• Авторизация


Без заголовка 03-04-2007 12:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дом-мельчайшая частица,неделимый атом древнего общества был весь пропитан магическо-заклинательной символикой,с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло,безопасность и здоровье.Дом и двор древнего славянина и русского средневекового человека -это хорошо продуманная и веками создававшаяся система заклинательных охранительных мер.Микрокосм древнего язычника был оборудован как крепость,ожидающая внезапного нападения.Везде были расставлены как стражи благожелательные божества:на дворе был <<дворовоый>>,в овине-<<овинник>>(Сварожич),на гумне-<<гуменник>>,в бане-<<банник>>.Воеводой этого воинства был персонифицированный предок-<<домовой>>,или <<кутный бог>>(бес-хороможитель).Помимо этого на самых уязвимых участках жилища и двора размещались доброжелательные языческие символы:изображения солнца,"громовые знаки",фигура богини на вершине строения,конские головы в качестве "кнеса",подковы у дверей и т.п.Заклинательным орнаментом покрывались все проемы,все отверстия,через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку.Подобные обереги и преврещали каждую хоромину в своеобразную крепость от навий.
Заклинательные действия начинались уже при постройке дома,при выборе места под будущее жилье.Освещали выбранную площадку таким образом:на земле чертился большой квадрат;его делили крестообразно на четыре части.Затем глава семьи отправлялся "во все четыре строны" и приносил из четырех полей четыре камня,которые укладывались в центрах малых квадратов.В результате на месте будущей усадьбы появлялась идеограмма плодородия(известная со времен энеолита).Для строительства избы выбирались особые деревья,не относящиеся к разряду"буйных" или "стоеросовых".Закладку строения следовало начинать,"когда наполниться месяц",т.е. после новолуния.Под углы первого венца бревен клали с магической целью клочек шерсти,горсть зарна,ладан,воск.Археологические материалы свидетельствуют,что часто под угол дома укладывали конскую голову("кон"-означает основу,начало).
Во все время сооружения дома внутри него должно было постоянно находиться молодое деревце(позднее на него вешали и иконку).Когда воздвигались стропила,деревце укрепляли на щипце кровли,на месте будущего конька.
Особыми обрядовыми действиями сопровождалось укрепление матицы(сволока),на которую настилался потолок(стель):к ней привязывали вывороченный мехом наружу полушубок(отголосок культа медведя) и каравай хлеба,порого или горшок с кашей.В это же время с верхнего венца сруба со всякими добрыми пожеланиями разбрасывали хлебные зерна и хмель.На матице нередко вырезали "громовой знак"-колесо Юпитера-Рода с шестью спицами.
После завершения постройки устраивался пир;если же изба строилась"толокой",т.е. с помощью родичей и соседей,то участников торжественно кормили после каждого этапа строительства.
В новый дом первым входил хозяин с квашней в руках,за ним-хозяйка с курицей,дальше шла молодежь.Все это сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого подпечья в новое.
Внутри дома проводился целый рыд языческих праздненств; это и узкосемейные дела вроде крестин,постригов,сватовства,свадеб и похорон.Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные"соборы" и "события" проводились в двух планах:какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах,а какая-то-каждой семьей в своей хороминне,у своей печи,у своего коника.Дом оставался тем пунктом,где начиналось и где кончалось каждое языческое священнодействие,какой бы масштаб оно не принемало в момент кульминации.Недаром словосочетание"домашний очаг"приобрело устойчивый социальный смысл.
С точки зрения средневековых людей,еще не изживших анимистического представления о повсеместнности субьектов зла-навий-и еще приносивших жертвы упырям,чрезвычайно важным являлся вопрос о снабжении дома-жилья,дома-храма достаточным количеством постоянных оберегов.В этнографическом материале можно увидеть декоративную резьбу,украшавшую избы Севера и Поволжья,с явно языческими элементами.На примере севернорусских построек(не испытавших влияния корабельной резьбы,ни влияния московских архитекторов)можно выделить важную систему расположения солярных знаков,идущих из древности и связанных с геоцентрическими представлениями о движении солнца вокруг земли:левый от зрителя край кровли-восходящее,утреннее солнце;верхний конек на щипце кровли-полдневное солнце в зените;правый край кровли-вечернее заходящее солнце.Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня подчеркивает динамичность всей композиции- это дневной ход святила над землей.
Космологическая система защиты от духов зла предусматривала не только солнце и его путь по небу,но и само небо как предполагаемое вместилище дождевой воды("твердь" или "небесные хляби").Самым частым изображением "хлябий" являлся волнистый орнамент или узор из городков,которые на расстоянии тоже воспринемаються как волны.Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаються небольшие кружки,очевидно,символизирующие дождевые капли,те "груды",которые,по мнению язычников,веривших в Рода,являлись причиной жизни на земле как эманация божественной оплодотворяющей силы.Причелины такого вида известны почти повсеместно.Система декора причелин связывала две идеи:во-первых,наличие в верхнем небе(над твердью)запасов дождевой воды(зигзаги и меандры),а во-вторых,передача этой воды вниз,на землю к пахарям,показанная посредством мифологического символа гудей небесных богинь(рожаниц),орошающих землю "родивыми""грудами росными"(Мотивы женской груди в качестве повторяющегося раппорта на всем протяжении причелин).
В архитектурном убранстве строго соблюдалась древняя картина мира,явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища,составлявшего "оборону" русского дома от упырей и навий.Этот созданный руками человека микрокосм повторял картину мира,возникшую в представлениях предков славян(да и многих других народов) где-то в глубинах бронзового века.Внизу была священная земля предков,освяшенная специальным аграрно-магическим обрядом.Наземный ярус мира,тот где жили люди,был так же в изобилии снабжен магическими охранительными знаками(их следует рассмотреть отдельно).Выше этого яруса-воспроизводились небеса.


(по материалам книг ;Б.Рыбаков"Язычество древней Руси",Т.А Агапкина"Мифопоэтические основы славянского календаря", О .Круглова "Русская народная резьба".)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Если не трудно помести это в РУСИЧИ.
С0ВА 06-04-2007-17:17 удалить
Мне не трудно,но только я не знаю куда там это поместить.Может сам возмешься за это?Я не возражаю.Или подскажи-куда и как.Я планирую еще поработать по теме домашнего быта и охранительной символики.Это моя любимая тема,я ведь вышивкой профессионально занимаюсь(машинной),сама работаю над дизайнами и попутно собираю материал по орнаментики и декору,особенно по славянскому.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | С0ВА - Дневник С0ВА | Лента друзей С0ВА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»