Русь-православная?
07-03-2007 09:40
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Часто обсуждая эту тему,начинаешь с разьяснения основных терминов:что такое язычество и что есть православное христианство.Иногда все к этому только и сводиться.Интересно,как устроен человек-на сплошном антагонизме замешан:либо одно,либо другое.Это что-особенность "русской" души или результат многолетнего промывания мозгов?
Принятие христианства в качестве государственной религии не означало полной перемены образа мышления и образа жизни.Даже с созданием епархии,с постройкой церквей(в большинстве на местах древних языческих святилищ)настоящего перелома во взглядах и полного отказа от верований предков не произошло.И с этим трудно поспорить,достаточно повнимательнее вглядеться в историю бытового уклада нашего народа.И это не могло быть,потому что резкое противопоставление христианства язычеству,в качестве противоположных друг другу систем,как противопоставлении "света"-"тьме",было не отражением реальной сути,а лишь литературно-полемическим изобретением духовенства,с определенными миссионерскими приемами и для конкретных задачь.Язычество упрекали в многобожии,а христианству ставили в заслугу изобретение монотеизма.Но забывали при этом,что монотеизм начал возникать за несколько тысячелетий до первых христианских монускриптов.У славян творцом мира и всей живой природы был Род-Святовит.В среднии века богословы в спорах с язычниками должны были прибегать к весьма примитивным приемам,чтобы доказать приоритет христианского бога-творца в зарождении жизни:
"То ти не Род,седя на воздусе" вдувает живой дух в человеческий плод-"вдуновение...един вдымаеть вседръжитель,иже един безсмертен и непогибающих творец...""Всем бо есть творец-Бог ,а не Род".
Относительность христианского монотеизма ясна еще и из факта,что Новый Бог оказался Троицей,т.е. неразрывным целым,состоящим из Бога-Отца,Бога-Духа Святого и Бога-Сына,появевшегося через 5508 лет после сотворения мира Богом-Отцом.Русские люди выбрали из Троицы Иисуса Христа(Спасителя) и строили церкви Спаса,заменившие в известной мере языческого Дажьбога.В честь Бога-Творца(очень редко)-церкви"Софии-премудрости Божией",а Святому Духу посвящались не духу,как таковому,а лишь одному из двунадесятых праздников:"Духов день","сошествие Святого духа на апостолов".Борясь с этой тенденцией,духовенство строило Троицкие церкви в честь всей триады.В христианстве не нашлось соответственного места для женского божества:Богородица не входила в понятие Троица,а это пришло в противоречие с народными языческими культами всех народов,в то или иное время принявших христианство.Вот и строились больше всего церкви в честь Богородицы-Матери Божьей,в этом и проявился древний,идущий из земледельческого неолита культ женского божества плодородия.
Интересно обстоит дело и с отражением борьбы добра и зла.Всеведающий,вездесущий и всемогущий Бог не мог уничтожить не только самого Сатану,но и мельчайшего из слуг.Человек должен был сам праведностью своей жизни и магическими действиями "отгонять бесов".Существенной разницы между положением христианина,который молитвенным заклятьем,крестным знамением и демонстрацией священных оберегов(иконы,кресты) ограждал себя от вездесущей невидимой нечистой силы,и положением язычника,отгоняющего своих навий и упырей-вампиров заклятиями,магическими действиями и показом своих священных оберегов,не было.
И такие параллели можно проводить почти везде.Менялась(иногда существенно)форма,а содержание оставалось близким к прежнему.И это рпоисходило отнюдь не потому,что русские люди эпохи Ярослава Мудрого или Андрея Боголюбского "закоснели во тьме невежества" и не доросли до понимания сути глубин христианства,а в силу того,что "свет" новой веры в своей сущности(если не касаться государственного аспекта) очень незначительно отличался от традиционной "тьмы" дедов и прададов.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote