История Древних цивилизаций 3 Жреческие коллегии весталок
20-05-2007 01:30
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В колонках играет - Andrew Bird A Nervouse Tick Motion
Опять перечитала эти тексты... И удивилась себе, почему я не стала археологом? Это же была мечта наравне с экологией и животными. Даже не помню, кто убедил меня в том, что, если я стану биологом и буду бегать за медведями по лесам Алтая, я буду несчастна и никогда не буду зарабатывать хорошие деньги.
Теперь же, сидя на подоконнике седьмого этажа на Добролюбова, почти в центре Москвы, я очередной раз думаю: а здесь ли мне место?
Весталки
Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты.
Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. «Шесть жриц Весты учреждены, чтобы народ имел служительницу священнодействия для каждой своей части, поскольку римская община разделена на шесть частей – на первых и вторых Тициев, Рамнов, Луцеров». (Фест. О значении слова).
Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Об этом подробнее пишет Авл Гелий в произведении «Аттические ночи»: «Те, кто написал о выборе весталки, среди которых наиболее тщательно – Лабеон Антистий, утверждают, что ее младше, чем в шесть, и старше, чем в десять лет от роду, брать запрещено… Равным образом – ту, у которой нет в живых отца и матери… также ту, что имеет дефект речи и слабый слух, или ту, что отличается другим каким-нибудь телесным недостатком… запрещение распространяется также на ту, которая, которая либо сама, либо чей отец освобождены от отцовской власти, даже если при живом отце она находится под властью деда… Равным образом – на ту, чьи родители, один или оба, находились в рабстве или занимались презренными делами». Также Авл Гелий добавляет к этим вышеперечисленным требований следующие: девушку, у которой сестра уже весталка, если у нее отец является фламином или авгуром, членом коллегии семи жрецов – эпулонов или коллегии салиев. «Невесты понтификов и дочери музыкантов, играющих на свирели на священнодействии, тоже освобождались». Интересным мне показалось требование, по которому отец девочки должен был иметь «римское гражданство» и отсутствие у девочки еще двух братьев или сестер.
Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. «Сверх того, выходят из отеческой власти дети мужского пола, если они посвящаются из фламины Юпитера, и женского пола, если назначаются весталками». «Гай. Институции).
Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Авл Галлий писал, что деву брали, отводили в атриум Весты понтификами и передавали ее им, в то же время она выходила без формального освобождения и без умаления гражданского состояния из-под власти отца и обретала право делать завещания. В комментариях Лабеона есть подробности, которые мне хотелось здесь привести: дева весталка никому без завещания не является наследницей, и ей без завещания никто – не наследник, а ее имущество передается в общественную казну.
Правда, более подробного описания о принятии девочек в весталки не сохранились, известно только, что первую взял царь Нум. Тит Ливий пишет, что «выбрал он и дев для служения Весте, служение это происходит из Альбы, и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а отличив их девством и прочими знаками святости, дал им общее уважение и неприкосновенность». (Тит Ливий. История Рима от основания Города). Плутарх тоже вспоминает в труде «Сравнительные жизнеописания», что Нума первыми посвятил в весталки Геганию и Берению, а затем – Канулею и Тарпею. Но есть информация, что им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве священное дерево, которому в эпоху Плиния Старшего было уже более пятисот лет, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Авл Галлий писал: «Аматой же дева при взятии в весталки понтификом называется, потому что первая взятая носила это имя».
Авторы заостряют внимание на том, что дева эта «берется». Видимо, по словам Авла Гелия «потому, что великий понтифик, схватив ее за руку, уводит будто военнопленную от отца, в чьей власти она находится». В книге 1 Фабия Пиктора написаны слова, которые следует произносить великому понтифику, когда он берет деву в весталки: «Деву весталку, ради священнодействий, какие надлежит ей совершать за римский народ квиритов, как ту, что была взята на основе вашего закона, так и тебя я беру, Амата». Плутарх пишет, что царь назначил священным девам тридцатилетний срок целомудрия, в течение которого в первые десять лет они обучались у своих подруг; во вторые — официально исполняли обязанности весталки; в третьи — сами, в свою очередь, обучали вновь поступивших. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. Есть самые знаменитые случаи. Так, по словам Тита Ливия в Истории Рима от основания Города, он пишет, что «В этом году (337г. До н.э.) весталка Минуция, сперва вызвавшая подозрения своим неподобающим щегольством, затем по доносу раба предстала перед судом понтификов, и после того, как по их решению ей было запрещено прикасаться к святыням и отпускать рабов на волю, вынесен был приговор заживо закопать ее в землю у Коллинских ворот справа от мощеной дороги, на Скверном поле». «Думаю, - пишет Тит Ливий, - ее нечестие и дало месту такое название». В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Плутарх также пишет, что «продуктами этими были хлеб, вода в сосуде, молоко, оливковое масло, словно желая очиститься от обвинения в том, что уморили голодом лицо, посвященное величайшим обрядам». Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. «И так несли ее через форум» - говорит Плутарх. Весь город был погружен в глубокую печаль. «Все молча расступаются и без звука идут следом в какой-то ужасной печали. Не зрелища ужаснее, нет дня, который был бы для Рима мрачнее этого» - восклицает Плутарх. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей. «Так наказывают утерявших священное девство» - заканчивает рассказ о весталках Плутарх.
Для сохранения чистоты весталки принимались самые тщательные меры предосторожности. Ни один мужчина не мог приблизиться ночью к их дому; ни один мужчина, даже врач, не мог ни под каким предлогом войти в их атриум. Дионисий Геликарнасский писал в «Римских древностях», что «днем богиня никому из желающих войти не препятствует, ночью же никому из мужчин пребывать не положено». Если весталка заболевала, ее отправляли к родителям или к какой-нибудь почтенной матроне, и здесь также ни на шаг не отставали от врача, который ее лечил. Чтобы удалить от них всякое искушение, им не позволяли присутствовать на атлетических состязаниях. Их начальник — великий понтифик не спускал с них глаз и заставлял шпионить за ними их служанок. За дурное поведение весталка подвергалась страшному наказанию. «Ту, которая нарушит свой обет невинности, — говорит Плутарх. Но об этом уже сказано выше.
За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. По Плутарху: «Иногда провинившуюся наказывает верховный понтифик – и даже обнаженную, прикрытую тонким полотном, где-нибудь в темном месте». Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. По словам Дионисия Геликарнасского, существует много других показаний неблагоговейной службы при святынях, особенно же погашение огня, чего более всего боятся римляне, полагая, что это – знак гибели полиса, по какой бы причине это ни случилось, и умилостивляя огонь с помощью многих приемов, они вновь приносят его в святилище». Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме.
Прежде всего, они были очень богаты. Их община владела большими имениями, дававшими прекрасный доход; кроме того, каждая из них лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении. Наконец, императрицы делали им очень щедрые подарки. В 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 млн. сестерциев. Плутарх пишет, что, по истечению срока своего пребывания в «должности» весталки, те, кто ушли из храма, «не стали счастливы, проведя остаток жизни в раскаянии и печали. Это повергло всех остальных в суеверный страх, так что вплоть до старости и самой смерти они продолжали твердо соблюдать обет целомудрия». Дионисия Геликарнасский вспоминает о том, что «остальные девы, понявшие с помощью птицегаданий их бедствия как предупреждение, остаются при богине до смерти, но в счет недостающей снова назначается понтификами другая».
С другой стороны, весталки пользовались исключением по отношению к некоторым постановлениям общего права: когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. По словам Плутарха, их всегда сопровождали ликторы. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Плутарх писал, что «с другой стороны, предается казни тот, кто вступит под носилки, на которых несут весталку». Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные услуги, воздвигались статуи.
Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч. Светоний рассказывает об удивительном случае, из которого видно, насколько велик был авторитет весталки. Аппий Клавдий хотел получить триумф, но народ отказал ему в этом; тогда он убедил свою дочь-весталку занять место в триумфальной колеснице и, под ее покровительством, он въехал в качестве триумфатора на Капитолий.
Во время общественных игр весталки занимали почетные места. По улицам они ехали в повозках особого устройства и все, даже консул, должны были уступать им дорогу. Они участвовали во всех религиозных торжествах. В 71 году, когда закладывался храм Юпитера на Капитолии, они находились во главе шествия и кропили чистой водой фундамент будущего здания. За несколько месяцев до смерти, Август поручил им четыре документа: свое завещание, распоряжение относительно похорон, очерк своей жизни и описание империи. Во времена смут охотно прибегали к их заступничеству. Цезарь обязан был им своей жизнью во время проскрипций Суллы. Мессалина, которой Клавдий грозил смертью, просила их заступиться за нее. Когда войско Веспасиана стояло у ворот Рима, Вителлий через весталок просил о прекращении враждебных действий. Наконец, они пользовались привилегией, которую имели немногие: весталок хоронили в городе. Римляне были убеждены, что государство их будет существовать до тех пор, пока сохранятся семь священных предметов: пессинунтский камень, которому поклонялись под именем «великой Матери Богов», терракотовая колесница из Вей, пепел Ореста, скипетр Приама, покрывало Илионы, Палладиум и щиты, которые назывались ancilia. Ancilia — священные щиты, которые салийские жрецы ежегодно в торжественной процессии обносили вокруг города. По преданию, один из этих щитов упал с неба, и царь Нума, узнав от нимфы Эгерии, что от сохранения этого щита зависит благоденствие Рима, велел сделать еще 11 таких же щитов, чтобы никто не мог узнать настоящего ancile и похитить его.
Не все это сохранялось весталками, но древние авторы утверждают, что на их руках находились известные священные предметы. Цицерон уверяет, что в святилище весталок была «статуя, упавшая с неба». Наконец, во время пожара в их доме в 191 г. весталки, по словам Геродиана, перенесли эти таинственные предметы на Палатин; и тогда, прибавляет автор, в первый раз непосвященные увидели Палладиум. Больше мы ничего не знаем об этих святынях, разве только то еще, что они были, по-видимому, небольших размеров и могли поместиться в терракотовом кувшине. Этот камень представлял собой грубое изображение Кибелы. Его перевезли в Рим из Пессинунта в малой Азии в конце III в. до р. х. и поставили в особом храме, построенном на Палатинском холме. Институт весталок просуществовал приблизительно до 391, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, Храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.
Средневековая церковь однако считала их прообразом Девы Марии и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве. (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880).
Упоминания о весталках встречаются даже у Гомера:
Дом священный метателя стрел, Аполлона-владыки,
Ты охраняешь в Пифоне божественном, дева Гестия!
Влажное масло с твоих нистекает кудрей непрестанно.
Этот, владычица, дом посети, - низойди благосклонно
Вместе с Кронидом всемудрым. И дай моей песне приятность.
Гестия, как мы знаем, древнегреческая богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Аида, Посейдона, Деметры и Геры, олимпийское божество. Она покровительница неугасимого огня - начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Целомудренная безбрачная Гестия (она была одной из тех немногих, кто не находился под влиянием могущественной силы Афродиты) пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыблимый космос. Образ Гестии рано приобрел отвлеченные черты персонифицированного огня и не связан с мифологическими сюжетами.
Культ же Весты, восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезенным Энеем и хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя.
В частных домах Весте посвящался вход в дом - вестибул. Впоследствии Весту отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнем как чистейшим элементом, ее причисляли к пенатам Рима, так как магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и Весте.
Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием. Это можно увидеть на сохранившихся статуях.
Иногда люди и жрецы приписывали неурожаи и неблагоприятные явления природы весталкам, которые не смогли подобающим образом «замилостливить» богов. Так, Дионисий Геликарнасский пишет об одном случае, что «… в Риме появились многочисленные знамения, указывающие с помощью небесных голосов и видения на гнев богов. И все это побеждало к выводу о том, как заявляли также, объединив свои знания, прорицатели и толкователи священных обрядов, что некоторые боги гневаются, поскольку они не получают установленные обычаем почести, ибо священнодействия для них совершаются не безупречно и не благочестиво». Именно после этих заявлений был начат всеми усердный поиск, и через некоторое время верховным жрецам передали донос, что одна из дев, охраняющая священный огонь, по имени Опимия, лишилась девственности, оскверняет священные образы.
Примечание:
Если смотреть современное понимание слова «весталка», то в словаре синонимов русского языка: Весталка - значит «невинная».
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
Весталка, ж. 1. Девственная жрица Весты, богини домашнего очага в римском культе (истор. ). 2. Целомудренная девушка (поэт. шутл. устар. ).
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:
Весталка - «Жрица Весты, богини домашнего очага, давшая обет целомудрия у древних римлян. Учреждение института весталок произошло очень просто. Во времена доисторические огонь можно было добыть только трением двух кусков сухого дерева или от искры, которая получалась при ударе о булыжник. Ввиду этого в каждой деревне поддерживался общественный огонь: в особо предназначенной для этого хижине он горел непрерывно и день и ночь и был предоставлен во всеобщее пользование. Обязанность поддерживать его возлагалась на молодых девушек, так как только они не уходили в поле. С течением времени этот обычай превратился в священное учреждение, как это и было в Альбалонге, метрополии Рима; когда же был основан Рим, то и этот город учредил у себя свой очаг Весты и своих весталок».
Некоторым из весталок, из-за усердия и отличающей их высокой нравственности, были сооружены мемориальные статуи, которые до сих пор стоят вдоль длинного коридора, который, с тремя ванными в центре, был окружен двух ярусной колоннадой.
Весталка Туккия собирает воду в решето. Картина Луиса Гектора Леру
Две весталки, Туккия и Квинта Клавдия, особенно известны в истории тем, что были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Туккия смогла собрать воду в решето.
Также известны другие весталки:
Рея Сильвия (Rhea Silvia) — мать Ромула и Рема, основателей Рима.
Аквила Севера (Aquilia Severa), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина).
Коэлия Конкордия, считающаяся последней великой весталкой, приблизительно около 380 года.
Тарпея (Tarpeia) предательски, открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам.
Использованная литература:
История Древнего Рима. Тексты и документы/ Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. Шк., 2004.
Религия и общество в Древнем Риме/ под ред. Л.Л. Кофанова и Н.А. Чаплыгиной. М., 1994.
Сакрально – правовые аспекты ритуалов жреческой коллегии салиев в архаическом Риме. Древнее право. М., 1997.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote