Когда начинает учиться малыш, то родителям понятно, что сначала нужно поступить в музыкальную школу и (или) найти педагога.
То же самое относится и к взрослым начинающим! Желательно не покупать скрипку самому по нескольким соображениям.
Все скрипки, даже фабричные, разные, поэтому желательно чтобы с вами пошел выбирать скрипку играющий человек, который сможет оценить удобство игры и качество звука. Среди кучи "деревяшек" может попасться случайно относительно приличный инструмент, не стоит исключать такую возможность.
То же самое в еще большей степени относится и к более дорогим инструментам ручной работы - необходимо слышать звук инструмента.
Есть другая сторона вопроса ;) У скрипача, имеющего хорошо поставленную правую руку любая скрипка будет звучать превосходно, в крайнем случае, очень хорошо :
Не зря говорят: "Не имей Амати, а умей играти!" 8-)
В идеале - слушать инструмент в исполнении как минимум 2х исполнителей в помещении без звонкой акустики.
![]() |
У фабричных скрипок возможны мелкие дефекты, которые не будут заметны неопытному глазу: кривая или слишком высокая подставка, поддерживающая струны, или плохо пригнанные колки, которыми трудно будет настраивать скрипку. |
С этими дефектами придется обращаться к скрипичному мастеру - а это лишние расходы.
Нужно проверить ровность смычка - для этого нужно посмотреть на смычок со стороны винта, зрительно как бы сведя трость в одну точку. Важны также упругость и вес смычка.
|
![]() |
Кроме параметров самого инструмента могут встретиться другие непредвиденные "подводные камни", если вы самостоятельно купите себе скрипку.
Вот реальный случай - парень семнадцати лет пришел на первый урок с инструментом. Выяснилось, что его физическое строение ну никак к скрипке не подходит! Огромный рост, длиннющие руки, большие подушки пальцев - он на скрипке просто не поместился! Промучавшись из принципа полгода на скрипке он перешел на альт - тот был ему как раз по размеру.
Технические принципы игры на скрипке и альте практически не различаются. Разница лишь в размере, в настройке инструмента - на квинту ниже (на альте вместо верхней струны "ми" второй октавы присутствует нижняя струна "до" малой октавы, остальные струны "ля", "ре" и "соль" совпадают) и в альтовом ключе, который нужно выучить так же хорошо, как и скрипичный.
Бывает наоборот - из-за миниатюрного физического сложения нужна скрипка-недомерок - 7/8.
Размеры скрипок:
1/16 (для 3-4 леток),
1/10 (редкий промежуточный размер),
1/8, 1/4, 1/2, 3/4 (самые употребительные детские размеры)
7/8 (редкий промежуточный размер),
4/4 (целая скрипка для среднестатистического взрослого).
Нужно иметь в виду, что игра на инструменте, который велик, тяжела физически и может привести к зажатостям мышц и перекосам постановки у начинающих, что в свою очередь приведет, как минимум, в наш раздел "Руки музыканта" :-0.
Для того, чтобы скрипка держалась комфортно между подбородком и плечом, используют два приспособления - подбородник и мостик (подушечку). Их подбор индивидуален, и самостоятельно, без педагога, не всегда можно с этим справиться.
Важно помнить - в результате манипуляций с этими предметами должно быть достигнуто удобство и естественность положения скрипки. Если этого пока не произошло, то ваш вариант, возможно, не последний!
Подбородники бывают: глубокие, плоские, высокие и низкие. Как правило, подбородник располагается слева от подгрифника (струнодержателя), но некоторые крепятся посередине.
Если фабричный подбородник неудобен - ищите ручной работы, на этом не стоит экономить. Временный вариант в этом случае - снять его вообще, пока не найдется подходящий.
Для самых маленьких существуют небольшие поролоновые подкладочки-наклейки вместо подбородника.
![]() |
Тем, у кого шея короткая и (или) прямые плечи, может подойти подушечка (а некоторые скрипачи играют и вовсе без "подпорок"). Существуют фирменные, но можно сшить и самому на поролоновой основе, или просто подложить кусок поролона нужного размера. Крепится очень просто - перехватить длинной резинкой поперек скрипки от пуговицы до угла. |
Мостов есть множество видов - разной формы и высоты.
Из наиболее оптимальных кажутся мосты голландской фирмы "Willy Wolf" - есть возможность выгибать форму по плечу и варьировать высоту с обеих сторон моста, а также выдвигать по ширине в соответствии с требованиями инструмента.
Для маленьких (начиная с 1/16) один мостик раздвигается на 2 размера.
На удобство положения скрипки влияет также расположение моста относительно скрипки.