1. Положение корпуса мы уже определили: равномерно распределили вес тела на обе ноги. Теперь предстоит взять скрипку.
2. Скрипка должна лежать на двух точках опоры: на ключице, придерживаемая подбородком при легком наклоне головы, и на ладони левой руки между указательным и большим пальцами. Главная точка опоры – это ключица и подбородок, левая рука едва касается шейки скрипки, не сжимая ее. Это очень важный и сложный процесс. Вначале преподаватель прикладывает инструмент к ключице ученика, таким образом между инструментом и телом образуется пространство, которое необходимо заполнить мостиком либо подушечкой. Я предпочитаю сразу использовать мостики. Поверхность у них мягкая, и они хорошо регулируются. Учитывая то,что длина шеи у всех разная, его можно сделать выше и ниже, либо с одной стороны выше, а с дугой ниже. Когда найдено удобное положение, пусть ученик самостоятельно пробует положить скрипку на ключицу, под контролем педагога.
[644x484]
Рис .1 Скрипка лежит на ключице( без мостика).
[364x484]
Рис.2 Скрипка удерживается легким давлением подбородка на подбородник, снизу поддерживает мостик.
3. Левую руку подносим к корпусу скрипки так, чтобы большой палец находился под нижней декой, а все остальные стояли на верхней деке. Пальчики должны быть кругленькими, как радуга. Дальше начинаем поочередно поднимать и опускать каждый пальчик на корпус скрипки. Нужно следить, чтобы палец опускался на «подушечку» и не прогибались фаланги в суставах.
[644x484]
Рис.3 Пальчики находятся на верхней деке.
4. Переносим руку на гриф к порожку. Пусть ученик опускает все пальцы на струны, хаотично, не стараясь прижимать, просто для того чтобы, почувствовать их. Затем пусть опускает пальцы на одну определенную струну. И после этого можно предложить ему, чтобы он опускал каждый пальчик в отдельности, как он это делал на корпусе скрипки.
[364x484]
Рис.4 Пальцы находятся над грифом у порожка.
5. Можно перекидывать пальцы со струны «соль» на струну «ми», самые крайние струны. Это упражнение на «рулевое движение» - меняется расположение локтя под скрипкой.
Все эти упражнения помогают ребенку привыкать и постепенно осваивать инструмент. Они очень необходимы для формирования правильной и удобной постановки. Выполнять их нужно не спеша, вдумчиво, свободно, без лишних усилий.