• Авторизация


Стругацкие, изобилие и диалектика 07-12-2006 03:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В двух недавно перечитанных мной книгах АБС - "Хищные вещи века" и "Второе нашествие марсиан" - увидел я новую для себя тему изобилия. В первой работе технократия дает человеку достаток и, не останавливаясь на этом, дает даже не полное материальное благополучие, которое из человеческой природы не может быть полным вообще, но _ощущение_ абсолютного достатка. "Кнопка наслаждения" обеспечивает состояние бреда, которое человеком на момент бреда воспринимается как реальность, а значит, нет никакой разницы между реальным достатком (который не бывает абсолютным) и достатком, ощущаемым как реальный (а ощущение может быть абсолютным, в отличие от реальности). Ощущение, навеянное нейростимулятором, которое длится вечно (крыса непрерывно жмет на кнопку наслаждения). Почему стала возможной такая утопия (антиутопия - для кого как) в "Хищных вещах"?. АБС дают ответ в самой книге - человечество гонится за достатком, изобилие стало целью, а не средством. Действительно, в массе своей наша цивилизация много страдала - были войны - есть войны, были болезни - есть болезни, и будут еще болезни и войны. К этому добавляются беды социальные, переживаемые человеком не менее остро - отсутствие признания, семьи, денег. Проблем масса.Что такое проблема? - Неудовлетворенная потребность (в здоровье, деньгах, семье, мире и тд).Что такое изобилие? - Это удовлетворение всех потребностей.Изобилие, возведенное в цель - мечта об удовлетворении всех потребностей (вспоминаем другой проект АБС: человек, удовлетворенный абсолютно).Страдающее человечество имеет много потребностей и мечтает об их удовлетворении. Мечтать не вредно, а даже полезно. Но только мечтать - как только НТП сделает изобилие реальным (хотя бы через кнопку наслаждения) - все, конец. Потому что жажда поставить рекорд - потребность, жажда развивать себя - потребность, жажда узнавать мир - потребность, и даже жажда правосудия, справедливости - тоже потребность. Потребность движет человеком, насыщение означает стопор. Стремиться не к чему, потому что "стремиться" означает - чего-то нет, а изобилие уже дало ВСЕ (или ощущение ВСЕГО). Изобилие есть отсутствие потребностей, но одновременно и отсутствие движения.Страдающее человечество мечтало об изобилии всегда, так родился Бог. Поскольку в Бога верили, а изобилие не приходило, придумали мечту о рае, вытеснили божественное изобилие из сферы эмпирически доступного в сферу посмертия. "Не собирайте сокровищ на земле, где мыши подкопывают, и воры крадут (явный намек на невозможность абсолютного достатка в реальности, см. выше), а собирайте сокровища на небе, где нет мышей и воров" (Новый завет, непрямое цитирование). Вера в Бога - это надежда на изобилие. Ницше говорит: "Бог мертв.", я восклицаю: "Какое счастье!". Ведь если бы он был жив, он подарил бы людям изобилие; Бог остановил бы движение вперед.Пример явившего себя Бога (сатиру на это) я обнаружил в другой книге АБС - "Второе нашествие марсиан". Марсиане - внешняя сила, внешний порядок, пришли и дали ВСЕ. И не стало нужно НИЧЕГО. И ошеломлен Харон речью старика-учителя, который убеждает, что страдающему человечеству нужны были именно марсиане (изобилие), и никто не вправе корить за это страдающее человечество. Харону нечего возразить: "У меня нет слов, а их надо найти. Грош нам всем цена, если мы их не найдем". Почему Харон смешался? Потому что мечта об изобилии - это и его мечта. Он вместе со всем человечеством жаждет удовлетворения потребностей. И потребность устранить марсианское "иго" - ведь тоже потребность - даже ее ему предлагают удовлетворить марсиане: "Они предлагают бороться нам с ними легальным средствами, гарантируют свободу печати и собраний. Славные ребята - марсиане, верно?". Это же нашествие изобилия, нашествие мечты! Что можно возразить реализовавшейся мечте? Воистину "бойтесь, ибо могут осуществиться".Теперь о диалектике. Гераклитова аксиома - нельзя войти в одну реку дважды. Все течет, все меняется. Филатов Т.В. в работе "основное заблуждение диалектики" убедительно показывает, что все измениться во все не может, ибо есть раздел, непреодолимая граница. - Смерть. Старый не может стать молодым, измениться в своем качестве, потому что умирает. Все течет, и все меняется - это постоянное изменение, вечное, продолженное, непрерывное во времени. Время живых существ, к сожалению, прерывно, оно прерывается смертью; смерть пресекает изменение. Что такое смерть? - отсутствие изменения. ("мертвое никогда уже не станет живым, ибо оно вообще не меняется" - Филатов). Зачем нам этот вывод? Мечта об изобилии - мечта о неком конечном состоянии абсолютного достатка, НЕИЗМЕННОГО достатка. Что будет, если человечество достигнет неизменного достатка? - оно умрет. Оно перестанет двигаться, изобилие - стазис, а стазис - это смерть. Чтобы изобилие перешло в качественно новое состояние, изменилось, должна быть мечта о противоположности изобилия, мечта о неудовлетворенности. Но вот досада, в состоянии изобилия невозможна любая мечта, потому что удовлетворены все потребности, не о чем мечтать (ведь в основе мечты всегда лежит потребность в результате, нет потребностей - нет мечтаний). Единожды войдя в стазис достигнутого изобилия, человечество из него уже не выйдет, "мертвое не живет" (Филатов).А пока продолжим верить в НТП, Бога, волшебство и прочие механизмы, которые одарят нас изобилием, а заодно и погубят.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Меня поражает систематичность и математическая логичность твоих мыслей! Кто ты? По-твоему вера погубит человека?
Пунко 11-12-2006-15:47 удалить
Здесь, наверное, губительна не сама вера как явление (вера вообще-то полезна, ибо усиливает - от лат. vira, сила), но вера в неправильно избранные приоритеты. Религия, нацеленная на изобилие, мечта, нацеленная на изобилие, опасны тем, что изобилие - вполне доступное в перспективе состояние (например, путем воздействия на "центры наслаждения"). Когда изобилие будет достигнуто, человечество лишится самой главной своей мечты, цели. Человек, утративший смысл жизни, хиреет, кончает самоубийством. Любая религия - мечта об удовлетворении всех своих потребностей (путем их уничтожения, чтобы нечего было удовлетворять - нирвана, либо путем насыщения - гурии, райские сады). А это скотство, ибо о том же мечтает и животное. (помните Г. Уэллса "Машина времени"? Эпизод со счастливыми жрущими потомками человека. Вот она, воплощенная мечта!) Наконец, религия лицемерна - суля блага посмертно, она заставляет отказываться от них прижизненно. "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому в рай". Это лицемерие бедняка, который ненавидит богачей и мечтает сам стать богачом. --- Есть и положительное свойство у религии. Религия отражает "дремучность" общества. Есть у Нерсесянца хорошая фраза: "Миф - следствие недоразумения (в буквальном смысле слова)". Где неразрешимые вопросы, там появляется Бог - писал в послесловии к АБС Переслегин. Религия кроет те сегменты мира, в которых человек не уверен. Пример - любая религия предлагает заповеди, запреты. Н-р, запрет убивать. Почему? Потому что человек не уверен, не знает, плохо или хорошо убивать. Плохо или хорошо - давать сдачи? Плохо или хорошо - прелюбодействовать? Плохо или хорошо - быть тщеславным? То есть, человек не знает, как _правильно_ вести себя в мире. Религия предлагает свою версию системы координат "правильности". (этот элемент рассуждений относится к любым иным институтам социальной регуляции в равной мере - право, мораль и т.д.).
Пунко 11-12-2006-15:48 удалить
А на вопрос: "Ты кто?" очень хочется ответить словами пана Ступальского из книги тех же АБС: - Я тля. :)
Пунко, насчет религии я придерживаюсь фактически такой же точки зрения... Как сказал кто-то: "Я верю в Бога, но не в религию!"... Религия ограничивает свободу человека по максимуму, даже больше чем закон... Всегда считала, что религия - выбор слабых людей, насчет веры в Бога не берусь судить. Все-таки, это немного разные понятия... Кстати, между вопросами "Кто ты?" и "Ты кто?" есть существенная разница. :) - Я тля.))) другого ответа я и не ожидала. :)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Стругацкие, изобилие и диалектика | Пунко - Дневник Пунко | Лента друзей Пунко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»