Вчерашняя переменчивая погода меня повергла в сомненья идти или нет на запланированную экскурсию, но к моменту необходимого выхода из дома светило солнце и было решено - прогулке с "Буммелем" быть. Экскурсия посвящена немецкому зодчему Шехтелю и предполагала посещение его творений. Я неспроста написала нацпринадлежность архитектора, так как
"Буммель" это не просто экскурсионно-краеведческий клуб, он "специализируется" на теме российских немцев и всём, что с ними связано. Кстати, "буммель" с немецкого переводится как праздно гуляющий.
По ссылке вы как раз попадаете на перечень тем будущих экскурсий. Они все бесплатные, пешие и проходят обычно по будням в 7 вечера.
Несмотря на то, что экскурсия посвещена Шехтелю, обойти вниманием встречающиеся на нашем маршруте интересности было сложно, потому мой рассказ будет перемежаться посторонними архитектурными и не очень темами.Вместе с тем, за каждым упомянутым именем стоит целая история и интересная жизнь, не говоря уже об истории созданного ими. Любому из них можно посветить отдельную тему, и даже не одну и не раз, ибо это неисчерпаемо.
Так как экскурсия стартовала от м.Маяковская, то начали мы с дома который можно сказать Шехтель подарил себе на 50 летие, тот что на Садовой 4. Здесь архитектор прожил 9 лет. В доме сохранена планировка и несмотря на то, что там не музей иногда там бывают экскурсии.
[700x510]
Идём дальше. Ермолаевский переулок, д.28. Ещё один личный дом Ф. О.Шехтеля.
[700x466]
[700x466]
Сквозь ограду мы видим на золотистом мозаичном фоне ирис и букву "S", кроме неё ещё есть буква "N" и цифра 96, но их с этого ракурса невидно. Цифра - дата постройки, ну а буквы - инициалы жены.
Ограда тоже его авторства и имеет форму волн, далее морскую тему мы еще встретим в его творениях.
[466x700]
а сейчас тут посольство Уругвая.
[471x700]
Следующим этапом нашей тематической прогулки была скоропечатня Левинсона. Увы, она на реставрации с 2011 до 2015года.
[700x466]
Картинка нам обещает вот такую красоту
[565x700]
А пока мы можем видеть только кусочек боковой стены. Если присмотреться то можно увидеть на стене чёрные круги, тут не видно, но они в форме штурвалов - что они в данном случае означают я не знаю. Вообще морская тема Шехтеля не покидает, но несут ли штурвалы на фасаде какую-то смысловую нагрузку, мне пока неизвестно.
Кусочек нашей группы,в красном - это и есть наш экскурсовод Инга Томан.
[466x700]
Если оглянуться, то увидим вот такой двор. Примечателен он тем, что где-то в этих домах счастливо проживала Марина Цветаева, а в скоропечатне Левинсона был напечатан её первый сборник.
[700x466]
За домами виднее красное здание. На этот дом мы все обратили внимание, уж очень он выделяется на фоне соседних домов, но выяснить о нём мне пока ничего не удалось.
[466x700]
На фасаде стоит дата 1948.
[700x466]
И ещё обратил на себя внимание современный дом с львами на фасаде. Как позднее выяснилось, это недавно построенный отель. До него тут было трёхэтажное историческое здание 19 века, в связи с сносом которого была поднята шумиха, но дом спасти не удалось.
[466x700]
В итоге началось строительство, инвестором которого выступила студия "ТРИТЭ" Никиты Михалкова.
Достаточно узкая улица, снять полностью отель не представляется возможным.
[700x466]
Далее по Козихинскому переулку идём к Патриаршим.
Весна, похоже, сюда ещё не заглядывала.
[700x466]
Говорят, что в этом жёлтом доме проживал автор всем известной песенки "В лесу родилась ёлочка".
[700x466]
Если смотреть с другого ракурса на пруд, то взгляд упрётся в "Патриарха". Это название дома, если что:)
[700x466]
Построен дом по проекту архитектора С.Б. Ткаченко, знаменитого такими неоднозначными объектами, как Дом-яйцо на улице Машкова, а так же жилым комплексом "Коперник" и деловым центром "Павелецкая тауэр".
[700x466]
Дом, ясное дело, элитный. Тут вам, как говорят, и система "умный дом", и финская сауна, турецкая баня, тренажерный зал, бассейн с подогреваемым мраморным полом, кафе – бар, служба ресепшн и т.д. Но это внутри, а снаружи я углядела помимо колонн и купола, часы и подсветку - вечером наверно он красиво выглядит.
Ну, а справа находится красный кирпичный дом, обращающий на себя внимание, как выяснилось он построен в 1927 г. для кооператива "Квартирохозяин" по проекту Г. К. Олтаржевского. Вам знакома эта фамилия? Мне нет:)
[700x466]
Однако у всех на слуху архитектор Щусев, а Олтаржевский был его помощником, все знают гостиницу "Украина" - это тоже не без Олтаржевского, ну и наконец планировка ВВЦ, некоторая её часть уцелела именно в разработанном им виде. По генеральному плану архитектора В. К. Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток..Это если говорить про наиболее наглядные его работы, а кроме них есть ещё ряд построенных доходных домов. Но всё это не помешало архитектору отбывать срок в Воркуте и быть там главным архитектором с 1939 по 1942 годы.
Но мы продолжаем наш маршрут и выходим прям к дому архитектора Жолтовского. Это бывший особняк купца Г.А. Тарасова.
О вкладе зодчего в градостроительство надо писать отдельно, но что касается непосредственно этого дома, то на момент его создания общественность возмущалась результатом. Говорили о том, что дом совершенно не всписывается в архитектуру Москвы.
Дом был построен И.В. Жолтовским в 1910 г. для главы торговой фирмы Гавриила Тарасова.
Это стилизация по образцу палаццо Тьене архитектора Андреа Палладио. Но кроме палаццо Тьене на это строение зодчего вдохновил ещё и венецианский дворец Дожей и именно, вдохновлённый им, Жолтовский меняет пропорции здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции, то есть не копия, а "творческое переосмысление".
[700x466]
Ранее в Москве существовала даже улица Жолтовского (1961-1993, ныне Ермолаевский переулок), а с 2008 года союзом архитекторов России учреждена медаль имени Ивана Владиславовича Жолтовского «За выдающийся вклад в архитектурное образование».
[700x466]
Когда то тут было посольство Германии, потом Польши, а сейчас здесь академический институт Африки.
Далее мы выходим к особняку Морозовой, жене Саввы Морозова.
[700x466]
Разглядывать можно часами - столько деталей красивых, одни ворота с фонарями чего стоят!
[700x466]
[466x700]
А вот за оградой прекрасный доходный дом архитектора Бойцова. Тоже, для меня его имя не очень на слуху, но кто не знает известнейшую усадьбу Муромцево во Владимирской области?! А она как раз и была в конце XIX века построена архитектором П. С. Бойцовым. Про личную жизнь Бойцова мало, что известно, даже неизвестно было ли у него архитектурное образование или как у Шехтеля заброшенное.
[466x700]
В нём сейчас консульство Греции.
[700x466]
И тут же рядом памятник Блоку, вокруг которого собралась какое-то мини собрание с чтением стихов))
[700x466]
А ещё обратите внимание на цветовую гамму компании.
Ну, а оставив их за спиной видим гранатные палаты 17 века.
[700x466]
Дом Рябушинского сразу за домом русской иконы. И это неспроста, ведь помимо того что он был предпринимателем, меценатом, старообрядцем, он был специалистом по иконам, один из первых кто увидел в них художественную ценность. После революции часть коллекции икон перешла в Третьяковскую галерею, только по её каталогам значится 57 икон XIII—XVII веков. А сам Рябушинский, всвязи с революцией 1917, эмигрировал в Италию (Милан).
Я б не догадалась по оформлению, что это дом иконы:)) Это просто праздник какой-то!
[466x700]
Что нам тут показывают на этом празднике жизни? Ну ка поближе..
Тут и витражи и ...
[488x700]
дальше вообще просто сказка какая-то. Русская народная:)
[700x338]
Вот мы уже и подошли к дому Рябушинского. Обратите внимание на волны ограды - автор тоже Шехтель. Прямо по курсу церковь, (архитектора Бове) где венчался А.С.Пушкин.
[700x449]
сворачиваем за угол
1.
[700x466]
по верху опять мазаика с ирисами и орхидеями, жаль плохо видно отсюда
[700x466]
Красота! Однако и эта красота быстротечна, если приглядеться - то можно заметить, что и этот особняк ветшает, хотя его внешний вид очень неплох для подобного рода усадеб.
[700x452]
После того как осуществилась рокировка (Рябушинский вынужденно эмигрировал в Италию, а Горький из Италии вернулся в 30 годы), этот особняк предоставили буревестнику. В настоящий момент там его музей. Увы там мало что сохранилось от внутреннего убранства, но крохи ещё есть. Как рассказывают, там потрясающая лестница-волна, ведущая в молельню Рябушинского и кое-где уцелела лепнина в морском стиле.
[700x510]
Ну а мы вышли на финишную приямую - осталось добрести до театра Маяковского, к разработке фасада которого Шехтель приложил руку, голову, ну и что там ещё отвечает за талант.
А на пути к театру мне повстречалась вот такая вывеска-заманиловка. С луком это они хорошо придумали. Отвлекающий манёвр типа)))
[700x582]
Кроме Чиполлино встретилась вчера и другая живность
[700x466]
Десант с планеты Железяка:)
[466x700]
[466x700]
Ещё один не опознанный пока мною объект, находившийся неподалёку от памятника Блоку.
[700x466]
Театр Маяковского не всегда был театром.
С середины XVIII века здание принадлежало старинному роду Стрешневых. В 1885-1887 годах антрепренер и актер Георг Парадиз арендовал этот дом у последней представительницы этой фамилии княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой для своей опереточной труппы и решил перестроить его для театра.
[700x466]
За его перестройку взялись архитекторы К.В. Терский и молодой Ф.О. Шехтель. Именно Шехтелю принадлежит проект фасада здания - это одно из первых творений знаменитого архитектора.
[700x456]
По проектам Шехтеля только в Москве и близ неё было возведено около 50 построек, многие из которых сохранились. Самые известные помимо особняков в центре – Ярославский вокзал, основанный вместе с Чеховым Художественный театр в Камергерском переулке. Шехтель спроектировал здание театра полностью, как внутри, так и снаружи, до мельчайших деталей - кресла, двери, гримёрные, подъезды, фонари. Сконструировал сцену со сложнейшим механизмом, продумал освещение сцены и зала, цвет стен, ковры, поглощающие звук, и, конечно, занавес. А сколько было спроектированных Шехтелем усадеб и дач, доходных домов, общественных и деловых зданий, храмов! И не только в Москве. За свою жизнь Шехтель создал в общей сложности 19 загородных усадеб, 23 особняка, 14 общественных зданий и памятников, 5 доходных домов, 9 деловых зданий, около 20 храмов и надгробий. Помимо этого, осталось множество неосуществлённых проектов. Например, Шехтель был увлечён планами И.В. Цветаева по созданию Музея изящных искусств и стал автором неосуществлённого проекта парадной лестницы и зала Славы. Щедро жертвовал деньги на музей, был консультантом в архитектурных вопросах и активным единомышленником Цветаева.
В условиях последовавших войн и революций продолжал работать, пытался найти себе место в новом времени и новом порядке. Создаёт проекты, созвучные духу 20-х годов с их индустриальным строительством: «Днепрогэс», Оптический завод в Болшеве, город энергетиков «Электрополь», множество гидротехнических сооружений, мостов.
Ни один из этих мощных проектов не был реализован, шехтелевское архитектурное видение оказалось в новых условиях ненужным и даже раздражающим. Его упрекали в излишнем романтизме, а уж философское осмысление назначения архитектуры оказалось в новом государстве совсем чуждой идеей.
Шехтель глубоко переживал свою ненужность, работал и над «идеологическими» проектами, надеясь снова стать нужным для современников. Например, создал проект Мавзолея Ленина «с криптой, аудиторией и трибуной», который остался только на бумаге.
К теме Шехтеля вероятно я ещё вернусь, а пока хочется подытожить увиденное. В случае с ним вполне оправдана пословица "сапожник без сапог". И строил он для известнейших лиц своего времени, и себе построил три замечательных дома, внёс ощутимый вклад в архитектурный облик столицы, сделал блестящую карьеру, где были и статус с деньгами, и слава, но... всё меняется. И работал он много, им разработано много уникальных проектов, где в том числе пытается вписаться в веяния времени, но увы, доживал в нищете и коммуналке.
<<Тяжелобольной и не имевший последнее время заказов, Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:
"Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. <…>
Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.">>
Жизнь архитектора пересекалась со многими известными людьми того времени, но вчера, читая о нём, я встретила любопытную деталь:
внук Шехтеля, Вадим, ставший артистом, моему и более старшему поколению известен под псевдонимом "Вероника Маврикиевна".
Чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь насколько это необъятная тема.