 Молодая жена Маня
1978 Следствие ведут знатоки. Дело №13
1978 Такая короткая длинная жизнь [200x240]
1980 Государственная граница. Фильм 2
1980 Рассказы о любви
1982 Год активного солнца
1982 Солнечный ветер
1983 Поздняя любовь
1985 Город над головой
1986 Покушение на ГОЭЛРО
1986 Последняя дорога
1987 Визит к минотавру
1989 Софья Петровна
1990 Очищение
1991 Детство Тёмы
1992 Круг обречённых
1993 Ты есть...
1998 Стрингер
1999 Тесты для настоящих мужчин
2001 Лавина