причинность
I Философская категория для обозначения объективной связи и взаимозависимости явлений материального мира.
причинность
Ибо, потому что, оттого что, затем что; в силу того, что; ввиду того, что; вследствие того, что; благодаря тому, что; по той причине, что,
"потому что, оттого что, затем что; "
Как-то, когда Хякудзё читал монахам наставления по дзэн, там присутствовал один старик, невидимый монахам. По окончании наставлений, когда монахи расходились, уходил и он. Но однажды после их ухода он остался, и Хякудзё спросил его: «Кто ты?»
Старик ответил: «Я не человек, но был им, когда Будда Кашьяпа проповедовал в этом мире3. Я был мастером дзэн и проповедовал на этой горе. Один из моих учеников спросил меня тогда, подчинён ли просветлённый закону причинности4. Я ответил ему: «Просветлённый не подчиняется закону причинности». За этот ответ, свидетельствующий о моей приверженности безусловному5, я на пятьсот рождений стал лисом и всё ещё пребываю им. Может быть, вы избавите меня от этого состояния своими словами дзэн и поможете оставить тело лиса? Можно мне спросить вас, подчиняется ли просветлённый закону причинности?»
Хякудзё сказал: «Просветлённый един с законом причинности».
При этих словах Хякудзё старик обрёл просветление. «Я освободился, - сказал он, благодаря почтительным поклоном учителя. - Я больше не лис и должен оставить тело в своём жилье за этой горой. Прошу вас похоронить меня как монаха».
У всех ли ваших действий есть "потому что, оттого что, затем что; "? Понятно, что даже у тех которые "просто так" может быть своя неосознаваемая причина: вся сумма накопленного опыта соединяясь с генетической предрасположенностью к его интерпретации, создают такой паттерн нейрональных связей, активность которого склоняет нас именно к этому действию. Здесь соединяются и многотысячелетний фундамент истории культуры, и личный темперамент, и то что было съедено за обедом, и впечатление полученное 10 лет назад и уже забытое, но оставшееся и вплётшееся в ткань сознания...
Но мозг работает по вероятностному принципу. Миллиарды нейронов всегда генерируют фоновый шум, гештальты, визуально распознаваемые в амбивалентных картинках балансируют на границе фазового перехода, активируясь то один то другой. Уже при развитии мозга гибнет в межклеточной конкурентной борьбе 90% предшественников нейронов, остальные формируют нейрональные сети самоорганизуясь, т.е.в деталях случайно. И вот у мозга нет ответов "да" или "нет" как у компьютера, только "скорее да, чем нет", или "скорее нет, чем да". Всегда есть, хоть не большой, шанс, что активируется другая нейрональная цепочка, импульс соединившись со случайно совпавшими по времени другими импульсами изберёт путь активации иной сети, т.е. разум примет иное решение. Это одна из граней "как бы беспричинности". Но на самом деле эта случайность - это ещё не беспричинность. Она подчиняется статистическим законам, описывается такими точными формулами распределения вероятностей и всё такое. Она только кажется беспричинной с точки зрения детерминистского механистического мировосприятия. а причины и законы бывают разные, в том числе вероятностно-стохастические.
Так есть ли настоящая беспричинность? что-то возникающее из самого себя и никак не связанное физическими формулами с окружающей вселенной в своём возникновении (когда оно появилось оно уже запускает за собой шлейф последствий, т.е. у этого может в таком случае не быть причин, но всегда будут последствия). Трудно себе представить такое, это будет что-то не из этой вселенной, всё сущее, всё бытиё как такое является бытиём покоясь исключительно на нерушимых законах и взаимодействиях. Все они объединены в единое целое и появись во вселенной хоть маленькая точка, в которой не соблюдаются законы мироздания, вся вселенная вытянулась бы, возможно, сквозь эту точку в хаос небытия. Можно, опять же, представить себе вселенную построенную на др. законах, в которой элементы не объединены причинно-следственными связями, в которой всё устроено по другому и в какой-то другой плоскости, но наш разум не способен понять такое существование и отличить его от несуществования.
Но есть и другая плоскость бытия. У Мережковского в Воскресших богах (Леонардо да Винчи) описано учение Александрийских офитов,
змеепоклонников о создании мира и человека:
"Надо всеми небесами есть Мрак безымянный, недвижный, нерождаемый,
прекраснее всякого света. Отец Непознаваемый, Постер аууша, -- Бездна и
Молчание. Единородная дочь его. Премудрость божия, отделившись от отца,
познала бытие и омрачилась, и восскорбела. И сын ее скорби был Иальдаваоф,
созидающий бог. Он захотел быть один и, отпав от матери, погрузился еще
глубже, чем она, в бытие и создал мир плоти, искаженный образ мира
духовного, и в нем человека, который должен был отразить величие создателя и
свидетельствовать об его могуществе. Но помощники Иальдаваофа, стихийные
духи, сумели вылепить из персти только бессмысленную громаду плоти,
пресмыкавшуюся, как червь, в первозданной тине. И, когда привели ее к царю
своему, Иальдаваофу, дабы вдохнул он в нее жизнь,-- Премудрость божия,
сжалившись над человеком, отомстила сыну свободы и скорби своей за то, что
он отпал от нее, и, вместе с дыханием плотской жизни через уста
Иальдаваофовы вдохнула в человека искру божественной мудрости, полученной ею
от отца Непознаваемого. И жалкое создание -- перст от персти, прах от праха,
на котором творец хотел показать свое всемогущество, стало вдруг неизмеримо
выше своего создателя, сделалось образом и подобием не Иальдаваофа, а
истинного бога, отца Непознаваемого. И поднял человек из праха лицо свое. И
творец, при виде твари, вышедшей из-под власти его, исполнился гнева и
ужаса. И устремил свои очи, горевшие огнем поедающей ревности, в самые недра
вещества, в первобытную черную тину -- и там их мрачный пламень и все лицо
его, полное ярости, отразилось, как в зеркале, и этот образ сделался Ангелом
Тьмы, Змеевидным. Офиоморфом, ползучим и лукавым. Сатаною -- Проклятою
Мудростью. И с помощью его создал Иальдаваоф все три царства природы и в
самую глубь их, как в смрадную темницу, бросил человека и дал ему закон:
делай то и то, не делай того и, ежели преступишь закон, смертью умрешь. Ибо
все еще надеялся поработить свою тварь игом закона, страхом зла и смерти. Но
Премудрость божия. Освободительница, не покинула человека и. возлюбив,
возлюбила его до конца, и послала ему Утешителя. Духа Познания, Змеевидного,
Крылатого, подобного утренней звезде. Ангела Денницы, того. о ком сказано:
будьте мудры, как змеи". И сошел он к людям и сказал: вкусите и познаете, и
откроются глаза ваши, и станете, как боги".
-- Люди толпы, дети мира сего,-- заключила Кассандра -- суть рабы
Иальдаваофа и Змея лукавого, живущие под страхом смерти, пресмыкающиеся под
игом закона. дети Света, Знающие, гностики, избранники Софии, священные в
тайны Премудрости, попирают все законы, поступают все пределы, как духи --
неуловимы, как звери -- свободны, крылаты, добром не возвышаются и остаются
чистыми во зле, как золото в грязи. И Ангел денницы, подобный звезде,
мерцающей в утренних сумерках, ведет их сквозь жизнь и смерть, сквозь зло и
добро, сквозь все проклятия и ужасы Иальдаваофова мира к матери своей, Софии
Премудрости, и через нее -- в лоно мрака безымянного, царящего над всеми
небесами и безднами, недвижного, нерождаемого, который прекраснее всякого
света, в лоно Отца Непознаваемого.
Так дух человеческий не то что вне мира, просто суть такого высшего начала, которое возвышается и над всеми ипостасями воплощённого мира, и не воплощенного. На самом деле воля духа человеческого может на какое-то вредя даже переступать через законы мира, да может, правда, опять же, со шлейфом причинно-следственных эффектов, последствий, но не это главное. Главное - понимать, что свобода вне мира не бывает, не бывает свобода от законов мироздания, потому что эти самые законы - не ограничение. Они как вода - ограничение для не умеющего плавать, а для умеющего - опора. Ему вода нужна, иначе не на чем будет плыть. Без этих законов нет мира, нет бытия, нет вселенной, с обусловленными именно её законами понятиями свободы и не свободы, без мироздания с его законами, без бытия теряется смысл самих этих понятий. Но, как разум человеческий отчасти свободен от мира в том смысле, что может отделиться от материи а мире абстрактного представления, моделирования реальности, создать её отображение в себе, работать с ним, взглянуть на материальный мир со стороны, так же дух человеческий свободен от всего воплощённого и не воплощённого мироздания, потому что в самой своей сути способен отделится от него, и наоборот глубоко соприкоснуться с ним, глубже чем разум, который очень механистичен, обусловлен и только отражает, дух может соприкоснуться с реальностью как бы изнутри, с самой её сути, но остаться собой. Разум та же материальная структура с свойствами отражения и моделирования, дух - по сути нечто стоящее глубоко во вне всего что есть в этом мире, но всё же часть этого мира, и не растворяясь, не замутняясь, со стороны, но изнутри способен творчески взаимодействовать с ним. Это возможно лишь для просветлённого, т.е. в духовном сознании. Так подчиняется ли просветлённый закону причинности? В духовной сердцевине своей он может прослеживать эти законы со стороны, будто он не подчиняется, но куда ему от них уходить? Он может творить из самого себя, если хочет, но не из самости, которая сама может либо подчиняться не отслеженным обусловленностям нейрональных связей, либо стохастике, законам детерминированного хаоса, т.е. не из "а вот почему бы и нет" (т.е.может и из этого, но добровольное подчинение вышеперечисленным внутримирным законам запустит новый круг кармы, причинно-следственных эффектов, которые простираются не только на внешние события, но и на сам разум, который тоже становится обусловлен и духовная свобода исчезает до того самого момента, пока человек сознательно не примет решение больше не следовать этим законам, и приложит определенное усилие, чтоб освободится из их круга) . Он может творить и действовать из решений той природы, которая не сливается с миром, если эта природа примет такое решение относительно своего пути в этом мире, наверное это решение тоже обусловлено отчасти своими законами духовного мира, но, выйдя на тот уровень, понимаешь, что всё же это такой уровень свободы и осознания, над мирный, над законный, так наверное Непознаваемый творил сами законы этого мира, что как-либо сравнивать этот уровень с не просветлёнными состояниями просто смешно.
Что же может делать просветлённый? Он может как рыба освоить законы воды и стать свободным в водном пространстве так, что кажется, сами законы водной стихии для него не писаны, может, как пианист, освоить инструмент так, что перестанет замечать его, полностью отдавшись творчеству, может, как гончар, лепить из глины мироздания свои творения. Свободен ли он будет от мира? И да, и нет. Но чтоб достичь такого уровня свободного управления реальностью, нужно стать единым с ней, чувствовать её чутко, тонко, мгновенно, изнутри. Нужно не конфликтовать с законом причинности, а использовать его как субстрат для своего творчества.
П - maizae grana tosta orum - попкорн по латыни, в Лингве нашёл.