Я очень люблю Владимира Набокова. В своём любительском изучении его творчества я пришёл к выводу, что для Набокова существовало несколько очень важных персоналий в мировой литературе, которые на него повлияли прямым образом.
1. Гоголь.
О Гоголе Набоковым написано немало. В США, кажется, он даже читал целые лекции по гоголевской литературе. В одном из своих эссе он отмечает, что Гоголь был новатором в том, что стал разворачивать драматургию побочных, автономных сюжетов. В частности, известный разговор о колесе в "Мёртвых душах", которое то ли доедет, то ли не доедет, структурно повторяется в романе Набокова "Дар" (в примечаниях он сам подтверждает это заимствование). У Гоголя Набоков забирает к себе бутафорию, гротеск и мысль, что люди живут в уродливом мире.
2. Бодлер
В "Лолите" Гумберт неоднократно говорит о том, что собирается поехать на конференцию по творчеству Бодлера. Название романа Набокова "Приглашение на казнь" отсылает к стихотворению Бодлера "Приглашение к путешествию". Известно также, что Набоков сам занимался переводами Бодлера на разные языки. Безусловно, там, где есть Гоголь, может быть и готичный Бодлер. Поэтизация уродства у Набокова, разумеется, не могло обойти стороной и тему "Цветов зла".
3. Лермонтов
Что есть, то есть. Нравилось Набокову творчество Лермонтова. Тему неуместного, лишнего человека он взял именно у Лермонтова, хотя мог взять у кого угодно. Загадочный Владимир Набоков.