Парадоксы по Трумену
Вы, наверное, множество раз видели в новостях сюжеты о громких, жестоких убийствах? И, несомненно, когда преступников наказывали по всей строгости, вы радовались, осознавая, что выходить на улицу сегодня чуточку спокойнее. И никогда бы не смогли себе представить, что пожалеете двух убийц, расстрелявших целую семью – четырёх добропорядочных людей - из дробовика 12-го калибра, без какого-либо мотива. Но вам придётся это представить, если однажды вы решитесь прочитать «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте.
Парадокс I. НЕ обычный детектив
Первый парадокс «Хладнокровного убийства» заключается в том, что его автор смог создать реалистичный и удивительно захватывающий детектив, не прибегая к избитому приёму, когда ответ на вопрос «кто убийца?» даётся на самой последней странице книги. Обычно стоит заглянуть в конец, на ту самую «последнюю страницу» и всякий смысл читать книгу полностью пропадает. В случае же с произведением Трумена Капоте, кто убийца известно практически с самого начала, но напряжение от этого не только не спадает, но даже увеличивается. Автор не делает секрета из будущего героев своей книги. Их судьба становится нам известна задолго до того, как она их постигнет. Но тем более хочется надеяться, что мрачные «предсказания» автора не исполнятся и неумолимый рок не постигнет так полюбившихся персонажей. Это заставляет переживать за них во много раз сильнее.
Путешествие по Канзасу
Честно говоря, книгу относят вообще не к детективу, а, скорее, к роману. Если быть совсем точным, это первый, так называемый, роман-репортаж. Как гласит легенда, в 1959 году Трумен Капоте увидел в газете статью о жестоком убийстве примерной семьи из захолустного местечка где-то в Канзасе: двое неизвестных застрелили из ружья преуспевающего фермера, его жену и двоих детей без какого-либо очевидного мотива. В течении нескольких лет писатель колесил по штату, расспрашивая всех, кого можно, о мельчайших подробностях этого дела. Он опрашивал родственников и соседей убитых, полицейских и детективов, занимавшихся расследованием, каждый день навещал в тюрьме убийц, совершивших это зверское преступление и узнал их, по его словам, лучше самого себя. Его записи, включая некоторые официальные документы, в итоге заняли 6000 тысяч страниц. Трудно представить, какой титанический труд выполнил Капоте. Но произведение стало не сухим отчётом, а синтезом художественной литературы и журналистики.
«Хладнокровное убийство» породило новый жанр: тот самый роман-репортаж. В дальнейшем в этом жанре были написаны «Битва за космос» Тома Вулфа, «Ангелы Ада» Хантера Томпсона и некоторые произведения Нормана Мейлера. Но и тут Трумен отличился. Если у Томпсона, Мейлера и Вулфа ключевым персонажем был сам автор книги, репортёр, описывающий события, то Капоте полностью убрал свою фигуру из произведения. Зато настолько глубоко погрузил нас во все происходящее, во все мысли и эмоции героев, что, без сомнения, чувствуешь себя главным действующим лицом разыгрывающейся трагедии.
Парадокс II. Убийцы тоже плачут
И всё-таки один из главных вопросов долго остаётся нерешённым: ради чего два человека убили совершенно незнакомую им семью, и ничего не украли из дома. Почему преступники положили подростку под голову подушку, прежде чем застрелить? Почему постелили главе семьи картонку, чтобы он не лежал на холодном полу? Бережно укрыли одеялом дочь? Странно было бы проявлять такую заботу к людям, которых вы в течение следующего часа расстреляете из ружья. И именно эту загадку автор совсем не спешит перед нами раскрывать. Ответ крылся в личностях преступников: Ричарда Хикока и Перри Смита. И чтобы не сделать книгу раздутым пересказом событий, и заодно дать читателю пищу для размышления и шанс самому разгадать загадку, автор отводит очень много места для раскрытия личностей Дика и Перри. На протяжении всего романа мы потихоньку, но всё больше и больше узнаём их со всех сторон: по всей книге «рассыпаны» привычки и черты их характеров, их сокровенные мысли, истории из детства, юношества и взрослой жизни. Как кусочки паззла, мы собираем всё это воедино. А в конце узнаём правду. И тогда окончательно проникаемся жалостью и сочувствием к убийцам, которых ничто не может спасти от Перекладины – так называют виселицу. И это есть второй парадокс книги: убита славная семья, которую любила вся округа, а переживаем мы больше за загнанных в угол преступников.
В США «Хладнокровное убийство» сразу стало бестселлером, всего было выпущено более четырех миллионов экземпляров. Впоследствии книга была экранизирована два раза.