Я наконец добралась до Эрмитажа. Мысли о нем терзали все то время, что я находилась под учебными завалами. Выбралась. Традиционно это происходит зимой. Эта сезонность - какая-то личная катастрофа.
Вообще я всегда хожу к импрессионистам, пугаюсь и бегу от средневековья, ну и как-то довольно кисло озираюсь в залах промежуточного периода. Подумалось, что это несправедливо. Есть трогательное. Но в основном все-таки стеклянные глаза, могущественные виноградины и кудрявые деревья. Подавляющий массив религиозного.
Хорошего не так уж много, но если наткнуться, прямо-таки переворачивается внутри что-то. Я записала 10 портретов, гугл нашел только 6 адекватных репродукций. И все же
Антон ван Дейк (1599 - 1641). Семейный портрет.
Живые, натуральные люди. Очень редко!
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старушки. 1654.
Хорошая, только уж очень моложавая старушка. Любовно изображен рот.
Рембрандт Хармс ван Рейн. Портрет старика-еврея. 1654.
Тот же год и та же живость. Остальные портреты из зала намного мертвее.
Эль Греко (Доменикос Геотокопулос). Апостолы Петр и Павел. 1587-1592.
Эль Греко я считаю гениальным, он опередил всех, хотя сюжеты традиционны. Но в этих складках чистый футуризм. Картина, кажется, теплых тонов. Одновременно с этим холодно и неприятно. В любом случае невозможные, Сочные красные складки.
Витторе Гисланди (Фра Гальгарио). Портрет мальчика.
Я не помню из всего своего образования, принудительного и самообучения, такого художника. Но мальчик теплый и свежий. Я бы сказала, хрустящий.
Был еще один молодой человек, Говерта Флинка, но этого изображения я, к сожалению, не нашла. Все это по большей части 17 век. Очень мало хорошего, если судить по Эрмитажу. Мало кому из сведущих признаюсь, но из года в год, даже взрослея и, так сказать, приобщаясь, я извечно не согласна с музейной котировкой художников. Но эти, и некоторые из плохо освещенных углов, замечательны.