Это цитата сообщения
Kirill_Frolov Оригинальное сообщениеМой друг SergAn98 спросил меня
Мой друг SergAn98 спросил меня:
Чувак, ты наверное уже собираешься домой – вот тебе тема для размышлений:
Предположим что кино – это зеркало общества (американское американского). В ТВ или кино фильмах отражаются наиболее актуальные темы о которых говорит общество, которыми общество живёт. В 70-е эхо сексуальной революции, (хотя не уверен точно); 80-е главная тема кино – физическое превосходство – сильные люди (Шварц, Брюс Ли, Рембо, Чак Норис, Дольф Лунгрен); в н.в. – как мне кажется – сверхспособности у обычных людей и просто сверхспособности (Люди Х, Тайны Смолвиля, сериал Герои, ещё что-то) возможно эта тема только зарождается.
Вопрос к тебе: согласен ли ты что это – явление, и второе: какие темы были предыдущие: 90-2000-е предположительно там было 2 тематические эпохи. Ответ можешь написать в блоге, а можешь так.
Отвечаю.
С ходу я ответа не дам – я его не знаю. Но попробую разобраться в меру своих слабых знаний, подкрепленных, однако, журналом «Тотал DVD».
Начнем с простого. С чем я согласен полностью. Кино – все же искусство. Причем, в моем понимании, искусство народное, т.е. доступное и понятное народу. И поэтому в той или иной форме все же является зеркалом.
В качестве примера можно вспомнить конец восьмидесятых в Советском союзе: «АССА» (1987), «Курьер» (1987), «Игла» (1988), «Воры в законе» (1988), «Маленькая Вера» (1988), «Интердевочка» (1989), «Авария – дочь мента» (1989). Эти фильмы отразили свое время. Я бы сказал они сформулировали свое время. В кино появились новые имена (Соколов, Негода, Яковлева, Допкунайте).
Можно много вспоминать. Фильмы эпохи перезрелого социализма: «Любовь и голуби» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Где находится нофелет» (1987). И много-много чего.
Или вот мне нравится фильм «Окно в Париж» (1994) – в те годы только-только люди стали ездить заграницу в качестве туристов. Еще недавно (меньше 10 лет назад) был железный занавес, а теперь можно было просто взять и поехать, были бы только деньги…
Вообще я думаю, что новые имена – это характерная черта. Появляются новые люди (режиссеры, актеры), которые «по-новому» думают и снимают. На самом деле не «по-новому», а «по-современному». Так как актуально именно в это время. Ну а потом эти «прорывные» люди долго ассоциируются именно с тем временем, которое они отразили.
Ну ладно, с первым вопросом мы разобрались: кино – зеркало окружающей действительности. Или я бы сказал – отражение неких фантазий (желаний) по поводу действительности. В этом плане очень интересно кино с лаконичным названием «Зеркало» (1975), но я его не смотрел.
Второй момент. Кино – все же индустрия, рынок – кино во многом зависит от внешних факторов. Как я вычитал в «Тотал DVD» бум порнографии и ужасов в 70-х годах был предопределен развитием телевидения. Что имеется в виду? Насколько я помню на границе 60-х и 70-х телевидение развилось настолько сильно, что стало подавлять развитие кинематографа. Люди перестали ходить в кино, имея дома персональный телевизор. Удар по кинематографу был глобальный. И чтобы хоть как-то выжить кинематографистам пришлось искать новые формы.
Телевидение в те годы (как и сейчас) было в достаточной степени пуританским. Эротика, порнография, а также ужасы не могли демонстрироваться по ТВ. На этом и сконцентрировались тогдашние кинопроизводители. Большое количество откровенно плохих фильмов, наполненных кровью, убийствами и голыми женщинами заполнили кинозалы. Оттуда и пошло название Грейндхаус – два фильма по цене одного билета.
Однако я не специалист в ужасах. Осмелюсь предложить моему другу rumtumtigger`у коротко изложить историю развития жанра ужасов начиная с «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922). Особенно меня интересуют современные тренды. Тигр, ты единственный специалист, других нет.
Третий момент. Как я называю – эпоха осознания. Каждое историческое событие требует своего осознания историей. Кино не исключение. Я уже писал в заметке, посвященной фильму «Военные потери» (1989), что, по моему мнению, в американском кинематографе эпохой осознания вьетнамской войны стали два периода: конец 70-х («Охотник на оленей» (1978), «Апокалипсис сегодня» (1979)); и конец 80-х «Взвод» (1986), «Цельнометаллическая оболочка» (1987), «Рожденный четвертого июля» (1989). А где-то между ними «Рэмбо: Первая кровь» (1982).
Остальные фильмы про Рэмбо я не беру, так как это скорее представители боевиков, фильмов о «физическом превосходстве и сильных людях».
По моему мнению фильм «9 рота» (2005) как раз попытка осознания афганской войны. И возможно попытка как раз «второй войны», ведь был же «Афганский излом» (1990) с Микеле Плачидо в роли майора Бандуры, да только кто о нем сейчас вспомнит.
Итак, теперь подойдем ко второй части вопроса. Что же было в 90-х и 2000-х?
Про боевики я уже не раз высказывался (см. заметку по творчеству Сильвестра Сталлоне и заметку к фильму «Последний бойскаут»). Боевики захватили добрую первую половину 90-х. Давайте сделаем проще: вторая половина 80-х – первая половина 90-х – эпоха боевиков. Начиная со мало эмоциональных Сталлоне и Шварценеггера, заканчивая постоянно замученным Брюсом Виллисом.
Но тут я бы хотел сказать о другом и объединить все вышесказанное. Я бы хотел сказать о фантастике.
Но тут все равно придется погрузиться в историю. Опять же, я очень плохо знаю историю фантастики и попробую объяснить как смогу. Я надеюсь, что мой друг rumtumtigger поправит меня, так как он все больший специалист в фантастике. Коротко упомянем вехи, как я их себе представляю, начиная со «Звездных войн»:
- Близкие контакты третьей степени (1977) – я не смотрел, вставил вне очереди
- «Звездные войны, Эпизод 4 – Новая надежда» (1977);
- «Звездные войны, Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар» (1980);
- «Звездные войны, Эпизод 6 – Возвращение Джедая» (1983);
- «Бегущий по лезвию» (1982);
- «Инопланетянин» (1982);
- «Терминатор» (1984);
- «Назад в будущее» (1985);
- «Назад в будущее 2» (1989);
- «Назад в будущее 3» (1990).
Позвольте несколько отвлечься. Есть такой замечательный писатель Филип К. Дик. Его значение для кинематографа, а вернее кинофантастики можно сравнить со значением Стивена Кинга. По его книгам сняты: «Бегущий по лезвию» (вышел на экраны через три недели после смерти Дика), «Вспомнить все» (1990), «Крикуны» (1995), «Пришелец» (2002), «Особое мнение» (2002), «Час расплаты» (2003), «Пророк» (2007) и др.
По рассказу Филипа К. Дика «Снятся ли андроидам электрические овцы?» снят мой любимый фильм «Бегущий по лезвию». Как я где-то вычитал, режиссер фильма Ридли Скотт специально выкупал права на рассказ «Бегущий по лезвию» совершенно другого автора, только для того, чтобы использовать это красивое название при экранизации рассказа Дика.
«Бегущий по лезвию» в момент выхода фильма не был признан ни критиками, ни зрителями. Он реально опередил свое время. Только много позже «Бегущий по лезвию» получил свою заслуженную славу. Как сказал Степан Михалков, Ридли Скотт показал такое будущее, каким оно реально стало.
Итак, возвращаюсь к теме. А при чем тут фантастика?
Попробую объяснить. В 1991 г. пал Советский союз. Как заметил о. Андрей Кураев, при советской власти нельзя было верить ни во что, а после нее народ бросился верить во все что попало. Так вот я сам помню, как я увлекался книжками про НЛО. Я не знаю во что верил народ в США, но в кино в 90-х годах я вижу жирный след фантастики, я вижу жирный след летающих тарелок и НЛО.
Вспомним:
- «Секретные материалы» (1994-2002);
- «Прибытие» (1996);
- «День независимости» (1996);
- «Марс атакует!» (1996);
- «Люди в черном» (1997) - очевидные пародии на модное в те годы направление;
- «Темный город» (1998);
- «Жена астронавта» (1999);
- «Секретные материалы: Борьба за будущее» (1998);
- «Пришелец» (2002) – по книге Филиппа К. Дика
- «Забытое» (2004) и много чего другого.
Как мы видим, тема пришельцев захватила кинематограф на добрых 10 лет: с середины 90-х, до середины 2000-х.
Но это взгляд поверхностный. Что мы видим в глубине? А в глубине мы видим вот что.
Сериал «Секретные материалы» разобрал тему пришельцев (а вместе с ней все сказки, мистику, легенды, просто выдумку) до косточек. Теперь мы всё знаем и о инциденте в Розвелле и о секретном полигоне «Зона 51».
Но самое главное, что мы узнали из этого сериала – то что пришельцы давно высадились, вступили в контакт с американским правительством и тайно управляют землянами. То есть мы узнали о «теории заговора» и «мировом правительстве». Мы узнали что «за нами кто-то следит» (вспомним Джорджа Оруэлла и его роман «1984») и «все не так как оно кажется на самом деле».
Я действительно считаю, что во второй половине 90-х и начале 2000-х именно эти два понятия жили в кинематографе. Может это было связано с тем, что уже отсутствовал традиционный враг – Советский союз – и нужно было выдумывать нового врага? Если всех врагов на Земле уже победили, может стоит их поискать в космосе?
В 1998 г. тему того, что за нами кто-то наблюдает, развил фильм «Шоу Трумана»; а в 1999 г. – «Эд из телевизора» (прародитель всех шоу типа «За стеклом», «Дом 2», «Большой брат»).
Но и это не все. В 1999 г. братья Вачовски подвели жирную черту под всеми сомнениями. Да, действительно «за нами кто-то следит» и «все не так как оно кажется на самом деле». Потому что это Матрица.
Фильм «Матрица» произвел шок. Он был в нужном месте, в нужное время (а не забывайте, через год был миллениум и соответствующие ему разговоры и фильмы о конце света, вспомните хотя бы «Конец света» со Шварценеггером в 1999 г.). Он был правильно сделан правильными людьми. Переоценить значение «Матрицы» невозможно. «Матрица» подвела черту под целой эпохой, «Матрица» сама стала эпохой.
Так я вижу 90-е. И начало 2000-х.
Ну а про 2000-е я и не знаю что сказать. Наверное, говорить еще рано. Так как в первой половине заметно влияние фантастики. Опять же в 2003 г. вышло двойное продолжение «Матрица 2: Перезагрузка» и «Матрица 3: Революция» (2003).
Ну и конечно комиксы. Но я бы не хотел подробно останавливаться на этой теме. Я не люблю комиксы. Только перечислю важнейшие:
- «Люди Икс» (2000);
- «Человек-паук» (2002);
- «Люди Икс 2» (2003);
- «Сорвиголова» (2003);
- «Человек-паук 2» (2004);
- «Каратель» (2004);
- «Хеллбой: Герой из пекла» (2004);
- «Женщина-кошка» (2004);
- «Бэтмэн: Начало» (2005);
- «Электра» (2005);
- «Фантастическая четверка» (2005);
- «Люди Икс: Последняя битва» (2006)
- «Возвращение Супермэна» (2006);
- «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)
- «Фантастическая четверка 2: Вторжение Серебряного серфера» (2007);
- «Призрачный гонщик» (2007);
А скоро будут:
- «Каратель 2» (2008);
- «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008);
- «Темный рыцарь» (2008) – новый Бэтмэн 2;
- «Призрачный гонщик 2» (2009);
- «Возвращение Супермена 2: Стальной человек» (2009);
Кроме комиксов в 2000-х экранизировались видеоигры. Но в этом я разбираюсь еще хуже комиксов:
- «Обитель зла» (2002);
- «Обитель зла 2: Апокалипсис (2004);
- «Doom» (2005);
- «Один в темноте» (2005);
- «Обитель зла 3» (2007);
- «Во имя короля: История осады подземелья» (2007)
- «Хитмэн» (2007);
- «Постал» (2007);
- «Уличный боец: Легенда Чун Ли» (2009) – возможно еще были эпохальные фильмы, но я их просто не знаю или забыл.
Также в 2007 г. вышла экранизация мультфильмов «Трансформеры», а в 2009 г. будут «Трансформеры 2».
Но все это (кроме «Трансформеров» и «Doom`a») мне не интересно. Я все таки старше.
Почему экранизируют комиксы, видеоигры и мультфильмы? Ответов много. Но один из них – кризис идей. Кризис идей во всех жанрах. Поэтому и «Рэмбо IV» (2008) появляется, а скоро будет «Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа» (2008).
С другой стороны, в США вызревает кризис. И экономический, и военный и какой угодно. А также кругом террористы. Так может быть зрителю хочется спрятаться в лучший мир, где Человек-паук всех спасет, а Каратель накажет? Может и так.
Еще пару слов в заключение. Появился новый тренд: сначала сериал, потом художественный фильм. Сначала это были «Секретные материалы», а сейчас снимают «Секс в большом городе». Я думаю, когда спадет популярность сериала «Остаться в живых», обязательно должен появиться художественный фильм.
Но я ни слова не сказал ни про «Властелина колец» (2001, 2002, 2003), ни про «Гарри Поттера» (2001, 2002, 2004, 2005, 2007, 2008, 2010). А чем, собственно, ни основные фильмы 2000-х?