[599x412]
"Не указан и неизвестен срок жизни тех, кто подвержен смерти. Жизньсложна, непродолжительна и связана со страданиями. Для тех, кто рожден,нет способа избежать смерти. При достижении старости наступает смерть.Это естественный ход событий для живых существ. Когда плоды спелые,есть постоянная опасность, что они упадут. Так и те, кто рожден иподвержен смерти, находятся в постоянной опасности смерти. Точно также, как все горшки, сделанные гончаром, рано или поздно разбиваются,так и жизнь (разбивается) смертью.
Молодых и старых, глупых имудрых, всех останавливает сила смерти, все они в итоге приходят ксмерти. Ни отец, ни родные, ни близкие не спасут того, кого поразиласмерть, кто вступает в иной мир. Смотрите! Пока близкие смотрят искорбят, один за другим смертные уходят, как быки на бойню.
Такмир подвержен смерти и разрушению. Но мудрые не печалятся, познавприроду мира. Напрасно плачешь о том человеке, чьих путей не знаешь: иоткуда он пришел, и куда ушел, -- не видны концы этого пути. Если быплач приносил бы пользу, то и мудрые бы плакали, -- но нет, толькоглупец вредит самому себе. Ведь с помощью рыданий и печали ум неуспокаивается, а создается еще больше страдания, наносится вред телу, ичеловек становится изможденным и бледным, только вредя самому себе.Таким способом невозможно защитить ушедшего (пета). Печалитьсябесполезно.
Кто не расстается с печалью, тот лишь испытываетвсе больше страданий. Оплакивая мертвого, оно попадает под властьпечали. Посмотрите, как другие люди отходят в соответствии со своимипоступками! Поэтому существа дрожат от страха, попадая под властьсмерти. Что бы они ни представляли себе, это оказывается совсем иначе.Поэтому обманываются их ожидания. Посмотрите на природу мира! Даже есличеловек живет сто лет, или даже больше, в конце концов он разлучается сблизкими и оставляет жизнь. Поэтому, выслушав Благородного (Будду),оставь свои печали. Видя мертвое тело, нужно знать: "Я его больше невстречу". Как огонь в горящем доме тушится водой, так и мудрый,распознающий, обученный и разумный человек должен быстро разогнатьвозникшую печаль, как ветер кусочек ваты. Тот, кто стремится к счастью,должен извлечь стрелу: свой собственный плач, тоску и печаль.
Вынув стрелу, непривязанный, он достигнет спокойствия ума; а когда вся печаль преодолена, он свободен от горя и достиг Нирваны".