Это цитата сообщения
Kirill_Frolov Оригинальное сообщениеМой друг SergAn98 спросил меня
Мой друг SergAn98 спросил меня:
Чувак, ты наверное уже собираешься домой – вот тебе тема для размышлений:
Предположим что кино – это зеркало общества (американское американского). В ТВ или кино фильмах отражаются наиболее актуальные темы о которых говорит общество, которыми общество живёт. В 70-е эхо сексуальной революции, (хотя не уверен точно); 80-е главная тема кино – физическое превосходство – сильные люди (Шварц, Брюс Ли, Рембо, Чак Норис, Дольф Лунгрен); в н.в. – как мне кажется – сверхспособности у обычных людей и просто сверхспособности (Люди Х, Тайны Смолвиля, сериал Герои, ещё что-то) возможно эта тема только зарождается.
Вопрос к тебе: согласен ли ты что это – явление, и второе: какие темы были предыдущие: 90-2000-е предположительно там было 2 тематические эпохи. Ответ можешь написать в блоге, а можешь так.
Отвечаю.
С ходу я ответа не дам – я его не знаю. Но попробую разобраться в меру своих слабых знаний, подкрепленных, однако, журналом «Тотал DVD».
Начнем с простого. С чем я согласен полностью. Кино – все же искусство. Причем, в моем понимании, искусство народное, т.е. доступное и понятное народу. И поэтому в той или иной форме все же является зеркалом.
В качестве примера можно вспомнить конец восьмидесятых в Советском союзе: «АССА» (1987), «Курьер» (1987), «Игла» (1988), «Воры в законе» (1988), «Маленькая Вера» (1988), «Интердевочка» (1989), «Авария – дочь мента» (1989). Эти фильмы отразили свое время. Я бы сказал они сформулировали свое время. В кино появились новые имена (Соколов, Негода, Яковлева, Допкунайте).
Можно много вспоминать. Фильмы эпохи перезрелого социализма: «Любовь и голуби» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Где находится нофелет» (1987). И много-много чего.
Или вот мне нравится фильм «Окно в Париж» (1994) – в те годы только-только люди стали ездить заграницу в качестве туристов. Еще недавно (меньше 10 лет назад) был железный занавес, а теперь можно было просто взять и поехать, были бы только деньги…
Вообще я думаю, что новые имена – это характерная черта. Появляются новые люди (режиссеры, актеры), которые «по-новому» думают и снимают. На самом деле не «по-новому», а «по-современному». Так как актуально именно в это время. Ну а потом эти «прорывные» люди долго ассоциируются именно с тем временем, которое они отразили.
Ну ладно, с первым вопросом мы разобрались: кино – зеркало окружающей действительности. Или я бы сказал – отражение неких фантазий (желаний) по поводу действительности. В этом плане очень интересно кино с лаконичным названием «Зеркало» (1975), но я его не смотрел.
Второй момент. Кино – все же индустрия, рынок – кино во многом зависит от внешних факторов. Как я вычитал в «Тотал DVD» бум порнографии и ужасов в 70-х годах был предопределен развитием телевидения. Что имеется в виду? Насколько я помню на границе 60-х и 70-х телевидение развилось настолько сильно, что стало подавлять развитие кинематографа. Люди перестали ходить в кино, имея дома персональный телевизор. Удар по кинематографу был глобальный. И чтобы хоть как-то выжить кинематографистам пришлось искать новые формы.
Телевидение в те годы (как и сейчас) было в достаточной степени пуританским. Эротика, порнография, а также ужасы не могли демонстрироваться по ТВ. На этом и сконцентрировались тогдашние кинопроизводители. Большое количество откровенно плохих фильмов, наполненных кровью, убийствами и голыми женщинами заполнили кинозалы. Оттуда и пошло название Грейндхаус – два фильма по цене одного билета.
Однако я не специалист в ужасах. Осмелюсь предложить моему другу rumtumtigger`у коротко изложить историю развития жанра ужасов начиная с «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922). Особенно меня интересуют современные тренды. Тигр, ты единственный специалист, других нет.
Третий момент. Как я называю – эпоха осознания. Каждое историческое событие требует своего осознания историей. Кино не исключение. Я уже писал в заметке, посвященной фильму «Военные потери» (1989), что, по моему мнению, в американском кинематографе эпохой осознания вьетнамской войны стали два периода: конец 70-х («Охотник на оленей» (1978), «Апокалипсис сегодня» (1979)); и конец 80-х «Взвод» (1986), «Цельнометаллическая оболочка» (1987), «Рожденный четвертого июля» (1989). А где-то между ними «Рэмбо: Первая кровь» (1982).
Остальные фильмы про Рэмбо я не беру, так как это скорее представители боевиков, фильмов о «физическом превосходстве и сильных людях».
По моему мнению фильм «9 рота» (2005) как раз попытка осознания афганской войны. И возможно попытка как раз «второй войны», ведь был же «Афганский излом» (1990) с Микеле Плачидо в роли майора Бандуры, да только кто о нем сейчас вспомнит.
Итак, теперь подойдем ко второй части вопроса. Что же было в 90-х и 2000-х?
Про боевики я уже не раз высказывался (см. заметку по творчеству Сильвестра Сталлоне и заметку к фильму
Читать далее...