Индустрия маркетинговых исследований в Китае развивается рекордно быстрыми темпами. Еще 15 лет назад она была представлена всего одной-единственной компанией, которая могла предоставить профессиональные маркетинговые услуги. Бурный рост этого рынка в Китае пришелся на 90-е гг. прошлого века. Первыми маркетинговыми компаниями стали совместные предприятия иностранных и китайских исследовательских фирм. Первое маркетинговое СП – SRG – было основано в Китае в 1992 году. Затем последовали другие СП - Gallup International, Market Behavior, Ltd. (MBL), Market Facts, Research International, A.C. Nielsen, Sofres Group, NOP Group – все они основали совместные предприятия в Китае. Так, к 1993 году в Китае было 20 маркетинговых компаний, а сейчас их насчитывается уже более 2500 (по данным Китайской ассоциации маркетинговых исследований - Chinese Market Research Association).
Темпы роста рынка маркетинговых исследований в Китае самые высокие в мире. При росте мирового рынка маркетинговых исследований в среднем на 5% в год, темпы роста китайского рынка превышают 20% в год (в 2003 году прирост в отрасли составил 28%, в 2004 – 22%). Как отметила в своем ежегодном заявлении председатель Китайской Ассоциации Маркетинговых Исследований (CMRA) профессор Кэ Хуйсин (Professor Ke Huixin), рынок маркетинговых исследований в Китае постепенно стабилизируется. Еще в начале 90-х годов темпы прироста в этой отрасли составляли более 100%. В конце 90-х годов темпы прироста были уже на уровне 40-60%, а сейчас они снизились до отметки 20-30% в год.
По данным CMRA, в 2004 году оборот рынка маркетинговых исследований в Китае составил 380 млн. долларов США (3.2 млрд. юаней). Заместим, что по сравнению с 1999 годом объем китайского рынка увеличился в 3 раза, а его доля на мировом рынке маркетинговых исследований за этот период возросла с 1 до 2%.
Большинство исследовательских компаний сосредоточено в крупных городах Китая. В столице каждой китайской провинции есть хотя бы одна компания, специализирующаяся на проведении маркетинговых исследований. Многие из таких компаний возникли из статистических подразделений различных государственных ведомств и организаций. Кроме того, услуги маркетинговых исследований предоставляются и другими компаниями, как-то: образовательными учреждениями и университетами, исследовательскими институтами, рекламными агентствами, различными информационными службами, государственными организациями и т.д.
80% всех исследованих компаний приходятся в Китае на рынок В2С исследований, 20% - на рынок В2В. Однако, если считать в стоимостном выражении, то 60% всех проведенных исследований в Китае проводится на рынке B2B и только 40% - на B2C.
Интересно отметить, что 20% всех заригестрированных в Китае маркетинговых компаний не имеют постоянных наемных работников. Зачастую сотрудники институтов, информационных центров или ВУЗов регистрируют собственную маркетинговую компанию. А для исследований привлекают студентов в качестве временных работников.
Развитие индустрии маркетинговых исследований не только неуколнно следует за высокими темпами развития экономики Китая, но и во много м отражает структуру развития ее основных отраслей. Как видно из графика, главным и наиболее стабильным заказчиком на рынке маркетинговых исследований Китая выступает промышленность товаров массового потребления. На промышленность потребительских товаров повседневного спроса (FMCG – Fast Moving Consumer Goods) и длительного пользования (durable goods) стабильно около 30% заказов на рынке маркетинговых услуг Китая. Спрос на маркетинговые исследования со стороны других отраслей пока не стабилен. В 2003 году из промышленной группы выделился новый крупный заказчик маркетинговых исследований в Китае - автомобильная промышленность. Это объясняется высокими темпами роста автомобильного рынка Китая - в настоящее время он является самым быстрорастущим рынком в мире по сравнению не только с автомобильными рынками других стран, но и c другими отраслями экономики Китая и всего мира.
Важной особенностью китайского рынка маркетинговых исследований является разделение всех маркетинговых компаний на две группы. Первая группа – это так назваемые «консалтинговые фирмы по маркетинговым исследованиям». В соответствии с потребностями клиента такие компании выбирают методологию и инструментарий исследования, определяют целевой сегмент исследований, интегрируют различные ресурсы для сбора и обработки информации, анализируют данные, дают рекомендации для принятия решений и так далее. Вторая группа – это «исполнительные компании по проведению маркетинговых исследований». Они занимаются проведением «полевых работ» - проводят опросы, тестирования, обсуждения, интервью и так далее. Такое разделение можно условно сравнить со строительным бизнесом, где есть проектировщики и строители. Таким образом, первая группа – это «проектировщики» исследований, а вторая – «строители». В Китае всего 50 «проектировщиков» , остальные – «строители» (около 98% всех маркетинговых компаний).
В ближайшие несколько лет темпы роста китайской индустрии маркетинговых исследований будут оставаться высокими, следуя за стремительным развитием китайского экономики. Количество маркетинговых компаний также будет увеличиваться, однако из-за все возрастающей конкуренции будет усиливаться специализация этих компаний. Они будут привлекать клиентов качеством предоставляемых услуг, современной методологией, более широкой географией исследований и т.д. Все больше китайских компаний будут стараться адаптировать западные методики проведения маркетинговых исследований к особенностям китайского рынка. Также будет продолжаться наметившаяся тенденция к укрупнению и объединению компаний. Так, за период 1998-2003гг. количество постоянных наемных рабочих маркетинговой компании возросло с 19 до 57, а среднее количество привлекаемых интервьюеров с 235 до 652 человек.
[513x339]