• Авторизация


Профессиональные фехтовальщики средневековой Европы как прообраз ведьмаков мира Сапко 16-11-2007 10:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Профессиональные фехтовальщики средневековой Европы как прообраз ведьмаков мира Сапковского.

Чтобы там не говорили, но многими Геральт Ривийский воспринимается в первую очередь как гениальный фехтовальщик, а уж затем "и прочая, и прочая". Можем ли мы найти его аналоги в "реальной" истории? Хм... Давайте попытаемся!
[показать]



В принципе, чаще всего указывают, что фехтование как искусство возникло, где-то в конце 15-го века. Так принято считать среди нынешних фехтовальщиков. И именно к этому периоду приурочивают появление первых шпаг. Это, между прочим, ещё вполне рыцарские времена, мир Ведьмака этому периоду примерно соответствует или даже является аналогом несколько более позднего времени.
«Постойте-ка!» – скажет мне уважаемый читатель, - «Но ведь люди начали драться на мечах гораздо раньше! А как же рыцари Артура и Карла? А что знаменитые римские гладиаторы?»
В том то и дело, что я делаю акцент на слове «принято». Да и давайте разберёмся, что это за штука такая – история фехтования.

Многие, даже довольно воинственные народы, как-то обходились без этого искусства. Для пример приведу здесь диалог английского офицера с индийским кавалеристом :

«...Испросил его , каким образом они наносят свои удары в тех случаях, когда намереваются отсечь какой-нибудь член.
- Мы сильно ударяем, - отвечает он.
- Это, конечно, - сказал я, - но как научились вы владеть саблей?
- Мы никогда не учились, - заметил он.
- Какая бы рука ни была, но хороший клинок всегда должен хорошо рубить»
А это, между прочим, 19-й век!

Это не значит, что они не умели драться холодным оружием вообще, это значит что у них не было фехтования как системы.

Вообще то говорить о возникновении фехтования можно уже относительно к Крито-Микенской культуре (а это на минуточку ещё до нашей эры было). Первое - эта культура породила множество материальных ценностей и в числе прочих, клинковое оружие, вполне приспособленное уже не просто к рубке, а именно к фехтованию.

«Самые древние предметы вооружения относятся к Крито-Микенскому периоду. Из сохранившихся образцов особенно специфично оружие, известное как "Критская рапира". Она имеет колющий бронзовый клинок длиной около 90 см (длина клинка современной рапиры!). Правда, более поздний, так называемый Микенский меч тоже был акцентирован на укол, но все же им можно было и рубить; критская рапира только колола.»
С. Мишенёв «ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕХТОВАНИЯ»

До нас дошли крито-микенские рисунки и барельефы изображающие фехтующих бойцов, причём по некоторым из них можно утверждать о довольно высокой культуре боя. Например судя по всему было весьма распространено фехтование парой рапир, искусство возрождённое лишь к 17-му веку в Англии. Судя по всему у бойцов этой культуры существовала даже некая (и притом весьма развитая) «боевая акробатика», это тоже хорошо видно по изображениям.

[показать]

«Платон (427 - 347 до н. э.) описывает древний критский танец пирриха, перенятый позднее спартанцами, и перечисляет при этом уклонения, отступления, прыжки в высоту и перегибания. Вот оно, сочетание акробатики и боя в чистом виде! Другими движениями, входящими в танец, были атакующие - стрельба из лука, метание, нанесение ударов. Правда, критяне, в отличие от спартанцев, воспринимали танец буквальнее, как вариант тактико-техничеcкой подготовки, а не как просто прикладной физический тренинг координации, ловкости, растяжки.»
С. Мишенёв «ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕХТОВАНИЯ»

Что до греческих гоплитов и римских легионеров, то применительно к ним, как, впрочем, и к солдатам средневековья, можно сказать – солдаты не фехтуют, они дерутся и убивают. На поле боя не до финтов и вольтов, да и дорого слишком обучать такую массу спецов-фехтовальщиков, большая часть которых поляжет на войне от вражеских стрел и банальной дизентерии, так и не реализовав свой потенциал. Потому, солдат обучали лишь набору базовых движений, да искусству держать строй (вот главное военное изобретение того времени). А для пехотинца в плотном строю, пусть это и прозвучит для кого-то странным, щит куда важнее меча, вот им то и учили пользоваться в первую очередь. Щитом закрывались, им толкали, давили вражеский строй, сбивали врага с ног, били (удар кромкой щита в горло или подбородок противника или же в его лицо – удар страшной силы, он ,кстати, запрещён на большинстве реконструкторских турниров, можно также бить центральной частью щита –умбоном). Не даром именно про щит сказано было в те времена «с ним или на нём!» Ну а удары мечом наносили из-за щита, попросту кололи, чтобы «не открываться». Именно потому мечи того времени так коротки, они нужны для работы в плотном строю щитовиков.
[показать]
Ну а гладиаторы? А это вообще отдельная статья! Воины-актёры! Неповторимая смесь сценического и боевого фехтования!
«Цезарь, по свидетельству Светония, отдавал своих гладиаторов на обучение римским всадникам и даже сенаторам, которые хорошо владели оружием, поручая "настойчиво следить за обучением каждого и лично руководить их занятиями".
Обучение проводилось по той же системе, что и в армии (отработка приемов в парах и на чучеле, утяжеленное учебное оружие), но было более конкретным, направленным. То есть гладиаторов учили только владению оружием, в то время как солдаты должны были еще учиться ходить походным шагом, возводить фортификационные сооружения, обращаться с военной техникой и многому другому. При этом стиль боя солдат был проще, но эффективней - короткие, экономичные движения в бою, конечно, рациональнее, чем серии сложнейших гротескных приемов с самыми разнообразными ударами, толчками, уколами, бросками, падениями и кувырками гладиаторов. Тем не менее бойцы на арене достигали необычайно высокого уровня владения оружием и своим телом. Христианский писатель Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (160-220 г.) пишет о том, что гладиаторов обучали "владению оружием на том уровне, которого только можно было достичь в то время."
… В школах изучалась не только техника, но и тактика боя. Так, римский оратор Квинтилиан (35-96 г.) описывает атаки второго и третьего намерения - сложный тактический прием, используемый и современными спортсменами-фехтовальщиками.
… Кроме собственно фехтования, гладиаторов обучали актерскому мастерству. Благодаря этому рисунки боя гладиаторов и солдат отличались еще больше. Например, при выпаде с уколом в лицо гладиатор не должен был инстинктивно отшатываться назад. Нужно было или эффектно уклониться, или поставить грамотную защиту, или уж принять удар, в то время как солдат обязан был защититься любым, пусть даже самым неэстетичным, способом..»
С.Мишенёв «Идущие на смерть».
[показать]
Это всё конечно хорошо и интересно, но к миру Ведьмака не имеет отношения, так к как реальное средневековье это искусство не переняло, оно угасло вместе с античным миром (почти угасло, но об этом позднее). Раннесредневековые описания боёв (например, саги норманнов-викнгов, бывших известными бойцами того времени) дают нам образчики доволно грубых методов боя. Мы можем говорить о наличии неких навыков и даже приёмов, но о искусстве фехтования не может быть и речи! Во главу угла чаще всего ставится сила воина и качество его меча, о искусстве боя речь, как правило, не идёт.

«Он бросился на Скарпхедина и тотчас же нанес ему у дар копьем и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанес Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч. Скарпхедин ударил Сигмунда секирой. Сигмунд был в кожаном панцире, но удар секиры пришелся в плечо, и секира рассекла лопатку. Скарпхедин дернул секиру к себе, и Сигмунд упал на колени, но тотчас же вскочил на ноги»

«Мощные удары сыпались так часто, что щиты скоро были изрублены и стали непригодны. Когда Атли увидел это, он отбросил свой щит, взял меч в обе руки и стал рубить, что было силы. Эгиль нанес ему удар в плечо, но меч не вонзился. Тогда он ударил его второй раз и третий. Ему легко было выбирать место для своих ударов, так как Атли не был защищен. Эгиль замахивался мечом изо всей силы, но меч не вонзался, куда ни попадал.
Видя, что ничего так не выйдет, ибо и его щит тоже пришел в негодность, Эгиль бросил меч и щит, кинулся на Атли и обхватил его. Здесь сказалось неравенство сил, и Атли упал на спину, а Эгиль наклонился над ним и перекусил ему горло»

Нет никакого чуда, что в последней цитате меч «не вонзается», качество оружия того времени было очень невысоким, мечи быстро тупились, гнулись, ломались именно потому хороший меч очень ценился и нередко воспевался в сагах и балладах, вспомним хотя бы тот же Экскалибур.

Несмотря на отсутствие фехтования как системы, необходимые боевые навыки, дающие неоспоримое преимущество в бою, со временем накапливались в среде представителей воинского сословия. Мало того, они были своего рода гарантом силы и власти этого сословия над прочими и потому передавались в своей среде из поколения в поколение. Рыцарских детей начинали обучать с раннего детства, воины взращённые таким образом становились настоящими профессионалами, знатоками своего дела. Но было их немного, они были своего рода закрытой кастой, державшей своё искусство в своей среде.

«Например, во всей Англии в 70-х годах XIII в. было 2750 рыцарей. В боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливая за тысячу».
Н.Горелик

Улучавшееся от века к веку качество холодного оружия только упрочняло их положение. Со временем рыцари стали единственной силой на поле боя, с которой было принято считаться, и навыки боя развивались также «противорыцарские». То есть навыки боя против, как правило, хорошо одоспешенного противника. С применением оружия, способного этот доспех пробить. Таким образом, можно сказать, что рыцарское фехтование имело мало общего с нынешним.

«Но до XIVв. исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари, многочисленные же слуги – пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с «достойным» противником – то есть, рыцарем же, – они топтали конями мешающих им своих пеших воинов».
Н.Горелик

«Ибо против бездоспешных мужей, которые в первой почти стычке либо побеждают, либо терпят поражение, вполне достаточно легкого оружия…
…Против тяжеловооруженных, полагающихся только на собственную силу и силу своего оружия, стремящихся сразиться на равнине и добивающихся победы силой, свидетельствуем мы, несомненно, необходимы воины сильные и в доспехах.»
Гиральд Кембрийский, хронист Генриха II, 12 век

Мощная защита позволяла рыцарю специально пропустить удар, чтобы, приняв его на доспех, контратаковать из более выгодной позиции, или не уклоняться от удара, а лишь полууклониться и пустить клинок врага по касательной по доспеху. Всё это, а также то, что рыцари чаще всего сражались в высоких сёдлах, ограничивающих подвижность, приводило к стилю боя не столько подвижному, сколько силовому, хотя и не лишённому своих тонкостей.
[показать]
Из средневековых баллад:
«Меж тем сошлись вплотную два царственных бойца. Хотя над ними копья свистели без конца И дротики впивались в край их щитов стальных, Лишь за своим противником следил любой из них. Вот спешились герои и начали опять Ударами лихими друг друга осыпать Не замечая даже, что бой вокруг идет И в них, что ни мгновенье, летит копье иль дрот»

«Датчанин гневным взглядом окинул чужака Коням всадили шпоры наездники в бока Во вражий щит нацелясь, склонились копья их, И Людегаст встревожился, хотя был могуч и лих. С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились, Потом друг мимо друга как ветер понеслись. Бойцы их повернули и съехались опять, Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать. Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля. Столбом взметнулись искры над шлемом короля, Как будто кто-то рядом большой костер зажег, Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог. Все вновь и вновь датчанин разит врага сплеча. Щиты звенят протяжно, встречая сталь меча Тут Людегаста видя в опасности большой, На помощь тридцать воинов спешат к нему толпой, Но поздно: крепкий панцирь, сверкающий огнем, Уже три раза Зигфрид успел рассечь на нем Весь меч у нидерландца от вражьей крови ал Беду почуял Людегаст и духом вовсе пал»

«На Волъфхарте кольчугу клинок его пробил, И амелунг могучий смертельно ранен был. Залился кровью алой он с головы до ног. Удар подобный нанести лишь истый витязь мог. Когда почуял бернец, что смерть ему грозит, Он от себя отбросил уже ненужный щит И с силою такою нанес удар сплеча, Что шлем и панцирь короля рассек концом меча. Бок о бок с Гизельхером простерся враг его. Из бернцев не осталось в живых ни одного»

«Оба (Артур и Флоллон. — Авт.) были отлично вооружены, под обоими были кони поразительной резвости, и предугадать, кто из них возьмет верх, было не легко и не просто. Так стояли они, нацелив копья в противоположные стороны (то есть, проще говоря, друг на друга. — Авт.), как вдруг и тот и другой мощными ударами ног дали шпоры своим коням. Наскочив на Флоллона, Артур изловчился ударить его копьем в грудь у основания шеи, и, быстро пригнувшись, он увернулся от его выпада и сбросил противника наземь. Обнажив меч, он (Артур. — Авт.) тут же зарубил бы его, но тот (Флоллон. — Авт.), тотчас же поднявшись на ноги, кинулся на него с копьем и нанес коню Артура смертельную рану в грудь, свалившую и коня и всадника...
Артур поспешно поднялся на ноги и, прикрываясь щитом от наклонившегося над ним Флоллона, мгновенно отбежал в сторону. Сошедшись лицом к лицу, они обменивались яростными ударами, норовя прикончить друг друга. Наконец Флоллон, улучив мгновение, ударил Артура в лоб и, не затупись острие меча о его шлем, нанес бы ему, быть может, смертельную рану. Потекла кровь, и Артур увидел, что его кольчуга и шит покрываются красными пятнами, возгорелся еще более неистовым гневом и, изо всех сил взмахнув своим Калибурном (то есть легендарным мечом Экскалибуром. — Авт.), пробил им шлем Флоллона и рассек ему голову надвое. Получив эту рану, Флоллон упал и, судорожно колотя пятками землю, испустил дух».
«История бриттов» Гальфрида Монмутского, 12-й век.

То есть, согласитесь, происходящее мало похоже на фехтование в нашем понимании. В прочем, рыцарский бой очень хорошо показан и у Сапковского в «Часе презрения» . Помните, Цири становится свидетельнецей боя Сверсов с Варнхагенами? Цитировать его я здесь не буду, но при желании загляните на стр. 408-412 АСТовского издания. Весьма всё показательно там приведено.
[показать]
«В хронике Фруассара описывается один интересный случай (дается в пересказе К. А. Иванова, помещенном в его книге «Средневековый замок и его обитатели»):
Из всех дворов богатых владетелей в XIV в. особенно славился двор графа Фуа. Его обширные замковые помещения были всегда переполнены рыцарями. Дело происходило во время Святок. День был холодный, рыцари грелись, сидя перед камином. В залу вошел сам граф. «Как холодно,— сказал он, — а в камине так мало огня!» Один из рыцарей — Эрнотон — стоял у окна залы, посматривая во двор, и как раз увидел входящих во двор замка ослов, нагруженных дровами. Не долго думая, отличавшийся необыкновенной силой рыцарь спустился во двор, схватил самого большого из ослов, нагруженного дровами, взвалил эту ношу себе на плечи (то есть подхватил осла вместе с дровами. — Авт.), поднялся с нею в залу, растолкал рыцарей и, пробравшись к камину, бросил в огонь осла с дровами, чем возбудил смех и удивление всего общества».
Будем надеяться, что несчастный осел все-таки успел выскочить... Для справок: даже на самого небольшого осла можно было свободно навьючить около 80 кг груза. http://empire-tenebrae.narod.ru/historich/Chevalier13.htm - naverh»

Неудивительно, чтобы носить доспех и прорубать его в бою, чтобы размахивать тяжёлым мечом, способным проломить броню, сила просто необходима. Да и немалый навык тоже. Именно к этому рыцарей готовили с детства. Но всё же, повторюсь, это ещё не фехтование в современном понимании этого слова. Нет науки, нет философии, нет того точного, почти математического расчёта, нет искусства перемещений.

Но всё же искусство фехтования уже начинает зарождаться. Появляются первые научные труды на эту тему, хотя чаще всего они носят ещё не столь системный характер, какого принято ожидать от учебника.

«Владение тяжелым мечом, требовавшее значительной силы и искусства, находилось, благодаря частым фехтовальным упражнениям, на высокой степени совершенства. В пылу схватки иногда щит забрасывали за спину, а меч брали обеими руками. При этом забывались утонченные приемы фехтования...
Эгидий Колонна (писатель XIII в.) отдает предпочтение колющим ударам вследствие значительной сопротивляемости рубящим ударам щитов, доспехов и костей, истощения сил сражающихся, а также потому, что при нанесении колющего удара воин не открывался противнику».
А.Пузыревский ««История военного искусства в средние века»

Но самое интересное, что именно во времена Высокого Средневековья появляются первые мастера фехтования. Но, вот чудо, это, как правило, простолюдины! Именно те самые «бездоспешные мужи», вынужденные не надеяться на прочность своего доспеха и силу своего коня, а имеющие необходимость «спасать себя своими силами».

«Средние Века и эпоха Возрождения в Европе представляли бесконечную вереницу жесточайших войн, феодальных усобиц, больших и малых восстаний. Главной формой тогдашних сражений являлся, как и в античной древности, ближний бой с использованием колющих, рубящих, режущих «инструментов»».
Появившиеся в XV веке ручные кулеврины, аркебузы и мушкеты долгое время не могли изменить эту особенность боевых действий. Они отличались медленным темпом ведения огня, малой дальностью поражения, ненадежностью. Поэтому умение владеть клинком являлось в те времена жизненно важным не только для профессиональных воинов, но и для любого взрослого мужчины. Ведь при осаде города или замка на их стены поднимались все, кто могли, иногда даже женщины и подростки. Проезжие дороги, окрестности селений и ночные улицы кишели разбойниками, «общаться»» с которыми без оружия в руках представлялось нецелесообразным. И дворяне, и обыкновенные бюргеры споры между собой очень часто решали на дуэлях. Наконец, обращение в суд тоже нередко заканчивалось так называемым судебным поединком, победитель в котором безоговорочно считался правым (господствовало мнение, что обязательно победит тот, на чьей стороне сам Господь Бог).»
Михаил ЛУКАШЕВ Опубликовано на сайте СГ КИФ "Черный Доктор
[показать]
Так что как мы видим необходимость была, а это значит , что и решение было найдено.

"Купцы, сельские судьи, ремесленники, как мы легко можем убедиться, нисколько не уступают дворянам ни в доблести, ни в знании военного дела: они славно бьются, как на полях сражений, так и на поединках, они отстаивают города в наших нынешних гражданских войнах"
М.Монтень (он всё же преувеличивает)

Так откуда же взялись эти мастера? Кто обучал сражаться не дворян?
Вернёмся к гладиаторам, упомянутым в начале статьи.

«В 374 г. пала Западная Римская империя. Среди ряда более или менее крупных последствий этого события было одно, на первый взгляд маловажное - роспуск большинства гладиаторских школ. Но в результате без работы, крыши над головой и средств к существованию оказались многие тысячи профессиональных фехтовальщиков, не приспособленных ни к труду, ни к тяготам военной службы. В течение следующих 25 лет школы продолжали закрываться, и, наконец, в 399 г. перестала функционировать последняя. А еще через пять лет официальный запрет был наложен и на сами игры. Все эти меры пополнили число бродячих безработных бойцов. Перед ними было два пути - разбой или продолжение работы по профессии, правда, уже без арен, трибун, объявлений, ажиотажа и славы.
Видимо, бывшие гладиаторы пробовали оба направления, а некоторые может быть, даже совмещали их. Но, в конце концов, демонстрация мастерства за деньги, более стабильная, безопасная и привычная - возобладала. При этом доход, приносимый такой работой, оказался весьма значительным. Во всяком случае, он позволил бродячим фехтовальщикам не раствориться в массах, а выделиться в особую касту - со своим уставом, традициями, правилами и ритуалами.
Более чем через 200 лет, в начале VII в. епископ Исидор Севильский пишет о таком типе фехтовальщиков на мечах, используя для их обозначения новый термин - "campiones", образованный от однокоренных слов кампиген и кампиктодор - так в древнеримской армии назывались учителя фехтования
Кроме показательных выступлений, самые жесткие из которых чуть позже получили название "Bluet-Ruer-Fechten", у отдельных кампионов была еще одна форма заработка - замещение тяжущихся в судебных поединках, которые были официально введены в 501 г. Гандебо Бургундским, а, по мнению профессора Ливенсона неофициально проводились, таким образом, еще в V в.
У хорошего кампиона были все шансы получить постоянную работу подобного рода при монастыре, деревне, епископстве, а то и при королевском дворе.
Таким образом, из смеси бизнеса и фехтования родились два законных рода деятельности - путешествия с показательными выступлениями и замещение тяжущихся в судебных поединках - позволяющие, в общем, безбедно существовать классу простых бойцов.
При этом кампионы вовсе не стремились к военной карьере. Постоянная смертельная опасность в сражениях, тяготы походной жизни, отсутствие постоянного и хорошего заработка, подчиненное, чуть ли не рабское положение по отношению к рыцарям и невозможность раскрыть свои таланты индивидуального бойца - вот судьба рядового воина того времени. А слава и богатство на войне были уделом высшего сословия.
Но нет, худа без добра, и благодаря такому положению вещей и не растворились последователи гладиаторов в средневековых армиях, а создали свой микроклимат, в котором развивали и культивировали свое фехтование, не военное и не рыцарское. »
Бойцы без титулов. Nick ::

И этот стиль фехтования отличался в первую очередь отсутствием доспеха. Во первых, доспех был просто не по карману простолюдину, во вторых, на судебных поединках запрещалось пользоваться такого рода защитой, в третьих, наёмному убийце, действующему в черте города доспех тоже только помеха.

«В результате на передний план выходит подвижность. Активное передвижение со строгим сохранением того или иного базового боевого положения, борьба за дистанцию, глубокие уклонения вниз и в стороны, облегченные, менее амплитудные удары - ведь не надо прорубать доспех - и, как следствие, удары и защиты более частые, вариативные, раскрепощенные. Конечно, никаких полууклонений, которые позволительны при наличии доспеха, быть не могло, и каждое защитное движение обеспечивало полное прикрытие. Оружием на первых порах чаще всего был меч со щитом, иногда шесты и, в частности, в некоторых судебных поединках - дубины.»
Бойцы без титулов. Nick ::

[показать]

Вот пример поединка такого бойца с тяжеловооружённым русским наймитом (наёмным бойцом):
"Литвин никак не хотел надеть на себя все вооружение, а взял только наступательное оружие, да еще украдкой захватил мешочек с песком и привязал его к себе. Когда дело дошло до боя, он бегал легко, и прыгал из стороны в сторону около московитянина, который по причине тяжкого вооружения едва мог и медленно двигаться. Улучив время, литвин искусно подскочил к нему и пустил в отверстие наличника щепоть песку, так что ослепил его, и в это самое время железным топором начал ломать на нем оружие. Московитянин, не могший ничего видеть, признал себя побежденным..."

Также наследием гладиаторов стала зрелищность стиля кампионов, не будем забывать, что они давали своего рода фехтовальные шоу. Бой должен был быть зрелищным, похожим на настоящий (так как многие среди публики знали о таких вещах не по наслышка, а угодить надо было и им), и конечно же, максимально безопасным для выступающих.

«Не потому ли европейское фехтование стало таким красивым видом единоборства? Пройдут века - и это же сочетание эффективности и эффектности мы увидим на страницах учебника профессора И.Е.Сивербрика: "Первое условие в фехтовальном искусстве составляет расторопность, соединенная с красивым положением корпуса во всех позициях".»
Бойцы без титулов. Nick ::

«Довольно долго власти кампионов не жаловали, ведь они были бродягами, да еще и не нищенствующими, что было бы по понятиям того времени полбеды, а зарабатывающими деньги непроизводительным трудом - выступлениями. Актеры, циркачи, фокусники, фехтовальщики под общим именем жонглеров часто встречаются в раннесредневековых документах, клеймящих их презрением»
Бойцы без титулов. Nick ::

Но дело не только в этом. Существовал, а в эпоху позднего средневековья просто распространился довольно хитрый способ убийства неугодного человека. Ему как бы случайно подстраивали дуэль с профессиональным фехтовальщиком-наёмником. Дуэль с весьма предсказуемым, но неизвестным ничего не подозревающей жертве исходом. Эта практика, конечно, не лучшим образом влияла на репутацию мастеров фехтования.
Тем более, что некоторые из них и просто убивали по найму.

Всё же желание вести размеренную жизнь со временем победило. Спрос на учителей фехтования в те неспокойные времена был велик, и многие мастера оседали в конце-концов в городах, обучали городское ополчение, открывали школы для желающих. Со временем появились первые братства и гильдии.
[показать]
«Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потребность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профес сиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими закона ми и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное братство" или "Браво" - каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.
Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы.
Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно было всем.»

Именно эти люди со временем стали создателями фехтования как искусства, а затем и спорта. Именно эти люди со временем обучили армии нового типа военному искусству. Рыцарям, элите общества и сражений, пришлось уступить поле боя массовым регулярным формированиям, составленных из обученных простолюдинов-солдат.
И именно эти люди послужили прообразом для того множества персонажей фентези - приключенцев-фехтовальшиков, в том числе и ведьмаков Сапковского.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Круто! интересно. Все прочитала!

Спасибо))
Шаэрраведд,
Рад, что статья пришлась ко двору.
А то думаю "мого букафф...", мало ли что.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Профессиональные фехтовальщики средневековой Европы как прообраз ведьмаков мира Сапко | Каэр-Морхен - Замок в лесу | Лента друзей Каэр-Морхен / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»