• Авторизация


Цивилизация каннибалов 31-10-2010 22:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ГЛАГОЛЪ Оригинальное сообщение

Анимализация человека в гипотезе Поршнева-Диденко

Борис Фёдорович Поршнев (1905-1972) и Борис Андреевич Диденко – авторы весьма оригинальной гипотезы антропогенеза. В её основе лежат две идеи – паразитическо-каннибалическая и расово-видовая.

Первая состоит в утверждении, что наши предки питались падалью и поедали своих собратьев, а вторая – в том, что современное человечество произошло от четырех видов, два из которых были хищными, а два других – нехищными.

Перу Б.А.Поршнева принадлежат такие книги, как "Очерк политической экономии феодализма" (1956), "Социальная психология и история" (1966), "Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в." (1970) и другие. На фоне весьма благополучной научной карьеры их автора довольно странной выглядит его теория антропогенеза, никак не вяжущаяся с марксистской, хотя сам он пытался маскировать её под Ф.Энгельса. Она зрела в его сознании подспудно. Её результатом стала книга «О начале человеческой истории», которая вышла в свет уже после его смерти (в 1974) и стала его основным трудом. Но действительный смысл этой книги становится все яснее и яснее благодаря книгам его благодарного ученика – Б.А.Диденко: «Цивилизация каннибалов», «Хищная любовь», «Хищное творчество» и «Хищная власть».

Переход нашего животного предка к человеку вовсе не истолковывался Б.Ф.Поршневым как движение наших предков ко всё более и более культуро-созидательной, преобразующей, творческой деятельности, которая и отдалила его в конечном счете от царства животных. В первобытных людях он видел главным образом не людей, а особых животных. Вот почему нет ничего удивительного в том, что привычную эволюционную схему перехода обезьяны в человека Б.Ф.Поршнев расценивал как самообман. Он писал: «Принято же излагать дело так: "формирующиеся люди" четвертичной эпохи – это как бы смесь свойств обезьяны и человека в тех или иных пропорциях, некие дроби между двумя целыми числами. Ничего третьего. Становление человека – это нарастание человеческого в обезьяньем. От зачатков, зародышей до полного доминирования общественно-человеческого над животно-зоологическим. Эта схема – самообман» (1; гл.7).

Нет также ничего удивительного в том, что Б.А.Диденко приписал человеку только два отличительных признака, среди которых способность к культурно-созидательной деятельности напрочь отсутствует. Вот эти признаки: «Во-первых, люди – единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление. И во-вторых, столь же странно, на первый взгляд, еще одно отличие: люди – опять-таки единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление – его деабсурдизация. Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенно правильно, либо дает картину нервного срыва (неадекватные рефлексы), сконструировать же абсурд, или дипластию, его нервная система неспособна. Всё развитие человеческого сознания в ходе истории есть постепенное одоление первоначальной абсурдности, ее сдвижение на немногие краевые позиции» (2; 7-8).

Людей отличает от животных, таким образом, два признака – каннибализм и абсурдизм. При этом по обоим этим признакам выходит, что

люди стоят на более низкой ступени своего развития, чем животные

, поскольку животные не убивают себе подобных в таких чудовищных масштабах, как люди, и поскольку нервная система у животных с самого начала их появления на Земле оказалась не способной к неадекватным рефлексам (дипластии, абсурду), тогда как люди только тем и занимаются с незапамятных времён, что освобождаются от своей неспособности реагировать на мир адекватно. Мы видим здесь уже неприкрытый анимализм, поскольку автор этих слов низводит человека до существ, стоящих на эволюционной ступеньке ниже каких-нибудь тараканов, которые не поедают других тараканов и реагируют на окружающий мир вполне адекватно.

Вовсе не своими успехами в области биогенеза и психогенеза, которые обеспечили наших животных предков способностью к культурно-созидательной деятельности, обязан своим происхождением род человеческий, он обязан этим каннибализму, или адельфофагии. «Это, – поясняет Б.А.Диденко, – умерщвление и поедание части представителей своего собственного вида. Она-то и привела к возникновению рода человеческого – Homo sapiens» (2;8). Этот печальный вывод надо принять с мужеством, которое и подобает людям, которые, несмотря на то, что своим происхождением они обязаны адельфофагии, все-таки сумели в какой-то мере обогнать в своём развитии других животных, с адельфофагии не начавших историю своего вида. Шутки-шутками, но надо же как-то объяснить такое унизительное обвинение, брошенное Б.Ф.Поршневым и Б.А.Диденко в адрес наших предков, поскольку рикошетом оно зацепляет все человечество, включая и нас с вами. Главный аргумент, позволяющий им бросить вызов всему человечеству, состоит в неимоверной человеческой жестокости, по накалу которой люди оставили позади себя многих других особей. Как объяснить этот факт? Почему это так? Да потому, что неимоверная жестокость перешла людям по наследству от их предков-адельфофагов.

Чтобы развеять сомнения в чудовищной жестокости их потомков, Б.А.Диденко пишет в самом начале своей книги «Цивилизация каннибалов»: «Беспредельная жестокость, столь ярко и щедро демонстрируемая человечеством, не имеет аналогий в мире высших животных... И в чем причина патологической жестокости "царя природы" в отношении к себе подобным? Более 14,5 тысяч войн при четырех миллиардах убитых. За все историческое время в общей сложности насчитывается всего лишь несколько "безвоенных" лет. Люди практикуют 9 видов насилия при 45 их разновидностях – и эти цифры, судя по всему, устаревают, точно так же, как и "набранное" количество войн. Всю эту чудовищность существования и "сосуществования" человеческих популяций невозможно понять без выяснения причин ее возникновения» (2;3).

Спору нет, много кровинушки испили наши предки, много душ загубили своей чудовищною жестокостью, да и по сей час они продолжают это делать. Но разве можно свести всё многообразие причин, лежащих в основе человеческой жестокости, к дурному, адельфофагическому, наследству, даже если его и признать за аксиому? За выведением человеческой жестокости из наследственной адельфофагии у авторов анализируемой гипотезы антропогенеза стоит явная, бросающаяся в глаза анимализация человеческой истории и чуть ли не полное игнорирование социокультурной природы человека.

Гипертрофия биологической природы предков человека и его потомков за счет очевидного игнорирования социокультурной подоплёки, лежащей в основе перехода наших животных предков в людей, – вот методологическая основа гипотезы антропогенеза Б.Ф.Поршнева-Б.А.Диденко. Исходя из неё, её авторы и приписали нашим предкам мифическую адельфофагию. Столь же квазинаучно выглядят и те страшные картины, которые нам рисуют авторы анализируемой теории, связанные с добыванием мозга их костей животной падали. Если уж считать, что биофизическая природа человекообразных обезьян была такой неподготовленной для самостоятельной охоты на животных и для добывания растительной пищи, то как объяснить тот всем известный факт, что до нашего времени дожили другие наши эволюционные собратья – обезьяны? Отчего же именно нашим предкам авторы анализируемой теории отвели такую незавидную роль – роль паразитов? До какой же степени надо гипертрофировать человеческую жестокость, чтобы подвести под неё адельфофагию наших предков, с одной стороны, и питание мозгами падали (трупоядение), с другой!

Появлению Homo Sapiens, по мнению Б.А.Диденко, предшествовало отпочкование от палеоантропов (троглодитов) Homo pre-sapiens (Человека предразумного). Последний отмежевался от своих жестоких родителей в знак протеста против их кровожадности, против умерщвления ими своих собратьев. При этом поедали-то троглодиты, как предполагает Б.А.Диденко, специально откормленный для этой цели молодняк. Он пишет: «Надо думать, что этот молодняк, вскормленный, или вернее, кормившийся близ стойбищ (в загонах?) на подножном растительном корму до порога возраста размножения, умерщвлялся и служил пищей для палеоантропов. Лишь очень немногие (отбираемые палео-антропами по "большелобости") могли уцелеть и попасть в число тех взрослых, потомки которых затем отпочковались от палеоантропов, образовав мало-помалу изолированные популяции кормильцев (данников) этих палеоантропов...» (2;39).

Б.А.Диденко – автор учения о четырех человеческих видах. Два из них являются хищными. Это суперанималы (сверхживотные) – прямые потомки адельфофагов (первоубийц) и суггесторы (псевдолюди) – агрессивные и коварные приспособленцы. Два других вида людей являются нехищными. Это диффузные люди и неоантропы. Главный отличительный признак первых – лёгкая внушаемость, а других – самокритичность. Но как же случилось, что некогда единый вид наших предков породил эти четыре разных человеческих вида? Чтобы было яснее, о чём идет речь, надо сравнить разные виды людей с разными видами животных. Есть, например, львы, тигры, пантеры и леопарды, так вот и среди людей есть разные их виды – суперанималы, суггесторы, диффузионалы и неоантропы.

Если суперанималы (сверхживотные) – прямые наследники троглодитов, то люди суггесторы (псевдолюди) – прямые наследники «людей предразумных». Суперанималы и суггесторы составили два первых человеческих вида. Оба они являются хищными. Правда, формы проявления их хищности разные: сверхживотные обладают ею как господа (волки), а псевдолюди – как их рабы (лисы). Но откуда взялись ещё два человеческих вида – диффузионалы (бараны) и неоантропы (слоны)? Они новые ответвления от Homo pre-sapiens. Они появились в результате сопротивления хищникам. Вот почему они составляют нехищные виды. Однако формы их сопротивления хищным видам у них разные: первые способны лишь на слабое сопротивление, тогда как другие – на сильное. Но самое интересное, что именно диффузных людей Б.А.Диденко и называет Homo Sapiens. Что же касается неоантропов, то это лучшие представители человечества, хотя и они могут вести себя в определенных ситуациях как диффузионалы.

Вот как выглядит классификация людей по Б.А.Диденко: «Человечество, таким образом, представляет собой поэтому не единый вид, но уже – семейство, состоящее из четырех видов, два из которых необходимо признать хищными, причем с противоестественной ориентацией этой хищности (предельной агрессивности) на других людей. Хищность определяется здесь, как врожденное стремление к предельной или же чудовищно сублимированной агрессивности по отношению к другим человеческим существам... Первый вид (хищный!) – это палеоантропы (или неотроглодиты), предельно близкие к своему дорассудочному предшественнику, "биологическому прототипу" – подавлявшему с помощью интердикции волю сородичей и убивавшему их. Это мрачные злобные существа, зафиксированные в людской памяти с самых ранних времен, в частности, в дошедших до нас преданиях о злых колдунах-людоедах. Второй вид (также хищный) – это суггесторы, успешно имитирующие интердиктивные действия "палеоантропов", но сами все же не способные противостоять психическому давлению последних. Третий вид (уже нехищный) – диффузный. Это те самые суггеренды, не имеющие средств психологической защиты от воздействия жутких для них, парализующих волю к сопротивлению импульсов интердикции. Это – "человек разумный". Четвертый вид – это неоантропы, непосредственно смыкающиеся с диффузным видом, но сформировавшиеся несколько позднее. Они более продвинуты в направлении сапиентации, оразумления, и способны – уже осознанно – не поддаваться магнетизирующему психологическому воздействию интердикции. "Неоантропов" следует считать естественным развитием диффузного вида в плане разумности» (2;42-43).

Не очень веселую картинку нарисовал перед нами Б.А.Диденко. Даже и неоантропы у него выглядят здесь не самым лучшим образом, поскольку и они не всегда оказываются на высоте. Что уж говорить о трёх предшествующих человеческих видах? Вот на каком примере он показывает их представителей: «Главарь ("пахан") (т.е. сверхживотное – В.Д.), "свита приближенных" (несколько прихлебателей: "шестерок") (т.е. псевдолюди – В.Д.) и, наконец, более-менее многочисленная послушная "исполнительная группа" (т.е. диффузионалы, к которым могут примкнуть и неоантропы – В.Д.). Такое самопостроение, стихийная самоорганизация, при снятии уз официальной социальности, предельно точно вскрывает и демонстрирует кардинальный (видовой!) состав человечества» (2;44).

Раз человечество в видовом отношении неоднородно, то, стало быть, и отношение к разным его видам должно быть разнородным. Так, по поводу хищных видов Б.А.Диденко пишет: «...к хищным видам не применимы основные человеческие качества: нравственность, совесть, сострадание. Эти существа привносят в мир бесчеловечную жестокость, бесчестность и бессовестность. Поэтому

с гуманистической позиции их нельзя, в принципе, называть людьми

. Это жестокие и коварные животные, хотя и весьма умные. И если уж называть вещи своими именами, то правильнее всего будет определить представителей хищных человеческих видов, как

хищные гоминиды

. Или, еще более точно, палеоантропы (неотроглодиты) – это сверхживотные (superanimal'ы), а подражающие, "вторящие" им суггесторы-манипуляторы – это как бы некие оборотни, или псевдолюди» (2;46).

Я не буду здесь выступать с речами, осуждающими нашего теоретика человеческого видообразования. Всё дело в том, что его книги написаны, что называется, кровью сердца. Они родилась не от хорошей жизни. Более того, в отрыве от генетической подоплёки – типология Б.А.Диденко, на примере, увы, достаточно большого числа людей находит свое действительное подтверждение.

Несмотря на то, что свою книгу «Цивилизация каннибалов» Б.А.Диденко закончил надеждой на «ниспровержение хищников» (так называется её последняя глава), каждый понимает, что до их подлинного ниспровержения никому из ныне живущих, по крайней мере, дожить не придётся. Видно, человечество слишком молодо, чтобы ниспровергнуть «хищников» в ближайшей перспективе. Это произойдёт только тогда, когда культурная эволюция охватит подавляющую часть человечества, когда доминировать в обществе начнут неоантропы, а не суперанималы.

У Б.А.Диденко мы находим такую характеристику неоантропов: «Неоантропы – это люди в истинном, насколько это возможно, смысле этого слова, и с учетом, конечно же, конкретных жизненных условий и выбранного личностью пути... Неоантроп – человек, духовно эволюционирующий – непосредственно смыкается с диффузным видом, представляя собой его дальнейшее развитие: продвижение по пути разумного поведения. Основным видовым отличием неоантропа является его способность – генетически закрепленная предрасположенность – к самокритичному мышлению (а в идеале – и к поведению), которое является не только совершенно самостоятельной формой мышления, но и, кроме того, необходимым условием ЧЕЛОВЕЧНОСТИ как таковой, прихода к ней без внешнего научения и даже наперекор хищному воздействию» (2;93).

В. П. Даниленко
Источник

________________

Литература

1. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

2. Диденко Б. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. – М., 1999.

С книгой Б. А. Диденко можно ознакомиться по этой ссылке:

Диденко Б. А. Цивилизация каннибалов
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
BarmaG 31-10-2010-23:11 удалить
а мне вот всегда было интересно почему всех есть можно а людей нельзя..
Lanjane 31-10-2010-23:17 удалить
Где археологические подтверждения этой теории? Нафантазировать при невозможности проверить можно всё, что угодно, яркий пример - тот же Фоменко. Кстати, почему фамилии учёных, которые собираются перевернуть всё с ног на голову, обычно оканчиваются на "-о"? :)
BarmaG 31-10-2010-23:28 удалить
Ответ на комментарий Lanjane # Слыхал про ZOG?? Так вот это байан. Миром правят Космические Хохлы, и не на о, а на ко, это что ваше туземское "сан.
STanka_Dobreva 31-10-2010-23:34 удалить
«Почему сразу прекрасная душа не родилась в прекрасном теле?» «Уникальное соединение духовной основы с физической оболочкой, живущей на Земле, было само по себе неповторимым явлением в мире Вселенной, в мире материи. Это явление впервые произошло. Оно не является продуктом эволюции, когда, постепенно эволюционируя, что-то удачно соединилось. Это было однажды искусственное соединение, которое даёт ряд накладок, которые в данном случае были естественны. Поэтому, как только впервые духовная ткань соединилась с материальной оболочкой, чувственный мир этой оболочки вышел за рамки, допустимые для неё Природой. Он стал намного шире и сильнее. Соответственно, всё то, что разум должен был суметь сделать у этого человека, у этого организма с чувственным миром, он оказался бессилен сделать. Чувственный мир стал обладать разумом – и появилась сложность. Человек стал осмысливать реальность, думая, что он мыслит разумно. На самом деле он мыслит чувствами, он разумно ничего не видит. Всё, что ему нравится, он берёт как разумное, а всё, что не нравится, – как неразумное». «Почему Отец Небесный не может вмешаться?» «Нельзя. Потому что Отец не человек. Он не имеет возможности, как у человека: прийти, постучать, выбить дверь, дернуть за ухо… Ну нет у Него таких возможностей. Поэтому в человека заложено условие, когда именно он сам, своими усилиями должен будет разобраться в происходящем. Мудрость – это не когда тебе впихнули знания, мудрость – это когда, делая ошибку, ты начинаешь понимать правильность тех или иных действий, но уже понимаешь всем своим существом. Вот мудрость. Это не дашь как информацию. Человек должен быть мудр на Земле, а значит, он должен суметь пройти жизненный путь, сделав массу ошибок, и найти ту главную ценность, которую крепко возьмёт и понесёт, уже не теряя никогда. Но такие сложные условия были изначально неизбежно заданы. Поэтому это путь в тысячелетия, когда столько пролито крови, столько глупостей сделано… Он был неизбежен, его нельзя было в принципе изменить. Этой нет возможности вообще. Винить Бога здесь может только неразумный. И рассматривать этот путь как долгий – это тоже неверно. Это условность. Впереди Вечность. А сейчас люди живут только краткое мгновение, за которое они, конечно, успели сильно нашуметь. Но это очень краткое мгновение, оно забудется очень быстро. Как только люди начнут правильно жить, эта информация забудется, она быстро уйдёт из памяти, и люди никогда не будут вспоминать о том, что у них однажды было. Они и сейчас-то легко могут забывать это, но когда полностью изменится информационное поле общества нового, они быстро забудут о том, что было. И искоренят, выветрят это из своей памяти, из памяти души, из генных особенностей своего физиологического тела. Они быстро выветрят это».
Hanako_Ayame 31-10-2010-23:49 удалить
Скорее, склонность человеческой цивилизации к абсурдизму является хорошим признаком. Что же касается массового умерщвления себе подобных- о, человек оказался единственным видом, подводящим логическую базу под убийство, всегда имеющим причины для войны, причины самые разные и да- иногда абсурдные. Люди... великолепны. Самое великолепное в них то, что полностью они не укладываются ни в одну теорию и в то же время, даже самая абсурдная теория может быть в чем- то потрясающе точной и верной.
nightmind 01-11-2010-02:32 удалить
Hanako_Ayame, а это как всегда: в каждой правде есть только доля правды.
nightmind 01-11-2010-02:38 удалить
Ответ на комментарий STanka_Dobreva # STanka_Dobreva, А я вот убеждён, что человечество ни разу не уникально. И на многих других планетах есть цивилизации, почти не отличимые по сути от нашей... А гуманоидов - так вообще пруд пруди. Что уж говорить об обилии расс, которые люди нынче не привыкли считать разумными? Начиная от банальных дельфинов и муравьёв, продолжая машинными цивилизациями и всякими плазмоидами с планетами и светилами, заканчивая наблюдаемой физической Вселенной, с одной стороны, и субатомными частицами - с другой. И везде есть душа и свой разум, среди которых наш - это какая-то энная "серединка на половинку".
nightmind 01-11-2010-02:40 удалить
Ответ на комментарий BarmaG # BarmaG, совершенно согласен *откусил от BarmaG кусок и пошёл дальше*.
nightmind 01-11-2010-02:45 удалить
Ответ на комментарий Lanjane # Lanjane, а кто вообще когда-нибудь ходил смотрел археологические доказательства, проверял калибровку их средств определения возраста? Очень возможно, что археология дурит нас как хочет во всём. Никто ж из обывателей реально не проверит, сколько реально лет назад было сделано это и когда помер вот тот.
BarmaG 01-11-2010-09:56 удалить
Ответ на комментарий nightmind # и ты.. брут.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Цивилизация каннибалов | nightmind - Неистовство мудрецов, или дневник идущего по грани | Лента друзей nightmind / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»