• Авторизация


Толстой в живописи 11-11-2010 12:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leonsija Оригинальное сообщение

История в художественных образах (Л.Н.Толстой)

Писатель Л.Н. Толстой в конце XIX - начале ХХ века стал для России своеобразной "совестью нации": к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Его публицистические работы и взгляды на жизнь вызывали в обществе бурные дискуссии. 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года стало настоящей трагедией для людей России: в Астапово и Ясную Поляну приходили тысячи телеграмм с выражением глубочайшей скорби, а в ряде городов состоялись рабочие и студенческие демонстрации в память о писателе. М.Горький писал: "Умер Лев Толстой. Получена телеграмма, и в ней обыкновеннейшими словами сказано - скончался. Это ударило в сердце, заревел я от обиды и тоски, и вот теперь, в полоумном каком-то состоянии, представляю его себе, как знал, как видел, - мучительно хочется говорить о нем. Представляю его в гробу, - лежит, точно гладкий камень на дне ручья... И руки наконец спокойно сложены - отработали урок свой каторжный..." И это только один отзыв, а их было великое множество - вся культурная Россия переживала и плакала. В память о Толстом было создано несколько музеев - в Москве и в Ясной Поляне, и неизменный интерес вызывают художественные портреты этого замечательного художника слова.  И.Н.Крамской, И.Е. Репин, М.В. Нестеров,  Л.О. Пастернак, Н.Н. Ге и другие, русские и зарубежные художники, неоднократно обращались к образу Льва Николаевича Толстого, создавая в отдельных случаях даже целые серии работ. Многие картины имеют свою историю, подчас необычную и курьезную.

[показать]

Крамской И.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого 1873
(Государственная Третьяковская галерея)

Иван Николаевич Крамской стал первым среди своих собратьев, создавшим живописный образ писателя, и выполнен он был  в эпоху написания Толстым романа  "Анна Каренина". Художник одновременно писал два портрета: один находится в Третьяковской галерее в Москве, второй в Яснополянском доме-музее. С.А. Толстая в записках "Моя жизнь" писала: "Несколько раз пытался Крамской исполнить желание Треьякова, но Лев Николаевич упорно отказывал. Наконец сам Крамской приехал, и очень понравился Льву Николаевичу. Лев Николаевич согласился, но позировать не обещал и, кроме того, поставил в условие, что Крамской напишет копию для нас за плату, которую сам назначит..." Сеансы проходили в Ясной Поляне почти ежедневно с 6 сентября по 3 октября, со спорами и рассуждениями об искусстве.

[показать]

 Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого 1882

В 1882 году И.Н. Крамской  повторил свой знаменитый портрет Л.Н.Толстого для каталога Всероссийской выставки, проходившей в Москве в то время  в специальной графической технике, предназначенной для воспроизведения методом фотолитографии. Представленная работа  -  графическая интерпретация живописного портрета, находящегося ныне в Третьяковке.

[показать] 

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого 1884
(Государственная Третьяковская галерея) 

Еще один из самых известных портретов Л.Н.Толстого - портрет работы художника Николая Николаевича Ге, написанный в 1884 году.  После общения с Толстым,  Ге стал последователем его нравственно-философского учения. Став чуть ли не членом семьи писателя, Ге за ковригу хлеба или вообще задаром клал печи крестьянам, почти разорвал отношения со своей семьей. Такова была сила воздействия на людей мыслей Льва Николаевича Толстого.

[показать] 

Репин И.Е. Портрет писателя Л.Н.Толстого 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать] 

Лев Толстой позирует И.Е.Репину

Самая большая серия портретов Льва Николаевича Толстого принадлежит кисти Ильи Ефимовича Репина. Их  знакомство состоялось в октябре 1880 года, когда мастерскую художника в Большом Трубном переулке посетил, приехавший на несколько дней из Ясной Поляны в Москву, Лев Николаевич Толстой.  Однако, по воспоминаниям современников Репин долго не решался начать писать портреты писателя и лишь в 1887 году на свет появилась первая его живописная работа - портрет Л.Н. Толстого с книгой в руке.

[показать] 

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

[показать]

Лев Николаевич Толстой на пашне Ясная Поляна Фотография В.Г.Черткова 1908

Тогда же появилась и серия рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим. Эти зарисовки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины "Толстой на пашне". Однако эта работа художника не очень понравилась домашним писателя, особенно Софье Андреевне, посчитавшим, что Репин обнародовал интимную сторону жизни писателя.

[показать]

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи 

  [показать]

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле 1909 

[показать]

Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908 (воспроизведено с антикварной открытки)

[показать]

 Нерадовский П.И. Толстой за роялем. Никольское-Обольяново Январь 1895 
(Дом-Музей Толстого в Хамовниках, Москва)
 

Через всю жизнь Л.Н.Толстой проносит любовь к классической музыке, к русской народной песне и пляске. Не оттого ли так прекрасны описания сцен пребывания Наташи Ростовой на охоте с последующим отдыхом среди близких в простых деревенских условиях.  Сын писателя, Сергей Львович, вспоминал: "В 70-х годах Толстой сам увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры - одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью".  Позже в этом действе участвовали все члены семьи и гости. Толстой любил слушать музыку и пение, сидя в глубоком вольтеровском кресле, которое сейчас можно увидеть в гостиной у рояля в доме-музее в Ясной Поляне. В этом-то кресле и изобразил Репин Толстого на портрете 1909 года "Л.Н.Толстой в розовом кресле". В также есть несколько рисунков Репина и других художников,  изображающих Толстого за роялем.

[показать]

Репин И.Е. Эскиз-рисунок Л.Н. Толстой в комнате под сводами

[показать]

Репин И.Е. Лев Толстой в комнате под сводами 1891 

"Комната под сводами" - одно из помещений яснополянского дома, которое более двадцати лет было рабочим кабинетом великого писателя.  Здесь созрел план и было написано начало "Войны и мира".  Здесь с 1887 по 1902 годы он пишет "Живой труп", "Воскресение", "Хаджи-Мурата" и многие другие свои произведения. В 1891 году И.Е.Репин в этой комнате работал без устали с натуры над своей картиной "Толстой в яснополянском кабинете под сводами". "Я послушался Илью Ефимовича и пошел за ним. Лев Николаевич уже сидел в своей комнате у окна и писал. Меня поразила обстановка, среди которой работал Лев Николаевич. Старинный подвал напоминал средневековую келью схимника. Сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца на потолке, коса, пила - все это имело какой-то таинственный вид. Сам Лев Николаевич в белой блузе, сидит поджав ногу, на низком ящике, покрытом ковриком, напоминая какого-то сказочного волшебника..." - так писал в своих воспоминаниях "Как я работал в Ясной Поляне" скульптор И.Я.Гинцбург.

[показать] 

Репин И.Е. Л.Н.Толстой босой 1901
(Государственный Русский музей)

В 1891 году И.Е. Репин пишет Л.Н. Толстого в лесу, на молитве,  в длинной белой рубахе и босиком. Эта каритна вызвала настоящий фурор, который закончился довольно курьезным скандалом. Не буду здесь повторяться, а просто отошлю заинтересовавшихся читателей к ранее написанному материалу про эту картину вот сюда: Л.Н.Толстой босиком и без штанов (о пиаре в искусстве)

[показать]

Репин И.Е. Студийные наброски зарисовки Л.Н.Тостого 1891  

[показать]  

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу 1891
(Государственная Третьяковская галерея) 

[показать] 

Репин И.Е. Л.Н.Толстой за работой у круглого стола 1891

[показать] 

Репин И. Е. (?) Лев Толстой за работой 1909

[показать]

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за работой 1887  

[показать]

 Репин И. Е. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете 

[показать]

Репин И.Е. Портрет Л.Н.Толстого 1891

[показать]

Репин И.Е. Семейный портрет С.А. и Л.Н.Толстых ( к сожалению в цвете портрет обнаружить не удалось)

[показать] 

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за чтением 1891

О репинских работах можно писать бесконечно - как известно одних только портретов Л.Н.Толстого в разные годы им создано 12 (а по другим данным целых 40), кроме того сделано множество рисунков, эскизов. Выполнены были также иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого и портреты членов семьи.

[показать]

Пастернак Л.О. Лев Толстой в кругу семьи в "Ясной Поляне"

[показать]

Пастернак Л.О.  Портрет Л.Н. Толстого 1908

[показать] 

Пастернак Л.О.  Лев Толстой

Л.О. Пастернак - художник создавший также целую серию зарисовок и портретов Л.Н. Толстого. Он же выполнил большое количество иллюстраций к его произведениям. В 1898 году он работал в яснополянском доме, выполняя иллюстрации к роману "Воскресение".  Чуть позже появятся и его известные работы, где Толстого можно увидеть в кругу семьи или за работой.

Еще несколько портетов Л.Н.Толстого русских художников

[показать]

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1907

[показать] 

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1918
(Сумский художественный музей)  

[показать]

Мешков В.Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910

[показать]

[показать] 

 Хазин С. Портрет Л.Н.Толстого 1900 

Работа художника Хазина очень необычна - хранится она в музее г. Слободского Кировской области. Это графика, но какая! При внимательном рассмотрении на слегка растушеванной плоскости бумаги появляются бисерные слова, складывающиеся в строки. Строки знаменитой "Крейцеровой сонаты" создают графику портрета. Сделан этот рисунок художником С. Хазиным в Одессе на рубеже веков.

[показать] 

С.М. Прокудин-Горский Л. Н. Толстой. Единственный цветной фотопортрет писателя Л.Н.Толстого. И первый цветной фотопортрет в России. Ясная Поляна Май 1908  

"Прилагаемый при настоящем номере портрет Гр. Л. Н. Толстого исполнен мною 23 мая 1908  года и является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры. Несмотря на некоторые неблагоприятные условия фотографирования, вследствие проходившего в мае месяце циклона, который принуждал в значительной мере увеличить время экспозиции, я тем не менее мог ограничиться экспозицией всего в шесть секунд, включая сюда и время, потребное для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, и кассета была доставлена мною на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для упаковки их. Проявление пластин произведено в Петербурге...

Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию моих друзей, чем по моей личной инициативе... Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича, не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и чувствительность пластин.

Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала с своей стороны все меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее спасибо.

В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения."

С. Прокудин-Горский

Творчество Льва Николаевича Толстого не прошло мимо и иностранных художников. Его портреы писалки как современники, так и ныне живущие художники. У них, конечно, свое представление о писателе, и поэтому некоторые работы выглядят несколько необычно, но и они имеют право на существование. 

[показать] [показать] 

Ян Стыка (Jan Styka) Портрет Л.Н. Толстого 1908  и Лев Толстой обнимающий Христа

[показать] 

Ян Стыка (Jan Styka) На дороге к бесконечности

[показать] 

Ян Стыка (Jan Styka) Лев Николаевич Толстой 1910

[показать]

 Пабло Пикассо Лев Николаевич Толстой 1956

[показать] 

Маурисио Лазански (Mauricio Lasansky) Портрет Л.Н.Толстого 1986

  [показать]

Мейсенский фарфор Портрет Л.Н. Толстого 1972

Как было написано уже выше - дореволюционная Россия буквально молилась на Льва Толстого. Это подтверждает целая серия художественных открыток и фотографий, выпускавшихся огромными тиражами. Многие из них кроме того имели еще и образовательный характер - знакомили зрителей с мудростью великого старца. 

[327x530] [показать]

Две открытки - Лев Толстой и его мысли о жизни 1910

[показать]

Л.Н.Толстой художественная открытка

[показать] 

Художественная открытка - Л.Н.Толстой среди яснополянских детей

[показать]

Открытка - Жизнь Л.Н.Толстого

Но все же вернемся к печальной дате - 20 (7)  ноября 1910 года...

[316x546] [показать]

Две самых последних предсмертных фотографии Л.Н.Толстого

[показать]

Лев Николаевич Толстой на смертном одре 7 ноября 1910

 "Он завещал похоронить себя на Яснополянском кургане, где играл в детстве.Там основал он с братьями «орден для спасения мира»; в кургане зарыл какую-то зеленую палочку, веря, что, когда ее отроют, «наступит на земле царство Божие».
Если это — легенда, то глубочайшая сущность его выражается в ней: детство, как царство Божие. «Если не обратитесь и не станете как дети, не можете войти в царство небесное».
Он исполнил этот завет: стал как дитя, чтобы войти в царство Божие. Этим начал и этим кончил жизнь.
За что мы все так вдруг полюбили его или, вернее, узнали, что любим? За то, что он—дитя Божье. Мы все хотим быть детьми, тоскуем о детстве, как будто о прошлом, а на самом деле о будущем, золотом веке. И как же нам не любить того, кто показал, что есть еще детство в мире, а, значит, и царство Божие на земле будет!
Да, всю жизнь был дитя. Потому-то и был так счастлив. Чем дети счастливее взрослых? Мы трудимся; дети играют. Мы спорим о Боге; дети молятся. Мы знаем; дети любят.
Он всю жизнь, как дитя, играл, молился и любил. Сначала играл в божественную игру искусства; потом оставил игру, чтобы молиться; наконец оставил молитву, оставил все, чтобы любить. И умер за любовь. «На свете миллионы страдающих людей. Зачем же вы все — около меня одного?»
Помянуть его нельзя никакими словами. Чтобы помянуть это Божье дитя, надо самим стать как дети. Мы себя не обманываем: знаем, как трудно это, почти невозможно для нас; знаем, какие все мы взрослые, сложные, скорбные, грешные… А все же попробуем. Если нам и не удастся, то самое усилие зачтется."
Дмитрий Сергеевич Мережковский
( "БЫЛО И БУДЕТ. ДНЕВНИК 1910–1914" Глава "Зеленая палочка" ) 
 

P.S. Все изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
06-06-2019-10:47 удалить
«Если писатель описывает в романе женщину, то через ее образ он пытается показать определенные процессы в стране, условия, или действие стихии. Сама реальная женщина и ее переживания никого не интересует. Надо быть полным идиотом, чтобы принимать эти описания за истину.» Л. Толстой «Я никогда не считала, что женщина равна мужчине и представляет сама по себе художественную ценность. Образ женщины в произведении нужен для передачи атмосферы и не более того». Дж. Остин


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Толстой в живописи | Heler - The Show Must Go On.... | Лента друзей Heler / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»