Прежде чем взять смычок в руки нужно научить ребенка брать карандаш, потому что он легче смычка. Главная задача - выработать не зажатые движения и правильное удобное расположение пальцев.
Ребенок должен посмотреть в зеркало и обратить внимание, в каком состоянии находится его правая рука, когда он стоит или просто идет: она расслаблена и пальцы в полусогнутом состоянии - это естественное положение нашей руки. И вот в таком же естественном состоянии нужно опустить руку на карандашик. Можно для начала просто когда ребенок стоит с опущенной рукой самому вложить ему карандаш в руку , а затем попросить его поднести ручку к себе. При этом большой и средний пальчики сомкнуты в кольцо и это не даст выпасть карандашу. Нужно проследить , чтобы малыш не хватал и не зажимал карандаш в своей руке, а с легкостью и с минимальными усилиями для себя удерживал его. Это упражнение стоит проделать несколько раз. Затем, когда у него начнет получаться, нужно обратить его внимание на то, где какой пальчик располагается. Основные моменты: все пальчики будто «обнимают» карандаш, кроме мизинца, и «колечко» между средним и большим пальцами. При этом кисть не должна прогибаться.
[644x484]
Рис. 1 Упражнение с карандашом.
Для того чтобы ручка была округлой и свободной я предлагаю своим ученикам такое упражнение. Берем лист бумаги, скручиваем его в цилиндр диаметром, который соответствует ручке ученика. Затем он обхватывает эту трубку из бумаги, только очень аккуратно и легко, чтобы не помять. И вот он видит, что средний и большой пальчики касаются друг друга, что все пальчики кругленькие, ручка не зажата. Далее мы достаем бумагу, а ручка некоторое время все еще находится в нужном состоянии.
[644x484]
Рис.2 Обхват трубки из бумаги.
Когда ребенок научится брать карандаш, на это уходит несколько первых занятий, нужно переходить к знакомству со смычком. Это то же самое что и с карандашом, только смычок следует брать у колодки. Большой и средний пальчики замыкаются в колечко, там где выступает колодка, все пальчики также обнимают смычок, только мизинчик ставится на винт или рядом с ним. Преподаватель держит смычок сам, а ученик учится брать смычок и правильно расставлять пальцы. Затем пусть ученик сам помогает себе: левой рукой поддерживает смычок, а правой берется. И только потом пробует удержать смычок правой рукой без помощи педагога или своей левой руки.
[644x484]
[644x484]
Рис.3 Постановка правой руки.